Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА

Суетин А.Н. 1 Матосян В.А. 2
1 НОУ ВО Московский технологический институт
2 ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Исследование посвящено вопросам финансового планирования в кризисных условиях. Целью данной работы является определение места финансового планирования и инвестиций на микро- и мезоуровне экономики. Авторами проведено исследование эффективности управления финансами корпораций, произведена оценка целесообразности инвестиций в условиях кризиса и неопределенности. Изучаются основные направления инвестиций и возможных сложностей в финансовой работе предприятий. В качестве примера в работе рассмотрены показатели Удмуртской Республики как типичного российского региона с промышленной специализацией развития. Основными методами проведенного исследования следует полагать дедукцию, индукцию, научную аналогию, анализ и сравнение. Полученные результаты исследования могут быть использованы в финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также в учебной и научной работах в области планирования, экономики корпораций, финансового и инвестиционного менеджмента. Авторами предлагаются направления эффективного финансового планирования и выделяются его наиболее важные аспекты.
налоговые платежи
промышленный регион
структура экономики
региональная экономика
государственная поддержка
инвестиции в АПК
финансовые рынки
финансы корпораций
прогнозирование в условиях рынка
планирование хозяйственной деятельности
консолидированный бюджет
динамика цен
Удмуртская Республика
инвестиции
финансовый кризис
экономический кризис
Финансовое планирование
1. Анненков В.И. Административная деятельность: организация и технологии: учебник / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, С.Н. Баранов, А.В. Моисеев // Под ред. Проф. Анненкова В.И. – М.: РУСАВИА. 2015. – 350 с.
2. Барчан Н.Н. Анализ неклассических представлений об управленческом решении / Н.Н. Барчан // Cloud of Science. – 2013. — № 1. – С. 33–36
3. Бубнов Г.Г. Стратегическое планирование как важнейшая функция управления / Г.Г. Бубнов, А.В. Паутова, В.И. Золотарев // Транспортное дело России. — 2011. — № 7. — С. 24–26.
4. Бубнов Г.Г. Адаптивно-развивающееся управление инновационными проектами на основе использования моделей зрелости. Отчет о НИР/НИОКР / Г.Г. Бубнов, С.А. Титов, Е.В. Борисова, С.Н. Суетин. — М.: Московский технологический институт, 2014. – 127 с.
5. Глинкина О.В. Менеджмент: Монография. — М.: ТехПолиграфЦентр, 2014. – 226 с.
6. Данилова И.Л. Управление заемным капиталом в сельском хозяйстве / И.Л. Данилова, С.Н. Суетин // Вестник КИГИТ. – 2010. — № 3 (12). – С. 57–60.
7. Ильин С.Ю. Основные производственные фонды в сельском хозяйстве: учебное пособие / С.Ю. Ильин. – Ижевск: Удмуртский университет, 2005. – 101 с.
8. Ильин С.Ю. Ресурсный потенциал аграрного сектора экономики: монография / С.Ю. Ильин. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2011. – 155 с.
9. Ильин С.Ю. Интенсивное использование производственных ресурсов в аграрном секторе экономики: монография / С.Ю. Ильин. – Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2012. – 105 с.
10. Ильин С.Ю. Комплексная оценка эффективности использования производственных ресурсов (на примере сельского хозяйства Удмуртской Республики) / С.Ю. Ильин // Региональная экономика: теория и практика. – 2012. – № 31. – С. 49–53.
11. Клоян К. Мировой финансовый кризис 2007–2009 гг.: причины возникновения и мероприятия по предотвращению новых экономических аномалий / К. Клоян, С.Н. Суетин // Вестник КИГИТ. – 2012. - №8 (26). – С. 52–58.
12. Кондратьев Д. В. Организационно-экономический механизм реализации и модель оптимизации факторов производственной синергии в организациях пищевой промышленности / Д.В. Кондратьев, С.Н. Суетин, К.Н. Юшков // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. – 2014. —№ 3(27). – С. 33–48.
13. Кондратьев Д.В. Методы принятия управленческих решений. Практикум Учебное пособие / Д.В. Кондратьев. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2013. – 124 с.
14. Котлячков О.В. Оценка эффективности использования средств инвесторов в инновационную деятельность. Коллективная монография / Котлячков О.В, Ильин С.Ю., Кочеткова И.А, Васильева Г.Н., Павлов К.В.., Мохначев С.А. Шамаева Н.П., Верезубова Т.А., Сава А.П., Качала Т.Н., Яценко В.Н., Шевченко А.Н., Колесникова А.В., Ляшенко С.В., Яценко А.В., Кернасюк Ю.В. – Ижевск: Шелест, 2014. – 200 с.
15. Котлячков О.В. Аудит эффективности использования инвестиционных средств / О.В. Котлячков, Н.В. Котлячкова, С.Н. Суетин // Вестник КИГИТ. – 2012. — № 8 (26). – С. 83–89.
16. Матосян В.А., Суетин С.Н. Проблемы современного финансового образования и пути их решения. Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции под общей редакцией Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужника, В.И. Солдаткина. – М., 2014. – С. 270–272.
