Современный российский бизнес обнаруживает значительную нехватку рабочих кадров и в связи с этим демонстрирует высокую заинтересованность в их подготовке в государственных образовательных учреждениях. Согласно динамике за последние годы, в наборе выпускников профессиональных училищ и особенно колледжей заинтересован крупный бизнес [2, 4].
Эксперты признают, что будущих специалистов нужно учить не набору профильных теорий, а навыкам рассуждать, самостоятельно находить решения в сложных обстоятельствах, готовности осваивать новую информацию, что и придает адаптируемость профессионального капитала работника к меняющейся технологической и организационной среде [1, 7]. Это находит отражение и в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования (СПО) нового поколения, которые содержат требования к способностям студента, характеризующим его личностно-профессиональный потенциал, мобильность. Выпускник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, брать на себя ответственность на работу членом команды (подчиненных), за результат выполнения задания.
Умение общаться позволяет специалистам взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. Студентам необходимо научиться слушать собеседника, высказывать и аргументировать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению. Коммуникативные умения важны как для социальной реализации личности, так и для психологического удовлетворения.
Нами было отмечено, что у студентов (особенно первых двух лет обучения) наблюдаются трудности в общении с одногруппниками и преподавателями, выражающиеся в неумении слушать и критически оценивать чужое мнение, неумении выстраивать собственную речь при высказывании своей точки зрения.
Коммуникативные умения опираются на исследования в области коммуникации (М.М. Бахтин, В.Л. Бенин, А.А. Леонтьев, М.Р. Львов и др.). Исследования А.В. Батаршева, Г.М. Андреевой, Ю.В. Варданян, М.Р. Битяновой, М.И. Лисиной, В.В. Волковой установили, что ведущими процессами общения являются перцепция (восприятие партнерами друг друга), коммуникация (передача информации в процессе общения) и интеракция (взаимодействие партнеров). Э.Ф. Зеер, С.А. Морозова, Э.Э. Сыманюк в рамках изучения профессиональной мобильности специалиста проводили структурно-функциональный анализ субъекта инновационной деятельности, где также выделили коммуникативный компонент, как «реализующийся в общении с другими людьми» и включающий «три процесса: интеракцию, социальную перцепцию и межличностную коммуникацию» [3]. Однако выделение трех процессов достаточно условно: практически невозможно выделить коммуникацию в чистом виде без процессов восприятия и взаимодействия.
Перед преподавателями и администрацией учреждений СПО стоит непростая задача по подбору и адаптации технологий, способствующих развитию тех навыков студентов, которые позволили бы им стать востребованными на рынке труда и построить профессиональную карьеру.
Привлечь студентов к внеклассным мероприятиям, которые проводятся после учебных занятий, сложно. К тому же в нагрузке преподавателей отсутствуют какие-либо факультативные занятия, что делает невозможным проведение мероприятий в виде факультативов (то есть систематически, длительное время, в виде целого курса, тренингов и т.д.). По возможности необходимо внедрять в сам учебно-воспитательный процесс такие технологии, которые позволили бы без ущерба для освоения учебного материала способствовать формированию необходимых умений или навыков.
При изучении возможности применения активных методов обучения в процессе подготовки специалистов среднего звена, наш интерес привлекла технология модерации, которая явно демонстрировала возможность осуществления коммуникации между студентами, необходимость обсуждать мнения, договариваться, представлять результаты совместной работы, распределять роли в процессе работы. Отсюда появилась гипотеза, что применение технологии модерации в учебно-воспитательном процессе при подготовке специалистов среднего звена может способствовать развитию коммуникативных навыков обучающихся.
Модерация ‒ это метод работы в группе и с группой. Сама идея модерации активно разрабатывалась с середины 1960-х годов как средство нахождения компромисса между руководителем и подчиненным, заказчиком и исполнителем. Это было связано с общественными волнениями, вызванными политическими событиями, когда люди захотели активно участвовать в принятии решений, которые касались их прав и требовали внимания к своим нуждам [11].
Несмотря на то, что технология модерации «разрабатывалась как технология групповой работы, в которой с помощью рабочих техник создаются условия для принятия эффективных решений в группах специалистов различного профиля, с разной подготовкой, зачастую различными взглядами на рассматриваемую проблему…» [6, с.9], обобщенной целью модерации является организация групповой работы в режиме сотрудничества при соблюдении равноправия ее участников, в то время как гибкость модерации, которая включает не один метод или конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник и их вариаций, имеет потенциал для применения не только в сфере профессиональной подготовки, переподготовки или тренингов, но и в образовательной деятельности учебных заведений различного уровня [8].
Модерация заключается в определенном стиле руководства рабочей группой, дискуссий и деловых встреч. Модератор держит определенную дистанцию от самого действия, происходящего в рабочих группах, для того, чтобы дать каждому участнику возможность выразить свои взгляды, и лишь направляет процесс в сторону эффективной работы [9].
Если кратко, то модерация подразумевает организацию группового взаимодействия для решения общей проблемы таким образом, что руководитель мероприятия (тренер, ведущий или преподаватель) становится модератором, и его задача ‒ сглаживать возможные конфликты, настраивать команду на работу, но не руководить процессом. Решение проблемы происходит за счет внутреннего потенциала группы, в том числе за счет холистической концепции (при объединении частей в целое появляется некий групповой потенциал, который каждой части по отдельности не присущ).
