Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил и то, что он сам никогда не пробовал делать [7]. Поэтому, на наш взгляд, следует погрузить студентов, приступающих к получению педагогического образования, в реальную атмосферу практической педагогической деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий в рамках образовательных программ [4]. Отсюда следует, что вопросы, касающиеся организации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, являются актуальными.
Ключевым звеном в практической подготовке будущего педагога выступает соратник ВУЗа в образовательной деятельности - школа. Точки соприкосновения образовательных организаций возможны благодаря механизмам сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие становится одним из значимых компонентов формулы качественности современной системы образования. Оно предполагает реализацию целей и задач единичных образовательных учреждений за счет организации системы взаимовыгодного партнерства, как между различными учреждениями системы образования.
Нами было выдвинуто предположение о том, что организация мероприятий сетевого взаимодействия будущих педагогов с квалифицированными учителями школ при координации преподавателей ВУЗов в соответствии с образовательными программами сможет обеспечить качественную подготовку учителей.
Цель исследования - определить условия, которые будут способствовать приобретению студентами компетенций в соответствии с профессиональным стандартом, в результате непосредственного участия будущих педагогов в мероприятиях формата сетевого сотрудничества со школой. Данный подход к усилению практической направленности подготовки бакалавров педагогического образования был принят преподавателями Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) в рамках участия в реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования.
Материал и методы исследования. Сетевое взаимодействие в образовании - это совместная деятельность образовательных учреждений, которая направлена на повышение качества образования [8]. В традиционных моделях взаимодействия ВУЗ-школа акцент делается на подготовку школьников к обучению в ВУЗе, однако, в настоящее время по положениям модернизации педагогического образования и требованиям времени ключевой фигурой становится студент. То есть значительная часть усилий в сотрудничестве со школой будет направляться на становление будущего педагога, который должен в процессе сетевого взаимодействия приобрести профессиональный опыт на практике, выполняя учебно-профессиональные (трудовые) действия.
В рамках реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования преподавателями ЕИ КФУ было принято решение об усилении практической направленности подготовки студентов педагогического направления. Практико-ориентированное обучение подразумевает увеличение практической занятости студентов в условиях изменения форм и методов подачи теоретического материала, что, в свою очередь, позволит лучше погрузить будущих учителей в профессиональную деятельность [5].
Апробация сетевого взаимодействия с целью усиления практической подготовки студентов педагогического направления прошла посредством сотрудничества ЕИ КФУ со школами г. Елабуга Республики Татарстан, в том числе, средней общеобразовательной школой №9 с углубленным изучением отдельных предметов.
Преподавателями ЕИ КФУ предварительно был составлен план работы по взаимодействию в сети, разработана образовательная программа, опирающаяся на модульный принцип осуществления учебного процесса. Одним из модулей является «Дисциплины математического и естественно-научного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике», в основу которого были положены принципы деятельностного подхода [3].
Согласно разработанной программе вместо стандартных лекций, мероприятиям формата сетевого взаимодействия отводится предпочтение, но это не значит, что теоретический материал отсутствует. Базовая и вариативная части модуля сопровождаются дистанционными курсами на площадке «Тулпар» (площадка дистанционного обучения КФУ), которые содержат весь необходимый как теоретический, так и практический материал. Студенты не только на занятиях обсуждают и анализируют проблемные ситуации с преподавателем и учителем-супервизором в рамках семинаров, круглых столов, дискуссий, но и дома, в любое удобное для них время, проходят дистанционные курсы, содержащие интерактивные лекции, контроль знаний, практические занятия, учебные форумы, форумы рефлексии и т.д. [3].
Моделирование данной учебной программы максимизирует диапазон временного охвата процесса обучения студентов высшего учебного заведения, т.е. студент будет обучаться и в учебном заведении и дома, все это благодаря возможностям, предоставляемым системами дистанционного обучения. Дистанционные курсы, наполненные интерактивными элементами обучения, контроля и обратной связи, обеспечивают частично или полностью эмуляцию всего процесса реального обучения, ориентируя студента на самостоятельность. Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения [1].
Взаимодействие студентов с учителями-супервизорами способствует более глубокому восприятию будущими учителями содержания обучения, а также выработке учебно-профессиональных действий, формируемых при практической деятельности на базе школьной организации и ВУЗа. Поэтому студенты в условиях выполнения задания учителя-супервизора, разделившись на подгруппы, разрабатывают электронные ресурсы образовательного назначения, которые в будущем можно будет применять в своей профессиональной деятельности[3].
В рамках эксперимента нами было выявлено, что наиболее эффективной формой сетевого взаимодействия является работа учителя-супервизора с малыми группами студентов (5-7 человек) (рис. 1). Так, в процессе освоения блока образовательных действий, в частности в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», студенты в сотрудничестве с учителем-супервизором осуществляют подготовку занятий для их проведения с одногруппниками, т.е. студентам предлагается освоить роль преподавателя, объясняющего учебный материал некоторых тем базовой части модуля [4].
Рис. 1. Схема влияния учителя-супервизора на студентов
Кооперативная работа в обучении студента играет важную роль как в способствовании обмену опытом, возможности почерпнуть и научиться новому у своих партнеров, так и в будущем становлении квалифицированного педагога, поэтому работа в малых группах становится некой базисной структурой, позволяющей достигнуть наилучшего понимания обсуждаемой проблемы.
