Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЭЛЕКТРОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Бельская Е.Я. 1
1 ФГАОУ ВО «НИ ТПУ» (Национальный исследовательский Томский политехнический университет)
Модернизация высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса повлекла за собой необходимость определенных изменений в оценке качества подготовки выпускаемых вузами специалистов, бакалавров. Рассмотрен Институт кураторов, как одна из форм воспитательной работы в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Представлено описание электронного методического сопровождения деятельности кураторов Энергетического института: интернет-блог «Кураторский час» и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов». Особое внимание уделено структуре блога и электронного учебного пособия. Сделаны выводы о важной роли электронного методического сопровождения, о своевременности и актуальности его внедрения в процесс деятельности кураторов академических групп Энергетического института.
методическое обеспечение
институт кураторов
куратор
воспитание
1. Андреев Г. Обучение и воспитание в вузах неразделимы // Высшее образование в России. – 1996. – № 3. – C. 61–66.
2. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы. - М. : Агентство «Издательский сервис», 2010. – 328 с.
3. Институт кураторов ТПУ. Сборник нормативных и методических материалов по организации кураторской деятельности в ТПУ. – Томск : Изд-во ТПУ, 2007. –124 с.
4. Роль куратора академической группы Энергетического института в повышении адаптации первокурсников к обучению в вузе [Электронный ресурс] / Е.Я. Бельская // Лингвистические и культурологические традиции и инновации : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции, Томск, 12-15 ноября 2014 г. / Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ); ред. кол. Ю.В. Кобенко [и др.]. — Томск : Изд-во ТПУ, 2014. — [С. 20-26].
5. Стандарты и руководства по обеспечению качества основных образовательных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов по приоритетным направлениям развития Национального исследовательского ТПУ (Стандарт ООП ТПУ) : сборник нормативно-производственных материалов / под ред. А.И. Чучалина (4-е издание с изменениями и дополнениями). – Томск : Изд-во Томского политехнического университета, 2012. – 204 с.
Воспитание, как процесс систематического и целенаправленного воздействия на развитие личности для подготовки ее к производственной и общественной деятельности, тесно связано с образованием и обучением. Воспитательный процесс в вузе вызывает неоднозначное отношение со стороны преподавателей и сотрудников, но, как показывает практика, необходим в высшей школе [1].

В каждом вузе складывается своя система организационно-воспитательной работы со студентами. Институт кураторов является одной из форм воспитательной работы в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) и имеет более чем вековую историю. Институт кураторов в ТПУ ведет свой отсчёт со старейшего документа, оригинал которого хранится в государственном архиве Томской области и утвержденного в 1903 году императором Николаем II - Инструкции для кураторов Томского технологического института [3].

На данный момент в Томском политехническом университете обязательным является назначение кураторов академических групп первого и второго курсов, но на втором курсе куратор в большей мере выполняет функции академического консультанта. Так как куратор является связующим звеном между преподавателем и студентом, то студенты в лице куратора получают реальную помощь в адаптации к вузу [4].

Цель исследования

Проанализировать работу Института кураторов в вузе, обратить внимание на своевременность и актуальность внедрения разработанного электронного методического сопровождения в кураторскую деятельность, позволяющего повысить эффективность работы куратора в социально-профессиональной адаптации студентов младшего курса в вузе.

Материалы и методы исследования

Современные авторы поднимают различные вопросы и проблемы, касающиеся деятельности куратора. Изучению вопросов воспитательной и внеучебной деятельности куратора академической группы посвящен ряд диссертационных исследований (В.П. Балицкий, И.В. Гордиенко, М.А. Горшкова, Е.И. Ерошенкова, Л.Н. Зайнуллина, И.Г. Комарова, В.Т. Лисовский, Е.А. Петухова, В.И. Чупров, А.Я. Шаипова и др.).

Представляют интерес исследования различных ученых в области педагогической поддержки адаптации студентов к образовательной среде вуза (Н.Б. Подсосова, И.Н. Самадова) и педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вуза (Е.А. Богачева). В последнее время анализировались проблемы кураторства в контексте научно-практических основ оптимизации деятельности куратора в условиях модернизации образования (Н.Н. Киселева).

