Российский философ А. Никифоров отметил, что, начиная с Нового времени и вплоть до настоящего момента, наука ориентирована «не на поиски истины, а на создание и совершенствования технологий преобразования мира в целях удовлетворения биологических потребностей человека». Соответственно, знание в такой технонауке понимается прагматически - как то, что может быть использовано на практике [1, C.4]. Вместе с тем, большая часть исследователей подчеркивают, что не целесообразно сводить технонауку к простому взаимодействию фундаментальных и прикладных наук, поскольку технонаука осуществляется «на границе внутренних и внешних сфер» общества, активно включается в социум и влияет на трансформацию отношений в нем. «В конструировании мира технонауки принимают участие все вовлеченные люди и элементы и их нужно рассматривать вне зависимости от того, насколько чужеродными и неожиданными они кажутся по началу [4, C.260-261] - пишет Б. Латур. Для того чтобы прояснить мир сущности технонауки, Латур переосмысливает понятие социального, вводя дефиниции актантов и акторных сетей. Социальное связано не только с людьми, но и с актантами, которые, согласно Латуру, выступают как субъекты, так и объекты, имеющие одинаковые права и вовлеченные в действие [4, C.109 ]. Исследователи творчества Латура полагают, что введение системы актантов и акторных сетей, ученый осуществил под влиянием идеи множества переменных Грегори Бейтсона [8, С. 218], основываясь на которой, Латур и предлагает новую парадигму осмысления социального как взаимосвязи и развития сетей и потоков - в рамках которой предполагается неразрывная связь социального и материального...[4,C.261]. Именно эта связь обуславливает развитие технонауки, ее поддержки со стороны университетов, государства и бизнеса. Это и подчеркивает Б. Латур, утверждая, что «получить поддержку ученые и инженеры могут только, если они не занимаются фундаментальными исследованиями. Из каждых потраченных на науку девяти долларов только один идет на то, что традиционно принято называть «наукой». В целом, большую роль в мире науки играют конструкторские разработки» [4, C. 270-271]. Идею о «переносе внимания с дискурса на практику знания» развивает и профессор истории науки университета Сорбонны Бернадетт Бенсауд-Винсет. Она отмечает, что технонаука имеет конструктивистское происхождение и проявляется как оружие в борьбе с риторикой, формируя целый ряд ценностей, ориентированных на технологии и науку [10]. Осмысливая современный тренд о «научной и технологической конвергенции», Бернадетт Бенсауд-Винсент полагает, что процесс «конвергенции» нано-, био-, информационных и когнитивных наук основывается на синергии, которая и объединяет эти науки. Технонаука, по мнению Бенсауд-Винсет, проявляется в докладах, программах и проектах для осуществления которых необходим уровень организации знаний на основе интердисциплинарности, мультидисциплинарности и трансдисциплинарности [10]. К подобному выводу приходят и российские исследователи, подчеркивая, что механизм «трансдисциплинарных исследований характеризуется переносом когнитивных схем из одной дисциплинарной области в другую, разработкой совместных проектов исследования» [2,C. 232]. И эти совместные проекты свидетельствуют о междисциплинарной сущности технонауки и являются ответом на потребности и вызовы глобального социума. Примером такого доклада-проекта может быть назван доклад Национального научного фонда США 2001 года на тему: «Конвергирующие технологии для улучшения человеческой деятельности», который до сих пор не утратил своей актуальности. Технонаука, по мнению Бенсауд-Винсет, это особый проект, который представляет собой радикальное изменение в эпистемологической программе современного научного знания, она изменяет наше видение природы и способы ориентироваться в ней. Анализируя культурные и познавательные смыслы технонауки, исследователь подчеркивает, что технонаука имеет глубокий прагматический смысл и направлена на увеличение производительности труда людей и улучшение их жизнеобеспечения [10]. При этом, Бенсауд-Винсет также как и Б. Латур уделяет внимание такой особенности технонауки, как ее особой вовлеченности в жизнь социума и влияние на нее общественной жизни. Бенсауд-Винсет, говоря об этой особенности технонауки противопоставляет диффузионистскую модель науки и «модель участия», подчеркивая, что именно «модель участия» является основой ценностей, которые технонаука должна нести в общество, и это, прежде всего, такие «европейские ценности, как права человека и социальная солидарность, которые должны быть определяющими факторами» [10]. Технонаука активно вписывается в общественную жизнь, способствуя развитию и