Немаловажным является и тот факт, что в период прохождения модуля перед студентами стоит задача в накоплении электронного портфеля достижений (е-портфолио) с его последующей защитой. Такой способ формирования своих личностных и компетентностных достижений, как е-портфолио направлен на то, чтобы дать возможность студенту стать активным участником процесса оценки и анализа своей образовательной деятельности [2], выделять свои сильные и слабые стороны и размышлять над ними, строить дальнейшую траекторию освоения учебно-профессиональных действий и т.д.
Данный формат подготовки студентов предполагает освоение будущим педагогом инструментария ИКТ для осуществления учебно-профессиональной деятельности в образовательной информационной среде, формирование умения организовывать совместную деятельность с преподавателем, учителем-супервизором и одногруппниками, в том числе в сети Интернет; работать в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Рассмотрим подробнее роли участников сетевого взаимодействия ВУЗ-школа. Основным деятелем, осуществляющим большую часть работы по связи со школой, решающим задачи организации взаимодействия и распределения тьюторов-консультантов между подгруппами студентов, является преподаватель-координатор, он же педагог, который ведет занятия по образовательной части модуля. Тьюторами-консультантами являются студенты старших курсов тех факультетов, по которым ведется профиль модуля. Тьюторы-консультанты помогают студентам малых групп в решении возникающих в процессе выполнения учебно-профессиональных (трудовых) действий.
Основные роли участников сетевого взаимодействия в средней образовательной организации: учитель-заказчик (школьный педагог, не по профилю модуля, а по основной специализации студентов, предоставляющий малым группам задания в рамках тематики лабораторных работ); учитель-супервизор (педагог-наставник, осуществляющий супервизию будущего педагога в условиях учебно-профессиональной деятельности и демонстрирующий лучшие образцы этой деятельности); учитель-эксперт (педагог, осуществляющий оценку учебно-профессиональной деятельности студентов, е-портфолио, разработанных сопроводительных материалов школьного мероприятия для учителя-заказчика и т.д.). Помимо этого могут еще возникать и дополнительные роли, к примеру: консультант по информационным и методическим вопросам, возникающим в процессе выполнения лабораторных работ (аналогична функциям тьютора-консультанта); сотрудник по решению совместных проблем по организации взаимодействия [3].
Результаты исследования и их обсуждение. Работа по применению учебной программы нового формата подготовки студентов педагогического направления определила условия ориентации будущего педагога на приобретение тех компетенций учителя, которые соответствуют требованиям современного общества. К основным можно отнести следующие:
- отказ от чтения лекций, применение интерактивных технологий в электронных курсах, обеспечивающих самостоятельную работу по изучению лекционного материала;
- развитие способностей к самостоятельности студентов на базе моделирования деятельности учителя, реализуемой на занятиях, во время которых под руководством вузовского преподавателя в тесном сотрудничестве с учителем-супервизором студенты малыми группами обучают одногруппников;
- сотрудничество малой группы студентов с учителем-супервизором в разборе проблемных ситуаций при подготовке занятия для проведения с одногруппниками;
- работа малой группы студентов в школьной организации по разработке электронных образовательных ресурсов, при которой происходит освоение инструментария ИКТ;
- применение технологий е-портфолио для накопления, развития, демонстрации образовательных достижений.
Приведем следующие комментарии студентов, которые принимали участие в апробации программы модуля (дистанционный курс «ИКТО» на площадке «Тулпар»): по поводу использованных технологий в подготовке: «Узнала, что бывает и смешанная форма обучения, это когда на половину своего обучения учащийся проходит курс дома виртуально, а половина в аудиториях. Это очень удобно, ведь каждому необходима и групповая деятельность и взаимосвязь с другими учащимися и преподавателями. Я думаю, что это более эффективный способ получения знаний» (Людмила Сергеевна Пашутина); на вопрос «Как вы считаете, эффективен ли дистанционный курс для лингвистов?»: «Мое мнение, что да. Курс эффективен. Он помогает расширить кругозор, узнать новые тенденции в информационных технологиях, которые можно будет потом использовать при создании электронных образовательных ресурсов» (Карина Равилевна Галимзянова); по поводу проведенного малой группой студентов занятия: «Я сделала выводы, что не нужно бояться решать задачи, которые стоят перед тобой. В команде работать более эффективно, только нужно, чтобы каждый вносил свой вклад, умел контактировать. Думаю, что все, чему мы научились, очень нам пригодится в дальнейшем обучении» (Анастасия Андреевна Жук).
Также приводим результаты данных, собранных на основе анкетирования студентов до и после апробации рабочей программы (рис. 2).
Рис.2. Результаты анкетирования студентов
Выводы и заключение. В рамках апробации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования нами выявлены условия, которые способствуют качественной подготовке учителей. Оценивая эффективность сетевого сотрудничества, следует подчеркнуть особую его важность в обеспечении подготовки конкурентоспособных учителей, так как именно в процессе сетевого взаимодействия идет активная и системная подготовка будущих педагогических работников к профессиональной деятельности на базе ВУЗа и школы.
Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14. Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.
Рецензенты:
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;
Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.
Библиографическая ссылка
Любимова Е.М., Борисов И.А. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА-ВУЗ КАК СРЕДСТВО ПОГРУЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19426 (дата обращения: 06.10.2024).