Изучением самосознания, личностной значимости и самореализации человека занимались многие отечественные ученые (К.А. Абульханова, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), которые едины в том, что это проблема жизненно важного значения. Центральными образованиями самосознания выступают Я-концепция, система ценностных ориентаций и установок, самопринятие, самоценность, самоуважение, самоактуализация и другие. Позитивное развитие этих сторон самосознания является условием личностного роста и самореализации личности.
В работах отечественных и зарубежных авторов накоплен теоретический и практический материал по изучаемой проблеме. Проблема личностного "Я" и самореализации рассматривается исследователями как с общепсихологических позиций (М. Аргайл, С.Л. Братченко, Р.Бернс, А. Маслоу, К.Роджерс и др.) [2,5, 11], так и с позиций возрастного развития (В.С. Агапов, А.В. Захарова, Э. Эриксон и другие) [1, 8]. Несмотря на большое количество разнообразных исследований, посвященных этой проблеме, остаются нерешенными вопросы о единстве терминологии для описания составляющих самосознания и общепризнанном определении и структуре процесса самореализации личности. Недостаточно изучены процессы становления и развития сферы самосознания, ценностных ориентаций и самореализации личности в условиях профессиональной подготовки студентов, в частности по педагогическим специальностям
В качестве основных механизмов развития самосознания и Я-концепции в психологической литературе рассматриваются: интериоризация социальных реакций (Дж. Мид, Ч. Кули), общение со значимыми другими (М.И. Лисина); оценка успешности своих действий и проявлений через призму идентичности (Р. Бернс, Э. Эриксон), анализ результатов деятельности (А.И. Липкина); сопоставление «реального Я» и «идеального Я» (Р. Бернс, К. Роджерс); личностная рефлексия и самоанализ (Л.И. Божович, А.В. Захарова) и другие.
Анализ этих и многих других концепций обнаруживает явно недостаточное внимание к духовно-нравственным факторам и духовности как интегральной характеристике личности, объясняющей здоровье и болезнь, личностный рост и деградацию, силу и слабость человеческой натуры. А ведь именно в духовной сфере содержатся ресурсы, позволяющие человеку выжить в сложных условиях, обрести и сохранить свое достоинство, свободу, ответственность за себя и других, найти смысл и значимость свой личности. Нравственно-духовным аспектам в изучении и понимании личности в целом сегодня уделяется все больше внимания (Б.С. Братусь, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко, Н.А. Коваль, Б.В Ничипоров, В.А. Пономаренко и др.) [6, 9, 10, 12]. Однако в изучении структур и механизмов самосознания эти аспекты пока не получили должного освещения.
Личностная значимость изучается в данном исследовании в качестве интегральной характеристики самосознания, объединяющей его различные аспекты на духовно-нравственных и ценностно-смысловых основаниях. Такое изучение вызвано практическими запросами, поскольку в разработке этой проблемы нуждаются самые разные специалисты, имеющие отношение к человеку и его личности: практические психологи и психотерапевты, юристы и врачи, социальные работники и, особенно, педагоги.
В связи с разработкой личностно ориентированной модели педагогического пространства, нравственно и духовно ориентированной модели личностного роста и развития человека особую роль в подготовке педагога приобретают факторы личностной значимости и самореализации будущего педагога. Оптимальное нахождение личностью своего места в профессии, самоутверждение будущего педагога в качестве гражданина и профессионала невозможно без формирования здорового, правильного понимания им своей личностной ценности и значимости, которые определяют «траекторию» индивидуального жизненного пути. Данное исследование посвящено разработке нового духовно ориентированного подхода к пониманию структуры профессионального самосознания будущего педагога, его личностного роста и развития, места в этой структуре значимости внутреннего "Я" личности.
Целью исследования является определение механизма формирования значимости "Я" в психологической модели развития человека и его личностного роста.
Объектом исследования выступает социально-личностное развитие сферы самосознания студентов - будущих педагогов.
Предметом исследования является совокупность психологических условий и факторов, составляющих психологический механизм развития значимости "Я" студентов в психологической модели личностного роста и развития.
Личностная значимость понимается как системная характеристика, интегрирующая когнитивно-рефлексивные, эмоционально-оценочные, мотивационно-поведенческие, ценностно-смысловые и нравственно-духовные составляющие самосознания, внутреннего "Я" личности.
В основе теоретического анализа проблемы лежит научная гипотеза исследования, представленная следующими предположениями:
1. Формирование личностной значимости будущего педагога обеспечивается комплексным развитием и реализацией личностного потенциала студентов в профессиональной подготовке и деятельности. Ведущим фактором в этом процессе является взаимодействие аксиологического и духовно-нравственного потенциалов личности.
