В каждом вузе складывается своя система организационно-воспитательной работы со студентами. Институт кураторов является одной из форм воспитательной работы в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (ТПУ) и имеет более чем вековую историю. Институт кураторов в ТПУ ведет свой отсчёт со старейшего документа, оригинал которого хранится в государственном архиве Томской области и утвержденного в 1903 году императором Николаем II - Инструкции для кураторов Томского технологического института [3].
На данный момент в Томском политехническом университете обязательным является назначение кураторов академических групп первого и второго курсов, но на втором курсе куратор в большей мере выполняет функции академического консультанта. Так как куратор является связующим звеном между преподавателем и студентом, то студенты в лице куратора получают реальную помощь в адаптации к вузу [4].
Цель исследования
Проанализировать работу Института кураторов в вузе, обратить внимание на своевременность и актуальность внедрения разработанного электронного методического сопровождения в кураторскую деятельность, позволяющего повысить эффективность работы куратора в социально-профессиональной адаптации студентов младшего курса в вузе.
Материалы и методы исследования
Современные авторы поднимают различные вопросы и проблемы, касающиеся деятельности куратора. Изучению вопросов воспитательной и внеучебной деятельности куратора академической группы посвящен ряд диссертационных исследований (В.П. Балицкий, И.В. Гордиенко, М.А. Горшкова, Е.И. Ерошенкова, Л.Н. Зайнуллина, И.Г. Комарова, В.Т. Лисовский, Е.А. Петухова, В.И. Чупров, А.Я. Шаипова и др.).
Представляют интерес исследования различных ученых в области педагогической поддержки адаптации студентов к образовательной среде вуза (Н.Б. Подсосова, И.Н. Самадова) и педагогического обеспечения куратором оптимизации качества жизни студентов вуза (Е.А. Богачева). В последнее время анализировались проблемы кураторства в контексте научно-практических основ оптимизации деятельности куратора в условиях модернизации образования (Н.Н. Киселева).
Однако в настоящее время недостаточно разработано методическое сопровождение работы куратора с позиций современных требований, с использованием электронных образовательных средств, которое может значительно влиять на качество профессиональной подготовки и становления самих кураторов, соответственно, и студентов.
Модернизация высшего профессионального образования в контексте Болонского процесса повлекла за собой не только необходимость реализации в системах образования компетентностного подхода, но и определенных изменений в оценке качества подготовки выпускаемых вузами специалистов, бакалавров.
ФГОС высшего профессионального образования нового поколения опирается на общие универсальные и профессиональные компетенции. Стандарт ООП ТПУ [5, с. 14] определяет термин «компетенция» (Competence) как «готовность (мотивация и личностные качества) проявить способности (знания, умения и опыт) для ведения успешной профессиональной или иной деятельности в определенных условиях (проблема и ресурсы)».
В образовательном процессе с помощью Института кураторов у студентов развивается компонентный состав универсальных и профессиональных компетенций:
1) профессиональные компетенции - ориентация на работодателя;
2) универсальные компетенции - компетенции социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера [5, с. 55].
В области воспитания задачей реализации ООП ТПУ «Электроэнергетика и электротехника» является формирование у выпускников социально-личностных качеств: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, гражданственности, коммуникативности, толерантности, и повышение их общей культуры.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и основной образовательной программы (ООП) в ТПУ у куратора академической группы есть возможности развития профессиональных и универсальных компетенций с помощью формирования социокультурной среды, создания условий, необходимых для социализации личности. Куратором академической группы используются активные и интерактивные формы проведения занятий, такие как ролевые игры, психологические тренинги и групповые дискуссии во время проведения «Часа куратора» и в сочетании с внеаудиторной работой (экскурсии на предприятия, в музеи ТПУ и города Томска; участие в корпоративных мероприятиях и встречи с представителями профильных предприятий; встречи с представителями государственных и общественных организаций, проведение мастер-классов приглашенными специалистами), происходит формирование и развитие профессиональных и универсальных компетенций студентов.
В Энергетическом институте (ЭНИН) Национального исследовательского Томского политехнического университета на данный момент 17 кураторов в 19 академических группах первого курса и 17 в академических группах второго курса. Кураторами назначают только преподавателей выпускающих кафедр. Это гарантирует, что работать со студентами будет опытный преподаватель, заинтересованный в результате своей работы. Для улучшения кураторской работы на базе университета проводятся различные мероприятия, такие как курсы повышения квалификаций: «Организация работы куратора в исследовательском университете», «Академическая и социокультурная адаптация первокурсников», разнообразные семинары и тренинги. В ЭНИН в течение всего учебного года проводятся Советы кураторов, где выдаются все необходимые для работы документы, планируется дальнейшая работа, проходят встречи с сотрудниками подразделений, готовых к совместной работе.
Недостаточно разработанное содержание методической работы кураторов академических групп, а именно электронных образовательных ресурсов, сформировало необходимость создания интернет-блога «Кураторский час» для методической поддержки и более успешной работы кураторов Энергетического института ТПУ по развитию компетенций у студентов.
