Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Беляева Е.Б. 1
1 ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры»
В статье дается определение познавательного интереса. Раскрывается значимость развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка. Обосновывается выбор приоритетного средства развития познавательного интереса, которым являются информационно-коммуникационные технологии. В статье дано определение информационно-коммуникационных технологий. Раскрываются их преимущества при обучении иностранному языку. Рассматриваются и обосновываются уровни и критерии развития познавательного интереса на основе информационно-коммуникационных технологий. Анализируются пути и способы решения обозначенной проблемы в условиях современного образовательного процесса. Проанализирована зависимость между систематическим использованием ИКТ на уроках иностранного языка и изменением уровня развития познавательного интереса учащихся к предмету. Выявлена положительная динамика развития познавательного интереса на уроках иностранного языка.
диагностика уровней развития познавательного интереса
уровни развития познавательного интереса
образовательный процесс
информационно-коммуникационные технологии
уроки иностранного языка
учащиеся
познавательный интерес
1. Беляева Е.Б. Модель развития познавательного интереса на основе информационно-коммуникационных технологий // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 7. – С. 124-128.
2. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. – М. : Просвещение, 2005. – 124 с.
3. Карпова О.Л., Беляева Е.Б. Актуализация профессиональной подготовки преподавателя по использованию информационно-коммуникационных технологий // Региональная экономика: теория и практика. – 2014. – № 2 (329). – С. 58-62.
4. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников / под ред. А.К. Марковой ; науч.-исслед. Институт общей и педагог. психологии Академии педагогических наук СССР. – М. : Педагогика, 1986. – 192 с.
5. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. – М. : Знание, 1979. – 48 с.
6. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальности (ОПД.Ф.2 - Педагогика) / Е.С. Полат и др. ; под ред. Е.С. Полат. – М. : Академия, 2004. – 414 с.
7. Рахманов И.В. Обучение устной речи на иностранном языке. – М. : Просвещение, 2001. – 287 с.
8. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М. : Педагогика, 1988. – 219 с.
Актуальность. Глубокие преобразования, происходящие в современном обществе, приводят к изменениям в сфере образования, предъявляются новые требования к образованию учащихся, где первое место занимает развитие активной личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию, к творческому преобразованию действительности.

Достижение данной цели невозможно, если у обучающихся не сформирован познавательный интерес к учебной деятельности. Именно познавательный интерес побуждает учащихся к упорной, систематической учебной работе.

В педагогической науке познавательный интерес рассматривается учеными (Бондаревским В.Б. [2], Марковой А.К. [4], Морозовой Н.Г. [5], Щукиной Г.И. [8]) часто как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности обучающегося, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей.

Опираясь на определение Н.Г. Морозовой, познавательный интерес в исследовании охарактеризован как избирательная деятельность человека, направленная на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности [5, с. 21].

Как показывает практика, в школе объектом познавательного интереса учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное значение учения. Отсюда следует, что в сферу познавательного интереса включены не только приобретаемые обучающимся знания, но и процесс овладения знаниями или процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания.

По мнению А.К. Марковой, необходимым условием формирования интереса к учению является отработка учителем у учащихся активной учебной деятельности в единстве ее компонентов (понимание учебной задачи, осуществление активных учебных действий, действий самоконтроля и самооценки). При овладении учебной деятельностью у обучающихся складывается активная позиция, умение различать способы и результаты собственной учебной деятельности, преобразовывать и совершенствовать их; перестраивается система отношений к учению и к другому человеку [4, с. 7].

Говоря о развитии познавательного интереса к иностранному языку, следует отметить, что этот учебный предмет занимает особое положение в системе школьного образования. Его специфика заключается в вынесении практического владения языком на первый план, теоретическая сторона предмета не является ведущей в учебном процессе. Такой подход определяется учебной программой, которая ориентирована на обучение иностранному языку как средству коммуникации. Отсюда следует, что усвоение иностранного языка - коммуникативно-познавательная деятельность, а мотивация в усвоении этого предмета - практическая. Поэтому при развитии познавательного интереса на уроках иностранного языка в школе возникает ряд трудностей.

