Модернизация системы современного образования, повышение его качества, введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требуют поиска новых путей активного взаимодействия образовательных организаций с семьями воспитанников для повышения родительской компетентности последних и успешной социализации детей [1, 2]. При этом современные подходы к проблеме взаимодействия детских садов с семьями воспитанников, которые выражаются в возложении дошкольной образовательной организацией на себя проблем воспитания и обучения детей, не обеспечивают улучшения процесса образования, а активное переосмысление родительских практик порождает множество разнообразных моделей, которые далеко не всегда согласуются друг с другом.
Тем не менее семья как главный заказчик и потребитель услуг образовательной организации нуждается в психолого-педагогической помощи, а педагогический коллектив образовательной организации располагает огромным потенциалом воспитания детей дошкольного возраста и оказания помощи родителям в повышении их собственной родительской компетентности. Налицо противоречие между необходимостью повышения компетентности родителей детей дошкольного возраста, с одной стороны, и отсутствием модели и технологий обучения родителей в практике работы детских садов - с другой. Разрешение данного противоречия составило цель исследования.
Цель - создание и опытная реализация модели организации дополнительного образования, включающей программы обучения родителей детей дошкольного возраста, заинтересованных в развитии своей родительской компетентности, а также программы подготовки специалистов-организаторов самостоятельных учебных программ.
Словарь иностранных слов определяет понятие «компетентность» как обладание компетенцией или знаниями, позволяющими судить о чем-либо. «Компетенция (лат. Competentia принадлежность по праву) - 1) круг полномочий какого-либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом» [3, с. 247].
Можно предположить, что смысловое поле понятия «родительская компетентность» включает содержание знаний, умений и навыков в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, позволяющее мужчине или женщине реализовать свой потенциал как родителя. Важно подчеркнуть, что формирование родительской компетентности необходимо начинать у молодых людей - девушек и юношей - еще до появления детей [4].
Изучение отечественного и международного опыта, в том числе Канады, Дании, Финляндии, Франции, Германии, Италии, Нидерландов, Швеции, Великобритании, США и России, в сфере образования родителей доказывает необходимость формирования родительской компетентности. При этом важна не только передача информации о способах и приемах воспитания ребенка, но и формирование ценностных ориентиров и осознанного отношения к своему родительству.
В рамках опытно-экспериментальной работы, которая проводилась кафедрой психолого-педагогического образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и дошкольными образовательными организациями Москвы и Подмосковья, в том числе: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида «Котенок», МАДОУ детский сад комбинированного вида «Ивушка», МБДОУ детский сад комбинированного вида «Ручеек», МАДОУ детский сад «Аленка», ГБОУ лицей № 507 дошкольное отделение «Звездочка», ГБОУ школа № 492 структурное подразделение № 1, № 2, ГБОУ «Гимназия № 1541» семейный детский сад, ГБОУ «Школа № 827» детский сад «Совушка», ГБОУ «Гимназия № 1597» структурное подразделение 2737, ГБОУ «Гимназия № 1554» детский сад, ГБОУ «Школа № 97» дошкольное отделение № 1,2, ГБОУ «Школа № 1195» дошкольное отделение № 4,5, ГБОУ «Школа № 1968» дошкольное отделение № 1, а также Филиал «Выхино» ГБУ г. Москвы Территориального центра социального обслуживания «Жулебино» - было выявлено отношение родителей детей дошкольного возраста к проблеме формирования их собственной родительской компетентности.
Специалистами кафедры была разработана анкета, включающая 13 прямых и косвенных вопросов. Прямые вопросы позволили исследователям получить информацию об участвующих в опросе родителях: количестве детей в семье, распределении обязанностей между супругами по отношению к детям и др. Косвенные вопросы были направлены на выявление отношения родителей к формированию их собственной родительской компетентности. Все вопросы анкеты были открытого типа, что позволило респондентам самостоятельно формулировать ответы, а экспериментаторам - получить интересные и неожиданные факты и обоснование мотивов.
Суммарная выборка респондентов составила 162 человека. В нее вошли мамы и папы детей дошкольного возраста, посещающих дошкольные образовательные организации Москвы и Подмосковья, потенциальные родители.
Из них 55 % опрошенных имеют двух детей, следовательно, уже имеют первичный опыт воспитания дошкольников. Воспитывают одного ребенка 34,2 % родителей. Родители, имеющие 3 и более детей, составили 9,5 %. Потенциальные родители составили 1,3 %. Таким образом, большинство респондентов имеют опыт в воспитании детей дошкольного возраста.
