Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Туаева Л.А. 1
1 Северо-Осетинский государственный педагогический институт
В настоящее время утрачиваются передаваемые веками из поколения в поколение культурно-исторические и нравственно-ценностные ориентации и приоритеты, поэтому необходима глубоко продуманная воспитательная система, в которой обращение к прогрессивным народным традициям, обрядам и обычаям подскажет немало полезного и необходимого для решения современных сложных учебно-воспитательных проблем, расслабления межнациональной напряженности и т. д. Малоприятные реалии современного общества – низкий воспитательный потенциал общественных организаций, наличие неформальных подростковых групп, для которых условиями существования и жизни выступают социально недопустимые виды деятельности, низкий уровень культуры межнациональных отношений, — очень часто приводят к обострению межнациональной напряженности. Один из эффективных путей выхода из такой ситуаций в сложившихся межнациональных отношениях – обращение к педагогическому опыту воспитания межнациональной культуры в народных традициях Северного Кавказа.
народные традиции Северного Кавказа
воспитание межнациональной культуры
народные традиции
межнациональная культура
воспитание
1. Абаев В.И. Избранные труды: Религия, фольклор, литература. Владикавказ: Ир, 1990. – 396 с.
2. Агнаев Г. Осетинские обычаи. – Владикавказ: Урсдон, 2006 г.
3. Антология педагогической мысли Северной Осетии / Под ред. Э.К. Каргиева, С.Р. Чеджемова. – Владикавказ: Ир, 1993. – 416 с.
4. Бабейко Ф.С. Общение народов и социальный прогресс. Вопросы теории и методологии /Ф.С. Бабейко. – Кишинев: Штиинца, 1983. – С. 19.
5. Батчаева Х.Х. Традиционная педагогическая культура карачаевского народа. Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры. Нальчик: Эльбрус, 1996. – 348 с.
6. Бекоева М.И., Хуриева М.Ю. Институт родительства как психолого-педагогический феномен: материнское и отцовское воспитание // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 3. С. 127–132.
7. Бузоева З.С. Влияние семейных традиций и обычаев горской семьи народов Северного Кавказа на воспитание подрастающего поколения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 – Владикавказ, 2001. – 157 с.
8. Гостиев К.И. Народные традиции и обычаи осетин. Пути их совершенствования: Монография. Изд. 2-е, доп. и перераб. – Владикавказ: ГГАУ, 2010. – 160 с.
9. Данилевский Н.В. Кавказ и его горские жители в нынешнем положении. – Нальчик: ООО «Полиграф сервис и Т», 2011. – 44 с.
10. Дзусова Б.Т. Специфика осетинского национального речевого этикета // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 572.
11. Кочисов В.К., Чеджемов С.Р. История развития народного образования в Осетии. Учебное пособие / Владикавказ, 1995.
12. Миллер В. Ф. Осетинские этюды, ч. I. – М.: Наука, – 166 с.
13. Хатаев Е.Е. Опыт воспитания детей горских народов Северного Кавказа в духе мира и межнационального согласия // Поликультурное образование в современной России. — Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1997.
14. Хуриева М.Ю. Сущность и содержание народного воспитания: история и современность // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2012. № 3 (10) – С. 239–241.
15. Чеджемов С.Р. Взаимодействие российской правовой культуры с правовыми культурами народов Кавказа как фактор правового воспитания // В сборнике: Славянская письменность и культура как фактор единения народов России. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Владикавказ, 2014. С. 286–290.
В истории социального развития отношение к традиционной культуре воспитания северокавказских народов было неоднозначным. Достаточно долгое время против народной педагогики со стороны ряда чиновников под флагом «борьбы против пережитков в сознании народа» было организовано масштабное наступление. Находились научные сотрудники и даже историки, которые давали массу всевозможных рекомендаций по скорейшему внедрению «новых культурных традиций и обычаев» в быт северокавказских народов, что отрицательно отразилось на процессе освоения молодым поколением культурного наследия народов Северного Кавказа, вызвало неудовлетворение среди горского населения. Однако после отмены значительной части бюрократических структур и усиления демократических принципов управления встал вопрос о возрождении традиций, прогрессивных обычаев и национальной культуры воспитания северокавказских народов со всеми ее составляющими.

