Достижение данной цели невозможно, если у обучающихся не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Именно познавательный интерес побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе.
В педагогической науке познавательный интерес рассматривается учеными (Бондаревским В.Б. [2], Марковой А.К. [4], Морозовой Н.Г. [5], Щукиной Г.И. [8]) часто как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности обучающегося, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.
Опираясь на определение Н.Г. Морозовой, познавательный интерес в исследовании охарактеризован как избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [5, с. 21].
Как показывает практика, в школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включены не только приобретаемые обучающимся знания, но и процесс овладения знаниями или процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.
По мнению А.К. Марковой, необходимым условием формирования интереса к учению является отработка учителем у учащихся активной учебной деятельности в единстве ее компонентов (понимание учебной задачи, осуществление активных учебных действий, действий самоконтроля и самооценки). При овладении учебной деятельностью у обучающихся складывается активная позиция, умение различать способы и результаты собственной учебной деятельности, преобразовывать и совершенствовать их; перестраивается система отношений к учению и к другому человеку [4, с. 7].
Говоря о развитии познавательного интереса к иностранному языку, следует отметить, что этот учебный предмет занимает особое положение в системе школьного образования. Его специфика заключается в вынесении практического владения языком на первый план, теоретическая сторона предмета не является ведущей в учебном процессе. Такой подход определяется учебной программой, которая ориентирована на обучение иностранному языку как средству коммуникации. Отсюда следует, что усвоение иностранного языка - коммуникативно-познавательная деятельность, а мотивация в усвоении этого предмета - практическая. Поэтому при развитии познавательного интереса на уроках иностранного языка в школе возникает ряд трудностей.
И.В. Рахманов связывает сложности в обучении с тем, что в естественной среде есть естественный мотив деятельности, которого нет при обучении иностранному языку в школе [7, с. 57].
В связи с этим в исследовании проведен поиск эффективных средств развития познавательного интереса учащихся подросткового возраста. В качестве приоритетного средства освоения иностранного языка, как показывает исследование, выступают информационно-коммуникационные технологии, это связано с популярностью Интернета и компьютерных технологий среди молодежи и подростков, и в обществе в целом [3].
Вслед за Е.С. Полат под информационно-коммуникационными технологиями в образовании мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер [6, с. 13].
Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку, как показала опытно-экспериментальная работа, активизируют развитие познавательного интереса учащихся; если на уроке формируется атмосфера соревнования, то при этом включается рефлексия и поисковый характер деятельности, улучшается восприятие и понимание иноязычного материала [1, c. 126].
Исходя из этого, выделим некоторые преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка.
1. ИКТ располагают неограниченным количеством современной аутентичной информации, которую невозможно получить из традиционных средств массовой информации и которую можно успешно использовать на уроках.
2. ИКТ предлагают разнообразные учебные материалы, а также новые формы, методы и приемы работы на занятиях по иностранному языку, а также в свободное время.
3. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность погружения в иную иноязычную среду, улучшая ее понимание, позволяя обучающимся общаться с носителями иных культур.
4. С помощью ИКТ учитывается изменчивость и подвижность языка и, как следствие, предлагается выполнение современных заданий в практической языковой деятельности.
В нашем исследовании проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровней развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка. Опытно-экспериментальная работа проводилась с учениками 5-х классов средних общеобразовательных школ города Челябинска, в эксперименте приняло участие 120 учащихся. На констатирующем этапе разработаны основные критерии и показатели, по которым можно определить наличие и уровень развития познавательного интереса учащихся к иностранному языку.
Нами предложены следующие критерии, в соответствии с которыми проводилась диагностика уровня развития познавательного интереса испытуемых школьников: познавательный, деятельностный, коммуникативный (табл. 1).