2. Оптимальное развитие личностной значимости будущего педагога может обеспечить психологическая подготовка студентов, направленная на активизацию их личностного потенциала при условии, что содержание подготовки соответствует структуре личностной значимости и включает когнитивную, мотивационную, операциональную, рефлексивную, ценностно-смысловую и духовно-нравственную подготовку при доминирующей роли последней.
Личностный потенциал будущего педагога определяется как система свойств и возможностей, составляющих основу его личностного роста и профессионального развития и обеспечивающих главные достижения в профессиональной подготовке, в последующей деятельности и в развитии личности. Он представлен системой таких компонентов, как гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, духовный и их взаимодействием. В соответствии с системным представлением о личности и деятельности каждый из этих компонентов также представляет собой систему возможностей (потенциал) (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.В. Рыжов) [12].
Понятие потенциала в описании личности вообще и ее самосознания в особенности представляется перспективным, так как, во-первых, наиболее точно отражает их сущность как системы возможностей (идей, мыслей, действий, установок, отношений, мотивов, переживаний) совершения поступков и действий; во-вторых, наиболее уместен в анализе формирования личности будущего специалиста.
Анализ основных представлений о личностной значимости в отечественной и зарубежной психологии позволяет сделать ряд заключений. Во-первых, этот анализ показал широту исследований разных сторон самосознания личности, связанных с проблемой значимости "Я". Это исследования общетеоретических аспектов (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, Л.С. Выготский, У. Джеймс, И.С. Кон, А. Маслоу, К. Роджерс. М. Розенберг, В.В. Столин, П.Р. Чамата и др.); изучение процесса формирования самосознания, ценностных ориентаций и личностной значимости (В.С. Агапов, Е.ЗБасина, Р. Бернс, Л.И. Божович, А.В. Захарова, А.М. Прихожан, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.); исследования причин нарушений в сфере самосознания, внутренних конфликтов и способов их преодоления (К. Роджерс, З. Фрейд, К. Хорни, Л. Фестингер, Дж. Келли, Ф. Перлз) и других [1, 7, 8, 12].
Во-вторых, выяснилось, что единства в понимании структуры самосознания и места в ней личностной значимости у исследователей нет, а вопрос о механизмах становления личностной значимости в процессе самоутверждения личности даже не поставлен. Данное личностное образование изучается в рамках таких понятий, как самосознание, образ Я, самоотношение, смысл Я, самооценка, Я-концепция и других.
В-третьих, анализ показал принципиальную возможность интегрировать представления о личностной значимости путем рассмотрения ее взаимосвязей с такими понятиями, как самоактуализация (А. Маслоу, К. Роджерс) [11], самореализация (М. Аргайл, Л.Ф. Бурлачук, Л.А. Коростылева, Г.К. Чернявская) [2], жизненная позиция (Э. Берн, Ф.Е. Василюк, Н.Е. Водопьянова), жизненный путь (К.А. Абульханова, Ш. Бюлер, П. Жане, А.А. Кроник), личностный рост (С.Л. Братченко, А. Маслоу, К. Роджерс, П.Тиллих) [5], творческая уникальность личности (А.В. Брушлинский, С.Л. Рубинштейн, Я.А. Пономарев) [13], личностная автономия (А. Маслоу, Г. Оллпорт, Э. Эриксон) [11], личностная идентификация (И. Гофман, И.С. Кон, Дж. Мид, Э.Эриксон), и на этой основе выделить основные структурные компоненты личностной значимости как интегрального образования самосознания личности.
Проведенный теоретический анализ подтвердил возможность выделения в структуре личностной значимости следующих компонентов:
Когнитивный компонент интегрирует все знания и представления личности о себе в системе социальных связей и отношений ее с другими людьми и дифференцирует их по разным сферам и основаниям: временным (настоящее, прошлое, будущее Я), социальным (социальное, публичное, моральное, семейное Я), телесно-духовным (физическое, материальное, личностное, духовное Я), реально-идеальным (реальное, идеальное, актуальное Я).
Эмоционально-оценочный компонент выражает ценностное отношение к себе на уровне чувств самоуважения, аутосимпатии, близости к себе, принятия себя и ближе всего стоит к понятию самооценки личности.
Мотивационно-поведенческий компонент строится на основе взаимодействия когнитивного и эмоционально-оценочного компонентов и выражает систему побуждений к самоутверждению и самореализации. Мотив при этом рассматривается как ядро субъекта, а детерминация самоутверждения и самореализации через мотивацию, по С.Л. Рубинштейну, представляет собой детерминацию через личностную значимость.