утверждению демократических принципов в социуме отмечает Венсауд-Винсент: «Технонаука влияет на нашу повседневную жизнь, она меняет наш образ жизни. Появляются новые тенденции в виде комитетов по этике, политики, объединений промышленных предприятий, банков, ассоциаций потребителей, экологических объединений, страховых компаний, профсоюзов и НПО» [11]. Технонаука расширяет диапазон общественных инициатив, способствуя становлению гражданского общества. Размышляет о сущности технонауки и П. Форман, полагая, что технонаука это «разворот значений», прикрепленных к науке, доминирование технологий над наукой[12]. П. Форман также считает, что фактами, свидетельствующими о развитии феномена технонауки, являются проекты-исследования, начало которым положили ученые США и ЕС, в проектах-исследованиях осуществляется прорыв в развитии научного знания, его технологизация и прагматизация. С выводами П. Формана перекликается и российский философ В. Лекторский, уточняя, что такие проекты-исследования ориентированы, в первую очередь, на трансформацию человека, это проекты, которые осуществляются на основании новейших технологий, таких как молекулярные наноисследования, исследования в области генной инженерии, искусственного интеллекта, получения лекарств для изменения настроения, терапии против старения, нейроинтерфейса, программы для управления информацией, использованием вживляемых компьютеров. Все эти проекты уже получили название «постчеловека» и «трансгуманизма» [5, С. 6]. Во всех этих проектах фундаментальные исследования конвергируются в инновационные технологии, которые реализуются в коммуникативном пространстве прикладной науки, отвечающей на явные вызовы и потребности информационного общества. Как видим, технонаука появляется как радикальные изменения в сфере когнитивного знания, которые выражаются в том, что нарастает увеличение прикладных исследований, направленных на удовлетворение конкретных, реальных потребностей, формулируемых обществом. Результаты прикладных исследований эффективно внедряются в промышленное производство, формулируя точный и технологически эффективный рецепт для производства, способствуя расширению технологических возможностей общества [10, C.116]. В развитии технонауки оказываются заинтересованными и государство (армия, здравоохранение, транспорт, авиация, космос, энергетика, коммуникации), и университеты (развитие фундаментальных и прикладных исследований), и бизнес.
Однако развитие технонауки в различных странах глобального мира осуществляется неравномерно, на это обстоятельство обращает внимание Б. Латур, отмечая, что «половина всей науки делается в Америке... Поскольку новые факты добываются путем организации ресурсов и контролирования союзников, стратификация в сфере доступа к рабочей силе, деньгам и ведущим журналам означает, что некоторые страны будут играть ведущую роль, а другие помогать им в этом» [4, C. 267]. Для наиболее полного выявления сущности технонауки необходимо ее экстерналистское прочтение, которое выводит нас в область постмодернизма, ориентированного на междисциплинарность и трансдисциплинарность, и свидетельствует о том, что процесс научного познания сегодня не может быть делом только философии. Постмодернизм ориентирован на практику, деятельность и алгоритм производства знания, что повсеместно не позволяет провести четкую грань между наукой и ее технологическим обеспечением. Экстерналистское прочтение научного познания использует принципы социального конструктивизма, полагающего, что субъекты и социальные институты способны конструировать реальность. Примером социального конструктивизма и являются работы Б. Латура, С. Вулгара [13] и А. Пикиринга[14]. В приложении к науке идеи социального конструктивизма заявляют о себе в междисциплинарной области соотношения науки и технологий в обществе (scienceandtechnologystudies) или STS, этот термин чаще всего употребляется, чтобы снять водораздел по линии наука-технология и объяснить пересекающиеся и взаимно обогащающие друг друга дисциплинарные сферы. Каким образом осуществляется это взаимодействие науки и технологий, как и кем интерпретируется это взаимодействие. Ответ на эти вопросы выводит нас в социально-гуманитарную сферу. Это особый, сложный и многогранный процесс, что признает и сам Б. Латур, подчеркивая, что «к счастью, помимо тех, кто делает науку, кто ее изучает, кто ее защищает или ей подчиняется, существуют те немногие, пришедшие как из науки, так и со стороны, кто открывает для посторонних черные ящики (Пандоры - разрядка моя А.