17. Министерство финансов Удмуртской Республики. Режим доступа: http://www.mfur.ru/budjet/ispolnenie/index.php (дата обращения 05.05.2015).
18. Наговицына Ю.С. Финансовый кризис: формы его проявления и пути преодоления / Ю.С. Наговицына, С.Н. Суетин // Вестник КИГИТ. – 2010. — № 5 (14). – С. 59–62.
19. Павлов К.В. Проблемы экстенсивного и интенсивного направлений использования основных производственных фондов в сельскохозяйственном производстве Удмуртии / К.В. Павлов, С.Ю. Ильин // Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – № 11. – С. 15–21.
20. Стручкова Е.С. Развитие методологических положений деятельности объектов финансовой инфраструктуры промышленного производства / Е.С. Стручкова, С.Н. Суетин // Экономика и предпринимательство. – 2014. — № 7 (48).– С. 806–813.
21. Стручкова Е. С. Методологические решения управления финансовыми ресурсами производственных процессов на основе их консолидации и рационализации / Стручкова Е. С., Суетин С.Н. // Научное обозрение. – 2014. — № 8(2). – С. 688–693.
22. Стручкова Е.С. Усиление эффектов налогового администрирования производства в процессе модернизации экономики / Е.С. Стручкова, С. Н. Суетин // Cloud of Science. – 2015. – Т. 2. — № 1. – С. 152–169.
23. Суетин А.Н. Финансовые рынки в условиях изменяющейся волатильности // Образовательная среда сегодня и завтра. Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции под общей редакцией Г.Г. Бубнова, Е.В. Плужника, В.И. Солдаткина. – М., 2014. – С. 355–357.
24. Суетин А.Н. Особенности финансового прогнозирования и планирования в условиях насыщенной информационной среды / А.Н. Суетин, В.А. Матосян, С.В. Емельянов, О.В. Котлячков // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12–12. – С. 2616–2620. URL: http://rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10006007
25. Суетина Н.А. Адаптация АПК Удмуртии к условиям финансовых рынков / Н.А. Суетина, С.Н. Суетин // Современны¬е проблемы науки и образовани¬я. – 2013. – № 6. URL: http://www.science-education.ru/113-11046
26. Суетин С.Н. Управление финансовыми ресурсами корпорации в условиях повышенной волатильности финансовых рынков / С.Н. Суетин, В.Н. Аношин, О.В. Котлячков, В.Г. Кещян // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 3. – С. 212–216.
27. Суетин С.Н. Экономические взаимоотношения в системе «город—село». Монография / С.Н. Суетин, М.И. Шишкин, Л.Г. Ким. – Ижевск: Ассоциация «Научная книга», 2006. – 208 с.
28. Суетин С.Н. Антикризисное управление. Учебное пособие / С.Н. Суетин, С.Ф. Зайцев. – Ижевск: РИО НОУ ВПО «КИГИТ», 2011. – 256 с.
29. Суетин С.Н. Город и предприятия: стратегия совместного развития. Отечественный и зарубежный опыт // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – 2005. — № 4 – С. 152–155.
30. Суетин С.Н. Стратегия государственного регулирования экономических отношений между городом и селом // Реальный сектор экономики: теория и практика управления. – 2005. — № 3 – С. 131–136.
31. Суетин С.Н. Причины возникновения экономических кризисов и пути их преодоления в трудах Ф. Энгельса и К. Маркса // Материалы II Международной научно-практической конференции «Марксизм и современность: контуры грядущего в трудах Ф. Энгельса» / Киевский политехнический институт. – Киев, 2010. – С. 309–311.
32. Суетин С.Н. Формирование взаимовыгодных экономических отношений в системе «город—село». Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Ижевск: Издательство Удмуртского государственного университета, 2006. – 198 с.
33. Суетин С.Н. Роль научно-технического прогресса в развитии агропромышленного комплекса / С.Н. Суетин, С.Ю. Ильин // Вестник КИГИТ. – 2010. — № 3 (12). – С. 110–113.
34. Суетин С.Н. Финансовый механизм АПК России в условиях ВТО // «Инновационному развитию АПК и аграрному образованию – научное обеспечение». Материалы Всероссийской научно-практической конференции 14–17 февраля 2012 г. Том III / ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. – Ижевск, 2012. – С. 201–204.
35. Суетин С.Н. Формирование эффективной инвестиционной стратегии в условиях финансово-экономического кризиса (на примере «второй волны» кризиса) // Сборник «Образование и наука – инновационные разработки НОУ ВПО “КИГИТ”». Посвящается 20-летию НОУ ВПО «КИГИТ». Отв. за выпуск М.А. Лойферман. – Ижевск, 2013. – С. 37.
36. Суетин А.Н. Автоматизация учета и антикризисное управление / А.Н. Суетин, Н.А. Суетина, С.Н. Суетин // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 90-летию государственности Удмуртии. ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА. – Ижевск, 2010. – С. 283–284.
37. Суетин С. Н. Совершенствование экономических связей между предприятиями промышленности и сельского хозяйства // Наука Удмуртии, 2005. – № 6. – С. 139–145.
38. Суетин С.Н. Роль региональных органов власти в становлении эффективных отношений между городом и селом // Наука Удмуртии. Ижевск, 2005. – № 3. – С. 191–107.

