В настоящее время в Российской Федерации сформирована законодательная база, определяющая основные направления работы образовательной организации в области формирования и укрепления здоровья школьников и обучающейся молодежи, существенно повышаются требования, предъявляемые к учителям физической культуры как организаторам физкультурно-оздоровительной деятельности школы.
Среди основных приоритетов социальной и экономической политики - распространение стандартов здорового образа жизни. Важный вклад в формирование здорового образа жизни должно внести создание условий для занятий физической культурой и спортом различных групп населения.
Приоритетность вопросов развития физической культуры и спорта закреплена в таких документах, как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» и Государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта на период до 2020 года». В частности, Программа предусматривает, что доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом в Российской Федерации, к 2020 г. должна достигнуть отметки 40%, 20% - среди лиц с ограниченными физическими возможностями, до 80% - среди обучающихся.
Процесс физического воспитания - это прежде всего медико-педагогический процесс, в котором выделяют медицинский, образовательный, спортивный, научный, правовой и социально-экономический компоненты.
На современном этапе развития общества в связи со значительным ухудшением состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей и подростков возникает необходимость в правильной организации и проведении физкультурно-оздоровительной работы в образовательных организациях. Для этого необходимо создание благоприятных условий для полной реализации возможностей в укреплении здоровья школьников, организации их внешкольной деятельности, достижении спортивного мастерства, которое формируется, как правило, в детском возрасте и подразумевает непрерывное совершенствование в избранном виде спорта.
На факультете физической культуры Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы большое внимание уделяется профессиональной подготовке студентов - будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности, готовятся педагогические кадры, ориентированные на укрепление здоровья молодежи и подростков. Не случайно в этом году данный вуз стал Центром тестирования ГТО в Республике Башкортостан.
Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) является программной и нормативной основой системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации, поэтому структура комплекса состоит из 11 ступеней и включает возрастные группы от 6 до 70 лет и старше.
С сентября 2015 г. все студенты и школьники подключатся к сдаче комплекса ГТО.
Особенно хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в нормативной тестирующей части Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса предусматриваются государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения нормативов и оценки уровня знаний и умений. В то же время при подготовке к проведению испытаний (тестов) и сдачи нормативов велика роль в плане научно-методического обеспечения комплекса, составления рекомендаций к недельному двигательному режиму, предусматривающему минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимых для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов, развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.
Следует отметить, что недостаточную двигательную активность современных детей и подростков можно отнести к факторам риска для здоровья, так как это приводит к развитию ряда серьезных заболеваний. Международное исследование, проведенное ВОЗ в 2009-2010 гг. (Health behaviour in School-Aged Children), выявило, что среди российских школьников необходимый уровень двигательной активности имеет только каждый шестой подросток [7]. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации в 2013 г. доля учащихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, составляла 52,7% численности данной категории населения [4].
Во многих учебных заведениях до сих пор не решена проблема физического воспитания детей и подростков с различными отклонениями в состоянии здоровья. Таких детей, как правило, освобождают от занятий физкультурой, что уменьшает их и без того ограниченную физическую активность. В результате гиподинамии и гипокинезии снижаются функциональные возможности организма, понижается сопротивляемость к действию неблагоприятных факторов внутренней и внешней среды, возрастает заболеваемость. Не все учебные заведения могут предоставить выбор вида занятий физической деятельностью.
Определение состояния здоровья и его индивидуальных особенностей лежит в основе решения вопроса об оптимальности физической нагрузки для здоровья человека [2].
Детям с ослабленным здоровьем требуются специально разработанные нормативы. Специальные методики проведения занятий физической культурой смогут способствовать повышению эффективности физического воспитания детей с низким уровнем двигательной активности, корректировать недостатки их физического развития. Для этого необходимы врачебно-педагогическое наблюдение за состоянием здоровья, возможность оценивать как уровень их физической подготовленности, так и функциональные возможности организма. Следует учитывать предпочтения при выборе вида физической деятельности.
