За последние два десятилетия высшее образование стало очень популярно, выпускник вуза становится конкурентноспособным на рынке труда. Работодатель заинтересован в специалистах с «новыми» знаниями и умениями.
В процессе развития рыночной экономики в стране произошли изменения в системе финансирования госучреждений, в том числе государственных высших учебных заведений, характеризующиеся изменением бюджетной поддержки вузов и наделением их самостоятельностью в области внутривузовского управления. Руководство вузов должно вырабатывать и строить новый механизм управления, позволяющий осуществлять деятельность государственных вузов как полноправных субъектов рыночных отношений.
С одной стороны, учреждение высшего профессионального образования в Российской Федерации является бюджетной организацией, подведомственной Рособразованию, Минобрнауки РФ или иным государственным ведомствам. С другой стороны, во многих российских вузах важным источником дохода являются внебюджетные средства, за использование которых вуз отчитывается перед соответствующими заказчиками и инвесторами. Такая ситуация ведет к тому, что учреждения высшего профессионального образования должны осуществлять сбор, обработку и анализ данных, которые характеризуют его деятельность как бюджетной организации и как «коммерческого» предприятия [5].
Учреждения высшего профессионального образования являются одними из крайне малочисленных видов российских бюджетных организаций, которым приходится осуществлять свою деятельность в условиях конкурентной среды. Из этого следует, что руководство вузов должно иметь в своем распоряжении оперативную и достоверную информацию, которая могла бы использоваться в стратегическом планировании и при сопоставлении различных показателей и результатов деятельности конкретного вуза с аналогичными показателями и результатами деятельности других вузов.
Необходимо отметить, многие вузы в нашей стране являются не только учебными, но и научными центрами, которые ведут обширную научную, исследовательскую и прикладную деятельность. В таких условиях определение эффективности и результативности каждой составляющей (учебной и научно-исследовательской) представляется весьма не простым делом и требует от руководства вуза внедрения инструментов и процедур, позволяющих наладить сбор достоверных исходных данных.
Решить перечисленные выше задачи существующая в настоящее время система бюджетного учета вуза не в состоянии. Поэтому важна организация управленческого учёта.
Как известно, управленческий учет - это система сбора, регистрации и анализа информации в стоимостном и натуральном выражении, необходимой для принятия управленческих решений и эффективного управления органом исполнительной власти и (или) бюджетным учреждением в целом, либо отдельной программой или направлением (видом) деятельности.
Таким образом, основной целью системы управленческого учета в секторе государственного управления является подготовка упорядоченной информации для принятия экономически обоснованных управленческих решений [5].
Информация и методы ее анализа позволяют увидеть целостную картину вуза в разрезе функциональных составляющих управления.
Создание информационной [10] базы управленческого учета в организациях сектора государственного управления предполагает разработку:
1. Локальных нормативных актов и документов, регламентирующих основные принципы управленческого учета. В состав таких документов входят: план счетов управленческого учета, порядок ведения управленческого учета, график документооборота управленческого учета, формы управленческого учета и отчетности и др.
2. Порядка учета (расчета и распределения) затрат в разрезе федеральных и ведомственных целевых программ и по направлениям реализации непрограммной части расходов, предусмотренных бюджетной сметой.
3. Способов и процедур, обеспечивающих интеграцию бюджетного и управленческого учета. В рамках центрального аппарата, территориальных органов и подведомственных организаций должна существовать единая информационная система, которая создает надежную основу для реализации целей бюджетного и управленческого учета и отчетности.
Объектами управленческого учета являются [2]:
- затраты (текущие и капитальные);
- результаты финансово-хозяйственной деятельности;
- внутреннее ценообразование;
- бюджетирование;
- внутренняя отчетность;
Внедрение управленческого учёта - сложная задача, которая требует реорганизации всей компании, подбора специалистов и оценки их квалификации, так как на них лежит основная ответственность за постановку и внедрение управленческого учёта на предприятии. Также возникают сложности с созданием автоматизированной системы сбора и получения информации [3].
Чтобы решить проблемы, связанные с трудностями внедрения управленческого учета в организации, необходимо решить следующие задачи: создание финансовой структуры, разработка штатного расписания, разработка статей движения денежных средств, определение порядка осуществления платежей, разработка бюджетного регламента, управленческого плана счетов и проводок управленческого учета, а также разработка общей управленческой политики предприятия.
Система управленческого учета, основанная на системном и оперативном сборе информации, позволяет руководителям разных уровней выполнять одну из своих управленческих функций - контроль поставленных задач. Хорошо налаженный управленческий учет позволяет рассчитывать фактические затраты на оказание образовательных услуг и управлять ими [6].