М.) и дает в них заглянуть. Они носят разные имена (историки науки и техники, экономисты, социологи, преподаватели, аналитики научной политики, журналисты, философы, озабоченные проблемами науки ученые и гражданские активисты, когнитивные антропологи и когнитивные психологи), и большинство из них объединяются под общей рубрикой «наука, технологии и общество» [4, C. 42]. Именно к работам и выводам историков науки, социологов, философов неоднократно обращался Б. Латур при написании книги «Наука в действии», отмечая, что естественные науки конструктивные по своей природе развиваются в определенной социальной и культурной среде и выражаются через конкретный человеческий опыт, поэтому нельзя не заниматься анализом этой среды и соответственно анализом действий и опытных знаний человека. На это же обстоятельство обращает внимание и О. Столярова, в интервью корреспонденту «Русского журнала», она говорит о том, что среди социологов, историков и философов науки и техники немало людей с бэкграундом в естественных и точных науках (наиболее известные примеры - Питер Гэлисон, Эндрю Пикеринг), однако, как правило, они не являются практикующими учеными-естественниками. Получив первое образование в области физики, биологии или химии, они впоследствии защищали магистерские и докторские диссертации по философии и социологии, связав свою дальнейшую научную судьбу с социально-гуманитарными науками [9]. О. Столярова, проясняет сущность соотношения «науки, технологии и общества», когда говорит, что «STS - это гуманитарная дисциплина в том смысле, что она оценивает «природу» и естествознание (и технику) в перспективе личности (или «коллективной личности») и личной истории, в перспективе сознания и понимания» [9]. Соглашаясь в принципе с данной позицией, хотели бы уточнить, что STS это скорее совокупность гуманитарных дисциплин, взаимодействующих на основе междисциплинарности. Думаю, что Б. Латур хорошо осознавал это, когда писал: «Сделать обзор всех их результатов и достижений (STS - разрядка моя А.М.) было бы весьма достойной задачей, но она выходит далеко за пределы моих познаний. Я хочу лишь постараться суммировать их методы и обрисовать те общие основания, из которых, порой сами этого не сознавая, они исходят» [4, C. 42]. Б. Латур замечал, что для того, «чтобы выдержать путешествие через все эти дисциплины, исторические эпохи и различные объекты» необходимо разработать методические правила и приемы, используя которые и возможно ответить на вопрос, что такое технонаука. Следовательно, в этой ситуации мы, гуманитарии, должны исследовать контекст в котором реализуются современные технонауки. А контекст этот проявляется через междисциплинарные связи и исследования философии, социологии, статистики, когнитивной антропологи, экономики и выводов конкретных естественных наук. Несмотря на то, что сегодня СТС приходит в Россию с Запада, важно отметить, что в России уже в 70-80-е годы XX века философы, социологи, историки науки разрабатывали основания для таких междисциплинарных исследований, формулируя разнообразные подходы к определению сущности и структуры науковедения[6].
Следовательно, технонаука - «это лицо современной науки», состояние современного когнитивного знания, которое реализуется в процессе прикладных исследований. Технонаука, новейшие технологии несомненно оказывают большое влияние на становление гражданского общества и развитие повседневной жизни потребительского общества. В известном смысле на достижениях технонауки и использовании новейших технологий и воспитываются современные квалифицированные потребители. Однако, современные квалифицированные потребители, прежде всего люди, которые любят, страдают, радуются. Поэтому, процесс трансформации науки и научного познания должен быть направлен на то, чтобы объединить достижения и усилия кибернетиков, генетиков, биологов, физиков и математиков с философами, социологами, культурологами. Это нужно для того, чтобы придать процессу технологизации гуманистический характер, утвердить «новый гуманизм», основой которого является идея о том, что самой большой ценностью в современном мире все-таки выступает человек с его пониманием добра и зла, самодостаточностью, свободой и социальной ответственностью, ведь большинство самых важных проявлений человеческой сущности не технологичны.
Рецензенты:
Колодий Н.А., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой культурологи и социальной коммуникации Национально-исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;
Лойко О.Т., д.ф.н., профессор кафедр культурологии и социальной коммуникации Национально-исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.
Библиографическая ссылка
Моисеева А.П. К ВОПРОСУ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СУЩНОСТИ ТЕХНОНАУКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19428 (дата обращения: 12.10.2024).