Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВА ЛИЧНОСТИ

Исаченко Н.Н. 1
1 ГОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В статье рассматриваются идеи совершенства человека в философском дискурсе. Обращается внимание на то, что в истории философской мысли формировались разные представления о совершенстве человека, рождались новые концепции, теории, идеи. На основе компаративного философского анализа, автор исследует идею совершенства личности через понятия «совершенный человек», «сверхчеловек», «ноосферный человек», «пассионарная личность». Акцентируя внимание на актуальности проблемы, автор указывает на то, что современные ученые ориентируются на создание человека «технического», что приведет к вырождению человека «человеческого». Автор формулирует тезис о том, что «совершенный человек» - это высший тип человека, развивающийся в единстве с миром, осознающий себя частью вселенной, несущий ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике.
«пассионарии»
ноосферный человек
личность
герой
сверхчеловек
совершенный человек
1. Бердяев Н. А. Смысл истории. – М.: Мысль, 1990. – 177 с.
2. Вернадский В. И. Несколько слов о ноосфере // Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. – М. : Наука, 1988. – 520 с.
3. Гумилёв Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. – СПб.: Кристалл, 2001. – 642 с.
4. Гумилев Л. Н. Этносфера: История людей и история природы. – СПб.: Кристалл, 2002. – 578с.
5. Дмитревская И. В. Богочеловек В. Соловьева – Ноосферный человек. Прекрасный человек А. П. Чехова // Соловьевские чтения. – 2008. – Вып. 20. – С. 85–93.
6. Исаченко Н.Н. Идея «сверхчеловека» в философском дискурсе // Фундаментальные исследования.– Пенза: ИД «Академия естествознания». – 2014. - №11. – Ч. 9. – С. 2086-2089.
7. Ницше Ф. Сочинение в 2т. – Т.2 /перевод К. А. Свасьян. – М.: Мысль,1990. – 829 с.
8. Самохвалова В. И. Идея сверхчеловека в культуре [Электронный ресурс] – Режим доступа: htpp:// www.intelros.ru. (дата обращения: 07.04.15).
9. Соловьев В. С. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. – 656 с.
10. Успенский П. Д. Новая модель вселенной. – СПб.: Издательство Чернышева, 1993. – 145 с.
Идея совершенства личности, являющейся образцом для подражания, начала формироваться в античное время. Первоначально представления о «сверхчеловеке» соотносились с мифологическими героями и полубогами, в христианстве отождествлялись с Иисусом. С легкой руки Ф. Ницше, сформулировавшего понятие «Ubermensch» [7], в европейской философии родился концепт «сверхчеловек», который рассматривается как «комплексная, междисциплинарная и полиметодологическая тема» [8].

У Ф. Ницше идея «сверхчеловека» родилась как цель, объединяющая всех людей, в отсутствии у человечества единой морали. Он заявлял, что только через обращение в «сверхчеловека» можно освободиться от закрепощения моральными установками и предрассудками. Мыслитель призывал человечество на пути возвышения до «сверхчеловека», отказаться от существующих ценностей и от христианско-демократических идеалов. Ницше считал, что сверхчеловек должен быть свободным от нравственных ограничений, и наделён чувством превосходства, дающим ему власть над людьми. Достичь уровня «сверхчеловека», по Ницше, возможно при условии уничтожения внутри себя «твари» и взращивания «творца», что дано немногим [7, с.277].

Образ, созданный мыслителем, вызвал много споров, в нем увидели радикальную критику общественных отношений, вызов традиционной морали, христианству. Представители русской философско-религиозной мысли Н. Бердяев, В. Соловьев увидели в сверхчеловеке Ф. Ницше воплощенную идею зла, антихриста. Соловьев утверждал о опасности, грозящей христианской культуре, поэтому он создал противоположный «сверхчеловеку» образ «подлинного Богочеловека - Иисуса Христа, победившего смерть. [9, с.273-285]. Н. Бердяев рекомендовал освятить божественным ореолом тех, кто проявляет в себе сверхчеловеческое [1, с.147]. Русские символисты имели полярное им мнение, приблизив сверхчеловека к высшему нравственному идеалу, они увидели в нем образ, символизирующий религиозное обновление общества. П. Успенский, рассматривая человека как космическое существо, утверждал, что человек, являясь «господином вселенной», через идею самопреодоления он способен достичь уровня сверхчеловека [10].

