В зависимости от уровня заболеваемости детей и степени их развития выделяются несколько групп:
I группа - дети, слабо контролирующие свои действия и не имеющие навыков работы в коллективе.
II группа - не готовы к организации самостоятельной деятельности.
III группа - имеют навыки сотрудничества в группе и с её руководителем.
IV группа - хорошо выполняют действия под руководством педагогов.
V группа - способны к интеллектуальной и творческой деятельности.
Для каждой выделенной группы необходимо разработать индивидуальную образовательную траекторию. При включении в систему инклюзивного образования важно разработать психолого-педагогический паспорт для педагога для каждой группы. Особенно это имеет значение при организации экскурсионной деятельности.
Степень эффективности инклюзивной экскурсионной деятельности зависит от следующих условий:
- должна быть разработана индивидуальная программа инклюзии, включающая особенности развития личности;
- формы инклюзивного туризма должны быть индивидуальными и взаимосвязаны с состоянием здоровья;
- физические нагрузки и условия проживания также должны учитывать особенности детей с ОВЗ.
- при подготовке к инклюзивным туристическим экскурсиям необходимы тренинги, учитывающие степень нарушенности здоровья детей и должно быть обеспечено медицинское сопровождение;
- особое внимание следует уделить безопасности для таких групп экскурсантов.
Разработана система заданий для заданий для детей с различными типами ОВЗ (таблица 1).
Таблица 1
Виды заданий для детей с различными типами ОВЗ в процессе экскурсионной деятельности
|
Признаки заболеваний |
Корректируемые признаки |
Индивидуальные задания на ЭТ |
Дети с нарушением слуха |
Недоразвитая память, мышление, речь, волевые и эмоциональные процессы. Замедленное психическое развитие, нарушение двигательных функций |
Особое внимание развитию личного воображения, самосознания, творчества |
1. Составить рассказ об экскурсии 2. Собрать гербарий 3. Провести небольшое соревнование по преодолению препятствий |
Дети с нарушением зрения |
Отклонения во всех видах познавательной деятельности, ограниченные возможности в формировании образом, ориентации в пространстве, состояние травмоопасности |
Развитое общение, речь |
Участок должен быть ровным. По пути следования ребенок должен почувствовать запах окружающей среды, пение птиц, звуки, преобладающие в природной среде |
Дети с задержкой психического развития |
Отставание во всех формах психической деятельности, несформированные умственные операции, низкая познавательная активность, слабая учебная мотивация |
Повышение познавательной активности, интереса, снижение нервно-психической возбудимости, развитие памяти, мышления |
Организация исследовательской деятельности, ролевые игры, например, «Путешествие в страну Робинзонов», изучение эстетики ландшафтов |
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата |
Ограничение двигательных функций, поражение головного мозга, отставание формирования мыслительного аппарата, малый объем памяти, переключение внимания |
Увеличение социальных контактов, создание безбарьерной среды, повышение познавательной активности и психо-эмоциональной сферы |
Организация автобусных маршрутов, а также на колясках, на лошадях и пони, небольшие водные маршруты на лодках, задания по изучению и уходу за растительным и животным миром |
Дети-аутисты |
Почти полное отсутствие контакта с внешним миром, не фиксируется взгляд, не говорит, отсутствие познавательной деятельности, имеют хорошо развитую интуицию |
Социализация ребенка, навыки самообслуживания, адаптация к новым элементам окружающей среды |
Знакомство с комнатными растениями и животными, организация игр с мягкими игрушками, знакомство с гербарным материалом |
Предлагаемые задания позволяют развивать творческий потенциал детей с ОВЗ и проводить оздоровительные мероприятия.
В процессе экскурсии формируются личностные качества детей с ОВЗ по восприятию эстетической ценностей природы; развиваются мотивации по её изучению; вырабатываются умения групповой работы; распознаются объекты живой и неживой природы и знакомятся с методикой ее изучения. Определяются видовое разнообразие растительного и животного мира. В процессе экскурсии проводятся конкурсы:
- по выбору и обоснованию самых красивых экологических участков маршрута;
- даются задания на дом по подготовке изученных материалов в письменной и устной форме;
- составляется фотоальбомы, презентации изученных территорий на маршруте, которые могут быть дополнены гербариями, рисунками, коллекциями почв, горных пород, насекомых и т.д.
Наибольшую эффективность имеют маршруты, проложенные по экологической тропе. Работа на экологической тропе у детей с ОВЗ вырабатываются регулятивные действия:
- в процессе знакомства с планом экскурсии на экологической тропе совместно строится программа, в которой предлагается основная и дополнительная информация;
- приобретаются навыки наблюдения в природе и организации опытов и экспериментов над природными объектами;
- развиваются умения работы с приборами, картами, планами местности;
- формируются навыки по оценке проекта экологической тропы;
- повышается познавательная активность и развивается интерес к исследовательской деятельности.
В Воронежской области разработаны маршруты экскурсионных экологических троп на территориях Воронежского государственного биосферного заповедника, Хоперского государственного природного заповедника [3].
В настоящее время в регионе наблюдается недостаток специалистов по инклюзивному туризму. В этой связи разработан спецкурс для студентов естественно-географического факультета и физического воспитания по использованию регионального лечебно-оздоровительного потенциала для организации инклюзивной экскурсионной деятельности [3].
Исследование лечебно-оздоровительных ландшафтов Воронежской области легли в основу программы спецкурса «Региональный лечебно-оздоровительный потенциал и его использование в инклюзивном туризме» (таблица 2).