Мы провели экспериментальное изучение уровня физической подготовленности младших школьников I и II ступени (1-2-го и 3-4-го классов обучения) основной группы физической подготовки в школах города Уфы (№ 5, 35, 39, 44). Всего в экспериментальном исследовании приняли участие 429 человек, из них 115 мальчиков и 110 девочек (I ступень) и 104 мальчиков и 100 девочек (II ступень).
Результативность выполнения нормативов физической подготовленности I возрастной ступени (1-2-е классы) соответствующего возраста от 6 до 8 лет (по сдачам нормативов ГТО) представлена в таблице 1.
Таблица 1
Результативность выполнения нормативов физической подготовленности обучающимися I ступени 1-2-х классов (6-8 лет)
Нормативы |
Мальчики (n=115) |
Девочки (n=110) |
||
Кол-во учащихся, выполнивших нормативы |
Кол-во учащихся, выполнивших нормативы |
|||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Челночный бег 3×10 м |
37 |
32,2 |
34 |
34,5 |
Бег 30 м |
55 |
47,8 |
49 |
44,5 |
Бег 1000 м (без учета времени) |
98 |
81,7 |
86 |
78,2 |
Прыжок в длину с места |
82 |
71,3 |
84 |
76,4 |
Метание мяча в цель с 6 м |
47 |
40,9 |
51 |
46,4 |
Подтягивание на перекладине (1-3 раза) |
38 |
33,0 |
- |
- |
Подъем туловища из положения лежа на спине (24-28 раз в минуту мальчики, 19-23 раз в минуту девочки) |
71 |
61,7 |
72 |
70,1 |
Приседания (36-40 раз в минуту мальчики, 34-38 раз в минуту девочки) |
76 |
66.1 |
88 |
80,0 |
Отжимания (от 6-10 раз мальчики, от 4-8 раз девочки) |
57 |
39,1 |
49 |
44,5 |
Результативность выполнения нормативов физической подготовленности II возрастной ступени (3-4-е классы) соответствующего возраста от 9 до 10 лет (по сдачам нормативов ГТО) представлена в таблице 2.
Таблица 2
Результативность выполнения нормативов физической подготовленности обучающимися II ступени 3-4-е классы (9-10 лет)
Нормативы |
Мальчики (n=104) |
Девочки (n=100) |
||
Кол-во учащихся, выполнивших нормативы |
Кол-во учащихся, выполнивших нормативы |
|||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
|
Бег 60 м |
35 |
33,7 |
33 |
33,0 |
Бег 1000 м (без учета времени) |
65 |
62,5 |
75 |
75,0 |
Прыжок в длину с места |
82 |
71,3 |
84 |
76,4 |
Прыжок в дину с разбега |
33 |
31,7 |
27 |
27,0 |
Метание мяча в цель с 6 м |
34 |
32,6 |
34 |
34,0 |
Подтягивание на перекладине (от 2 до 6 раз) |
35 |
33,65 |
- |
- |
Подъем туловища из положения лежа на спине (24-28 раз в минуту мальчики, 19-23 раз в минуту девочки) |
69 |
66,3 |
66 |
66,0 |
Приседания (40-44 раз в минуту мальчики, 38-42 раз в минуту девочки) |
54 |
52 |
47 |
47,0 |
Отжимания (от 7 до 16 раз мальчики, от 5 до 14 раз девочки) |
49 |
40,1 |
32 |
32,0 |
Как показали результаты проведенного нами исследования, наибольшие затруднения при выполнении нормативов составили следующие задания:
- прыжок в дину с разбега (задание выполнили 31,7% мальчиков и 27,0 % девочек по нормативам II ступени физической подготовленности);
- метание мяча в цель с 6 м (по нормативам I ступени только 40,9% мальчиков и 46,4% девочек смогли выполнить норматив, по нормативам II ступени результат оказался одинаковым как среди мальчиков, так и среди девочек -37% выполнения).