Результаты анкетирования показали, что больше всего времени проводит с ребенком мама (62,6 %), папа (2,5 %), оба родителя (27,2 %), мама и бабушка (4,4 %), другие родственники и няня (3,3 %). При этом мамы преимущественно обеспечивают гигиенический уход за малышом, а также читают, играют, рисуют, лепят и т.д. Папы гуляют, занимаются конструированием, культурно развивают ребенка, посещая музеи, выставки, досуговые мероприятия. Важно подчеркнуть, несмотря на то, что дети почти всех опрошенных родителей посещают детский сад и проводят там гораздо больше времени, чем дома, никто из родителей не назвал педагогов дошкольной образовательной организации как полноправных партнеров, участвующих в воспитании и развитии их детей.
На вопрос, кто еще участвует в жизни ребенка, ответы распределились следующим образом. В 53,2 % случаев существенную помощь оказывают ближайшие родственники: супруг или супруга, бабушки, дедушки, тети, дяди. 31 % опрошенных мам помогают отцы. И 13,9 % родителей ответили, что самостоятельно выполняют все родительские обязанности, без какой-либо дополнительной помощи. Лишь 1,9 % назвали в качестве помощников в воспитании и образовании детей детский сад.
Большинство родителей, участвующих в опросе, заинтересованы в воспитании и всестороннем развитии своих детей. Дети 61,4 % опрошенных родителей дополнительно посещают кружки и спортивные секции. При этом 72,2 % из них посещают занятия, направленные на гармоничное физическое развитие дошкольников (ритмика, хореография, спортивные секции). А 27,8 % отдают предпочтение эстетическому (музыка, рисование и др.) и интеллектуальному развитию детей (подготовка к школе и др.). Логично предположить, что родители не выделяют взаимосвязи между физическим и интеллектуальным развитием детей дошкольного возраста [5]. Физическое развитие они связывают исключительно с хорошей осанкой и укреплением здоровья детей.
Не посещают дополнительные занятия 35,4 % детей респондентов в связи с занятостью родителей на работе, небольшим возрастом детей и т.п. Ни в одной анкете не была указана причина материального положения семьи. Планируют начать посещение дополнительных кружков с начала следующего учебного года 3,2 % родителей. Из этого следует, что современные родители в большинстве своем интересуются успехами своего малыша, стараются обеспечить ему благоприятные условия для всестороннего гармоничного развития, но при этом рассматривают достижения своего ребенка как средство самореализации, не вникая в сущность и содержание дополнительных занятий, недооценивая возможности дошкольной образовательной организации [6, 7].
Большие затруднения у участвующих в опросе родителей вызвал вопрос, требовавший выделить наиболее сложные, на их взгляд, моменты в воспитании ребенка. Так, не испытывают затруднений в воспитании детей 6,3% родителей, не смогли справиться с заданием 8,2 % взрослых. Ответы 85,5 % родителей распределились в порядке убывания их значимости следующим образом:
- воспитание послушания у ребенка (26 %);
- терпение и контроль собственных эмоций (13,7 %);
- умение объясниться с ребенком на доступном ему языке (13,7 %);
- знание возрастных особенностей детей (9,2 %);
- сохранение доверительных отношений между родителями и детьми (8,4 %);
- воспитание самостоятельности у детей (7,6 %);
- система работы по воспитанию ребенка (4,6 %);
- сохранение родительского авторитета (4,6 %);
- сохранение баланса между строгостью и мягкостью, требовательностью и справедливостью (3,8 %);
- капризы ребенка (3,8 %);
- объективность суждений (2,3 %);
- гиперактивность, недоразвитие речи и другие отклонения в состоянии здоровья (0,9 %);
- осуществление индивидуального подхода (0,7 %);
- особенности воспитания мальчиков и девочек (0,7 %).
Ранжирование ответов позволяет сделать вывод, что все вышеназванные проблемы имеют единые основы и могут быть сведены к недостаточности знаний в области психолого-педагогических особенностей воспитания и образования детей дошкольного возраста. Можно предположить, что недостаток терпеливости со стороны родителей и недостаточное послушание со стороны детей вызваны дефицитом внимания родителей к своим детям. Причины этого явления видятся в чрезмерной занятости родителей, нежелании или неумении заниматься с ними. В свою очередь дошкольники, желая завоевать внимание значимых близких, начинают проявлять непослушание, капризничать, так как именно такое поведение вызывает ответную реакцию родителей. Следовательно, зачатки выделенных «сложностей» берут начало в семейном воспитании. Думается, что самим родителям, воспитанным в трудные для России 1990-е гг., были транслированы искаженные - ложные - семейные ценности [4, 6].
