Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЫЙ ПОДХОД К РАСШИРЕНИЮ АССОРТИМЕНТНОГО РЯДА ФИГУРНЫХ БУФ

Терская Л.А. 1
1 Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
Статья посвящена формированию нового подхода к расширению ассортиментного ряда буф за счет преобразования раппорта известных буф и создания графиков сборок новых видов фигурных буф для удовлетворения индивидуализированного спроса. Установлены показатели фактуры фигурных буф, составляющие их структуру и свойства материала, значимые для объемного декорирования. На практике фактура буф из конкретного вида материала варьируется путем изменения размера ячейки схемы разметки и стороны скрепления сборок буф. Введено изображение раппорта на графике сборок буф рядами и столбиками с указанием порядка скрепления сборок и ограничением повторяющейся части сборок буф двумя осями. Определены раппорты сборок известных буф и проведен их анализ. Представлены результаты реализации нового подхода к системному расширению ассортиментного ряда фигурных буф. Создание новых разновидностей существующих буф и формирование новых видов сопровождалось практической апробацией разработанных графиков сборок буф с использованием различных по свойствам материалов для декорирования и подбора размеров ячеек схем разметок. Выявлены закономерности в преобразовании раппорта известных буф и показано, что преобразование вновь созданных буф целесообразно осуществлять теми же способами, что и преобразование раппорта сборок известных буф, достигая тем самым большого разнообразия зрительных эффектов, усиливая и обогащая композицию текстильного изделия.
текстильные изделия
декорирование текстильных материалов
раппорт
буфы
отделка
1. Буфы в текстильном дизайне [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rusarticles.com/dizajn-i-interer-statya/bufy-v-tekstilnom-dizajne-5990337.html (дата обращения 14.03.13).
2. Буфы на подиуме дизайны Хелены Хёрстедт [Электронный ресурс] // Рукодельный рунет: сайт. – URL: http://www.darievna.ru/page/bufy-na-podiume-dizajny-heleny-hjorstedt (дата обращения 27.03.13).
3. Буфы. Мастер-класс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marrietta.ru/journalshowcomments.php?jpostid=156397306&journalid=4130809&go=next&categ=1 (дата обращения 3.03.15).
4. Дзевановская Д.Д. Буфы – как технология декорирования материалов / Д.Д. Дзевановская, Л.А. Терская // Интеллектуальный потенциал ВУЗов – на развитие Дальневосточного региона России и стран АТР: материалы межд. научно-практ. конф. (Владивосток, 24-25 апр. 2013 г.). Владивосток, 2013. – С. 185–188.
5. Крючкова Г.А. Технология швейных изделий. В 2 ч. Ч. 2.: учебник / Г.А. Крючкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 288 с.
6. Техника буфы и техника крэш [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://my.mail.ru/mail/goldnata1/video/2582/2602.html (дата обращения 3.03.15).
7. Терская Л.А. Дизайн меховой отделки одежды: монография / Л.А.Терская. – Владивосток: Дальнаука, 2012. - 144 с.
8. Терская Л.А. Исследование процесса формирования буф в изделиях из текстильных материалов // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–11. – С. 2360-2363; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006714 (дата обращения: 29.04.2015).
9. Терская Л.А. Определение параметров процесса формирования фигурных буф / Л.А. Терская // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2015. – № 1(28). – С. 80-84.

Технология ручных буф активно используется в декорировании одежды и различных аксессуаров для создания оригинальной фактуры декорируемого материала и причудливых узоров отделки [2, 4, 6]. На фоне классических элементов отделки буфы способны вносить выгодное разнообразие и новые возможности в дизайне костюма и аксессуаров, являясь активным средством художественной выразительности. Однако ассортимент их ограничен, главным образом, традиционными видами: «плетенка», «цветы», «волны», «вафли» [1, 3, 5, 7].

Целью работы является формирование нового подхода к расширению ассортиментного ряда буф за счет преобразования раппорта сборок известных и создания раппорта сборок новых видов фигурных буф для удовлетворения индивидуализированного спроса.

Фактура фигурных буф (рис. 1) характеризуется их структурой и видом декорируемых текстильных материалов (ткани, трикотажные и нетканые полотна и др.), разнообразие которых по внешнему виду, структуре и физико-механическим свойствам во многом зависит от вида текстильных нитей, характера их переплетения, и плотности расположения в структуре материала. Структура буф определяется параметрами процесса их формирования, к которым отнесены [9]: схема разметки; сторона скрепления сборок буф; способ укладывания сборок буф. Фактура буф характеризуется также вполне конкретными свойствами декорируемого материала – его толщиной, драпируемостью, цветом и блеском.

Рис. 1. Показатели фактуры фигурных буф

На практике фактура буф из конкретного вида материала варьируется путем изменения размера ячейки схемы разметки и стороны скрепления сборок буф (в иных случаях – способа их укладывания).

Введено понятие раппорта как основной характеристики строения буф [8] и указана возможность расширения их ассортиментного ряда путем его изменения. Раппорт буф – это повторяющаяся часть сборок буф на декорируемом материале. Он определяет порядок скрепления вершин квадратов схемы разметки (в виде стрелок) на декорируемом материале. Раппорт характеризуется числом столбиков по ширине, числом рядом по высоте и определенным расположением стрелок в ячейках, образующих узор (рисунок) буф. Раппорт изображается на графике сборок буф рядами и столбиками с указанием порядка скрепления сборок (рис. 1, 2) и ограничивается осями. Как правило, скрепление вершин квадратов по стрелкам согласно графику сборок буф осуществляют вдоль столбиков, продвигаясь от одного к другому, или вдоль одного ряда, переходя от одного к другому.