Ценностно-смысловой компонент наиболее полно представлен в концепциях самоактуализации А.Маслоу и К. Роджерса и интегрирует систему отношений личности к себе и социуму, систему ценностных ориентаций и смыслов, позиций и установок, определяющих нахождение и понимание личностью смысла самой себя и своей жизни (Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко, В. Франкл) [9], [11-13].
Духовно-нравственный компонент. Выделение этого компонента в структуре личностного Я и его значимости является новым и потребовало обобщения большого объема материала, представляющего борьбу мнений. При обращении к духовно-нравственным вопросам самосознания личности принципиально меняется представление о структуре, функциях и условиях, определяющих личностную значимость и ценность человека. Это - изменения в самой основе, на которой базируется значимость Я личности. В этой связи потребовался специальный анализ духовно-нравственной парадигмы личностной значимости.
Анализ исследований в области духовного подхода к самосознанию личности и оснований личностной значимости человека (Б.С. Братусь, Б. Вилкинсон, Д. Добсон, И.А. Ильин, С. Кьеркегор, Н.О. Лосский, Р.Мак Ги, В.Ф. Марцинковский) [4, 6, 9, 10, 12] и др. показал, что в духовной парадигме личностная значимость и осознание человеком своей ценности базируется не на успехе и мнении окружающих, в которых человек ищет себе цену и не может ее найти, так как эта основа подвержена частым и непредсказуемым изменениям. Подлинная значимость человека, по мнению названных авторов, определяется его неповторимой и независимой ни от каких временных и меняющихся обстоятельств абсолютной ценностью человека как образа и подобия Божия. Осознание этого факта человеком, его принятие личностью в качестве внутренней психологической позиции, как показывает анализ названных исследований, решительным образом меняет всю структуру самосознания и личности человека, снимая деструктивные симптомы бессмысленности и страхов неудачи, отвержения, наказания и чувства вины (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, К.С. Льюис, В.Ф. Марцинковский, Б.В. Ничипоров, В.С. Соловьев и другие) [3, 9, 12]. Эти данные позволяют предположить детерминирующую роль духовного фактора в динамике личностной значимости, самосознания и личностного роста в целом.
Анализ работ отечественных и зарубежных авторов, связанных с поиском факторов, влияющих на формирование самосознания, личностной значимости и обеспечение личностного роста и развития человека, позволил выделить следующие группы условий:
Внутренние: 1) интериоризация социальных реакций и общение со значимыми другими (Дж. Мид, Ч. Кули, М.И. Лисина и др.);
2) личностная рефлексия, самоанализ (А.В. Захарова, Г.И. Катрич, В.В. Столин и др.);
3) сопоставление «реального Я» и «идеального Я» (Р. Бернс, К. Роджерс, К. Хорни). Названные факторы выступают внутренними условиями укрепления личностной значимости и развития личности.
Деятельностные: 1) процесс самореализации личности в деятельности (А. Маслоу, К. Роджерс, Л.А. Коростылева);
2) успех и достижения как результат самореализации (К.Хорни, У. Джеймс);
3) оценка успешности своих действий и проявлений через призму самоидентичности и анализ результатов собственной деятельности (Р. Бернс, А.И. Липкина и др.). Названные факторы выступают как деятельностные условия личностной значимости и роста.
Педагогические: 1) организация образовательного пространства; 2) личность педагога как важнейший компонент этого пространства (Е.Н. Волкова, Л.М. Митина, Н.Г. Осухова, В.В. Рыжов, И.С Якиманская и др.). Здесь имеются в виду ценностные ориентации педагога, необходимые для осуществления гуманистического подхода (отношение к педагогической деятельности как к призванию; эмпатическое понимание учеников; диалогизм; сотрудничество). Сюда относятся также создание атмосферы доверия, взаимопонимания, ненасилия, открытости; положительные переживания, позволяющие личности осознать свои внутренние особенности, способности, свою сущность (К. Роджерс).
Интегральное условие. В результате анализа был выделен личностный потенциал человека как интегральное условие развития значимости личностного Я и всего процесса личностного развития человека.