За несколько последних десятилетий Интернет и Веб стали самыми успешными в мире проектами, практически изменившими, так или иначе, экономику и само общество, создав новый ряд коммуникаций, сотрудничества, инноваций, радикально поменяли способы работы с информацией и знаниями. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) входят в жизнь каждого человека, получающего образование [2].
В Томском политехническом университете осуществляется разработка современных электронных образовательных ресурсов с применением современных IT-технологий по следующим основным направлениям: компьютерные программы; интерактивные электронные документы; видеоматериалы и комбинированные комплексы.
В формате компьютерных программ разрабатываются виртуальные лабораторные работы (ВЛР) и виртуальные лабораторные комплексы (ВЛК), представляющие собой комплект компьютерных программ, реализующих имитационное моделирование реальных явлений, технологических процессов, измерительных и рабочих методик и т.п.
В формате интерактивных электронных документов реализуются учебно-методические материалы следующих типов: электронное учебное пособие (ЭУП), электронное учебно-методическое пособие (ЭУМП). Абсолютно все электронные образовательные ресурсы по всем указанным выше направлениям могут быть размещены в среде LMS Moodle (или аналогичной) для организации централизованного менеджмента образовательных услуг.
В Энергетическом институте ТПУ в последнее время назрела необходимость создания электронного образовательного ресурса (ЭОР) для работы кураторов, включающего в себя как интерактивные электронные документы, так и комбинированный комплекс. Созданный ЭОР для кураторов ЭНИН включил в себя интернет-блог «Кураторский час» (Блог) и электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов» (далее ЭУП).
Электронный авторский интернет-блог «Кураторский час», состоящий из недлинных, но регулярно добавляемых записей, отсортированных в обратном хронологическом порядке, включает в себя материалы, видеофильмы, презентации, а также электронное учебное пособие «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов». Блог призван оказывать содействие преподавателям-кураторам академических групп в воспитательной работе со студентами, в развитии у них профессиональных и универсальных компетенций согласно требованиями ФГОС и ООП. Отличается доступностью в изложении материала и возможностью работать с интернет-блогом всем кураторам подразделений Томского политехнического университета. Блог, являясь средой сетевого общения, имеет ряд преимуществ перед веб-форумами, чатами и электронной почтой. Читатель блога «Кураторский час» получает определенную информацию для более успешного ведения дисциплины «Час куратора», ощущая себя причастным к кураторской жизни в Энергетическом институте ТПУ, с возможностью отслеживания проводимых мероприятий и реакции других кураторов на информацию или определенные действия своих коллег. Сторонние посетители Блога могут публиковать свои комментарии, отзывы и вступать в публичную полемику с автором, то есть с блоггером, по желанию последнего.
Материалы, наполняющие блог, разработаны сотрудниками Центра социальной работы ТПУ, кураторами различных подразделений, соответствуют рекомендованному графику проведения часов куратора и Положению о кураторской деятельности в ТПУ от 10.09.2013 года.
Одной из особенностей интернет-блога «Кураторский час», созданного на основе Blogger.com, является простота в добавлении записей: автор блога - Блогер, в нашем случае им является старший куратор Энергетического института, обращаясь к веб-серверу и проходя процесс идентификации, добавляет новую запись в блог. Следует заметить, что чтение блога и его ведение имеют разное содержание.
Второй особенностью является определенная структура записей, напоминающих привычную последовательную структуру журнала, включающую в себя следующие страницы.
- «Главная страница», где нашли отражение сообщения о проводимых мероприятиях, касающихся кураторской деятельности.
- «Институт кураторов», где отражена история Института кураторов в Томском политехническом университете.
- «Документы», где собраны различные материалы в помощь куратору - Положение о кураторской работе в ТПУ, рекомендованный график работы куратора, методические пособия и различные сценарии для проведения Часа куратора.
- «Презентации», где куратор может взять готовую презентацию по определенной тематике для проведения Часа куратора.
- «Видео», где куратор может воспользоваться видео по определенной тематике для проведения Часа куратора или посмотреть различные тренинги для повышения своего мастерства.
- «Тесты и анкеты», где куратор, пройдя тестирование, может закрепить полученные знания, пройдя анкетирование, может оценить уровень своих знаний и в дальнейшем поработать над слабыми местами.
- «Общая доска», где кураторы могут обмениваться своими мнениями по различным поводам.
- «Электронное пособие», призванное стимулировать и облегчить самостоятельное изучение общего описания тренинговых форм и в дальнейшей углубленной работе научиться использовать и составлять готовые планы сценарных занятий, приобрести опыт создания сценариев тренингов по различным темам.
Функциями блога «Кураторский час» являются: коммуникативная; самопрезентации; сплочения и удержания социальных связей; саморазвития или рефлексии.
По авторскому составу блог «Кураторский час» является групповым (корпоративным), позволяет нескольким авторам, в данном случае кураторам ЭНИН, участвовать в ведении единого блога. На данный момент административные полномочия имеет Старший куратор ЭНИН. По содержанию является тематическим, основным направлением является кураторство и всё, что можно отнести к этому разделу. По размещению - сетевым.
