Определяющей тенденцией формирования нового типа супружеских взаимоотношений становится активное участие женщины в сфере общественного производства, создающего новую экономическую составляющую для современной семьи. При этом женщина в последнее время все больше времени проводит вне семьи, что вносит необходимость распределения функций и обязанностей не только в сфере домашнего быта, но и воспитания. Современные исследователи (М. Боуэн, А.И. Захаров, Л.Ф. Обухова, О.Г. Калина, А.Б. Холмлгорова) связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы личности: диффузность идентичности, в том числе и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение и т.д.
Становление нового типа супружеских отношений в современной семье свое непосредственное выражение находит в процессе демократизации семьи. Уходит в прошлое авторитарный тип семьи с жестко фиксированным распределением ролей и обязанностей между супругами со строгим главенством мужа и безоговорочным подчинением жены. Устойчивая тенденция современной семьи - формирование нового стиля внутрисемейных отношений, отличающиеся более демократичным началом, нравственно-эмоциональным богатством, выразительностью взаимоотношений между ее членами, что является следствием значительных социальных, культурных и экономических преобразований. Это относится, в первую очередь, к отношениям между мужем и женой, являющимся фундаментом семейной жизни.
В настоящее время исследование феномена отцовства активно развивается в различных направлениях, которое является сложным психологическим явлением. Как показали исторические и социологические исследования, отцовство представляет собой социальное явление. «Для каждого поколения существует свой идеал отцовства (Н.Н. Авдеева), который зависит от времени и условий, и каждое поколение сталкивается с несоответствием между «поведением» отцов и «культурой» отцовства в семьях» [1]. Новая модель отцовства, которую связывают с равноправием мужа и жены в распределении прав и обязанностей в семье, подразумевает активное участие в уходе за детьми; проявление заботы; умение вступать в эмоциональный контакт с ребенком.
Но «стать отцом» и «быть отцом», как отмечает В.К. Рахманова, не одно и то же, так как переход к активной воспитательной деятельности у мужчин не связан с рождением ребенка. Большинство мужчин долгое время находятся на некоторой дистанции от младенца, полностью предоставляя возможность ухода за малышом жене. Родительский инстинкт отца развивается поэтапно, и на его возникновение может повлиять большое количество внешних факторов: чрезмерная занятость на работе, память о собственном отце, опыт взаимодействия с родителями. Отношения мальчиков с отцом оказывают сильное воздействие на его характер, чувства, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения, стиль поведения и многое другое. И опыт этих отношений может быть как положительным, так и отрицательным [7, с. 48-56].
Отцовская сила дисциплинирующего влияния в прошлом таилась, прежде всего, в том, что он был воплощением неограниченной власти в решении наиболее важных и ответственных вопросов семейной жизни и инструментальной эффективности мужского самосознания. В традиционной патриархальной семье отец за детьми не ухаживал, но они, особенно мальчики с 7-8 лет, проводили много времени с отцом, работая под его руководством. Отец был для всей семьи персонификацией власти, примером для подражания, кормильцем, наставником. В народном понимании наследование, наследственность и результаты воспитательной деятельности отца выступают в неразрывном единстве «От кремня рождается искра, от достойного мужчины рождается достойный сын» (чеченская). Основа отцовского воспитания - это твердость мужского характера, его последовательность и принципиальность в действиях и поступках.
Отдельно нужно сказать об участии отцов в воспитании детей в современной семье. Недостаточное участие мужчин в воспитании детей - проблема современного общества. В связи с ростом в настоящее время числа неполных семей многие дети лишены мужского общения в семье, не имеют в качестве объекта для подражания мужской модели поведения. Верно, что в целом мужчины проводят со своими детьми гораздо меньше времени, нежели матери, причем лишь незначительная часть этого времени расходуется непосредственно на уход и общение с детьми. Современные мужчины в этом плане не только не уступают отцам предыдущих поколений, но, в какой-то мере, превосходят их. Это наблюдается в семьях, основанных на принципе равноправия полов и ролей, где часто мужчины берут на себя обязанности, считающиеся раньше чисто женскими [5].
В современной семье дети все реже видят наглядно, как работает их отец, а традиционные ценности отцовства заметно девальвируются под действием таких факторов, как трансформация образа отца в общественном сознании, вовлечение матери в профессиональную деятельность, отсутствие приемлемой модели отношений между женщиной и мужчиной, рост количества неполных семей и др. Этим отчасти психологи (Н.Н. Авдеева [1, с. 14-18], Р.В. Овчарова [5, с. 104], В.К. Рахманова [7, с. 48-56]), социологи (Н.В. Богачева [2, с. 208-212], Х.В. Дзуцев) объясняют обнаруженную в результате опроса рассогласованность ожиданий мужчин и женщин относительно мужской и женской роли в обществе.
