Проблема формирования личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности будущих сотрудников полиции связана с решением ряда принципиальных вопросов. Процесс развития личности как биосоциальной системы и формирования ее новых социальных отношений требует конкретизации характеристики ее нового качественного состояния и определения педагогических условий, обеспечивающих этот процесс. С этой целью в статье уточняются сущность и содержание категорий «отношение», «личностно-профессиональное отношение», определяются структуры личности, которые характеризуют проявление данного вида отношений, и приводится методика их формирования в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции.
Цель исследования. Теоретическое обоснование содержания личностно-профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности и разработка методики ее формирования в вузах МВД России.
Материал и методы исследования. Растущий спрос во всех сферах деятельности человека на профессионалов делает особо значимой проблему формирования личностно- профессионального отношения специалиста к профессиональной деятельности, в том числе курсантов юридического института МВД.
Исследование личностно профессионального отношения будущих сотрудников полиции к правоохранительной деятельности обусловлено также необходимостью реализации новых целевых установок, стоящих перед современными вузами МВД и правоохранительными органами в целом. Основная цель создания института полиции состоит в приведении в соответствие с современными требованиями ее структуры и практической деятельности. Прежде всего должен измениться порядок взаимодействия с гражданами, а сама деятельность - переориентироваться с карательно-административной функции на социально-ориентированную и профилактическую [2].
В образовательных учреждениях МВД России, где отношения и формы общения строго регламентированы нормативными положениями, носят уставной характер на основе четкой субординации, для формирования личностно-ориентированного отношения к профессиональной деятельности требуется учитывать эту специфику и вносить соответствующие изменения в содержание процесса профессиональной подготовки курсантов.
Для формирования личностно-ориентированного отношения к правоохранительной деятельности уточним сущность и содержание понятия «отношение».
Изучением «отношения» занимались как отечественные, так и зарубежные ученые. Исследованием аттитюда (отношения) занимались Герберт Спенсер, Д. Дроба, Г. Аллпорт, Тарстоун и др. В результате исследований были конкретизированы основные определения, проведен их анализ.
В зарубежных источниках понятие «отношения» близко к понятию «аттитюд». «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [7]. «Аттитюд - это личностная организация психологических процессов, вытекающих из поведения индивида по отношению к какому-либо аспекту действительности, который он выделяет из других аспектов» [8].
Отечественные ученые в свою очередь представляют «отношение» в следующих трактовках: И.Ф Харламов: «Отношение является выражением определенных связей, устанавливающихся между личностью и другими людьми или различными сторонами окружающего мира» [6]. М.А. Дмитриева: «Отношение - это базисная категория, характеризующаяся значимой для субъекта направленностью на объект, в качестве которого выступают не только материальные вещи, но и феномены культуры, духовные ценности, другие люди...» В.И. Свидерский: «Отношения означают зависимость или взаимозависимость между объектами, опосредованные какой-либо общей, не непосредственной основой». Н.Е. Щуркова: «Отношение - это реальная действительная связь, которую устанавливает человек с объектом окружающего мира в своем сознании» [5]. В.Н. Мясищев: «Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его действительности. Целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности, потенциал, проявляющийся сознательной активной избирательностью переживаний и поступков человека, основанной на его индивидуальном, социальном опыте» [4].
Таким образом, анализ данных категорий позволяет представить отношение как связь личности с различными сторонами объективной действительности, отражающими потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы.
На вопрос, что включает в себя данная категория, какова наполняемость этого феномена, однозначного ответа в науке нет, поэтому имеется необходимость в проведении дополнительного анализа ее содержания.
Так, А.Ф. Лазурский выделяет четыре основные характеристики отношения: наличие или отсутствие определенного отношения к объекту и степень его интенсивности; особенности форм отношения; дифференцированность или оттенки отношения, широта или объем отношения [3]. С.П. Манукян акцентирует внимание на вопросе об источниках отношения, отмечая, что источники отношения находятся «в объекте отношений, в сформированном характере и временных психических состояний личности, в особенностях деятельности посредника, старающегося обеспечить связь личности с предметом» [5]. Ученый подчеркивает, что для формирования отношения к объекту важен посредник, в качестве которого могут выступить преподаватель, учебник, занятие. Это положение фундаментально с точки зрения педагогики и, несомненно, важно для нашей работы.
В.Н. Мясищев выделяет три уровня отношений: условно-рефлекторная стадия отношений, уровень конкретно-эмоциональных отношений, уровень конкретно-личных отношений [4]. Автор определяет, что первоначальные положительные или отрицательные реакции на внутренние и внешние раздражения переходят в повторные, условно вызываемые эмоциональные положительные и отрицательные реакции, т.е. деятельность все более опосредуется избирательным отношением.
При всем разнообразии существующих подходов относительно структуры «отношений» большинство авторов принимают модель структуры отношения из трех составляющих: когнитивной (мнение об объекте), аффективной или эмотивной (чувства, которые испытывает человек по отношению к объекту), поведенческой или конативной (поведенческие тенденции по отношению к объекту) [5].