Рис. 2. Графики сборок буф и их внешний вид в результате преобразования раппорта известных буф: I – ввод свободных столбиков: а – исходный раппорт без свободных столбиков; б – один свободный столбик; в – два свободных столбика. II – исключение свободных столбиков: а – исходный раппорт с двумя свободными столбиками; б – свободных столбиков нет. III – исключение свободного ряда: а – исходный раппорт с одним свободным рядом; б – свободного ряда нет

В проведенном исследовании определены раппорты сборок известных буф и проведен их анализ, который показал следующее. Современные фигурные буфы изготавливаются с различными раппортами в зависимости от вида буф. При этом раппорт может иметь или нет свободные от разметки стрелками (от скрепления вершин квадратов) столбики и ряды, т.е. свободные столбики и свободные ряды. Количество столбиков раппорта варьируется от двух до шести, рядов – от двух до четырех.

Буфы "Соты" (другое название – "Вафли") (рис. 2, I а), "Плетенка" ("Косичка") имеют самый маленький раппорт – два столбика и два ряда с разметкой, свободных столбиков и рядов раппорта этих буф нет. Отличительной особенностью буф "Соты" является расположение стрелок по сторонам квадратных ячеек, а не по диагонали.

Один из самых распространенных видов буф "Цветы" имеет раппорт четыре столбика и четыре ряда, включая два свободных столбика, и два свободных ряда. У буф "Листья" ("Колоски") (рис. 2, II а), раппорт – шесть столбиков, включая два свободных, и два ряда.

На рисунках 2 и 3 представлены фрагменты результатов реализации нового подхода к расширению ассортиментного ряда фигурных буф путем преобразования раппорта известных видов (рис.1) и создания буф с новым графиком сборок (соответственно с новым раппортом) (рис.2). При этом создание новых разновидностей существующих буф и формирование новых видов буф сопровождалось практической апробацией новых графиков сборок буф с использованием различных по свойствам материалов для декорирования и подбора размеров ячеек схем разметок.

Установлены следующие закономерности. Преобразование раппорта известных буф можно осуществлять тремя способами:

  • вводом свободных столбиков;
  • исключением свободных столбиков;
  • исключением свободного ряда.

Теоретически возможен и способ введения свободного ряда. Однако практическая апробация использования этого способа не привела к желаемым результатам. Наиболее эффективными способами, с точки зрения образования новых зрительных эффектов или вариабельности существующих буф, являются способы ввод или исключение свободных столбиков.

Рис. 3. Графики сборок новых буф и их внешний вид в результате преобразования раппорта буф: I – ввод свободных столбиков: а – исходный раппорт без свободных столбиков; б – один свободный столбик; в – два свободных столбика. II – исключение свободных столбиков: а – исходный раппорт с одним свободным столбиком; б – свободных столбиков нет

Так, способ введения свободных столбиков в раппорт буф "Соты" (рис. 2, I а) позволил достичь большего разнообразия зрительных эффектов отделки этими буфами (рис. 2, I б, в). Причудливый узор, напоминающий рожки (рис. 2, II б), получен за счет исключения двух свободных столбиков из раппорта буф "Листья" ("Колоски") (рис. 2, II а). Используя прием исключения свободного ряда из раппорта буф "Волны" (рис. 2, III а) при скреплении сборок этих буф с лицевой стороны, получают рельефы в виде ячеек (рис. 2, III б).

Новые буфы сформированы по графикам сборок буф, представленным на рис.3. При этом преобразование вновь созданных (базовых) буф целесообразно осуществлять теми же способами, что и преобразование раппорта известных буф.

Например, базовый график буф, внешний вид которых представлен на рис. 3, I а, создан по раппорту, который включает четыре столбика и четыре ряда с разметками. Буфы, изготовленные согласно этому раппорту, названы "Бабочка". Раппорт базового графика сначала дополнен одним свободным столбиком (рис. 3, I б), а затем двумя (рис. 3, I в). Таким образом, число столбиков раппорта изменилось с четырех на базовом графике до шести в третьем варианте новых буф. В результате творческой работы получены красочного вида объемные складки, напоминающие бабочек. Эффект "перчиков" получен при создании раппорта с тремя столбиками, включая один свободный, и тремя рядами, включая один свободный ряд (рис. 3, II а). Эффект "перчиков" усиливается при исключении из раппорта свободного столбика (рис. 3, II б).

Таким образом, при относительно небольших изменениях в графиках сборок буф и применении ряда устойчивых закономерностей, позволяющих на основе анализа практического опыта, количественных и качественных исследований системно получать новые виды буф и разновидности известных, дизайнер может расширить их ассортиментный ряд, достигая тем самым большого разнообразия зрительных эффектов, усиливая и обогащая композицию текстильного изделия и удовлетворяя индивидуализированный спрос.

Рецензенты:

Старкова Г.П., д.т.н., профессор кафедры Сервисных технологий, зам. проректора по научной работе ВГУЭС, г. Владивосток;

Шеромова И.А., д.т.н., профессор кафедры Сервисных технологий, г. Владивосток.


Библиографическая ссылка

Терская Л.А. НОВЫЙ ПОДХОД К РАСШИРЕНИЮ АССОРТИМЕНТНОГО РЯДА ФИГУРНЫХ БУФ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19506 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674