И.В. Рахманов связывает сложности в обучении с тем, что в естественной среде есть естественный мотив деятельности, которого нет при обучении иностранному языку в школе [7, с. 57].

В связи с этим в исследовании проведен поиск эффективных средств развития познавательного интереса учащихся подросткового возраста. В качестве приоритетного средства освоения иностранного языка, как показывает исследование, выступают информационно-коммуникационные технологии, это связано с популярностью Интернета и компьютерных технологий  среди молодежи и подростков, и в обществе в целом [3].

Вслед за Е.С. Полат под информационно-коммуникационными технологиями в образовании мы понимаем процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер [6, с. 13].

Информационно-коммуникационные технологии при обучении иностранному языку, как показала опытно-экспериментальная работа, активизируют развитие познавательного интереса учащихся; если на уроке формируется атмосфера соревнования, то при этом включается рефлексия и поисковый характер деятельности, улучшается восприятие и понимание иноязычного материала [1, c. 126].

Исходя из этого, выделим некоторые преимущества использования информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка.

1. ИКТ располагают неограниченным количеством современной аутентичной информации, которую невозможно получить из традиционных средств массовой информации и которую можно успешно использовать на уроках.

2. ИКТ предлагают разнообразные учебные материалы, а также новые формы, методы и приемы работы на занятиях по иностранному языку, а также в свободное время.

3. Современные информационно-коммуникационные технологии дают возможность погружения в иную иноязычную среду, улучшая ее понимание, позволяя обучающимся общаться с носителями иных культур.

4. С помощью ИКТ учитывается изменчивость и подвижность языка и, как следствие, предлагается выполнение современных заданий в практической языковой деятельности.

В нашем исследовании проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению уровней развития познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка. Опытно-экспериментальная работа проводилась с учениками 5-х классов средних общеобразовательных школ города Челябинска, в эксперименте приняло участие 120 учащихся. На констатирующем этапе разработаны основные критерии и показатели, по которым можно определить наличие и уровень развития познавательного интереса учащихся к иностранному языку.

Нами предложены следующие критерии, в соответствии с которыми проводилась диагностика уровня развития познавательного интереса испытуемых школьников: познавательный, деятельностный, коммуникативный (табл. 1).

Таблица 1

Уровни, критерии и показатели развития познавательного интереса учащихся

Уровни

Критерии

Показатели

Высокий

Познавательный

- познавательная потребность, увлеченность предметом;

- повышенный познавательный интерес  к явлениям и процессам во время занятий;

- способность самостоятельно добывать нужные знания;

- повышенный интерес к использованию средств ИКТ;

- последовательность, обдуманное, планомерное выполнение заданий

Деятельностный

- самостоятельное решение нестандартных задач, затруднений;

- способность к самооценке, самоанализу;

- повышенное внимание, рефлексия

 

Коммуникативный

- активное проявление положительных эмоций учащимся;

- умение быть коммуникабельным, толерантным;

- позитивное отношение к учению;

- положительная реакция на выполнение сложных заданий

Средний

Познавательный

- познавательный интерес ученика требует побуждений учителя;

- освоение новых знаний под руководством учителя;

- последовательность выполнения заданий недостаточно продумана;

- эпизодическая заинтересованность в обучении с помощью ИКТ

Деятельностный

- ожидание помощи от учителя при познавательных затруднениях;

- ситуативное наличие внимания, рефлексии;

-  эпизодическая мотивация, познавательный интерес

Коммуникативный

- сдержанность в проявлении положительных эмоций;

- умение неконфликтно вести себя в коллективе;

- отсутствие негативных реакций на выполнение задач повышенной сложности

Низкий

Познавательный

- познавательный интерес к учению слабо выражен;

- отсутствие готовности к самостоятельной работе;

- временная заинтересованность к применяемым средствам ИКТ;

- выполнение заданий недостаточно осознанное;

- отсутствие интереса к предмету во внеурочное время

Деятельностный

- познавательный интерес к учению слабо выражен;

- отсутствие готовности к самостоятельной работе;

- отсутствие личностной мотивации обучения

Коммуникативный

- выполнение самостоятельных заданий вызывает негативную реакцию;