Анализ ответов на вопросы анкеты позволяет заключить, что современные родители видят обязанности родителя и проявление любви к своему ребенку в обеспечении надлежащего ухода, количестве игрушек (материальные блага), посещении дополнительных занятий (дополнительное интеллектуальное и физическое развитие), но никак не связывают функцию родительства с трудом воспитания. Это обстоятельство позволяет сделать вывод о необходимости формирования ценностных ориентаций у самих родителей.
Надежными источниками информации о воспитании детей современные родители называют: Интернет - 31 %; специальную психолого-педагогическую литературу - 23,4 %; старшее поколение (бабушки и дедушки) - 13,7 %; врачей и специалистов в области дошкольного образования (преимущественно педагоги-психологи) - 10 %; друзей, коллег по работе - 8,5 %; педагогов дошкольной образовательной организации - 7,3 %; собственный опыт и интуицию - 2,1 %.
Важно отметить, что 8,5 % опрошенных оказывают доверие педагогам дошкольной организации и обращаются к ним за консультацией. Современные родители знают, где найти необходимую информацию, читают литературу, хотя многие из них ориентированы на рекомендации зарубежных психологов. Это обязывает дошкольные образовательные организации знакомить молодых родителей с новинками литературы, обучая критически ее оценивать.
Современные родители оценивают свои навыки и умения как родителя следующим образом: высоко - 5,7 %; выше среднего - 43,7 %; на среднем уровне - 29,1 %; ниже среднего - 2,6 %; затрудняются с ответом - 18,9 %. Интересно, что на «отлично» оценили свой родительский потенциал мамы, имеющие одного ребенка, а также мамы и папы, имеющие четырех детей. Думается, что подобные ответы обусловлены завышенной самооценкой молодых мам и накопленным жизненным опытом в воспитании детей многодетных родителей. Родители двух и трех детей адекватно оценивают свои возможности, вероятно, сравнивая свой первичный опыт и опыт воспитания второго ребенка, учитывая уникальность каждого малыша.
Хороший (идеальный) родитель, по мнению респондентов, должен обладать следующими качествами и компетенциями в порядке убывания их значимости:
- обладать терпением и стрессоустойчивостью;
- уметь контролировать собственные эмоции;
- быть любящим и доброжелательным;
- быть искренним и добрым;
- быть веселым и оптимистичным;
- проявлять строгость и быть последовательным в требованиях, предъявляемых ребенку;
- тактично и аккуратно общаться с ребенком, проявлять заботу;
- быть уверенным в себе;
- не иметь вредных привычек.
Абсолютно все родители хотели бы видеть своего ребенка здоровым, послушным, самостоятельным, успешным, комфортно чувствующим себя в социуме, т. е. подготовленным к дальнейшей жизни.
Вышеназванные качества позволяют смоделировать идеальные отношения между детьми и родителями в современной семье: родители заботятся о своем малыше, любят его и принимают его таким, какой он есть; прислушиваются к его мнению, уважают его личность, работают над собой. Дети в свою очередь отвечают родителям послушанием, доверием, любовью. Налицо классическая модель традиционной семьи, и как следствие, необходимость воспитания ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста и современных родителей. Важно отметить, что 96,8 % опрошенных родителей хотели бы посещать специально организованные занятия для повышения своей родительской компетентности. Причем некоторые их них отмечают, что эти занятия не должны быть в ущерб времени, отведенному для занятий с ребенком.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что современные родители детей дошкольного возраста - это образованные молодые люди, желающие реализовать свой родительский потенциал и желающие повысить свою родительскую компетентность. Тем не менее, сталкиваясь с какими-либо проблемами в области воспитания детей, они обращаются за помощью в решении проблем в области воспитания детей к специалистам в области дошкольного детства, однако не рассматривают образовательную организацию как равноправного партнера в воспитании и образовании дошкольников. Это подтверждает актуальность исследуемой проблемы и позволяет наметить основные направления работы дошкольной образовательной организации с семьями воспитанников для вовлечения последних непосредственно в образовательную деятельность.
Рецензенты:
Антонова А.В., д. п. н., профессор, профессор кафедры психолого-педагогического образования МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва;
Зацепина М.Б., д.п.н., профессор, профессор кафедры начального образования и педагогических технологий МГГУ имени М.А. Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Семенова Т.А. ВЫЯВЛЕНИЕ ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ СОБСТВЕННОЙ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19534 (дата обращения: 02.04.2025).