Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА-ВУЗ КАК СРЕДСТВО ПОГРУЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Любимова Е.М. 1 Борисов И.А. 1
1 Елабужский институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье рассматриваются условия использования сетевого взаимодействия ВУЗ-школа в подготовке студентов педагогических ВУЗов к профессиональной деятельности. Выдвинуто предположение о том, что следует погрузить студентов, приступающих к получению педагогического образования, в реальную атмосферу практической педагогической деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий в сетевом взаимодействии ВУЗ-школа. Описаны эффективные формы сетевого взаимодействия, которые способствуют приобретению студентами компетенций в соответствии с профессиональным стандартом педагога, в результате непосредственного участия будущих учителей в мероприятиях формата сетевого сотрудничества со школой. Приводится детальный обзор возникающих ролей в сетевом взаимодействии. Описываются формы и методы организации практической подготовки, позволяющие развить у студента самостоятельность в обучении, а также способность к выработке учебно-профессиональных компетенций. В результате исследования были определены условия ориентирования студента, будущего педагога, на компетентного учителя, который соответствует современным требованиям общества.
сетевое взаимодействие
профессиональный стандарт педагога
образовательная программа
малая группа
кооперативное обучение
учитель-супервизор
1. Галимуллина Э.З., Механизмы интеграции интерактивных форм и методов в учебный процесс высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www.science-education.ru/118-13972 (дата обращения: 07.03.2015).
2. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю., Е-портфолио – оценочная технология, внедряемая в практику образовательного учреждения // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – Выпуск № 4(13) (октябрь-декабрь, 2014). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Galimullina.pdf
3. Любимова Е.М., Борисов И.А., Сетевое взаимодействие школа-ВУЗ как средство погружения студентов в профессиональную деятельность // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – Выпуск № 4(13) (октябрь-декабрь, 2014). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Lyubimova%20E.M.%20Borisov%20I.A..pdf
4. Любимова Е.М., Сабанаев И.А. Развитие способностей к самостоятельности студентов ВУЗов на основе Web-технологий посредством погружения в профессиональную деятельность // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4; URL: www.science-education.ru/118-13973(дата обращения: 14.12.2014).
5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyeduru/journal/2014/2/MargoHs.phtml(дата обращения: 14.12.2014).
6. Ямбург Е.А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. 1.10.2012. URL: http://portal21.ru/news/update_russia.php?ELEMENT_ID=5367 (дата обращения: 14.12.2014).
7. Профессиональный стандарт педагога. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://img.rg.ru/pril/article/73/89/59/Standart.pdf
8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70291362/#ixzz3LsFHR6Sh/.
Разработка и утверждение нового профессионального стандарта педагога неизбежно влечет за собой пересмотр существующих стандартов содержания профессионального педагогического образования [6]. Анализ стандарта показывает, что современному учителю необходимо знать не только свой предмет, но и уметь разбираться в современных информационных и коммуникационных технологиях, владеть категорией общих знаний по другим дисциплинам и многое другое. От учителя требуется некая «универсальность» и мобильность, его готовность работать в различных образовательных условиях и способность к самостоятельному профессиональному развитию стандартных, а также нестандартных трудовых действий [3].

Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Но от педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил и то, что он сам никогда не пробовал делать [7]. Поэтому, на наш взгляд, следует погрузить студентов, приступающих к получению педагогического образования, в реальную атмосферу практической педагогической деятельности по подготовке и проведению различных мероприятий в рамках образовательных программ [4]. Отсюда следует, что вопросы, касающиеся организации практико-ориентированной подготовки будущих педагогов, являются актуальными.

Ключевым звеном в практической подготовке будущего педагога выступает соратник ВУЗа в образовательной деятельности - школа. Точки соприкосновения образовательных организаций возможны благодаря механизмам сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие становится одним из значимых компонентов формулы качественности современной системы образования. Оно предполагает реализацию целей и задач единичных образовательных учреждений за счет организации системы взаимовыгодного партнерства, как между различными учреждениями системы образования.

Нами было выдвинуто предположение о том, что организация мероприятий сетевого взаимодействия будущих педагогов с квалифицированными учителями школ при координации преподавателей ВУЗов в соответствии с образовательными программами сможет обеспечить качественную подготовку учителей.

Цель исследования - определить условия, которые будут способствовать приобретению студентами компетенций в соответствии с профессиональным стандартом, в результате непосредственного участия будущих педагогов в мероприятиях формата сетевого сотрудничества со школой. Данный подход к усилению практической направленности подготовки бакалавров педагогического образования был принят преподавателями Елабужского института Казанского федерального университета (ЕИ КФУ) в рамках участия в реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования.