В разное время в философской мысли формировались разные представления о совершенстве человека, рождались новые концепции, теории, идеи. Абсолютно новым подходом к осмыслению идеи совершенства человека стала идея «ноосферного» человека, которая в последние годы приобретает особую актуальность. Научная база этой теории была заложена Н. Федоровым, В. Вернадским, и др. Ноосферой Вернадский называл сферу, рационально управляемую людьми, в создании которой участвует «коллективный разум людей, творческие идеи и замыслы личностей, духовная энергия, созидательный труд народных масс, рациональные поступки людей, направленные на формирование духовности» [2, с.140]. Ноосферный человек - это личность, несущая особую ответственность перед человечеством, воспринимающая себя чувствами, разумом как бессмертную органическую частичку вечной жизни. Существование ноосферного человека должно поддерживаться совершенствованием умственного, физического, нравственного, социального здоровья, которое зависит от состояния природы. Потому главной целью человека является забота о сохранении биосферы. Ноосферный человек - это экологический человек, выстраивающий природосохраняющую стратегию на духовно-нравственных началах.

На основе идей В. И. Вернадского о всплесках биохимической энергии в космосе, Л. Гумилев вводит в научный оборот понятие пассионарии, пассионарная личность. Пассионарность при определенных историко-географических условиях, культурных традициях и этническом окружении, обеспечивает появление новых людей. Л. Гумилев исследует феномен поведения этих людей, стремящихся осуществить свои идеи, ценой собственной жизни и жизни других и, оставив след в истории.

Для пассионарной личности моральные оценки неприемлемы, но присущи такие черты, как гордость, стимулирующая стремление к власти и славе, тщеславие, побуждающее к творчеству; ревность, способная к жестокости. В пассионариях заложено много противоречий, они легко совершают подвиги и идут на преступления; они способны созидать новое, творить прекрасное и одновременно разрушать существующее; в них соседствует добро и зло. Гумилев различает семь стадий пассионарного напряжения. Первую он назвал фазой подъема, когда начинает рост пассионарного напряжения. Далее следует акроматическая фаза, процесс стабилизация напряжения. На фазе надлома начинается снижение пассионарного напряжения. Инерционная фаза рассматривается как процесс снижения напряжения, в результате происходит укрепление власти, социальных институтов, накопление культурных и материальных ценностей. На пятой фазе обскурации растет численность субпассионариев и падает пассионарность. Следующая фаза регенерации представляет процесс восстановления пассионарности на короткое время. На завершающем этапе в реликтовой фазе устанавливается пассионарное напряжение на самом низком уровне. На фазе обскурации (деградации) появляются «субпассионарии» - люди с отрицательной пассионарностью, не способные к созиданию, инертны, равнодушные, проповедующие жизнь для себя [3, с. 29].

В отличие от них, люди, обладающие признаком пассионарности, совершают поступки, создают новое (новые этносы). Несмотря на их небольшую численность, своим примером могут поднять в бой (А.В. Суворов, герои войн), рискуя собственной жизнью, потому они обречены на гибель. Под пассионарностью понимается способность индивида к сверхусилиям, к сверхнапряжению, которая проявляется в готовности пожертвовать собственной жизнью во имя мира и счастья. Л. Гумилев выделил три вида пассионарности. Высокую пассионарность он расценивал как рецессивный, слабый, подавляемый признак. Пассионарность, развивающуюся на уровне нормы, соотносится с личностью, находящейся в состоянии гармонии с окружающей средой. Пассионарность ниже нормы, рассматривалась как субпассионарность, как склонность к пассивности, паразитизму [4].