- некоммуникабельность, отсутствие толерантности, конфликтность;

- отрицательное отношение к выполнению сложных заданий

В соответствии с представленными критериями в экспериментальных группах были выявлены и определены следующие уровни развития познавательного интереса учащихся:

1) низкий уровень (37%) развития познавательного интереса, слабо выражен,  характеризуется отсутствием готовности к самостоятельной работе, отсутствием толерантности, отрицательным отношением к выполнению сложных заданий;

2) средний уровень (34%) развития познавательного интереса отмечается освоением новых знаний под руководством учителя,  эпизодической заинтересованностью к обучению с помощью ИКТ, ожиданием помощи от учителя при познавательных затруднениях;

3) высокий уровень (29%) развития познавательного интереса характеризуется увлеченностью предметом, повышенным интересом к использованию средств ИКТ, самостоятельным решением нестандартных задач, затруднений, положительной реакцией на выполнение сложных заданий.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы изучалась зависимость между систематическим использованием ИКТ на уроках иностранного языка и изменением уровня развития познавательного интереса учащихся к предмету.

В ходе работы с учениками проводились разнообразные формы практических  занятий с использованием электронных презентаций; поисковых справочно-информационных систем; специализированных сайтов; электронных словарей и переводчиков; CD-дисков в качестве помощи при выполнении домашнего задания; обучающих online-игр, подкастов, водкастов.

Положительный педагогический эффект при введении и закреплении нового материала достигался учителем за счет сочетания устного теоретического объяснения и организации практической деятельности учеников в online-редакторе (разноуровневые обучающие игры).

В качестве усиления наглядности обсуждаемого материала на уроках применялись электронные презентации, виртуальные экскурсии, электронные тесты и задания.

Положительно зарекомендовали себя электронные ресурсы, когда учитель предлагал для обсуждения проблемные ситуации в соответствии с изучаемой темой, решение которых требовало от учащихся поиска и обоснования информации в сети Интернет, электронных учебниках, справочниках, энциклопедиях и т.д.

Ученикам, пропустившим занятия, были предложены различные варианты восполнения знаний: в форме устного ответа, письменной работы или выполнения индивидуальных заданий в электронном формате (презентации, тесты, комбинированные задания). Во всех случаях ученики предпочитали работу с ИКТ, несмотря на то что для выполнения электронного задания необходимо больше времени, чем на традиционный устный или письменный ответ.

В течение всей опытно-экспериментальной работы нами проводилось наблюдение за изменением уровня познавательного интереса учащихся на уроках иностранного языка. На уроках с использованием ИКТ наибольшую активность и позитивные эмоции проявляли мальчики, девочки были более сдержанны, но также активны. Исходя из наблюдений, мы пришли к выводу, что атмосфера на уроках стала менее напряженная, ученики проявляли увлеченность, сплоченность, взаимопомощь. Изменилось и процентное соотношение уровней развития познавательного интереса: низкий уровень (26%); средний (41%); высокий (33%).

Выводы. Таким образом, занятия на основе ИКТ дисциплинируют учащихся, повышают эмоциональную удовлетворенность от выполняемой деятельности, развивают познавательный интерес, позволяют критичнее относиться к электронным источникам информации. Кроме исследуемых нами уровней развития познавательного интереса, в ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены еще несколько показателей, изначально не входивших в перечень изучаемых. По нашим наблюдениям было выявлено, что при планомерном, дозированном использовании ИКТ снизилась утомляемость учеников, выросло количество желающих выполнить дополнительные задания с привлечением электронных ресурсов. Данные показатели также являются критериями развития познавательного интереса, усиливают мотивацию и благоприятствуют положительной психоэмоциональной атмосфере на уроках.

Рецензенты:

Карпова О.Л., д.п.н., профессор кафедры связей с общественностью, права, профсоюзных и гуманитарных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиал) Образовательного учреждения профсоюзов высшего образования «Академия труда и социальных отношений», г. Челябинск;

Анисимова В.А., д.п.н., доцент кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск.

Библиографическая ссылка

Беляева Е.Б. ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19545 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674