По мнению М.А. Вахрушиной, [1] управленческий учет можно определить как самостоятельное направление бухгалтерского учета организации, обеспечивающее информационную поддержку системы управления предпринимательской деятельностью. Этот процесс включает выявление, измерение, фиксацию, сбор, хранение, защиту анализ, подготовку, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой управленческому аппарату для выполнения его функций. Поддерживая эту точку зрения, отметим, что управленческий учет является важным элементом системы управления организацией и функционирует параллельно с системой финансового учета.
В.И. Керимов [4] видит назначение управленческого учета в решении внутренних задач в управлении предприятием, определяя его как «ноу-хау» конкретного предприятия. Он отмечает, и с этим нельзя не согласиться, что в основе науки управленческого учета лежит производственный менеджмент, который определяет как систему форм и методов управления экономикой предприятия направленную на достижение оптимальных результатов в его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. В отличие от финансового управленческий учет субъективен и конфиденциален, но именно он несет основную нагрузку обеспечения понятия управленческих решений [4].
Как свидетельствует опыт, далеко немногие предприятия в России готовы внедрить и использовать управленческий учет, в том числе и бюджетные учреждения. По нашему мнению, у специалистов по учёту отсутствует единое понимание сущности, роли, назначении и месте управленческого учёта в системе управления вузом. До настоящего времени дискуссируются вопросы о реальном положении управленческого учета при формировании основного организационно-распорядительного документа учебного заведения - учётной политики, нормативно узаконенной соответствующим российским стандартом бухгалтерского учёта, ПБУ 1/2008 [7]. Конечно, с другой стороны, нельзя умалять роль управленческого учёта при принятии определённых решений для эффективности деятельности и предотвращении определённых рисков [8]. Отсюда и возникает необходимость в чётко налаженной организации управленческого учёта.
С другой стороны, важно осознавать суть управленческого учёта в вузах для решения проблем стандартизации нормативных подходов в регулировании учёта. Поэтому при его постановке рекомендуется выбрать один из общепризнанных стандартов (МСФО, US GAAP, российский бухучет) и на его основе составить инструкции, положения и регламенты по ведению управленческого учета [9].
Для организации управленческого учёта в вузах предлагается использовать за базу Международные стандарты финансовой отчетности. Во-первых, Международные стандарты несут самые передовые бухгалтерские и финансовые технологии; во-вторых, российский бухгалтерский учет находится в процессе постоянного реформирования в сторону соответствия Международным стандартам.
Типовой набор положений по управленческому учету выглядит следующим образом [9]:
- Общие положения и принципы управленческой отчетности.
- Основные средства.
- Запасы (товарно-материальные ценности).
- Управленческий отчет о движении денежных средств (ОДДС).
- Управленческий отчет о прибылях и убытках/управленческий отчет о доходах и расходах (ОДР).
- Управленческий баланс (УБ).
- Операционные отчеты.
- Доходы и выручка.
- Расходы и затраты и др.
Можно сказать, что каждое положение представляет собой подробное описание учетной политики компании по определенному объекту учета, в котором необходимо как минимум отразить:
- цели и задачи учета данного объекта ОС;
- условия признания в учете;
- момент признания;
- методы оценки;
- используемые счета (если учет в компании ведется с применением управленческого плана счетов);
- описание документооборота по данному объекту учета;
- раскрытие информации в отчетности, организационный и временный регламент учета и отчетности [9].
Также следует подчеркнуть, что приведённые положения по управленческому учёту в вузах должны учитывать специфику работы бюджетного учреждения, применяющего как принципы бюджетного учёта, так и использующего учётные правила предпринимательской деятельности высших образовательных учреждений. Для чёткой и слаженной работы бухгалтерского и управленческого аппарата вуза необходимо прописать порядок взаимодействия и взаимоответственности по формируемой документации с аналитической информацией в управленческих целях. Такой порядок, по нашему мнению, нагляднее было представить в виде графика документооборота аналитических таблиц, диаграмм, рисунков, с указанием должностных лиц вуза, ответственных за их составление.
Кроме того, следует иметь в виду то, что приведённая структура и содержание управленческого учёта являются связующим звеном между процессными и финансовыми управленческими технологиями. Результат такого взаимодействия образует интегрированное решение в управленческом учете, что является гарантом успешной работы и достижения целей и задач образовательного учреждения высшего звена.
Рецензенты:
Кадышев Е.Н., д.э.н., профессор кафедры отраслевой экономики ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;
Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.
Библиографическая ссылка
Цапулина Ф.Х., Романова О.А., Ильина Н.В. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЁТА БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19397 (дата обращения: 10.09.2024).