Совладающее поведение является неотъемлемой составляющей профессионального становления исполнителя, которая способствует формированию психологической устойчивости исполнителя к сценической деятельности, устанавливает способы адаптации вокалиста, гарантирует соответствие отдельных компонентов профессионального совершенствования и развития. Решение данной проблемы требует обоснования условий формирования копинг-поведения как наиболее важного интегративного профессионального качества вокалиста.
Внутренним содержимым процесса высокопрофессиональной подготовки музыканта-исполнителя выступает особенная самоорганизация его персоналистического образовательно-развивающего пространства, с помощью чего вокалист выстраивает собственную индивидуально-творческую линию, выступает как субъект своего профессионального становления, усваивает технологии и содержание современного музыкально-педагогического образования, основанием которой являются содержательные, целевые характеристики учебно-воспитательного процесса.
Профессиональный рост, готовность вокалиста к использованию личностного потенциала в процессе исполнительской деятельности, на наш взгляд, определяются именно благодаря использованию теории совладающего поведения.
Проблема преодоления музыкантом различного рода препятствий в профессиональной деятельности на сегодняшний момент развития психологии рассматривается учеными путем раскрытия таких феноменов, как совладающее поведение и копинг. В музыкальном образовании копинг и совладающее поведение можно сформулировать как стратегию действия вокалиста-исполнителя для адаптации к условиям ситуации, которая содержит в себе множество разнообразных категорий взаимодействия личности с вопросами внутреннего и внешнего характера. Это прежде всего его связь с прежним опытом преодоления напряженных ситуаций и субъективно-типологическими особенностями исполнителя, где проявляются две составляющие копинг-механизма - поведенческая и когнитивная.
Совладание со стрессом - это меняющийся процесс, при помощи которого музыкант в одних случаях обращает внимание на стратегии решения задач через преобразование отношения «личность - окружение», а в других применяет защитные стратегии, одну модель совладания. Исследователи расценивают совладание как постоянно изменяющиеся поведенческие и когнитивные усилия, сконцентрированные на управление специфическими внутренними и внешними требованиями, которые оцениваются в аспекте соответствия ресурсам личности. При этом психологическое преодоление определяется как поведенческие и когнитивные усилия субъекта, которые направлены на снижение влияния стресса. Психологическая адаптация в данном контексте обеспечивается путем личностно-средового взаимодействия. Она проявляются через индивидуальные установки, актуализирующиеся в напряженных ситуациях на эмоциональном, поведенческом и когнитивном уровне у каждого исполнителя.
Взаимодействие вокалиста и среды координируется двумя ведущими процессами: копингом и когнитивной оценкой. Для подхода к преодолению стрессовых ситуаций принцип когнитивной оценки является наиболее существенным. По мнению исследователей, очень многое обусловливается когнитивной трактовкой стрессора. Существуют первичная и вторичная стадии когнитивной оценки. Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Характер оценки является важнейшим фактором, определяющим процесс совладания и тип совладания со стрессовым фактором. Стрессор в случае безуспешного копинга остается, и возникает потребность последующих попыток совладания.
Структуру копинг-поведения в исполнительской деятельности можно раскрыть следующим образом: стрессовое воздействие - восприятие события - образование эмоции - выработка стратегии преодоления - оценка результата действий.
Основа совладания состоит в том, что вокалист либо уменьшил отрицательное воздействие неблагоприятных ситуаций на самого себя, либо полностью смог их преодолеть. Следовательно, совладающее поведение - это целенаправленное поведение, позволяющее личности справляться с экстремальными ситуациями через осознанные стратегии действия способами, адекватными ситуации и личностным особенностям.
Копинг - это индивидуальный метод взаимодействия с ситуацией согласно психологическим возможностям, собственной логике и ее значимости в жизни человека. Его психологическая функция состоит в том, чтобы как можно правильнее адаптировать исполнителя к запросам ситуации, давая ему смягчить или ослабить эти требования, овладеть ситуацией, привыкнуть к ним или избежать и тем самым ликвидировать стрессовое действие ситуации.
Существует три способа защитных стратегических функций.
- Первый способ осуществляется посредством перцептивного регулирования сущности переживаний, чтобы уничтожить их проблемный характер.
- Второй способ происходит путем сдерживания эмоциональных последствий проблемы в конструктивных рамках.
- Третий способ осуществляется с помощью предотвращения или преобразования условий, которые породили проблему.
В соответствии с функциями выделяется восемь дискретных стратегий:
1) стратегия принятия ответственности - состоит в осознании своей роли в формировании проблемы и в попытке не повторять прошлых ошибок;
2) стратегия позитивной переоценки - обрисовывает старания вокалиста усилить позитивное значение происходящего, его попытку совладать с препятствиями посредством разъяснения обстановки в позитивных терминах;
3) стратегия противостоящего совладания - складывается из наступательных усилий вокалиста изменить ситуацию;
4) стратегия избегания - состоит из стараний вокалиста избежать проблемной ситуации;
5) стратегия дистанцирования - описывает попытки исполнителя отделить себя от напряженной ситуации;
6) стратегия поиска социальной поддержки - складывается из усилий вокалиста найти в окружении эмоциональную, информационную помощь;
7) стратегия планового решения проблемы - заключается в выработке схемы действий и ее соблюдения;
8) стратегия самоконтроля - состоит в старании вокалиста координировать собственные действия и чувства.