Низкие результаты показали младшие школьники и в таком виде испытаний, как бег на короткую дистанцию. На обозначенных дистанциях 30 м и 60 м (I и II ступени подготовки соответственно) результаты были примерно одинаковыми, задание смог выполнить только каждый третий ребенок. Прыжки в длину с разбега, метание мяча, подтягивание на перекладине также вызывали определенные трудности у младших школьников.
Наиболее легкими видами заданий стали для младших школьников такие упражнения, где не было ограничения по времени (бег на 1000 м без учета времени), а также подъем туловища из положения лежа на спине, наклон вперед, прыжки в длину с места. Количество детей, не умеющих плавать, в этой возрастной группе в среднем составляет 53%.
Анализ состояния физической подготовленности учащихся 3-4-х классов общеобразовательных учреждений показал ухудшение физической подготовленности детей 9-10 лет, что наблюдается, как в целом на территории Российской Федерации, так и в отдельных регионах страны [5]. Из общего числа обследованных только 32,2% мальчиков и 34,5% девочек I ступени физической подготовленности и 31,7% мальчиков и 27,0% девочек II ступени физической подготовленности в состоянии выполнить нормативы комплекса ГТО.
Мы проанализировали частоту пульса и показатели артериального давления у младших школьников. Показатели функционирования сердечно-сосудистой системы у них коррелируют с параметрами физического развития, исключение составили 9-летние дети.
Нормативные требования сдачи норм комплекса ГТО для детей с ослабленным здоровьем должны строиться с учетом их возраста, пола, уровня физического развития и подготовки, с учетом ограничений по состоянию здоровья. Необходима разработка специальных методик, с помощью которых школьники с ослабленным здоровьем, находясь под врачебно-педагогическим наблюдением, могли бы подготовиться к выполнению сдачи нормативов комплекса ГТО. При этом следует использовать как урочные, так и внеурочные формы занятий с детьми, различные сочетания средств и методов физического воспитания. Система физических упражнений должна быть направлена на развитие всех пяти основных физических качеств физической подготовленности, но нагрузка должна быть скорректирована по силе, выносливости, быстроте, гибкости и координации движений.
Мы считаем, что создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной работы в школе должно быть одним из приоритетных направлений деятельности администрации образовательного учреждения.
В особом медицинском контроле нуждаются также учащиеся, занятия которых длительное время проходят с использованием вычислительной техники, компьютеров, поскольку работа с ними увеличивает зрительную и статическую нагрузку, ведет к изменению температурно-влажностных характеристик воздуха на их рабочем месте, повышает уровень шума, действие электрических полей. Раннее утомление и переутомление у данной категории молодежи может сделать невозможным применение ими физических нагрузок, необходимых для сдачи некоторых норм ГТО [3].
В последнее время получила распространение методика мониторинговых исследований состояния здоровья по следующим направлениям деятельности с помощью фактических измерений: физического развития, функциональной подготовленности и физической подготовленности. Такие исследования являются инновационными в сфере применения здоровьесберегающих технологий на этапе модернизации современного образования. Они позволяют преподавателям (педагогам) и студентам приобрести знания, умения и навыки, необходимые для ведения систематического и постоянного контроля, а также оценки полученных показателей здоровья.
Проведение физкультурно-оздоровительной работы в образовательном учреждении требует нового формата подготовки учителей физической культуры.
В Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы на базе факультета физической культуры совместно с кафедрой охраны здоровья и безопасности жизнедеятельности открыта новая магистерская программа «Организация и управление физкультурно-оздоровительной деятельностью» для подготовки инструкторов-методистов по физической культуре и спорту.
Рецензенты:
Костарев А.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа;
Коган О.С., д.м.н., профессор кафедры «Истории, психологии и педагогики» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа.
Библиографическая ссылка
Шурыгина В.В., Гильманшина А.И., Чистякова Д.Г. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО) С ПОЗИЦИЙ ФОРМИРОВАНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19499 (дата обращения: 02.04.2025).