Таблица 1
Уровни, критерии и показатели развития познавательного интереса учащихся
Уровни |
Критерии |
Показатели |
Высокий |
Познавательный |
- познавательная потребность, увлеченность предметом; - повышенный познавательный интерес к явлениям и процессам во время занятий; - способность самостоятельно добывать нужные знания; - повышенный интерес к использованию средств ИКТ; - последовательность, обдуманное, планомерное выполнение заданий |
Деятельностный |
- самостоятельное решение нестандартных задач, затруднений; - способность к самооценке, самоанализу; - повышенное внимание, рефлексия |
|
|
Коммуникативный |
- активное проявление положительных эмоций учащимся; - умение быть коммуникабельным, толерантным; - позитивное отношение к учению; - положительная реакция на выполнение сложных заданий |
Средний |
Познавательный |
- познавательный интерес ученика требует побуждений учителя; - освоение новых знаний под руководством учителя; - последовательность выполнения заданий недостаточно продумана; - эпизодическая заинтересованность в обучении с помощью ИКТ |
Деятельностный |
- ожидание помощи от учителя при познавательных затруднениях; - ситуативное наличие внимания, рефлексии; - эпизодическая мотивация, познавательный интерес |
|
Коммуникативный |
- сдержанность в проявлении положительных эмоций; - умение неконфликтно вести себя в коллективе; - отсутствие негативных реакций на выполнение задач повышенной сложности |
|
Низкий |
Познавательный |
- познавательный интерес к учению слабо выражен; - отсутствие готовности к самостоятельной работе; - временная заинтересованность к применяемым средствам ИКТ; - выполнение заданий недостаточно осознанное; - отсутствие интереса к предмету во внеурочное время |
Деятельностный |
- познавательный интерес к учению слабо выражен; - отсутствие готовности к самостоятельной работе; - отсутствие личностной мотивации обучения |
|
Коммуникативный |
- выполнение самостоятельных заданий вызывает негативную реакцию; - некоммуникабельность, отсутствие толерантности, конфликтность; - отрицательное отношение к выполнению сложных заданий |
В соответствии с представленными критериями в экспериментальных группах были выявлены и определены следующие уровни развития познавательного интереса учащихся:
1) низкий уровень (37%) развития познавательного интереса, слабо выражен, характеризуется отсутствием готовности к самостоятельной работе, отсутствием толерантности, отрицательным отношением к выполнению сложных заданий;
2) средний уровень (34%) развития познавательного интереса отмечается освоением новых знаний под руководством учителя, эпизодической заинтересованностью к обучению с помощью ИКТ, ожиданием помощи от учителя при познавательных затруднениях;
3) высокий уровень (29%) развития познавательного интереса характеризуется увлеченностью предметом, повышенным интересом к использованию средств ИКТ, самостоятельным решением нестандартных задач, затруднений, положительной реакцией на выполнение сложных заданий.
На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы изучалась зависимость между систематическим использованием ИКТ на уроках иностранного языка и изменением уровня развития познавательного интереса учащихся к предмету.
В ходе работы с учениками проводились разнообразные формы практических занятий с использованием электронных презентаций; поисковых справочно-информационных систем; специализированных сайтов; электронных словарей и переводчиков; CD-дисков в качестве помощи при выполнении домашнего задания; обучающих online-игр, подкастов, водкастов.
Положительный педагогический эффект при введении и закреплении нового материала достигался учителем за счет сочетания устного теоретического объяснения и организации практической деятельности учеников в online-редакторе (разноуровневые обучающие игры).
В качестве усиления наглядности обсуждаемого материала на уроках применялись электронные презентации, виртуальные экскурсии, электронные тесты и задания.
Положительно зарекомендовали себя электронные ресурсы, когда учитель предлагал для обсуждения проблемные ситуации в соответствии с изучаемой темой, решение которых требовало от учащихся поиска и обоснования информации в сети Интернет, электронных учебниках, справочниках, энциклопедиях и т.д.
Ученикам, пропустившим занятия, были предложены различные варианты восполнения знаний: в форме устного ответа, письменной работы или выполнения индивидуальных заданий в электронном формате (презентации, тесты, комбинированные задания). Во всех случаях ученики предпочитали работу с ИКТ, несмотря на то что для выполнения электронного задания необходимо больше времени, чем на традиционный устный или письменный ответ.
В течение всей опытно-экспериментальной работы нами проводилось наблюдение за изменением уровня познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка. На уроках с использованием ИКТ наибольшую активность и позитивные эмоции проявляли мальчики, девочки были более сдержанны, но также активны. Исходя из наблюдений, мы пришли к выводу, что атмосфера на уроках стала менее напряженная, ученики проявляли увлеченность, сплоченность, взаимопомощь. Изменилось и процентное соотношение уровней развития познавательного интереса: низкий уровень (26%); средний (41%); высокий (33%).
Выводы. Таким образом, занятия на основе ИКТ дисциплинируют учащихся, повышают эмоциональную удовлетворенность от выполняемой деятельности, развивают познавательный интерес, позволяют критичнее относиться к электронным источникам информации. Кроме исследуемых нами уровней развития познавательного интереса, в ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены еще несколько показателей, изначально не входивших в перечень изучаемых. По нашим наблюдениям было выявлено, что при планомерном, дозированном использовании ИКТ снизилась утомляемость учеников, выросло количество желающих выполнить дополнительные задания с привлечением электронных ресурсов. Данные показатели также являются критериями развития познавательного интереса, усиливают мотивацию и благоприятствуют положительной психоэмоциональной атмосфере на уроках.
Рецензенты:
Карпова О.Л., д.п.н., профессор кафедры связей с общественностью, права, профсоюзных и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», г. Челябинск;
Анисимова В.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск.Библиографическая ссылка
Беляева Е.Б. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19545 (дата обращения: 10.10.2024).