Представления о личностном потенциале являются новыми и мало разработанными в психологии. В основе понимания сущности и структуры личностного потенциала лежат идеи о системном строении человеческой деятельности и личности (М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), а также исследования в области психологии познавательной деятельности личности (В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, А.М. Матюшкин, Н.Ф. Талызина, Д. Брунер); творчества и творческого потенциала (Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М. Воллах, Дж. Гилфорд, Э. Торренс, Р. Стернберг), психологии общения и коммуникативного потенциала личности (А.А. Бодалев, Ю.Н. Емельянов, Ю.М. Жуков, В.А. Лабунская, Л.А. Петровская, В.В. Рыжов, К. Роджерс); психологии ценностно-смысловой и ценностно-ориентационной деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Ф.Е. Василюк, В.П. Зинченко, К. Роджерс, В. Франкл); психологии духовности (В.П. Зинченко, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.А. Пономаренко, А.А. Ухтомский, В.Д. Шадриков, В. Франкл) [1, 3, 6, 9-13].
Личностный потенциал будущего педагога определяется как система свойств и возможностей, составляющих основу его личностного и профессионального развития, возможных достижений в профессиональной подготовке, в последующей деятельности и в развитии личности. Личностный потенциал представлен системой таких компонентов, как гносеологический, аксиологический, творческий, коммуникативный, духовный, и их взаимосвязями. С точки зрения системного понимания каждый из этих компонентов также представляет собой систему возможностей (потенциал) (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, М.С. Каган, В.В. Рыжов) [12]. При этом понятие потенциала в описании личности вообще и ее самосознания, в особенности, представляется наиболее предпочтительным, так как, во-первых, оно наиболее точно отражает их сущность как системы возможностей (идей, мыслей, действий, установок, отношений, мотивов, переживаний) совершения поступков и действий; во-вторых, оно наиболее уместно в анализе процесса становления и формирования личности будущего специалиста. Ниже представлено краткое описание названных компонентов:
1. Гносеологический потенциал - система профессиональных знаний, умений, навыков, представлений и мировоззрения будущего педагога.
2. Аксиологический потенциал - система профессиональных целей, ценностей, ориентаций, социально-психологических установок, выражающих общую осмысленность и эмоциональную насыщенность жизни, удовлетворенность ею.
3. Творческий потенциал - основа способности созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать оригинально и нестандартно.
4. Коммуникативный потенциал - система свойств, умений и способностей, обеспечивающих успешность общения и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными умениями и навыками, к преодолению трудностей и барьеров общения.
5. Духовный потенциал - система нравственных ценностей и моральных установок личности в соответствии с общечеловеческими нравственными нормами, понимание и принятие человеком своей свободы, ответственности и трансцендентности.
Личностный потенциал в целом по своей психологической структуре близок к понятию самоактуализации по А. Маслоу [11] и, возможно, представляет собой исходный базис для самоактуализации и самореализации личности. В плане изучаемой нами значимости "Я" как компонента психологической модели личностного роста и развития человека наибольший интерес для нас представляют аксиологический и духовный потенциалы личности в их взаимодействии, что и составляет, в сущности, психологический механизм формирования значимости "Я".
Проведенный нами теоретический анализ понятия психологического механизма позволил определить психологический механизм формирования значимости "Я" будущих педагогов как систему взаимодействующих факторов и условий, обеспечивающих процесс развития компонентов личностной значимости (когнитивного, эмоционально-оценочного, мотивационно-поведенческого, ценностно-смыслового, духовно-нравственного) и целостной ее структуры, как последовательный переход к более высоким уровням развития личностных возможностей и более глубокому осознанию ценности своего Я.
На основе этих представлений психологический механизм формирования личностной значимости будущего педагога и личностного роста описан в виде следующей последовательности: общая актуализация, активизация и развитие компонентов личностного потенциала через когнитивную, мотивационную, операциональную подготовку - усиление доминирующей роли аксиологического и духовного потенциалов через ценностно-смысловую и духовно-нравственную подготовку - процесс реализации ценностных и духовно-нравственных качеств личности в поведении, общении, профессиональной активности - осознание изменений в основаниях собственной значимости через рефлексивную подготовку - последующее углубление этих изменений. Описанный процесс последовательных переходов мы обозначаем как процесс одухотворения личности и личностного "Я", поскольку в нем доминирующая и интегративная роль принадлежит духовно-нравственному развитию личности будущего педагога и соответствующему блоку психологической подготовки.
Данные положения составляют основное содержание проверяемых в экспериментальном исследовании гипотез о психологическом механизме развития личностной значимости будущих педагогов, их личностного роста и развития в процессе профессиональной подготовки.
Рецензенты:
Сорокоумова Г.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии НОУ ВПО «Университет Российской академии образования» (Нижегородский филиал), г. Нижний Новгород;
Шамов А.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой лингводидактики и методики обучения ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Аршакуни Л.В., Рыжов В.В. ИССЛЕДОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ "Я" В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19539 (дата обращения: 04.10.2024).