Л. Гумилев предложил девять уровней классификации по признаку пассионарности. К высшему уровню (шестому) он отнес людей жертвенных, которые без колебаний готовы пожертвовать собственной жизнью (Иван Сусанин). Следующий уровень представляют люди, стремящиеся к идеалу победы, они готовы рисковать жизнью ради достижения превосходства над другими, но не способны жертвовать собственной жизнью (И. Сталин). На четвёртом уровне, названном переходным, проявляется стремление человека к постижению успеха (писатели, художники, актеры). Далее идет уровень (фаза надлома), на котором проявляется «пассионарность слабая, но действенная» через стремление к знаниям к красоте (крупные учёные, художники, писатели, музыканты). Следующий уровень - это люди, устремившиеся к поиску удачи, способные рисковать жизнью (наемный солдат, путешественник Ф. Конюхов). Со снижением пассионарности на смену им приходят пассионарии, стремящиеся к улучшению жизни без риска. Следующий уровень Гумилев назвал нулевым, к нему он относил тихих людей, обывателей, приспособившихся к окружающему миру. При дальнейшем снижении пассионарности появляются субпассионарии, люди с отрицательными характеристиками, истребляющие друг друга, в результате чего может произойти гибель этноса. Существуют идеи о возможности создания «пассионарных реакторов», где пассионарность будет формироваться, расти, формировать пассионарных личностей. Анализируя современное общество, мы сделали вывод о том, что современное общество находится на фазе обскурации (деградации) в духовном плане, в нем преобладают субпассионарии, количество пассионариев минимально. Причина этого лежит в отсутствии идеи, в утрате традиционных ценностей, в пассивности и инфантильности современного поколения, в распущенности и вседозволенности. Большая часть современных людей не способны к созиданию, они инертны, равнодушны к проблемам общества, проповедуют эгоистические начала.

В отличие от современного, в социалистическом обществе преобладали пассионарии. При наличие идеи построения коммунистического общества, сформировался огромный пласт людей, готовых пожертвовать собственной жизнью во имя светлого будущего. И в тот период сформировался новый образ «сверхчеловека», который был воплощен в образе героя, совершающего фронтовые и трудовые подвиги во имя Родины и своего народа. Основными ценностями героических людей были высшие социалистические ориентиры: долг, честь, героизм, патриотизм. Условием для роста пассионарности в социуме может стать война или революция. Рост таких личностей наблюдался в годы Великой Отечественной войны, а в современном обществе - на территории Луганской и Донецкой народных республик.

Проблема совершенства человека на современном этапе развития общества приобретает особую актуальность и требует глубокого всестороннего исследования, так как в представлении масс он часто соотносится с образом «Киборга», «Бэтмена», «Робокопа», «Терминатора», обладающих сверчеловеческими способностями. Лысенко человекВ последнее годы появляются различные программы по «созданию сверхлюдей», ориентирующиеся на современные научные достижения: искусственный интеллект, генетику, евгенику, генную инженерию, клонирование, робототехнику, нацеленные на создание человека, наделенного сверхспособностями. В отсутствие единого представления о совершенном человеке, совершенно очевидно, что ученые ориентируются на создание человека «технического», что приведет к вырождению человека «человеческого».

Осмысление проблем современного общества подтверждает необходимость формирования совершенно нового типа человека, не «супермена», не «сверхчеловека», а личность, способную выстроить новый тип отношений с окружающим миром на основе рациональных знаний о себе, о природе, о вселенной. Собирательный образ совершенного человека должен соединить в себе лучшие качества ноосферной личности, пассионария, сверхчеловека, осознающего свое предназначение, умеющего оценить свои возможности, радикально изменить свое сознание, нацелить себя на достижение гармонии в духовной и обыденно-практической жизни, способного духовно преобразить себя и преобразовывать окружающий мир. Он должен обладать сверхсознанием, которое на порядок превосходит сознание обычного человека, развиваться на уровне овладения современными научными знаниями, информационными технологиями. Совершенный человек - это высший тип человека, осознающий себя частью вселенной, несущий ценностный образец, задающий «рациональную меру» сознанию, словесной и деятельной практике, регулярно совершенствующий себя, развивающийся в единстве с миром, на основе духовных ценностей [6, с.2089]. Совершенный человек - это личность, способная и преобразовать окружающий мир, воспринимая его «глазами Бога» [5, с.93].

Рецензенты:

Захарова Л.Н., д.ф.н., профессор, профессор Тюменской государственной Академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень;

Шабатура Л.Н., д.ф.н., профессор, профессор Института менеджмента и бизнеса ТюмГНГУ, г. Тюмень.


Библиографическая ссылка

Исаченко Н.Н. ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ СОВЕРШЕНСТВА ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19536 (дата обращения: 24.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074