Направленное на повышение адаптации вокалиста совладающее поведение может определяться и складываться через совокупность конкретных действий по совладанию - копинг-стратегий.
Важная роль в преодолении стрессовых ситуаций исполнителя отводится его внутренним ресурсам: высочайший уровень рефлексивных умений дает возможность вокалисту сосредоточиться на задаче для наилучшего выбора решения; высокая мотивация достижения, волевые качества, настойчивость помогают преодолеть сомнения и страхи; локус контроля определяет величину принятия обязательств в борьбе со стрессовыми ситуациями. Феномен долженствования является важным внутренним фактором, побуждающим вокалиста активно противодействовать сложным жизненным ситуациям.
К стратегиям совладания для достижения адаптации при взаимодействии вокалиста с трудной ситуацией публичного выступления предъявляется ряд требований:
- сохранение рационального эмоционального баланса;
- определение смысла ситуации и постановка ее смысла для вокалиста;
- защита и стабилизация образа себя;
- попытка противодействовать ситуации в виде способов и приемов как первоначальный ответ на возникшие препятствия.
Стратегии совладающего поведения представляют собой разнообразные варианты процесса адаптации; они подразделяются на социально, соматически и личностно ориентированные и оцениваются в соответствии с тем, в какой степени они удовлетворяют всеобщие адаптивные задачи.
Ситуационными факторами и личностными особенностями обусловлен выбор стратегий совладающего поведения. В качестве факторов и ресурсов, препятствующих успешному совладанию, могут выступать личностные особенности вокалиста. Неконструктивность или плодотворность копинг-стратегий может конкретизироваться тем, как выбранный копинг отвечает возможности сохранения эффективности деятельности на существенном уровне и адаптации, потому как предполагается, что процесс совладания со стрессовыми ситуациями есть процесс активизации ресурсов среды и личностных ресурсов, процесс оптимального их использования.
Критерием эффективности может быть уменьшение чувства незащищенности к стрессам. Важным критерием эффективности также можно считать разнообразие копинг-стратегий и частоту их применения. Наименее эффективными являются занижение своих возможностей, самообвинение и избегание во всех вариантах. Очевидное модифицирование ситуации или ее переоценивание является относительно действенным.
Все разнообразие копинг-стратегий, которые применяет вокалист-исполнитель, можно подразделить на несколько категорий в зависимости от направленности действий: действия, направленные на окружающую среду, и действия, направленные на себя.
Группа стратегий, ориентированных на себя, складывается в большей степени из интрапсихических и когнитивных методов совладания, таких как:
- поиск и отбор информации: концентрирование внимания, визуализирование, усвоение;
- подавление информации: поиск отвлекающих занятий или мыслей;
- переоценка: нахождение нового представления относительно происходящих событий, замена или изменение оценок, сравнение с другими;
- сглаживание: сглаживающие способы поведения, ориентированные на нейтрализацию эмоций, посредством когнитивных усилий.
Можно также классифицировать копинг-стратегии по следующим основаниям:
- эмоциональный копинг (акцент на собственных эмоциях) - направлен на контролирование эмоционального стресса;
- проблемный копинг (акцент на проблеме) устремлен на ликвидацию стрессовой ситуации.
Незаменимость учета этих функций обосновывается наличием поведенческого, эмоционального и когнитивного компонентов переживания стресса, образующих разнообразные комбинации.
Наряду с этим выделяется пассивное и активное копинг-поведение. Пассивное копинг-поведение - это внутриличностные формы преодоления стресса, которые относятся к защитным механизмам, предназначенным для снижения эмоционального напряжения раньше, чем изменится ситуация; активное копинг-поведение - это поведение, направленное на устранение или избегание угрозы, предназначенное для изменения стрессовой связи с социальной или физической средой.
Активное преодоление (или активная форма копинг-поведения) представляет собой ослабление стрессовой связи вокалиста с публичным окружением, предотвращение или преобразование воздействия стрессовой ситуации.
Пассивное копинг-поведение формулируется как внутриличностные способы преодоления стресса с применением разнообразных механизмов психологической защиты, нацеленных на ослабление эмоционального напряжения, а не на переработку стрессовой ситуации.
Рассмотрение проблемы совладающего поведения в педагогике музыкального образования направлено на более качественную подготовку вокалистов-исполнителей, способных стремительно приспосабливаться к разнообразным стрессовым ситуациям, в том числе ситуациям публичного выступления, критически мыслить, самостоятельно осваивать и использовать новое, постоянно находиться в состоянии творческого поиска. Технологии данного типа подразумевают развитие у вокалиста способности активно приобщаться к осмыслению своих профессиональных возможностей, оценки эффективности, построения собственного профессионального пути. Расцвет профессиональной психологической деятельности и положительный опыт лучших исследователей позволяют оптимистично смотреть на проблему.
Рецензенты:
Немыкина И.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва;
Рапацкая Л.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой музыкознания и музыкального образования ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Минобрнауки России, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Саргина И.В. ТЕОРИЯ СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19396 (дата обращения: 15.01.2025).