Цель исследования. Разработка ценностно-смыслового содержания компетентности будущих сотрудников полиции и технологии ее реализации.
Материал и методы исследования. Разработка ценностно-смыслового содержания компетенций связана с переходом системы образования на уровневую систему подготовки и реализацией требований новых государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностного подхода. Федеральные государственные образовательные стандарты ориентированы на выработку у будущих сотрудников полиции компетенций - динамического набора знаний, умений, навыков, моделей поведения и личностных качеств, которые позволят выпускнику успешно профессионально реализовываться в правоохранительной деятельности [2].
Новизна работы заключается в том, что реализуются требования современных руководящих документов об изменении направленности в профессиональной деятельности сотрудников полиции от преимущественно административно-карательной функции к профилактической, социально направленной работе с населением. В связи с этим возникает противоречие между соответствием заданных требований к сотруднику полиции, обеспечивающих внутренние условия для развития страны в новых социокультурных условиях и реальной степени готовности выпускников вузов МВД к социально-ориентированной профессиональной деятельности. Данный процесс обусловлен происходящими изменениями в социально-культурных целях развития общества, поиском социальных идеалов и ценностных ориентаций. Разрешение обозначенного противоречия видится в активизации внутренней мотивации сотрудников полиции на социально-значимую и общественно-полезную правоохранительную деятельность через разработку ценностно-смыслового содержания компетенций.
Учитывая необходимость активизации внутренней активности обучаемых, для конкретизации и формирования в процессе профессиональной подготовки ценностно-смыслового содержания компетенций следует выделить следующие структуры личности: идеальные потребности (познания, созидания, творчества, служения) и гуманистические ценностные ориентации (честь, достоинство, справедливость, доброта, отзывчивость, ответственность) и профессиональное мышление (самостоятельность, креативность, вооруженность методами инновационной деятельности) [4].
Под ценностно-смысловым содержанием компетентности сотрудника полиции мы понимаем способность понимать, видеть и служить интересам своего государства, его гражданам, охранять законность и правопорядок, обладать ценностными, целевыми и смысловыми установками на профессиональную деятельность, обеспечивая ее социально-значимый и общественно-полезный характер, объективно определять противоречия и принимать оптимальные решения в правоохранительной сфере. Следует отметить, что ценностно-смысловое содержание должно быть свойственно как общекультурным, так и профессиональным компетенциям, которые призваны придать деятельности социально-значимый и общественно-полезный личностный смысл. Результатом профессиональной подготовки при таком подходе должна стать личностно-профессиональная готовность - внутреннее психологическое состояние и уровень профессионального развития, при котором личность из личных побуждений способна успешно осуществлять конкретный вид профессиональной деятельности [1].
Основными задачами при реализации ценностно-смыслового содержания компетенций будущего сотрудника полиции следует выделить: воспитание доброжелательности и толерантности к коллегам и гражданам, любовь к своей профессии; формирование гражданственности, государственности, патриотизма; развитие у будущих сотрудников полиции нравственности, гуманизма, самостоятельности, честности, личной инициативы, добиваться того, чтобы каждый сотрудник чувствовал себя равноправным членом коллектива, был активным, общительным, разделял ответственность за выполнение поставленных задач и качество своего личностно-профессионального развития.
Для выявления ценностно-смыслового содержания компетентности у будущих сотрудников полиции важен отбор не только содержания образования, но и выбор на основе личностно-профессионального подхода форм и методов его реализации в процессе профессиональной подготовки, что вызывает необходимость разработки соответствующей технологии.
Важным моментом процесса отбора ценностно-смыслового содержания образования при внедрении компетентностного подхода является сохранение ранее накопленного положительного опыта профессиональной подготовки. При этом необходимо сопоставлять вводимые новшества с квалификационной профессиограммой, так как она выступает описанием предназначения сотрудника полиции, раскрывает его функции и качества [3]. Четко обусловленная предметом правоохранительной деятельности профессиограмма не противопоставляется модели профессионального облика полицейского на компетентностной основе, а лишь дополняется новыми компонентами. Следует при этом учитывать, что в процессе подготовки будущих полицейских акцент делается на социально-личностных компетенциях, обеспечивающих решение задач профессиональной деятельности.
Новое понимание квалификации, рассматриваемое в контексте компетентностного подхода, предполагает реализацию личностно-профессиональной концепции образования [4], что позволяет формировать у будущих сотрудников полиции предпосылки для изменения в собственном поведении и деятельности, основанные на ценностно-смысловых компонентах внутренней мотивации. Это вызывает необходимость в разработке таких форм и методов обучения, которые активизируют ценностно-смысловое содержание профессиональной подготовки, а также новых критериев определения качества подготовки будущих полицейских, позволяющих соответствующими методами определять степень готовности к решению профессиональных задач. Основными методами в этом процессе следует выделить следующие, интерактивные: организационно-деятельностные и ролевые игры, методы проектов, проблемные лекции и практические занятия, круглые столы и межотраслевое комплексное занятие. В этом случае оценочные средства должны быть дополнены следующими новыми средствами: модульно-рейтинговая система оценки; кейс-метод (ситуационные задачи) [5]; портфолио (оценка собственных достижений) [6]; метод развивающейся кооперации (групповое решение задач с распределением ролей); проектный метод (научные, учебные, профессиональные проекты); деловая игра (приближение к реальной правоохранительной ситуации).