Но такое положение породило другую, не менее серьезную опасность - увлекаясь возрождением тех традиций, которые потеряли свою жизненную актуальность (кровная месть, избегание, неуважительное отношение к женщине), можно впасть в другую крайность. Решение этой проблемы следует предоставить прежде всего самому народу, жизни общества. Они, в конечном счете более объективно разрешат, что необходимо сохранить и совершенствовать, а от чего следует категорически отказаться, так как общество есть саморазвивающаяся система и не прощает необоснованных вмешательств.

По истории и этнографии северокавказских народов существует достаточно обширная литература, изданная русскими и зарубежными исследователями. Большинство из них пишут о жизни и быте горских народов с большой теплотой и любовью (В.П. Алексеев, И. Барбаро, И.А. Гильденштедт, А. Духнович, Д. Дюмезиль, В.К. Кочисов, Т. Лапинский, В.Ф. Миллер, С.Р. Чеджемов и др.), и горцы были и будут всегда им благодарны за то, что благодаря их исследованиям сохранились многие ценные сведения по истории и этнографии горских народов, что своим трудом, личными контактами с национальными меньшинствами они содействовали сближению народов Северного Кавказа с русским народом, с его цивилизацией и культурой, формированию их национального самосознания, развитию интернациональной солидарности. В исследованиях названных ученых большое внимание уделяется изучению традиций и обычаев горских народов.

Однако в процессе развития общества могут непреднамеренно к положительным обычаям и традициям прирасти негативные новообразования, способствующие исчезновению в них духовно-нравственного колорита. Поэтому здесь необходимо, следуя прогрессивным традициям, руководствоваться важным принципом: не против обычаев и традиций надо вести борьбу, а за их чистоту, против вредоносных и негативных элементов в их содержании. Без привлечения общественности, разумеется, нельзя добиться каких-либо серьезных позитивных результатов, так как самым действенным оружием в борьбе против любого негативного проявления в обществе должно быть мнение народа [12]. Однако и здесь нельзя полагаться на механический отбор оптимального в традициях и обычаях, необходимо организовать и целенаправленно двигать его в нужное русло. Немаловажная роль в этом процессе, как отмечает В.И. Абаев, принадлежит науке, общественным институтам, семье, средствам массовой информации, которые призваны обеспечивать духовно-нравственную направленность личностного развития подрастающего поколения [1, с. 119].

К общим законам и закономерностям национальных педагогических систем, пишут М.И. Бекоева, З.С. Бузоева, В.К. Кочисов, М.Ю. Хуриева, С.Р. Чеджемов, позволяющим осуществлять «перевод» знаний из педагогики одного этноса в другую, относятся: наличие идеала человека, зафиксированного в истории народа, пословицах, мифологии, легендах, фольклоре, эпосе и других источниках национальной культуры; нравственная система общечеловеческих ценностей; приоритет естественного процесса развития этнопедагогик, выражающегося в тесном взаимодействии народности и социальных требований; единство факторов и методов воспитания, позволяющих ребенку с детства активно включаться в настоящую общественно-трудовую деятельность; гуманистически направленный характер обучения и воспитания; безоговорочный авторитет родителей и других взрослых. Эти и другие характеристики составляют основу народных педагогик, общую для всех северокавказских народов [6; 7; 11; 14].

В качестве инвариантных признаков народных педагогик разных этносов выступают: историко-культурные предпосылки развития народов (Э.К. Каргиев, С.Р. Чеджемов), климатические и природно-географические условия, характер игровой трудовой деятельности, внутрисемейные отношения, различие в традициях и обычаях, характер родственных отношений, национальные праздники, содержание и жанр произведений художественно-изобразительного искусства, устного народного творчества, народных промыслов, специфика межличностных отношений и т.д. [3, с. 85].