Однако в настоящее время недостаточно разработано методическое сопровождение работы куратора с позиций современных требований, с использованием электронных образовательных средств, которое может значительно влиять на качество профессиональной подготовки и становления самих кураторов, соответственно, и студентов.

Модернизация высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса повлекла за собой не только необходимость реализации в системах образования компетентностного подхода, но и определенных изменений в оценке качества подготовки выпускаемых вузами специалистов, бакалавров.

ФГОС высшего профессионального образования нового поколения опирается на общие универсальные и профессиональные компетенции. Стандарт ООП ТПУ [5, с. 14] определяет термин «компетенция» (Competence) как «готовность (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для ведения успешной профессиональной или иной деятельности в определенных условиях (проблема и ресурсы)».

В образовательном процессе с помощью Института кураторов у студентов развивается компонентный состав универсальных и профессиональных компетенций:

1) профессиональные компетенции - ориентация на работодателя;

2) универсальные компетенции - компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера [5, с. 55].

В области воспитания задачей реализации ООП ТПУ «Электроэнергетика и электротехника» является формирование у выпускников социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, и повышение их общей культуры.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и основной образовательной программы (ООП) в ТПУ у куратора академической группы есть возможности развития профессиональных и универсальных компетенций с помощью формирования социокультурной среды, создания условий, необходимых для социализации личности. Куратором академической группы используются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как ролевые игры, психологические тренинги и групповые дискуссии во время проведения «Часа куратора» и в сочетании с внеаудиторной работой (экскурсии на предприятия, в музеи ТПУ и города Томска; участие в корпоративных мероприятиях и встречи с представителями профильных предприятий; встречи с представителями государственных и общественных организаций, проведение мастер-классов приглашенными специалистами), происходит формирование и развитие профессиональных и универсальных компетенций студентов.

В Энергетическом институте (ЭНИН) Национального исследовательского Томского политехнического университета на данный момент 17 кураторов в 19 академических группах первого курса и 17 в академических группах второго курса. Кураторами назначают только преподавателей выпускающих кафедр. Это гарантирует, что работать со студентами будет опытный преподаватель, заинтересованный в результате своей работы. Для улучшения кураторской работы на базе университета проводятся различные мероприятия, такие как курсы повышения квалификаций: «Организация работы куратора в исследовательском университете», «Академическая и социокультурная адаптация первокурсников», разнообразные семинары и тренинги. В ЭНИН в течение всего учебного года проводятся Советы кураторов, где выдаются все необходимые для работы документы, планируется дальнейшая работа, проходят встречи с сотрудниками подразделений, готовых к совместной работе.

Недостаточно разработанное содержание методической работы кураторов академических групп, а именно электронных образовательных ресурсов, сформировало необходимость создания интернет-блога «Кураторский час» для методической поддержки и более успешной работы кураторов Энергетического института ТПУ по развитию компетенций у студентов.

За несколько последних десятилетий Интернет и Веб стали самыми успешными в мире проектами, практически изменившими, так или иначе, экономику и само общество, создав новый ряд коммуникаций, сотрудничества, инноваций, радикально поменяли способы работы с информацией и знаниями. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) входят в жизнь каждого человека, получающего образование [2].

В Томском политехническом университете осуществляется разработка современных электронных образовательных ресурсов с применением современных IT-технологий по следующим основным направлениям: компьютерные программы; интерактивные электронные документы; видеоматериалы и комбинированные комплексы.

В формате компьютерных программ разрабатываются виртуальные лабораторные работы (ВЛР) и виртуальные лабораторные комплексы (ВЛК), представляющие собой комплект компьютерных программ, реализующих имитационное моделирование реальных явлений, технологических процессов, измерительных и рабочих методик и т.п.

В формате интерактивных электронных документов реализуются учебно-методические материалы следующих типов: электронное учебное пособие (ЭУП), электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП). Абсолютно все электронные образовательные ресурсы по всем указанным выше направлениям могут быть размещены в среде LMS Moodle (или аналогичной) для организации централизованного менеджмента образовательных услуг.

В Энергетическом институте ТПУ в последнее время назрела необходимость создания электронного образовательного ресурса (ЭОР) для работы кураторов, включающего в себя как интерактивные электронные документы, так и комбинированный комплекс. Созданный ЭОР для кураторов ЭНИН включил в себя интернет-блог «Кураторский час» (Блог) и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов» (далее ЭУП).