В текущей экономической ситуации предприятия всех отраслей стремятся повышать эффективность осуществляемой ими деятельности. Это связано в первую очередь с вопросом выживания самих организаций, а также с жизнеобеспечением сотрудников. Более благоприятные экономические условия прошлых лет позволяли проводить в жизнь не всегда верные и экономически обоснованные решения. Ошибки в управлении – в первую очередь в финансовом планировании — покрывались за счет высокой прибыльности. Сейчас, когда спрос на рынке в целом снизился, многие неточности в финансовом планировании стали проявляться в виде значительных убытков.

Актуальной проблемой представляется выявление направлений инвестирования и финансового планирования доходов и расходов. Это крайне важная задача, потому что ошибка для предприятий может обернуться банкротством.

Современный менеджмент и проблемы его развития рассмотрены в трудах многих ученых, мы придерживаемся мнения Барчана Н.Н. [1, 2], Глинкиной О.В. [5], Ильина С.Ю. [7–10, 19]. Актуальными считаем взгляды Кондратьева Д.В. [12, 13] и Котлячкова О.В. [14, 16] на пути развития АПК.

Нами были исследованы основные особенности финансового планирования предприятий потребительского, промышленного и аграрного секторов на примере Удмуртской Республики. Данный регион по многим социально-экономическим показателям характерен для средней полосы России, поэтому в определенной степени этот опыт можно перенести на другие регионы. Мы применяли методику комплексной оценки региона с целью выдвижения основных гипотез рисков и возможностей. Это исследование можно рассматривать как стратегию выхода на рынок отдельного региона и эффективного функционирования на нем.