В отличие от женской, мужская социальная роль более отдалена от детей, менее доступна для примера и подражания. Дети, особенно дошкольного возраста, не имеют возможности ни наблюдать, ни осознавать выполнение отцами общественных, профессиональных функций. Также и в домашних условиях современной семьи функции отцов не так ярко представлены, не всегда выражают традиционные мужские качества, привлекательные для мальчиков: сила, смелость, ответственность, честность. Все это сдерживает процесс их гендерной социализации [5].
Установлено, что отсутствие отцовского воспитания приводит к нарушениям в мотивации достижения успеха, возникновению проблем в отношениях с будущим супругом. Позитивные отношения с отцом, напротив, развивают такие качества у детей, как объективная самооценка, эмоциональная уравновешенность, устойчивая нравственно-волевая сфера, хорошее понимание социальных нормативов, независимость, оптимизм. Кроме этого, психологическое содержание отцовской роли зависит от собственного опыта в семье - от модели отцовства, демонстрированной предыдущими поколениями отцов [2, с. 122-130]. Усвоенная мужчиной модель внутрисемейных отношений, а также сформированная под влиянием условий социализации, его гендерное отождествление будут оказывать влияние на процесс формирования ценности отцовства и на отношение к детям.
В семье пример отца оказывает влияние на формирование образа мужчины - мужа и отца у детей обоего пола. В зависимости от этого образа сын перенимает свою тактику поведения, в том числе и с противоположным полом. Дочь видит в отце потенциальный образ будущего супруга. Проблема повышения авторитета отца в обществе связана с тем, что в современной семье потерял значение авторитет, основанный на праве собственности, а моральный авторитет, основанный на эмоциональной, духовной почве, еще не у всех сформирован. Вместе с тем авторитет отца должен быть тем фундаментом, на котором строится вся отцовская школа, под которой мы понимаем процесс социализации ребенка под руководством отца, способствующий развитию у него самостоятельности и ответственности, формированию поло-ролевого поведения, ориентированного на социальные нормы, существующие в данном обществе [10].
В.А. Сухомлинский, утверждая о неразделимости воспитательного воздействия обоих родителей, подчеркивал особенности воспитания каждого из них. Русский педагог, говоря о роли мужчины-отца в воспитании детей, писал: «Некоторые считают, что «отцовская власть» - это некая волшебная палочка, воздействующая уже в силу того, что с ребенком соприкасается существо мужского пола. Это просто несуразность - считать, что от мужчины исходит более сильное волевое влияние, и в этом заключается мужественность воспитательной силы мужчины как отца. Вместе с тем нельзя отрицать значимой роли и важного места мужчины-отца в воспитании детей, в том сложном оркестре, который объединяет духовные взаимоотношения отца-матери как единой силы. Воспитательная роль мужчины-отца определяется, прежде всего, его ответственностью перед семьей» [8, с. 74].
В семьях, где отцы по разным причинам отстраняются от воспитания детей, строгий авторитет для них представляет мать. В результате отчуждения отца и доминирования матери традиционные модели отцовства и материнства у детей, как правило, нарушаются. Чаще всего у мальчиков и девочек формируется низкая самооценка, неуверенность, отчуждение, проявляется агрессия, возникают проблемы в общении со сверстниками.
О значении и роли отца в жизни ребенка говорят в связи с возросшим количеством неполных семей, где мать одна воспитывает ребенка и вынуждена заменять ему отца. Для полноценного развития каждый мальчик должен иметь: образец для подражания; дружбу с отцом; одобрение отца; время наедине с отцом. В общении с отцом у мальчика созревают истинно мужские черты: самостоятельность, уверенность в себе, потребность и способность защищать, принимать на себя ответственность, внутренняя энергия и душевная сила. Отец - проводник, который помогает мальчику совершить переход от малыша к мальчику, а от мальчика к юноше. Отцовское воспитание показывает сыну и дочери то, как может проявляться любовь мужчины к жене, к детям и к окружающим; обеспечивает пример родительского поведения детей в будущем, формирование жизненной позиции и полоролевого поведения в обществе.
Девочке также необходимы внимание и дружелюбные отношения с отцом. Отцовское влияние на половую идентификацию девочки наиболее существенно проявляется в юношеский период. Адекватная гендерная идентичность девочки является одобрением себя самой как достойной представительницы женского пола. Отец, воспитывая дочь в строгости, жестко и авторитарно, постоянно контролируя ее, не позволяя девочке никаких проявлений слабости, а себе - никаких выражений любви к дочери, обесценивает ее женское начало, либо растит зависимую и неспособную отвечать за свою жизнь женщину. Напротив, доверительные и близкие отношения с отцом, наполненные любовью и заботой, помогают девочке осознать и принять свое «Я», сформировать адекватную самооценку и самореализоваться в жизни. При отсутствии реальной модели отношений между мужчиной и женщиной, у девочек, воспитывающихся без отцов, может сформироваться нереалистичное отношение к мужского полу. Повседневное общение дочери с отцом учит ее разбираться в мужской психологии, подстраиваться под нее.