Интерактивное обучение характеризует переход к активным методам и формам обучения, что способствует реализации компетентностного подхода, так как позволяют воссоздание предметного содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для конкретного вида профессиональной практики. Ее обучающая и воспитательная значимость определяется игровой проблемой, которая служит источником создания игровых ролей обеспечивающих формирование ценностно-смыслового содержания компетенций будущих сотрудников полиции.
В технологии реализации ценностно-смыслового содержания компетенций особый интерес представляет метод контекстного обучения, который в достаточной мере отвечает условиям реализации компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих сотрудников полиции. В нем особое внимание следует уделять практической профессиональной направленности, раскрывая ее использованный потенциал через контекст процесса обучения. Источниками методики контекстного обучения выступают деятельностные теории усвоения специального опыта; технологии активного обучения, которые опираются, прежде всего, на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.
Следовательно, реализация компетентностного подхода с учетом социально-значимого содержания правоохранительной деятельности определяет необходимость формирования таких качеств личности, в которых отражено ценностно-смыслового содержания правоохранительной деятельности. В конечном счете, это отражается в технологии, в которой формирование ценностно-смыслового содержания компетентности будущих офицеров полиции связано с обучением нравственно-гуманистической методологии творческого преобразования мира [4].
В связи с рассмотренными положениями, следует отметить, что основной акцент в деятельности по ценностно-смысловому развитию компетенций будущих полицейских должен строиться на формировании у них четкого осознания их личной роли и места в решении задач стоящих перед органами внутренних дел на современном этапе, и их деятельность должна в первую очередь исходить из сформированной внутренней мотивации.
Для оценки сформированности компетентности будущих полицейских с учетом ценностно-смыслового содержания нами выделены следующие критерии в структуре личности: идеальные потребности, показателями выступают потребности: познания, созидания, творчества, служения; гуманистические ценностные ориентации, показатели: честь, достоинство, справедливость, доброта, отзывчивость, ответственность; профессиональное мышление, показатели: самостоятельность, креативность, вооруженность методами инновационной деятельности.
Результаты исследования. В результате работы установлены следующие педагогические условия для реализации ценностно-смыслового содержания компетенций у будущих полицейских в процессе профессиональной подготовки: применение специальных заданий для формирования самостоятельности мышления на основе постановки комплексных социально-значимых проблем; реализация методов проектирования общественно-полезной направленности; организация обучения на основе интерактивных и контекстных методов.
При организации групповых форм воспитательной работы на занятиях целесообразно реализовать различные социально-значимые проблемные ситуации. При этом содержание групповых занятий должны иметь цель дать практические навыки будущим сотрудникам полиции применять теоретические знания на практике в конкретной смоделированной правоохранительной ситуации [1]. В процессе проведения групповых занятий прививаются навыки принятия оптимальных решений, четких постановок задач подчиненным, организации обеспечения и взаимодействия между служебными подразделениями, а также развития творческого мышления и инициативы; воспитываются высокие моральные и психологические качества, в решении задач правоохранительных органов.
Одна из основных задач вузов, согласно компетентностному подходу - подготовка специалистов к самостоятельной практической деятельности. В связи с этим процесс обучения должен все больше основываться на самостоятельности и творческой активности обучаемых, как непременном условии успешного усвоения и овладения обширным и сложным программным материалом. Поэтому самостоятельный поиск знаний является характерной чертой работы всех обучаемых, с учетом которого должны строиться все виды учебных занятий. Для этого требуется реализация принципа индивидуализации, под которым понимается такая организация обучения, при которой учитываются индивидуальные особенности и динамика этих особенностей. То есть каждый, кто желает приобщиться к какому-либо знанию, должен достигнуть этого, прежде всего собственной деятельностью, собственными усилиями, собственным напряжением. Без внутренней мотивации на эту деятельность задача станется нерешенной, поэтому в этом контексте актуализируется формирование ценностно-смыслового содержания компетенций. Учитывая индивидуальные особенности курсантов, индивидуальная работа с каждым должна проводиться разнообразными приемами и методами, которые способствуют не только пониманию, но и усвоению таких понятий, как совесть, честь, ответственность, самостоятельность, достоинство, милосердие и т.д. - на реальных, конкретных проблемах, решаемых ими в повседневной жизни.
Для оценки эффективности предлагаемой технологии были выделены экспериментальная и контрольная группы и проведена опытно-экспериментальная работа на базе Барнаульского юридического института МВД России. Формирование ценностно-смыслового содержания компетенций оценивалась по предложенным выше критериям и уровням: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый. Анализ итогового результата показал, что его рост в экспериментальной группе по сравнению с контрольной составил не менее 30 %.
Заключение. Таким образом, технология реализации ценностно-смыслового содержания компетенций понимается как совокупность педагогических подходов, форм, методов, средств и приемов, реализуемых в профессиональной подготовке и обеспечивающих достижение целей в соответствии с современными требованиями к институту полиции России. При этом акцент делается на активных методах, способствующих формированию ценностно-смыслового содержания компетенций через усвоение будущими полицейскими содержания основных видов будущей профессиональной деятельности, позволяющих приобрести специальный опыт, сформировать гуманистические ценностные ориентации, развитие креативности, возможности работать в составе различных профессиональных группах, способности взять на себя ответственность, объективно реагировать на критику и замечания общественности.
Рецензенты:
Федулов Б.А., д.п.н., профессор кафедры физической культуры Алтайской государственной академии культуры и искусств, г. Барнаул;
Мошкин В.Н., д.п.н., доцент кафедры физической культуры, Алтайская академия экономики и права, г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Заречнев Д.О. РАЗРАБОТКА ЦЕННОСТНО–СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19475 (дата обращения: 02.04.2025).