Нами определено, что Удмуртская Республика является достаточно мощным промышленным регионом: здесь находятся крупные заводы различной направленности, производственные мощности федерального концерна «Калашников», Росатома, Ижевский автозавод. Также здесь развито сельское хозяйство, в меньшей степени – добыча углеводородов и переработка. Проблемы развития экономики УР, в том числе АПК, подробно изучены в трудах Суетина С.Н. [27, 29, 30, 32–34, 37, 38].

В начале исследования следует составить общую картину экономического климата региона. В ходе анализа выявлено, что по данным Министерства финансов Удмуртской Республики консолидированный бюджет республики за январь—июль 2014 г. был исполнен с дефицитом 3935 млн руб. (таблица 1, на основе данных Министерства финансов УР [17]).

Таблица 1

Исполнение консолидированного бюджета Удмуртской Республики за январь—июль 2014 г. (млн руб.)

 

2013г.

2014г.

доходы

расходы

профицит, дефицит (–)

доходы

расходы

профицит, дефицит (–)

Январь

2918

2797

121

2684

3344

–660

Январь—февраль

6421

7760

–1339

6660

8369

–1709

Январь—март

12578

13149

–571

11664

14292

–2628

Январь—апрель

19203

20208

–1005

20552

20600

–48

Январь—май

23282

25243

–1960

25657

26444

–787

Январь—июнь

27017

31015

–3997

29488

33572

–4084

Январь—июль

33431

37388

–3957

36818

40752

–3935

Январь—август

38222

43253

–5030

 

 

 

Январь—сентябрь

42242

48292

–6050

 

 

 

Январь—октябрь

48249

54189

–5940

 

 

 

Январь—ноябрь

53259

60035

–6777

 

 

 

Январь—декабрь

60991

70040

–9049

 

 

 

За январь—июль 2014 г. в консолидированный бюджет республики поступило 36 818 млн руб., что на 10% больше, чем за соответствующий период 2013 г. Значительно увеличились поступления земельного налога (в 2,1 раза), налога на прибыль организаций (на 26%), единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (на 11%), налога на доходы физических лиц (на 8%), транспортного налога и налога на имущество физических лиц (на 7%). Вместе с тем уменьшились поступления налога на добычу полезных ископаемых (на 29%), акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ (на 5%), доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (на 4%), безвозмездных поступлений (на 3%).

Из проведенного анализа можно сделать вывод, что дефицит бюджета увеличивается, и, что не менее важно, бюджет является стабильно дефицитным.

Влияние данного фактора следует учитывать в определенных аспектах.

  • Стабильный дефицит говорит о том, что, работая с бюджетными региональными организациями, предприятие всегда должно учитывать значительный риск просроченной дебиторской задолженности, а также минимальной наценки на реализуемые товары. Однако бюджетные организации всегда осуществляют платежи, документация и законность операций в большинстве случаев не подлежат сомнению.
  • При высоком дефиците регион не в состоянии осуществлять вложения в инфраструктуру (дороги, коммуникации, новые объекты социального значения), а также в создание новых предприятий. С одной стороны, это минус, с другой – это может стать определенным преимуществом. Компании, обладающие соответствующим капиталом, могут стать фактически монополистами в некоторых сферах (например, построить дороги, провести коммуникации и создать крупный торговый центр). При этом менее крупные компании вообще не могут проникнуть в определенные сегменты рынка, так как минимальная сумма начальных вложений очень высока.

Как показывает практический опыт, при оценке внешней среды будущего рынка компаниям следует обратить внимание на недоимку по налогам и сборам в регионе.

Вопросы финансового планирования нашли отражения в трудах ученых-экономистов МТИ [3, 4] и ведущих вузов г. Ижевска [14, 15, 25]. Особое внимание учеными-экономистами уделяется в последние годы кризисному аспекту и его влиянию на финансы организаций и региональную экономику [6, 11, 18, 28, 31, 35, 36].

