Для российского здравоохранения в настоящее время особенно актуальной является проблема повышения эффективности деятельности медицинских учреждений и организации медицинской помощи населению. В этой связи необходимо найти решение таких задач, как ресурсное обеспечение отрасли и рациональное использование имеющихся ресурсов, развитие альтернативных источников финансирования, информатизации системы управления и оказания медицинских услуг населению и создание условий для внедрения современных высокотехнологичных медицинских технологий и т. д.
Необходимость решения этих сложных задач, в свою очередь, требует новых форм, методов и моделей управления всеми звеньями системы здравоохранения и протекающими в ней экономическими процессами, включая создание моделей управления на основе комплексного системного подхода на уровне лечебно-профилактического учреждения, отрасли, территории.
Однако практика показывает, что существующий организационно-экономический механизм управления системой здравоохранения и её структурными составляющими недостаточно адаптирован к реальным рыночным условиям. Данное обстоятельство во многом обусловливает низкую эффективность управления здравоохранением. Попытки реформирования с точки вливания финансовых ресурсов, внесения изменений, базирующихся на устаревших управленческих технологиях, показали свою нерезультативность. Возникла потребность во внедрении технологий современного менеджмента в деятельность медицинских организаций. Применяя эти условия можно надеяться на использование инновационных технологий диагностики и лечения заболеваний, которые позволят решить стратегические задачи развития здравоохранения России.
В медицинской деятельности управление ориентировано на производство, распределение, обращение, потребление медицинских товаров и услуг, участников этих процессов (персонал и организации, осуществляющие здравоохранительную деятельность) и на пациентов-потребителей услуг.
Лечебно-профилактическое учреждение представляет собой комплексное учреждение, которое обеспечивает население всеми видами лечебно-диагностической помощи, проводит широкие мероприятия профилактического и социально-экономического плана (реабилитация больных и инвалидов, снижение уровня заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и т. п.).
Система управления ЛПУ подчинена общим закономерностям и включает в свою структуру следующие основные элементы: определение целей и задач; подсистему сбора и обработки информации; этапы подготовки, обоснования и принятия решений; подсистемы реализации решений оперативной корректировки, контроля исполнения принятых решений, оценки эффективности функционирования системы.
Значимой задачей является совершенствование управления на уровне лечебно-профилактического учреждения. Каждая медицинская организация в ходе своего функционирования накапливает корпоративные знания, относительно:
– норм, правил, методов и стиля принятия управленческих решений;
– целей и специализации ЛПУ, возможности развития в определенном нужном направлении, действующих медико-технологических процессов, их принципах организации и методах функционирования;
–показателей и критериев оценки качества медицинской помощи;
–потребностей в специалистах по всем направлениям деятельности ЛПУ;
–данные о стоимости лечебных, диагностических и сервисных услуг в данном ЛПУ;
–протоколов и стандартов ведения лечебно-диагностического процесса.
Способ формирования и применения корпоративного знания во многом определяется применяемыми в ЛПУ методами управления: традиционное командно-административное управление и современные инновационные методы управления.
При традиционном командно-административном управлении без использования компьютерных информационно-аналитических систем, управляющая информация поступает по иерархическим ступеням к исполнителю и обратно.
Современные инновационные методы управления базируются на принципе широкого использования в управлении корпоративного знания, основанного на применении информационно-аналитических систем, позволяющих объединить медико-технологические и экономические информационные потоки с использованием единой учетно-аналитической единицы (законченного случая лечения больного, клинико-статистической группы и т. п.).
Организация системы управления является ключевым делом руководителя. В теории менеджмента существуют три разные модели организации управления с личным распределением рабочего времени (рис.1).
Диспетчерское управление |
|||
80% |
20% |
||
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
||
Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты |
Разработка стратегического плана, комплексных программ, реализация изменений |
||
Регламентное управление |
|||
50% |
50% |
||
Оперативное управление |
Планомерное управление |
||
Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты |
Стратегическое видение, решение плановых задач, четкие регламенты, равномерная загрузка людей, минимум конфликтов |
||
Стратегическое управление |
|||
20% |
80% |
||
Оперативное управление |
Стратегическое управление |
||
Текучка, отсутствие регламентов, решение вопросов по мере поступления, «авралы», конфликты |
Диагностический анализ, стратегическое планирование, целевые программы, управление изменениями |
Рис.1. Модели организации управления[2]
Выбор модели зависит от стиля первого руководителя, численности сотрудников и размеров организации, уровня бюрократии, стадии жизненного цикла, профессионализма менеджеров, наличия стратегического плана, уровня организации труда, степени разработки плановых и нормативных документов и многих других факторов [1].