Функции отца и матери в процессе полоролевой социализации различны. Во многих исследованиях установлено, что отцы более дифференцированно, чем матери относятся к ребенку, в зависимости от его пола. Поведение отцов ориентировано в большей степени на стереотипы мужественности, женственности (Я.Л. Коломинский, И.И. Лунин, М.Х. Мелтсас). Как правило, отцы меньше опекают детей, предоставляя им больше самостоятельности, вырабатывая у них самодисциплину. Этим самым отцы поощряют процесс отделения ребёнка от матери и ускоряют адаптацию к социальным условиям.
Существуют различия в отношении отцов к сыновьям и дочерям. Отцы по-разному ведут себя с сыновьями и дочками:
- больше интересуются сыновьями, начиная с младенчества, больше уделяют им времени, занимаются и играют с ними;
- с сыновьями отцы более строги, больше их контролируют; обращая внимания на дисциплину. Отцы выражают негативную реакцию на проявления фемининности у сыновей, запреты на полоролевое поведение, несоответствующее требованиям пола, более часто и в более жесткой форме адресуются мальчикам, чем девочкам, ожидая от мальчиков более строгого следования традиционным гендерным нормам;
- с дочерьми у отцов стиль обращения более снисходительный, отцы чаще утешают девочек, когда они огорчены, чем мальчиков.
Стили поведения матери и отца с детьми имеют некоторые различия:
- отцы реже, чем матери, контактируют с младенцем. Во взаимодействии с детьми отцы проявляют большую физическую активность;
- отцы чаще матерей повышают голос, дают указания в повелительной форме, вступают с детьми в конфронтацию;
- отцы чаще матерей осуществляют интеллектуальное общение с детьми: объясняют, обучают, информируют.
Формирование современной модели отцовства связано, прежде всего, с гуманистическими и демократическими тенденциями в обществе, равноправием мужчины и женщины в распределении прав и обязанностей в семье. Успешное отцовство, равно как и материнство, характеризуется плодотворной деятельностью в воспитании, частым общением с детьми, заинтересованностью к успехам ребенка. В большинстве случаев такие отцы не так строги, лучше понимают своих детей по сравнению с отцами, показывающими «чисто мужские» качества. Последние бывают более взыскательными и суровыми родителями, однако каждодневные заботы они скорее готовы возлагать на жен или других членов семьи. То есть в современной семье мать и отец могут быть равноправными партнерами в воспитании детей. Не пресловутая отцовская строгость, а внимание к ребенку, теплота. В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей.
Таким образом, важным условием правильного функционирования процесса гендерной идентификации является наличие и фактически и психологически полной семьи с адекватным исполнением родителями традиционных своих ролей. Одновременное восприятие ребенком гендерных ролей в семье: мужской у отца и женской у матери - залог адекватного и гармоничного формирования и ролевого поведения. В.Н. Дружинин пишет, что ребенок учится своей будущей супружеской роли, мысленно идентифицируя (отождествляя) себя с родителем своего же пола. Для мальчика опыт общения с отцом имеет особое значение, и, более того, опыт наблюдения за отношениями между отцом и матерью [4]. Полоролевая идентификация у детей происходит не только через подражание аналогичной роли родителей, но и через противоположную роль родителя другого пола, способом противопоставления.
Отрицательные последствия существующих обстоятельств проявляются в кризисе института семьи, взаимоотношений полов, неготовности молодого поколения к выполнению своих супружеских и социальных ролей. Научное осмысление проблемы гендерной социализации в условиях изменившейся системы половых ролей позволяет нам утверждать, что именно целенаправленная специально организованная система поло-ролевого воспитания подрастающего поколения способна корректировать неблагоприятные обстоятельства гендерной социализации в настоящее время.
Повышение гендерной компетентности родителей включает формирование знаний о значении возраста в становлении психологического пола ребенка, гендерных особенностях детей на разных возрастных этапах, роли семьи в формировании полоролевого поведения, а также обучение родителей полодифференцированному подходу в воспитании детей.
Рецензенты:
Каргиева З.К., д.п.н., профессор межфакультетской кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Бекоева Т.А., д.п.н., профессор кафедры психологии факультета психологии и социологии Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Хуриева М.Ю. РОЛЬ ОТЦА В ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗИЦИИ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19429 (дата обращения: 17.09.2024).