По таблице 2 можно увидеть место Удмуртии по платежам в консолидированный бюджет. Один из важных параметров – это доля задолженности от всех начисленных сумм платежей (табл. 2).

Таблица 2

Поступление налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет РФ за январь—июль 2014 г. и задолженность по налоговым платежам по состоянию на 1 августа 2014 г. в разрезе субъектов Приволжского федерального округа (по данным Межрегиональной инспекции ФНС России по ПФО), млн руб.

 

Поступило налоговых платежей и других доходов в консолидированный бюджет РФ

Поступило налоговых платежей и других доходов в федеральный бюджет РФ

Задолженность по налоговым платежам

Итого платежей

Доля задолженности от итого платежей, %

Республика Татарстан

227194,3

127829,3

8120,5

363144,1

2,2

Оренбургская область

120642,3

81127,8

4932,1

206702,2

2,4

Пермский край

136293,4

72758,5

9738,8

218790,7

4,5

Республика Башкортостан

142236,3

60888,8

10869,9

213995

5,1

Удмуртская Республика

76985,2

49547,3

7036,9

133569,4

5,3

Самарская область

178967,4

92491

15558,2

287016,6

5,4

Нижегородская область

100927,2

26885,2

7903,8

135716,2

5,8

Саратовская область

68342,6

32095,7

6242,3

106680,6

5,9

Ульяновская область

23929

8610,2

2858,9

35398,1

8,1

Пензенская область

23679,9

7220,4

2741,6

33641,9

8,1

Республика Мордовия

22591,4

5526,3

2743,5

30861,2

8,9

Республика Марий Эл

8872,5

1671,3

1083,4

11627,2

9,3

Чувашская Республика

20819,3

6996,9

2905

30721,2

9,5

Кировская область

21166

5914,7

3901,9

30982,6

12,6

Расчеты показывают, что Удмуртия находится примерно в середине списка. Это говорит о том, что в регионе у предприятий есть определенные проблемы с платежеспособностью, но в целом по Приволжскому федеральному округу республика не выделяется.

Чтобы более подробно понять суть использования этих данных, следует их дополнить структурой задолженности.

В ходе анализа рисунка 1 выявлено, что большую часть занимают недоимки по НДС и налогу на прибыль. Определенную долю часть недоимок создают крупные предприятия, но также по налогу на прибыль и НДС значительную долю могут создавать целые серии «фирм-однодневок», которые легализуют неуплаченные налоги через фиктивные договоры, обман населения и иное, т. е. выводят значительные суммы из-под налогообложения незаконным путем.

Наличие любых недоимок следует рассматривать как отрицательный фактор, потому что предприятие — неплательщик налогов, не выплачивая средства даже государству, тем более должно рассматриваться как вероятный безнадежный дебитор в отношении других организаций.

На 1 августа 2013 г.

На 1 августа 2014 г.

Рис. 1. Динамика структуры недоимки по видам налогов и сборов

Одним из самых важных направлений финансового планирования является использование возможностей потребительского сектора.

Покажем его важность как итог следующего шага исследований.

Рассмотрим динамику цен на основные продукты питания по Удмуртской Республике.

В условиях финансово-экономического кризиса покупка продуктов питания является стабильно объемной статьей затрат. Она играет ключевую роль в том, какова будет структура распределения доходов населения: чем ниже затраты на продукты питания, тем больше средств может быть направлено на покупку промышленных товаров, на накопление, депозиты, вложения в ценные бумаги и т.д.

Текущая экономическая ситуация отличается следующим.

Некоторые зарубежные страны ввели санкции в отношении российских предприятий. Это выражается в ограничении возможностей купли-продажи товаров, материалов, невозможности получения кредитных и иных ресурсов. При этом часто Россия не может вводить аналогичные, близкие к симметрии, ответы: например, в отношении страны «А», закрывшей доступ к кредитным ресурсам, ввести ограничение на поставку, например, яблок, нельзя, так как это противоречит нормам ВТО. Следует отметить, что ответ руководством страны был сделан гораздо более ощутимым: доллар был отпущен в свободное движение, его рост почти не сдерживался. Это автоматически сделало нецелесообразным поставку любой импортной продукции, так как она стала неконкурентоспособной. Такое положение дел позволяет интенсивно проводить политику импортозамещения.