В основу целевой установки, т.е. конечной цели управления учреждения, положены два основных критерия:
- обеспечение максимальной эффективности использования фондов больницы: коек, медицинской техники, медицинских кадров, бюджета;
- обеспечение высокого уровня лечебно-диагностического процесса и благополучных исходов лечения больных.
Управленческая деятельность, основанная на целеполагании, экономическом анализе, прогнозировании, стратегическом и текущем планировании, организации (координации), мотивации, учете и контроле (мониторинге), может быть более детально представлена как процесс, состоящий из последовательных этапов, которые в совокупности образуют цикл управления (рис.2).
Ядром этого управленческого цикла становится информационно-аналитическая система, которая обеспечивает все виды деятельности управленческой системы необходимой и аналитической информацией. При этом сам непосредственный цикл управления включает все виды работ информационно-аналитической системы: сбор, хранение, обработка, передача, анализ.
В системе управления ЛПУ особая роль отводится главному врачу. Во главе современного учреждения должен стоять профессионально подготовленный врач, имеющий специальную подготовку по организации и управлению учреждением, с которым заключается контракт. Одним из решающих условий рациональной организации труда главного врача больницы является установление его обязанностей и прав (компетенции). В распределении обязанностей и прав имеется прямая зависимость между главным врачом больницы и его заместителями.
В основу определения компетенции прав и обязанностей главного врача больницы и его заместителей должны быть положены: Устав учреждения, положение о больнице, главном враче, заместителях. На основе этих документов главный врач издает приказ о распределении прав и обязанностей между руководящими работниками больницы с учетом выполняемых задач, объемов и особенностей работы, что фиксируется в соответствующих должностных инструкциях. Заместители главного врача и заведующие структурными подразделениями должны четко знать свои права и обязанности, вышестоящего руководителя, а также непосредственно подчиненных им работников.
Рис.2. Схема элементов процесса управления[1]
Особое значение в системе управления больницы занимают заведующие отделениями. Они являются основным промежуточным звеном в управлении больницей. Регулируют и корректируют все мероприятия по лечению больных, организуют своевременность, полноценность и адекватность обследования, консультативную помощь, диагностику и лечение больных. Заведующий отделением призван обеспечить в срок первичные, этапные (как правило, раз в неделю или декаду) и заключительные осмотры больных, ежедневный осмотр тяжелобольных. Основной задачей заведующего отделением в повседневной деятельности – это добиваться эффективного контроля за качеством лечебно-диагностического процесса.
Лечащий врач и средние медицинские работники выполняют обязанности исполнительного уровня. Несмотря на то, что лечащий врач не выполняет управленческие функции, он является главным производителем затрат. Лечащий врач в повседневной практике назначает лечение, тем самым от него зависит движение потоков финансов и пациентов. Недооценка и выпадение этого уровня из системы управления ЛПУ обрекает на провал многие управленческие решения и является одной из причин затратного механизма лечебно-диагностического процесса» [3].
Применение единых принципов управления организацией в системе медицинского менеджмента позволяет эффективно управлять на всех уровнях управления ЛПУ. Это:
- единоначалие власти и ответственность, единство руководства, централизация: порядок, вертикальные иерархические связи, управление, стабильность, инициатива;
- дисциплина, справедливость, корпоративный дух;
- создание миссии организации: каждый человек заслуживает уважения, каждый пациент имеет право на качественное медицинское обслуживание.
Обобщенная схема управления ЛПУ представлена на рис. 3:
Рис.3. Схема управления лечебно-профилактическим учреждением. [5]
Создание структур управления, необходимых для того, чтобы руководители, отвечающие за общее управление ресурсами и принятие решений на разных уровнях, должным образом реализовали предоставленные им полномочия и эффективно взаимодействовали друг с другом для оправдания ожиданий населения. Структуры управления должны обеспечивать подотчетность перед менеджментом и пользователями, а также предусматривать возможности для участия в них представителей всех заинтересованных сторон (особенно пациентов и уязвимых групп населения).
Управление медицинским учреждением представляет собой такие процессы, как управление программами здравоохранения, лечебно-диагностическими технологиями, кадрами, материальными ресурсами, финансами и многое другое. Характер управления в значительной мере зависит от организации лечебно-диагностического процесса в каждом конкретном учреждении, но принципы, методы и технологии управления остаются одними и теми же, и их рационально применять в обобщенном плане.
Рецензенты:
Мазин А.Л., д.э.н., зав. кафедрой экономики НИМБ, профессор Нижегородского института менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород.
Разумовский А.В., д.м.н., главный врач ГБУЗ НО «Городская клиническая больница № 13», г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Полина Н.А. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19417 (дата обращения: 15.10.2024).