Нами предполагается следующая характеристика исследуемого феномена. Отношение - это связь личности с объектами и процессами внутреннего и внешнего мира, при этом эта связь может быть положительной, отрицательной с разной степенью интенсивности или нейтральной. Она в конечном счете определяет характер деятельности человека. Содержательно отношения можно разделить на отношения к себе, к другим людям, к различного рода деятельности, по объектам окружающего мира и происходящим социальным процессам. Проявление отношений определяется внутренним состоянием человека, т. е. структурами личности, которые характеризуют ее индивидуальные качества.
Результаты исследования. На основе проведенного анализа под личностно-профессиональным отношением сотрудника полиции мы понимаем устойчивую положительную связь с профессиональной деятельностью, которая определяется внутренней мотивацией на реализацию социально значимого и общественно-полезного характера правоохранительной деятельности.
Новое качество личности, определяющее личностно-профессиональное отношение к правоохранительной деятельности, характеризуется нами как система, включающая следующие новообразования: гуманистические ценностные ориентации; духовные потребности; профессиональные когнитивные образования и творческое, оперативное мышление. Процесс их формирования обеспечивает саморазвитие личности курсанта вуза МВД и характеризуется персонализацией ценностей и потребностей самого высокого ранга (нации, государства и общества) [1]. Это предполагает развитие качеств гуманистического субъекта и творческой, активной индивидуальности, которые из внутренних побуждений, через личностно-профессиональное отношение обеспечивают личность социально-нравственной направленностью и общественно-полезным характером выполняемой правоохранительной деятельности.
Основными задачами при формировании личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции мы считаем воспитание таких качеств, как гуманность, нравственность, доброжелательность к коллегам и гражданам, любовь к профессии, гражданственность, государственность, патриотизм; развитие у будущих сотрудников полиции честности, самостоятельности, личной инициативы, ответственности за выполнение задач правоохранительной деятельности и за свое личностно-профессиональное развитие.
Непосредственная педагогическая деятельность, обеспечивающая формирование личностно-профессионального отношения, предполагает реализацию следующих положений: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внешней (социально значимой) и внутренней (общественно-полезной) деятельности обучаемого в образовательном процессе, через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.
На основе рассмотренных теоретических положений создана методика формирования личностно-профессионального отношения, которая обеспечивает интериоризацию правоохранительных ценностей и духовных потребностей, передачу профессионального опыта деятельности, развитие творческого оперативного мышления и реализует на практике единство процессов обучения и воспитания, обеспечивая условия по формированию личности как саморазвивающейся системы. Задачей воспитания является развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей. Задачи обучения: формирование профессиональных когнитивных образований и развитие творческого, оперативного мышления. Они решаются через внедрение системы интерактивных (учебные дискуссии, деловые и ролевые игры, «мозговой штурм», метод развивающей кооперации) и квазипрофессиональных методов (таких как методы проектов, комплексные учения, специализированные игры, межотраслевые занятия). При этом личностно-профессиональное развитие курсанта осуществляется по следующим основным направлениям: сотрудник-профессионал, офицер-патриот, командир-руководитель, начальник-воспитатель.
Предложенная методика прошла апробацию в Барнаульском юридическом институте МВД России. Уровень сформированности личностно-профессионального отношения к правоохранительной деятельности в процессе профессиональной подготовки определялся по специально разработанным анкетам, которые выявляли отношение курсантов к себе, к другим людям и правоохранительной деятельности. Также были выделены два основных критерия: нравственно-волевая направленность, включающая развитие гуманистических ценностных ориентаций и духовных потребностей, а также профессиональная подготовленность, определяемая профессиональными когнитивными образованиями и творческим оперативным мышлением. Проведенная опытно-экспериментальная работа свидетельствовала, что уровень развития выделенных критериев в экспериментальной группе значительно повысился. При этом социально-нравственная направленность повысилась на 30-35%, а профессиональная подготовленность - на 32-37%. Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоких результатах и подтверждают эффективность предлагаемых новшеств.
Заключение. Таким образом, практическая педагогическая деятельность, обеспечивающая проявление личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности, предполагает реализацию следующих условий: наличие социально значимой цели в образовательном процессе, целеполагание на основе профессионального идеала; наличие педагога, обладающего высоким уровнем личностно-профессионального развития; целенаправленное педагогическое воздействие, включающее непосредственную передачу новой информации, ценностей, опыта деятельности и общения; организация внутренней деятельности обучаемого через систему активных методов; личностно-ориентированное взаимодействие и создание внешних условий, способствующих личностному развитию курсанта.
Формирование личностно-профессионального отношения будущего сотрудника полиции к правоохранительной деятельности определяется как одна из задач личностно-ориентированного и одновременно квазипрофессионального образовательного процесса.
Рецензенты:
Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;
Кузнецова Л.В., д.п.н., доцент, профессор кафедры административного права и административной деятельности ОВД, Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Чернов Ю.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ РОССИИ К ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19476 (дата обращения: 02.04.2025).