В то же самое время, учитывая современные экономические тенденции, для внутреннего потребления динамика цен окажет негативное влияние.

Проанализируем таблицу 3, где мы видим динамику цен на продукты питания.

Таблица 3

Цены на продукты питания в Удмуртской Республике, руб.

 

Средняя цена в рублях за килограмм

август

2013 г.

август 2014 г.

август 2014 г. к августу 2013 г., %

Говядина (кроме бескостного мяса)

232,93

246,15

106

Свинина (кроме бескостного мяса)

177,97

247,2

139

Куры охлажденные и мороженые

97,56

119,86

123

Колбаса полукопченая и варено-копченая

262,54

306,69

117

Колбаса вареная

213,94

237,54

111

Рыба мороженая неразделанная

75,21

87,79

117

Масло сливочное

270

321,64

119

Масло подсолнечное

76,89

72,8

95

Маргарин

68,12

71,87

106

Молоко пастеризованное, литр

31,57

36,29

115

Сметана

117,9

142,53

121

Творог нежирный

143,02

184,06

129

Сыры сычужные твердые и мягкие

273,95

320,65

117

Яйца, 10 шт.

37,57

42,98

114

Сахарный песок

34,78

38,63

111

Соль поваренная пищевая

10,14

10,35

102

Мука пшеничная

26,5

25,39

96

Хлеб ржано-пшеничный

31,97

33,8

106

Хлеб пшеничный 1с. и 2с.

35

37,06

106

Рис

37,42

44,49

119

Пшено

25,67

31,36

122

Крупа гречневая ядрица

31,31

28,85

92

Вермишель

38,53

41,04

107

Картофель

21,11

17,62

83

Капуста

13,65

12,81

94

Лук репчатый

21,27

21

99

Морковь

26,89

27,19

101

Яблоки

52,39

55,03

105

По данным таблицы видно, что наиболее существенно подорожали свинина, сметана и творог. В условиях высокой стоимости доллара и евро ситуация будет еще более жесткой. Учитывая влияние внешней среды, для производителей продуктов питания продавать их внутри страны гораздо менее выгодно, чем за рубеж. В настоящее время спрос на них существенно вырос: Индия и Китай по мере роста благосостояния населения начинают потреблять больше белковой высококачественной пищи. В этих странах недостаточно природных ресурсов для обеспечения внутреннего спроса достаточным предложением. Поэтому в долларовом исчислении российская продукция становится более доступной и одновременно востребованной. В таких условиях, по нашим расчетам, наиболее сильно будут дорожать молочные продукты. Это связано с тем, что для получения молока требуются пастбища.

Ряд других продуктов можно получить в промышленном виде (свинина, курятина, яйцо и т.д.). Промышленное производство имеет практически неограниченные возможности для роста, а пастбищное – нет. Также следует отметить, что молочные продукты часто получают в результате глубокой переработки (молок, сыры, творог), что позволяет создавать значительную добавленную стоимость.

Одним из показателей качества молока является содержание белка. Если жирность можно поднять просто добавлением жиров в молоко, то количества белка можно увеличить, только обновив породность стада, так как это генетически зависимый признак. Для такого обновления требуются средства и время. Таким образом, в течение ближайших 2–3 лет на российском рынке очень вероятен сценарий дефицита молока и роста цен на него. Так как этот продукт входит в список социально значимых и его рост будет всячески сдерживаться властями, то неизбежно падение качества реализуемой продукции.

Аналогичный рост можно предположить по зерну пшеницы, растительным маслам и рыбе. Следовательно, подорожание продуктов, способных перенести транспортировку и пользующихся спросом за рубежом, практически неизбежно, а также крайне вероятно существенное снижение их качества в наших магазинах.