Blogger.com имеет специальные функции, позволяющие сделать ведение блога «Кураторский час» максимально простым и эффективным. Доступны различные гаджеты, такие как слайд-шоу, опросы пользователей и даже объявления AdSense. В сообщение в блоге очень легко добавить фотографию и видеоролик. Есть масса дополнительных возможностей. Можно «Стать постоянным читателем блога», добавив блог на свою панель инструментов Blogger и в аккаунт GoogleReader. Также пользователи могут добавить свое изображение и профиль в блог, рассказав всему миру о том, что они являются его постоянными читателями.
Читатели блога могут оставлять свои Отзывы. Можно подписаться на каналы блога и получать уведомления о публикации новых сообщений. Также можно настроить содержание канала и установить в своем блоге автоматическую отправку новых сообщений по определенным адресам электронной почты или спискам рассылки.
Поскольку в Blogger можно входить с помощью аккаунта Google, который также позволяет получать доступ в Gmail, iGoogle, orkut и т.д., не придется запоминать еще одно имя пользователя и пароль. Благодаря функции страниц Blogger можно создавать новые страницы, ссылки на которые содержатся в блоге. Blogger предлагает различные способы публикации сообщений в блоге. Можно размещать их с мобильного телефона или с секретного адреса электронной почты Mail-to-Blogger.
Рассмотрим более подробно одну из важных страниц интернет-блога «Кураторский час» - «Электронное пособие», содержащее электронное учебное пособие (ЭУП) «Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов».
Целью электронного учебного пособия (ЭУП), разработанного автором интернет-блога «Кураторский час», является формирование способности кураторов, приступивших к своей работе без предварительного прохождения курсов повышения квалификации, к проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм - форме тренинга. В 2014 году в Энергетическом институте с помощью опроса, размещенного в блоге «Кураторский час», было выявлено, что на вопрос «Укажите трудность проведения Кураторского часа для Вас» 71% кураторов ответили, что им легко проводить Час куратора, а 29% - трудно, причем все 100% кураторов отметили, что им интересно проводить эти занятия. После проведенного анализа было выявлено, что в эти 29% входят кураторы-новички, которые не были подготовлены к проведению Часа куратора в форме тренинга и не прошли соответствующую подготовку. Поэтому было решено создать ЭУП и выделить в отдельную страницу на блоге.
Классификация электронного учебного издания: по функциональному признаку - методические указания; по наличию печатного эквивалента - электронный аналог печатного учебного издания: Л.А. Раточка, О.В. Петухова, А. Пешковская, Н.Б. Синдеева, О.М. Солодовникова. Коммуникативные тренинги - как форма кураторских часов. Методическое пособие. - Томск : Изд-во ТПУ, 2012. - 27 с.
Основой структуры ЭУП является принцип модульности, состоящий из трёх частей (блок ориентировки, информационный блок, контролирующий блок), включающих в себя следующие страницы: «Введение»; «Методы работы с группой»; «Что такое тренинг?»; «Области применения тренингов»; «Из каких частей состоит успешный тренинг»; «Какой он - ведущий тренинга?»; «Генезис знания»; «Практикум»; «Сценарные планы тренингов»; «Заключение».
В результате изучения ЭУП куратор будет знать общее описание тренинга; уметь использовать готовые планы и сценарии; приобретет опыт создания сценариев тренингов по темам «Знакомство», «Создание коллектива в студенческой группе», «Формирование учебной мотивации студентов», «Стрессменеджмент» и др.; создаст свой собственный сценарий по любой теме; приобретет способность к проведению кураторских часов в одной из интерактивных форм - форме тренинга.
Выводы
Блог и ЭУП отличаются качественным уровнем техничного исполнения и художественного оформления; полнотой информации; наглядностью, логичностью и последовательностью изложения; качеством методического инструментария. Использование в данное время в работе Блога и ЭУП не только кураторов Энергетического института, но и кураторов других подразделений ТПУ подтверждает их важную роль и своевременность издания. Несомненным достоинством ЭОР является актуальность внедрения в процесс деятельности кураторов академических групп (АКТ внедрения от 21.02.2014 г.), что доказывает получение диплома III степени за интернет-блог «Кураторский час» в номинации «Лучший электронный учебник и электронное учебное пособие» конкурса по научно-методической деятельности, который проводится в ТПУ в целях не только повышения качества работы сотрудников, но и популяризации и внедрения передовых методов в организацию учебного процесса.
Рецензенты:
Стародубцев В.А., д.п.н., профессор кафедры ИП ИСГТ, профессор кафедры технологий и педагогики электронного обучения ФГАОУ ВО «НИ ТПУ», Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск;
Вайнштейн Р.А., д.т.н., профессор кафедры ЭЭС ЭНИН ФГАОУ ВО «НИ ТПУ», Национальный исследовательский Томский политехнический университет, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Бельская Е.Я. ЭЛЕКТРОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОТЫ КУРАТОРА В ТОМСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19528 (дата обращения: 13.01.2025).