Электронный авторский интернет-блог «Кураторский час», состоящий из недлинных, но регулярно добавляемых записей, отсортированных в обратном хронологическом порядке, включает в себя материалы, видеофильмы, презентации, а также электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов». Блог призван оказывать содействие преподавателям-кураторам академических групп в воспитательной работе со студентами, в развитии у них профессиональных и универсальных компетенций согласно требованиями ФГОС и ООП. Отличается доступностью в изложении материала и возможностью работать с интернет-блогом всем кураторам подразделений Томского политехнического университета. Блог, являясь средой сетевого общения, имеет ряд преимуществ перед веб-форумами, чатами и электронной почтой. Читатель блога «Кураторский час» получает определенную информацию для более успешного ведения дисциплины «Час куратора», ощущая себя причастным к кураторской жизни в Энергетическом институте ТПУ, с возможностью отслеживания проводимых мероприятий и реакции других кураторов на информацию или определенные действия своих коллег. Сторонние посетители Блога могут публиковать свои комментарии, отзывы и вступать в публичную полемику с автором, то есть с блоггером, по желанию последнего.

Материалы, наполняющие блог, разработаны сотрудниками Центра социальной работы ТПУ, кураторами различных подразделений, соответствуют рекомендованному графику проведения часов куратора и Положению о кураторской деятельности в ТПУ от 10.09.2013 года.

Одной из особенностей интернет-блога «Кураторский час», созданного на основе Blogger.com, является простота в добавлении записей: автор блога - Блогер, в нашем случае им является старший куратор Энергетического института, обращаясь к веб-серверу и проходя процесс идентификации, добавляет новую запись в блог. Следует заметить, что чтение блога и его ведение имеют разное содержание.

Второй особенностью является определенная структура записей, напоми­нающих привычную последовательную структуру журнала, включающую в себя следующие страницы.

  1. «Главная страница», где нашли отражение сообщения о проводимых мероприятиях, касающихся кураторской деятельности.
  2. «Институт кураторов», где отражена история Института кураторов в Томском политехническом университете.
  3. «Документы», где собраны различные материалы в помощь куратору - Положение о кураторской работе в ТПУ, рекомендованный график работы куратора, методические пособия и различные сценарии для проведения Часа куратора.
  4. «Презентации», где куратор может взять готовую презентацию по определенной тематике для проведения Часа куратора.
  5. «Видео», где куратор может воспользоваться видео по определенной тематике для проведения Часа куратора или посмотреть различные тренинги для повышения своего мастерства.
  6. «Тесты и анкеты», где куратор, пройдя тестирование, может закрепить полученные знания, пройдя анкетирование, может оценить уровень своих знаний и в дальнейшем поработать над слабыми местами.
  7. «Общая доска», где кураторы могут обмениваться своими мнениями по различным поводам.
  8. «Электронное пособие», призванное стимулировать и облегчить самостоятельное изучение общего описания тренинговых форм и в дальнейшей углубленной работе научиться использовать и составлять готовые планы сценарных занятий, приобрести опыт создания сценариев тренингов по различным темам.

Функциями блога «Кураторский час» являются: коммуникативная; самопрезентации; сплочения и удержания социальных связей; саморазвития или рефлексии.

По авторскому составу блог «Кураторский час» является групповым (корпоративным), позволяет нескольким авторам, в данном случае кураторам ЭНИН, участвовать в ведении единого блога. На данный момент административные полномочия имеет Старший куратор ЭНИН. По содержанию является тематическим, основным направлением является кураторство и всё, что можно отнести к этому разделу. По размещению - сетевым.

Blogger.com имеет специальные функции, позволяющие сделать ведение блога «Кураторский час» максимально простым и эффективным. Доступны различные гаджеты, такие как слайд-шоу, опросы пользователей и даже объявления AdSense. В сообщение в блоге очень легко добавить фотографию и видеоролик. Есть масса дополнительных возможностей. Можно «Стать постоянным читателем блога», добавив блог на свою панель инструментов Blogger и в аккаунт GoogleReader. Также пользователи могут добавить свое изображение и профиль в блог, рассказав всему миру о том, что они являются его постоянными читателями.