В целях повышения эффективности деятельности мы приводим следующие рекомендации.

Для инвесторов в разрезе финансового планирования имеется перспективное направление – агропромышленный комплекс. Учитывая зарубежный и отечественный опыт развития, подорожание продуктов приведет к снижению спроса на промышленные изделия. Население будет значительную часть своих доходов тратить на питание. Однако повышенный спрос за рубежом увеличит потребление рынка продуктов питания, ограниченный до этого лишь внутренним спросом.

Далее, ввиду пониженного спроса на промышленные изделия будет неизбежно снижаться доходная часть бюджетов всех уровней. Производство АПК не сможет этого компенсировать хотя бы потому, что в городах сосредоточена большая часть населения региона и страны в целом. Здесь государству следует обратить внимание на поддержку горожан с тем, чтобы они могли стабильно продержаться кризисный период. По нашим оценкам, он составит 1,5–2 года до момента начала роста. Как только пойдет рост, спрос на продукцию промышленного производства и на финансовые услуги будет увеличиваться очень быстро, и потраченные ранее средства достаточно скоро окупятся.

Решение сформулированных вопросов внедрено в Московском технологическом институте, широко ведущем научно-практическую деятельность в области финансов [20–26], что отражается в научных исследованиях аспирантов [16, 25, 26].

Исходя из проведенных расчетов в регионах, сходных с Удмуртской Республикой, предприятиям следует учитывать следующие важные факторы и экономически эффективные направления финансового планирования.

1. Возможна господдержка промышленности на первом этапе кризиса. Цель – выпуск продукции, ставшей недоступной из-за цен или ограничений на экспорт в Россию, а также поддержка предприятий на период сниженного спроса (например, в автомобильной промышленности).

2. Возможно существенное увеличение инвестиций в АПК. Особенно актуально для холдингов, имеющих в своем составе и промышленность, и сельское хозяйство. Цель – резкое увеличение выпуска продукции на экспорт. Эффект состоит в том, что это позволит максимально быстро окупить издержки, что в некризисных условиях занимает гораздо больше времени.

3. Необходимо предусмотреть возможность введения законодательного запрещения экспорта продукции. Особенно это касается продуктов питания, что имело место в 2010 г., когда были введены ограничения на экспорт пшеницы. Такие нерыночные методы часто существенно снижают доходность и требуют наличия альтернативных вариантов инвестиций.

4. Требовательность к собираемости налогов существенно вырастет, поэтому качество учетной работы должно быть на самом высоком уровне. Финансовое планирование расчетов с бюджетом должно иметь преимущественное исполнение.

5. При работе с бюджетными организациями следует рассчитывать на самые низкие закупочные цены из возможных, но вероятность возникновения безнадежной дебиторской задолженности почти равна нулю.

6. Крупным компаниям следует обратить внимание на регионы, не имеющие возможности для создания инфраструктуры. Эффект состоит в том, что в этом случае фирмы могут относительно легко решать вопросы по получению земельных участков для промышленного производства или создания торговых площадок.

Основные выводы:

1. Экономически эффективно увеличение инвестиций в АПК.

2. Требовательность к собираемости налогов существенно вырастет, поэтому качество учетной работы должно быть на самом высоком уровне. Финансовое планирование расчетов с бюджетом должно иметь преимущественное исполнение.

3. При работе с бюджетными организациями следует рассчитывать на самые низкие закупочные цены из возможных, но вероятность возникновения безнадежной дебиторской задолженности стремится к нулю.

4. Крупным компаниям следует обратить внимание на регионы, не имеющие возможностей для создания инфраструктуры, что позволит заполучить крупные доли рынка.

Рецензенты:

Кузьминова Т.В., д.э.н., профессор, НОУ ВО «Московский технологический институт», г. Москва;

Емельянов С.В., д.э.н., профессор, профессор Московской бизнес-школы, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Суетин А.Н., Матосян В.А. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19502 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674