Материал и методы исследования. Сетевое взаимодействие в образовании - это совместная деятельность образовательных учреждений, которая направлена на повышение качества образования [8]. В традиционных моделях взаимодействия ВУЗ-школа акцент делается на подготовку школьников к обучению в ВУЗе, однако, в настоящее время по положениям модернизации педагогического образования и требованиям времени ключевой фигурой становится студент. То есть значительная часть усилий в сотрудничестве со школой будет направляться на становление будущего педагога, который должен в процессе сетевого взаимодействия приобрести профессиональный опыт на практике, выполняя учебно-профессиональные (трудовые) действия.

В рамках реализации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования преподавателями ЕИ КФУ было принято решение об усилении практической направленности подготовки студентов педагогического направления. Практико-ориентированное обучение подразумевает увеличение практической занятости студентов в условиях изменения форм и методов подачи теоретического материала, что, в свою очередь, позволит лучше погрузить будущих учителей в профессиональную деятельность [5].

Апробация сетевого взаимодействия с целью усиления практической подготовки студентов педагогического направления прошла посредством сотрудничества ЕИ КФУ со школами г. Елабуга Республики Татарстан, в том числе, средней общеобразовательной школой №9 с углубленным изучением отдельных предметов.

Преподавателями ЕИ КФУ предварительно был составлен план работы по взаимодействию в сети, разработана образовательная программа, опирающаяся на модульный принцип осуществления учебного процесса. Одним из модулей является «Дисциплины математического и естественно-научного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике», в основу которого были положены принципы деятельностного подхода [3].

Согласно разработанной программе вместо стандартных лекций, мероприятиям формата сетевого взаимодействия отводится предпочтение, но это не значит, что теоретический материал отсутствует. Базовая и вариативная части модуля сопровождаются дистанционными курсами на площадке «Тулпар» (площадка дистанционного обучения КФУ), которые содержат весь необходимый как теоретический, так и практический материал. Студенты не только на занятиях обсуждают и анализируют проблемные ситуации с преподавателем и учителем-супервизором в рамках семинаров, круглых столов, дискуссий, но и дома, в любое удобное для них время, проходят дистанционные курсы, содержащие интерактивные лекции, контроль знаний, практические занятия, учебные форумы, форумы рефлексии и т.д. [3].

Моделирование данной учебной программы максимизирует диапазон временного охвата процесса обучения студентов высшего учебного заведения, т.е. студент будет обучаться и в учебном заведении и дома, все это благодаря возможностям, предоставляемым системами дистанционного обучения. Дистанционные курсы, наполненные интерактивными элементами обучения, контроля и обратной связи, обеспечивают частично или полностью эмуляцию всего процесса реального обучения, ориентируя студента на самостоятельность. Учебный процесс, опирающийся на использовании интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения [1].

Взаимодействие студентов с учителями-супервизорами способствует более глубокому восприятию будущими учителями содержания обучения, а также выработке учебно-профессиональных действий, формируемых при практической деятельности на базе школьной организации и ВУЗа. Поэтому студенты в условиях выполнения задания учителя-супервизора, разделившись на подгруппы, разрабатывают электронные ресурсы образовательного назначения, которые в будущем можно будет применять в своей профессиональной деятельности[3].

В рамках эксперимента нами было выявлено, что наиболее эффективной формой сетевого взаимодействия является работа учителя-супервизора с малыми группами студентов (5-7 человек) (рис. 1). Так, в процессе освоения блока образовательных действий, в частности в курсе «Информационные и коммуникационные технологии в образовании (ИКТО)», студенты в сотрудничестве с учителем-супервизором осуществляют подготовку занятий для их проведения с одногруппниками, т.е. студентам предлагается освоить роль преподавателя, объясняющего учебный материал некоторых тем базовой части модуля [4].

Рис. 1. Схема влияния учителя-супервизора на студентов

Кооперативная работа в обучении студента играет важную роль как в способствовании обмену опытом, возможности почерпнуть и научиться новому у своих партнеров, так и в будущем становлении квалифицированного педагога, поэтому работа в малых группах становится некой базисной структурой, позволяющей достигнуть наилучшего понимания обсуждаемой проблемы.

Немаловажным является и тот факт, что в период прохождения модуля перед студентами стоит задача в накоплении электронного портфеля достижений (е-портфолио) с его последующей защитой. Такой способ формирования своих личностных и компетентностных достижений, как е-портфолио направлен на то, чтобы дать возможность студенту стать активным участником процесса оценки и анализа своей образовательной деятельности [2], выделять свои сильные и слабые стороны и размышлять над ними, строить дальнейшую траекторию освоения учебно-профессиональных действий и т.д.