Читатели блога могут оставлять свои Отзывы. Можно подписаться на каналы блога и получать уведомления о публикации новых сообщений. Также можно настроить содержание канала и установить в своем блоге автоматическую отправку новых сообщений по определенным адресам электронной почты или спискам рассылки.

Поскольку в Blogger можно входить с помощью аккаунта Google, который также позволяет получать доступ в Gmail, iGoogle, orkut и т.д., не придется запоминать еще одно имя пользователя и пароль. Благодаря функции страниц Blogger можно создавать новые страницы, ссылки на которые содержатся в блоге. Blogger предлагает различные способы публикации сообщений в блоге. Можно размещать их с мобильного телефона или с секретного адреса электронной почты Mail-to-Blogger.

Рассмотрим более подробно одну из важных страниц интернет-блога «Кураторский час» - «Электронное пособие», содержащее электронное учебное пособие (ЭУП) «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов».

Целью электронного учебного пособия (ЭУП), разработанного автором интернет-блога «Кураторский час», является формирование способности кураторов, приступивших к своей работе без предварительного прохождения курсов повышения квалификации, к проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм - форме тренинга. В 2014 году в Энергетическом институте с помощью опроса, размещенного в блоге «Кураторский час», было выявлено, что на вопрос «Укажите трудность проведения Кураторского часа для Вас» 71% кураторов ответили, что им легко проводить Час куратора, а 29% - трудно, причем все 100% кураторов отметили, что им интересно проводить эти занятия. После проведенного анализа было выявлено, что в эти 29% входят кураторы-новички, которые не были подготовлены к проведению Часа куратора в форме тренинга и не прошли соответствующую подготовку. Поэтому было решено создать ЭУП и выделить в отдельную страницу на блоге.

Классификация электронного учебного издания: по функциональному признаку - методические указания; по наличию печатного эквивалента - электронный аналог печатного учебного издания: Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А. Пешковская, Н.Б. Синдеева, О.М. Солодовникова. Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов. Методическое пособие. - Томск : Изд-во ТПУ, 2012. - 27 с.

Основой структуры ЭУП является принцип модульности, состоящий из трёх частей (блок ориентировки, информационный блок, контролирующий блок), включающих в себя следующие страницы: «Введение»; «Методы работы с группой»; «Что такое тренинг?»; «Области применения тренингов»; «Из каких частей состоит успешный тренинг»; «Какой он - ведущий тренинга?»; «Генезис знания»; «Практикум»; «Сценарные планы тренингов»; «Заключение».

В результате изучения ЭУП куратор будет знать общее описание тренинга; уметь использовать готовые планы и сценарии; приобретет опыт создания сценариев тренингов по темам «Знакомство», «Создание коллектива в студенческой группе», «Формирование учебной мотивации студентов», «Стрессменеджмент» и др.; создаст свой собственный сценарий по любой теме; приобретет способность к проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм - форме тренинга.

Выводы

Блог и ЭУП отличаются качественным уровнем техничного исполнения и художественного оформления; полнотой информации; наглядностью, логичностью и последовательностью изложения; качеством методического инструментария. Использование в данное время в работе Блога и ЭУП не только кураторов Энергетического института, но и кураторов других подразделений ТПУ подтверждает их важную роль и своевременность издания. Несомненным достоинством ЭОР является актуальность внедрения в процесс деятельности кураторов академических групп (АКТ внедрения от 21.02.2014 г.), что доказывает получение диплома III степени за интернет-блог «Кураторский час» в номинации «Лучший электронный учебник и электронное учебное пособие» конкурса по научно-методической деятельности, который проводится в ТПУ в целях не только повышения качества работы сотрудников, но и популяризации и внедрения передовых методов в организацию учебного процесса.

Рецензенты:

Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры ИП ИСГТ, профессор кафедры технологий и педагогики электронного обучения ФГАОУ ВО «НИ ТПУ», Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;

Вайнштейн Р.А., д.т.н., профессор кафедры ЭЭС ЭНИН ФГАОУ ВО «НИ ТПУ», Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Бельская Е.Я. ЭЛЕКТРОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19528 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074