Модерация включает в себя визуализацию материала, мнений, решений, выводов, постоянную коммуникацию, обратную связь.
Классическими методами технологии модерации, которые активно используются в случае с организацией работы профессионалов, являются мозговой штурм и дискуссия. Однако существует не один метод модерации, не конкретный набор приемов, а совокупность различных методов, приемов, техник, которые могут варьироваться в зависимости от целей мероприятия, от особенностей аудитории и модератора [10]. Поэтому каждый преподаватель может подобрать те приемы и методы, которые позволили бы сделать изучение именно его дисциплины более увлекательным и эффективным для студентов.
В своей практике мы применяли технологию модерации для организации занятий по изучению нового материала, систематизации и актуализации уже имеющихся знаний и умений [5], а также проводили внеклассные профориентационные и воспитательные мероприятия.
Самая главная отличительная особенность организации учебного занятия с применением технологии модерации заключается в следующем: преподаватель не является источником знаний. Он не выдает их в виде лекции, не проводит тренинг или консультацию. Преподаватель становится модератором, задача которого - сглаживать, направлять работу обучающихся, настраивать на положительный лад, предугадывать и предотвращать затруднительные ситуации участников. Модератор создает условия. Знания получаются, актуализируются в процессе взаимодействия участников, благодаря их взаимосвязям и взаимодействию (идея холизма).
В опытно-поисковой работе приняли участие 97 студентов и 2 преподавателя. Были задействованы студенты старших курсов, обучающиеся по специальностям 230101 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (23 студента в контрольной группе и 21 в экспериментальной) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» (25 студентов в контрольной группе и 28 в экспериментальной). Для студентов специальности 230101 организация учебных занятий с применением технологии модерации проводилась на дисциплинах «Компьютерные сети и телекоммуникации» и «Инструментальные средства разработки аппаратно-программных средств». Для студентов специальности 230105 - на дисциплинах «Технология разработки программных продуктов», «Информационная безопасность», «Основы построения автоматизированных информационных систем». Технология модерации применялась на трети обязательной аудиторной нагрузки (аудиторных теоретических занятий). В контрольных группах применения никаких новых методов, форм организации образовательного процесса не осуществлялось.
Студентам был предложен тест определения уровня коммуникативной компетентности и качества сформированности основных коммуникативных умений, автором которого является Л. Михельсон (перевод и адаптация Ю.З. Гильбуха) в начале третьего года обучения и в конце четвертого (перед прохождением практики по профилю специальности).
Для определения закономерности различий в распределении частот, с которыми встречаются разные значения признака в двух выборках, применялся критерий Пирсона. Проверяемые гипотезы: Н0: Достоверное различие уровней развития умений в контрольной и экспериментальной группах отсутствует (возможные различия уровней признака обусловлены действием случайных факторов и не являются статистически достоверными); Н1: Уровни усвоения достоверно различаются.
При выборках с n < 30 (как в нашем случае) метод дает весьма приближенные значения, что может быть отчасти скомпенсировано, если критическое значение будет выбираться для уровня значимости p≤ 0,01. При заданном количестве градаций (3) число степеней свободы 2; для значимости р≤0,01 χ2кр = 9,21.
Результаты в контрольных и экспериментальных группах по двум специальностям представлены на рисунках 1 и 2.
Рис. 1. Результаты опытно-поисковой работы у групп специальности 230101 по завершении опыта
Несмотря на то, что на гистограмме видна положительная динамика в развитии коммуникативных умений студентов, при проверке достоверности различий в уровне развития умений с помощью критерия Пирсона (χ2эксп < χ2кр), была принята гипотеза H0.
Рис. 2. Результаты опытно-поисковой работы у групп специальности 230105 по завершении опыта
При обработке результатов опытно-экпериментальной работы в группах специальности 230105 критерий Пирсона (χ2эксп > χ2кр) позволяет принять гипотезу H1 и говорить о достоверных различиях в уровнях развития умений в контрольной и экспериментальной группах после завершения эксперимента.
Из результатов опытно-поисковой работы следует, что достоверно уровни развитости коммуникативных умений различаются у студентов по специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем», где технология модерации применялась на трех специальных дисциплинах. Положительная динамика в развитии умений замечается и у студентов другой специальности. Важно отметить, что успеваемость студентов по дисциплинам не стала ниже.
Проведенная работа по развитию коммуникативных навыков у студентов колледжа позволила выделить некоторые условия эффективности подбора и внедрения технологий в образовательный процесс: необходимо учитывать требования, предъявляемые к современным специалистам, организовывать диагностическую деятельность по изучению коммуникативных навыков у студентов, владеть навыками применения и адаптации образовательных технологий, знать их содержание.
Проблема формирования коммуникативных навыков у студентов колледжа является актуальной, ввиду чего сегодня все чаще появляются результаты исследований, демонстрирующих эффективность применения различных технологий, методов, приемов обучения, развития и воспитания. На наш взгляд, технология модерации может стать одним из инструментов повышения конкурентоспособности выпускников учреждений СПО, способствуя развитию тех навыков, которые являются условием владения совместной профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения.
Рецензенты:
Лапенок М.В., д.п.н., к.т.н., доцент, директор института математики, информатики и информационных технологий Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург;
Попов С.Е., д.п.н., доцент, профессор кафедры естественных наук и физико-математического образования Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (ф) Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Нижний Тагил.
Библиографическая ссылка
Карелова Р.А. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ МОДЕРАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19501 (дата обращения: 02.04.2025).