Данный формат подготовки студентов предполагает освоение будущим педагогом инструментария ИКТ для осуществления учебно-профессиональной деятельности в образовательной информационной среде, формирование умения организовывать совместную деятельность с преподавателем, учителем-супервизором и одногруппниками, в том числе в сети Интернет; работать в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Рассмотрим подробнее роли участников сетевого взаимодействия ВУЗ-школа. Основным деятелем, осуществляющим большую часть работы по связи со школой, решающим задачи организации взаимодействия и распределения тьюторов-консультантов между подгруппами студентов, является преподаватель-координатор, он же педагог, который ведет занятия по образовательной части модуля. Тьюторами-консультантами являются студенты старших курсов тех факультетов, по которым ведется профиль модуля. Тьюторы-консультанты помогают студентам малых групп в решении возникающих в процессе выполнения учебно-профессиональных (трудовых) действий.

Основные роли участников сетевого взаимодействия в средней образовательной организации: учитель-заказчик (школьный педагог, не по профилю модуля, а по основной специализации студентов, предоставляющий малым группам задания в рамках тематики лабораторных работ); учитель-супервизор (педагог-наставник, осуществляющий супервизию будущего педагога в условиях учебно-профессиональной деятельности и демонстрирующий лучшие образцы этой деятельности); учитель-эксперт (педагог, осуществляющий оценку учебно-профессиональной деятельности студентов, е-портфолио, разработанных сопроводительных материалов школьного мероприятия для учителя-заказчика и т.д.). Помимо этого могут еще возникать и дополнительные роли, к примеру: консультант по информационным и методическим вопросам, возникающим в процессе выполнения лабораторных работ (аналогична функциям тьютора-консультанта); сотрудник по решению совместных проблем по организации взаимодействия [3].

Результаты исследования и их обсуждение. Работа по применению учебной программы нового формата подготовки студентов педагогического направления определила условия ориентации будущего педагога на приобретение тех компетенций учителя, которые соответствуют требованиям современного общества. К основным можно отнести следующие:

  • отказ от чтения лекций, применение интерактивных технологий в электронных курсах, обеспечивающих самостоятельную работу по изучению лекционного материала;
  • развитие способностей к самостоятельности студентов на базе моделирования деятельности учителя, реализуемой на занятиях, во время которых под руководством вузовского преподавателя в тесном сотрудничестве с учителем-супервизором студенты малыми группами обучают одногруппников;
  • сотрудничество малой группы студентов с учителем-супервизором в разборе проблемных ситуаций при подготовке занятия для проведения с одногруппниками;
  • работа малой группы студентов в школьной организации по разработке электронных образовательных ресурсов, при которой происходит освоение инструментария ИКТ;
  • применение технологий е-портфолио для накопления, развития, демонстрации образовательных достижений.

Приведем следующие комментарии студентов, которые принимали участие в апробации программы модуля (дистанционный курс «ИКТО» на площадке «Тулпар»): по поводу использованных технологий в подготовке: «Узнала, что бывает и смешанная форма обучения, это когда на половину своего обучения учащийся проходит курс дома виртуально, а половина в аудиториях. Это очень удобно, ведь каждому необходима и групповая деятельность и взаимосвязь с другими учащимися и преподавателями. Я думаю, что это более эффективный способ получения знаний» (Людмила Сергеевна Пашутина); на вопрос «Как вы считаете, эффективен ли дистанционный курс для лингвистов?»: «Мое мнение, что да. Курс эффективен. Он помогает расширить кругозор, узнать новые тенденции в информационных технологиях, которые можно будет потом использовать при создании электронных образовательных ресурсов» (Карина Равилевна Галимзянова); по поводу проведенного малой группой студентов занятия: «Я сделала выводы, что не нужно бояться решать задачи, которые стоят перед тобой. В команде работать более эффективно, только нужно, чтобы каждый вносил свой вклад, умел контактировать. Думаю, что все, чему мы научились, очень нам пригодится в дальнейшем обучении» (Анастасия Андреевна Жук).

Также приводим результаты данных, собранных на основе анкетирования студентов до и после апробации рабочей программы (рис. 2).

Рис.2. Результаты анкетирования студентов

Выводы и заключение. В рамках апробации государственного заказа на разработку проекта стандарта высшего педагогического образования нами выявлены условия, которые способствуют качественной подготовке учителей. Оценивая эффективность сетевого сотрудничества, следует подчеркнуть особую его важность в обеспечении подготовки конкурентоспособных учителей, так как именно в процессе сетевого взаимодействия идет активная и системная подготовка будущих педагогических работников к профессиональной деятельности на базе ВУЗа и школы.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14. Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.


Библиографическая ссылка

Любимова Е.М., Борисов И.А. СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛА-ВУЗ КАК СРЕДСТВО ПОГРУЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19426 (дата обращения: 06.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674