Идея совершенствования этнопедагогики, развития национального воспитания в контексте народных традиций, по мнению некоторых ученых (В.И. Абаев [1], Ф.С. Бабейко, З.С. Бузоева [7, с. 74], М.Ю. Хуриева [14, с. 239-241] и др.), имеет общечеловеческую направленность. В ее реализацию весомый вклад вносит народная педагогика каждого этноса. Методы, приемы и средства национального воспитания нашли отражение в народных обычаях, обрядах, художественной самодеятельности, традициях, произведениях устного народного творчества, национальном искусстве. В них обобщены многовековой самобытный опыт воспитательной деятельности народа, богатство воспитательного потенциала соседних народов. В силу этого народная педагогика каждого этноса органически соединена с мировой педагогической мыслью, расширяет, дополняет и обогащает ее.

В современных условиях усиливается влияние общественного прогресса на традиционную культуру и этническое строение национальных общностей, на народную педагогику в целом. В основу разработки методики образовательно-воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует поставить идеал человека как цель личностного становления и развития. Этот идеал необходимо включить в систему современных социально-педагогических целей для выполнения роли учебно-воспитательной программы и критерия эффективности данного процесса. Основным механизмом, позволяющим внести элементы народной педагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы, является народная традиция. Именно традиции, писал Е.Е. Хатаев, выражают ценности и приоритеты народной культуры и ее отношения с социальными установками; она и сегодня реализует те образовательные и воспитательные функции, совершенствуется вместе с обществом и исчезает, если теряет свою социальную значимость [13, с. 92].

Традиционная культура воспитания подрастающего поколения сформирована творческим человеческим потенциалом, бесценна и близка ему, долго время служила и будет служить народу. Каждый народ создал свои исторически сложившиеся уникальные традиции и практики воспитания, разные по характеру и составу своего мировоззренческого содержания в зависимости от историко-социальных участей своего народа. К этим традициям люди привыкли, веками уважают и чтят их, поэтому бывает трудно отказаться даже от того, что заведомо изжило, потеряло свой изначальный смысл в новых социальных, культурных и экономических условиях жизни. В этом, собственно, заключается сложность всякого действия по преодолению каких-либо негативных компонентов в традиционных практиках воспитания. Отношение к национальному воспитанию народ определяет не на уровне научного анализа, а на основе обыденного житейского сознания; появляется тяжелый психологический барьер, который часто бывает непреодолимым. Здесь необходимо проявить мудрость для выяснения того, что устарело, а что прогрессивно в рассматриваемом направлении.

Знание важных событий и фактов из истории своего народа, родного края, знакомство с произведениями устного народного творчества, родного языка, национальных традиций предшествующих поколения возвышает человека, вселяет веру и силу, делает его сильнее умом, тверже духом и характером. История воспитывает в человеке чувство национальной гордости. История не только вызывает гордость и придает силу, но и является источником движения вперед, средством познания и применения прогрессивного исторического опыта предков. История сохраняет преемственность поколений, служит могучим средством формирования гражданственностии чувства патриотизма. По мнению большинства исследователей (таких как П.Г. Бутков, К.И. Гостиев, Н. Данилевский, И.Д. Кануков, А.Г. Кешев, М.М. Ковалевский, Ф.И. Леонтович и др.), обряды, обычаи, традиции, нравственно-ценностные приоритеты любого народа - это золотой фонд нации, его общественное духовное достояние, которое является одновременно и объектом гордости, и объектом озабоченности [8].

Необходимо отметить, что национальные традиции и обычаи - это исторически сложившиеся и во многом стереотипно установившиеся способы поведения лиц отдельной национальности, которые соблюдаются в данной национальной группе и являются привычными образцами поведения для их членов. Следование национальным обычаям заключается в неукоснительном соблюдении членами данной народной общности перенятых из прошлого строгих предписаний и норм поведения. Помимо этого, национальные традиции и обычаи выступают как значимые средства социализации человека и передачи социокультурного опыта от старшего поколения этнической общности к младшему. Они являются также и действенными методами социального контроля, организуя и регламентируя характер межличностных отношений в семье, взаимоотношений между членами этноса, и, самое главное, выступают наиболее действенным средством укрепления и поддержания межнациональной, внутригрупповой и внутрисемейной сплоченности.