В рамках программы спецкурса предусмотрены экскурсии по исследованию лечебно-оздоровительного потенциала бассейна реки Икорец и разработка проектов экскурсионной деятельности на исследуемой территории. Студенты в процессе подготовки к экскурсиям должны учитывать особенности состояния здоровья детей. Проведение каждой экскурсии состоит из трех этапов: подготовка к ней; проведение экскурсии; оформление полученного материала.
Таблица 2
Программа спецкурса «Региональный лечебно-оздоровительный потенциал и его использование в инклюзивном туризме»
Название темя |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Понятие лечебно-оздоровительных ресурсов и лечебно-оздоровительной системы. Структура реабилитационной деятельности |
4 |
Лекция, беседа, ролевая игра |
География лечебно-оздоровительного туризма и возможности для инклюзивной деятельности |
4 |
Практическое занятие |
Место и роль лечебно-оздоровительных ландшафтов в регионе и возможности для развития инклюзивной деятельности |
4 |
Видеофильм, виртуальная экскурсия |
Природные условия формирования лечебно-оздоровительных ресурсов региона и перспективы их использования |
4 |
Практическое занятие и экскурсия |
Геоэкологическая оценка лечебно-оздоровительных ресурсов региона |
4 |
Практическое занятие |
Оценка лечебно-рекреационного потенциала региона и возможности развития экскурсионной деятельности |
4 |
Практическое занятие |
Проблемы, перспективы развития и оценка современного состояния лечебно-оздоровительных ландшафтов региона и развитие на их территории инклюзивного туризма |
4 |
Видеофильм |
Пути обоснования создания рекреационной системы в бассейнах малых рек |
4 |
Проектная деятельность |
Изучение рекреационных ресурсов отдельных лечебно-оздоровительных учреждений региона |
9 часов |
Экскурсия |
Защита проектов |
4 |
Конференция |
Подготовка к экскурсии включает: определение темы, цели и места; изучение и подбор материалов, намеченных к использованию в ходе экскурсии; тщательное обдумывание методических приемов и маршрута; подготовку групповых и индивидуальных заданий, для детей с различными уровнями здоровья; продумывание проблемных ситуаций, заданий и вопросов, ответы на которые дети могут получить в ходе экскурсии.
Студентам необходимо познакомиться по литературным и картографическим источникам с особенностями природы и экономики района экскурсии. Проведение экскурсии включает информационную часть и рабочую, во время работы на экскурсии дети с ОВЗ ведут полевой дневник [1].
В качестве примера приводится инклюзивная экскурсия на территорию лечебно-оздоровительного санатория им. Цюрупы с учетом детей с ограниченными возможностями здоровья.
Маршрут от города Воронежа до поселка Средний Икорец (150 км). На территории санатория имени Цюрупы дети с ОВЗ исследуются физико-географические и экономико-географические объекты, а также минеральный источник «Икорецкая», реку Икорец у санатория и цех по разливу минеральной воды.
Результатом экскурсии является разработка проектов по исследованию минерального источника (глубина залегания вод, химический состав, дата открытия, хозяйственное исследование); история образования санатория, его лечебно-оздоровительный профиль, география отдыхающих и цена путевок. Наряду с территорией санатория изучается бассейн реки Икорец. Исследуется глубина, ширина, скорость течения реки, биотический потенциал, рекреационное использование реки Икорец, а также деятельность предприятия направленная на экспорт минеральной воды [5]. Предлагаемая экскурсия представляет собой тип образовательной экскурсии, которая повышает научно-познавательный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья, показывает оздоровительные функции исследуемого лечебного учреждения и в процессе экскурсии у детей с ограниченными возможностями здоровья формируются коммуникативный свойства.
Аналогичную экскурсию с учетом организации проектно-исследовательской деятельности с детьми можно проводить и на территориях других лечебно-оздоровительных учреждений. Во время экскурсий дети с ОВЗ расширяют географическое и геоэкологическое пространство. Для детей с ОВЗ наиболее перспективным является использование экологических троп, которые закладываются на территории лечебно-оздоровительных учреждений. В процессе их использования реализуются следующие задачи [4]:
- устанавливаются связи между природой, социальной жизнью и человеком;
- осознается взаимосвязь в системе «человек - природа - общество»;
- определяется нравственно-эстетические установки поведения в природе;
- формируются индивидуальные качества, выявляются способности, интересы;
- развивается познавательный интерес к предметам естественнонаучного цикла;
- определяются эстетические ценности природного и социального окружения.
В процессе инклюзивного образования и воспитания на экологической тропе дети с ограниченными возможностями здоровья развивают познавательные действия:
- умение моделировать природные и социальные явления;
- овладевают логическими операциями (анализируют природный объект, сравнивают, сопоставляют, классифицируют, обобщают сведения, полученные об исследуемом объекте, развивают умения устанавливать причинно-следственные связи в природе и взаимосвязи между природой и обществом.
Таким образом, инклюзивная экскурсионная деятельность развивает толерантность между здоровыми и детьми с ОВЗ, социализирует их и формирует интерес к окружающему миру.
Рецензенты:
Дюжакова М. В., д.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж;
Верзилина Н. Д., д.с-х.н., профессор кафедры географии и туризма. ФГБОУ ВПО «ВГПУ», г. Воронеж.
Библиографическая ссылка
Межова Л.А., Летин А.Л., Луговская Л.А. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ИНКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19542 (дата обращения: 12.10.2024).