Как целостное социальное явление традиции содержат в себе не только позитивное, но и отжившие свой век элементы. В непонимании этой внутренней противоречивой натуры традиций, обрядов и обычаев - причина возникающих неприятностей, встречающихся в результате недооценки или переоценки позитивных или негативных моментов. В традициях и обычаях предков много мудрого, интересного и красочного, считает Х.Х. Батчаева. Так, например, наблюдая за искренним, вежливым, максимально почтительным отношением к гостю, побратиму, кунаку со стороны старшего поколения, дети с детства осваивали опыт духовно-нравственного поведения, обучались заботливому, отзывчивому, доброжелательному отношению к людям. За столом проявлялось, насколько заботлив, умен, вежлив, обходителен человек, здесь особо ценились красиво произнесенные речи, нравоучительные, остроумные высказывания [5]. Воспитание у молодого поколения ответственного отношения к историко-культурному наследию прошлого - одно из стержневых звеньев воспитательной деятельности, которое содействует формированию у людей чувства симпатии, любви, уважительного и доброжелательного отношения к окружающим. Однако, какими бы хорошими и привлекательными ни казались обычаи, обряды и традиции, они не могут безгранично охватить всю полноту непростых нравственных отношений в современном обществе. Следовательно, невозможно, чтобы с их помощью регулировались нормы и правила поведения людей в настоящее время.

Поликультурное и поликонфессиональное население Северного Кавказа объединяют общие нравственные, духовные приоритеты и ценности, которые сегодня почти не применяются в миротворческом процессе. К списку таких существенных источников народной дипломатии у народов Кавказа можно отнести обычное право, которое включает систему норм и правил поведения, основывающихся на традициях и обычаях. Это дает нам право утверждать, что ведущую смысловую идею обычного права составляют обычаи и традиции. Следует отметить, что многие древние традиции и обычаи достаточно прогрессивны и сегодня, т.е. в современном понимании, поскольку во многом они соответствуют основным идеям правовой культуры, современным общечеловеческим ценностям. Современные историки и правоведы обращаются к данному феномену, как известно, в контексте совершенствования правовой культуры. Однако аксиологическая составляющая обычного права содержит огромный конструктивный потенциал, поскольку в нем проявляется духовный склад народа, с помощью которого воспринимаются чувство долга, ответственность, добро, истина и свобода, гуманизм, красота, отзывчивость, справедливость. Таким образом, обычное право можно анализировать как часть кавказской культуры, как некий ее феномен, позволяющий выявлять ценностный смысл общественного и  человеческого бытия.

При решении спорных вопросов у всех северокавказских народов широко применялись принципы публичного обсуждения и осуждения, мудрость и опыт стариков. Например, такие проблемы, как заключение мира, дипломатические переговоры, переселение в другие населенные пункты, земельные споры, как отмечают В.К. Кочисов и С.Р. Чеджемов, выносились на рассмотрение представительных общественных институтов: «ныхас» у осетин, «хасэ» у адыгов, «шахар» у ингушей, «тайп» у чеченцев и т. д. Свою деятельность они осуществляли на основе народных обычаев - адатов. Высшим законом служили общественное мнение и установившиеся традиции. На сегодняшний день у большинства кавказцев обычные законы пользуются большим уважением, чем писаные [11].

Таким образом, обращение к обычаям, традициям и обрядам северокавказских народов является исключительно важным и необходимым явлением в историческом и социально-культурном плане, так как наиболее прогрессивные из них способны сыграть ведущую роль в гармонизации и стабилизации межнациональных отношений. Такое духовное стремление станет, по-видимому, важным судьбоносным этапом на пути к историческому возрождению положительного опыта и идей прогрессивных национальных практик воспитания подрастающего поколения. И если мы много говорим о беспорядках, которые растут у нас на глазах, то должны серьезно подумать о соразмерных им попытках преодоления этого негативизма. Накопленный веками в этнопедагогике опыт народов Северного Кавказа по воспитанию молодого поколения в духе межнационального согласия и мира ярко демонстрирует, что в рамках федеральных и региональных целевых программ и проектов наряду с существующими в современном обществе методами, подходами, средствами данный инструмент является эффективным и вполне реализуемым для успешного воспитания межнациональной культуры.

Рецензенты:

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Туаева Л.А. ВОСПИТАНИЕ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЯХ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19481 (дата обращения: 20.05.2022).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074