Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА

Казарян М.Л. 1, 2 Нартикоева А.О. 2 Абаева И.Н. 2
1 «Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации»
2 «Северо-Осетинский Государственный университет им. К. Л. Хетагурова»
Современные веяния государственной политики нашей страны требуют внедрения инновационных технологий в учебную работу. Это предполагает целенаправленное внедрение в образовательный процесс новых методов и технологий, способствующих эффективному обучению. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Сущность и образовательные возможности деловой игры представляют ее исследование в рамках более широкой психолого-педагогической теории. Деловая игра — это моделирование предметного и социального содержания труда специалистов. Деловая игра «Электронное студенческое правительство» была разработана и активизирована для студентов направления бизнес-информатики Владикавказского филиала финансового университета при Президенте РФ. В ней предполагается усилиями студентов и преподавателей упомянутого университета провести педагогический эксперимент. Рассматривается экономическая задача — прогнозирование цены на нефть. Описываются процедура проведения эксперимента и предполагаемые результаты, которые можно получить. В результате проведения эксперимента предполагается разработать математическую модель и провести сравнительный анализ экспериментальных исследований. В работе исследуются проблема профессиональной мотивации, выработка опыта принятия решений посредством деловой игры, умение студентов работать в коллективе.
деловая игра
прогнозирование цены на нефть
человеческий капитал
«Электронное студенческое правительство»
инновационные технологии
1. Урумова З.С., Бтемирова Р.И., Шахраманьян М.А., Казарян М.Л., Мардеян Н.А. Студенческая электронная республика: методология и концепция построения // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: http://www.science-education.ru/121-17671.
2. Казарян М.Л., Шахраманьян М.А. Современные информационные технологии управления проектами и бизнесом с использованием элементов компьютерной деловой игры: научно-технологические аспекты и подготовка кадров // Современные проблемы науки и образования, № 1,2015 URL: http://www.science-education.ru/121-17922.
3. Казарян М.Л., Шахраманьян М.А. Компьютерная деловая игра «Электронная школьная республика»: методология и принципы построения // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-17941.
4. Казарян М.Л., Шахраманьян М.А. Компьютерная деловая игра «Электронное студенческое правительство» как эффективная педагогическая модель // Современные проблемы науки и образования 2015. №1. URL:http://www.science-education.ru/121-17934.
5. Казарян М.Л. Исследование процессов информатизации образования и внедрения новых информационных технологий в условиях глобализации// Инновации в образовании. 2014. №7 С. 152–163.

Современные изменения в политической жизни страны влекут за собой соответственно изменения в образовательной деятельности преподавателей высшей школы [1-5]. Необходимо внедрение новых, инновационных моделей проведения занятий со студентами. Как известно, существует несколько форм/моделей обучения — это пассивная (обучаемый выступает в роли «объекта» обучения), активная (обучаемый выступает «субъектом» обучения), интерактивная (взаимодействие). Использование интерактивной модели обучения предусматривает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия студент становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным маршрутом.

Роль преподавателя в корне меняется. Он не является фильтром, пропускающим через себя знания студентов. Студенты являются активным элементом в процессе получения знаний, основной задачей преподавателя является создание условий для студентов, для их инициативы.

Деловая игра является эффективным средством обучения, в данном случае проведения научно-исследовательской работы студентов с помощью группы преподавателей.

Цели использования деловой игры – это:

1) разработка профессиональных мотивов; выработка системного мышления;

2) формирование представления о будущей профессии на эмоциональном уровне;

3) умение принимать решение коллективно;

4) воспитание правильного отношения к коллективу и к обществу в целом;

5) умение разрабатывать математические модели рассматриваемых экономических задач.

Деловые игры позволяют изучить особенности психологии участников, а именно:

1) умение мыслить стратегически;

2) умение выработать свою линию поведения;

3) умение правильно прогнозировать события и процессы;

4) анализировать свое поведение и воздействовать на поведение окружающих людей и т.д.

Описание деловой игры для студентов-экономистов

Студентам-экономистам непросто воспринимать математическую информацию, без которой невозможно моделировать, анализировать и строить прогнозы экономических процессов. С этой целью предлагается продолжить эксперимент, который проводится преподавателями и студентами финансового университета г. Владикавказа на базе деловой игры «Электронное студенческое правительство» [1-4].

Деловая игра рассчитана на студентов, стремящихся повысить эффективность своей деятельности, на студентов вузов, изучающих экономику и менеджмент, старающихся овладеть основами делового электронного документооборота, который является необходимым элементом подготовки специалистов любого профиля.

В деловой игре «Электронное студенческое правительство» [4] работает механизм «Министерство науки и инноваций». Именно в рамках данного министерства можно рассматривать задачу, предлагаемую студентам направления бизнес-информатики, которые, имея определенные навыки работы с IT-технологиями и имея определенный математический базис, могут проводить исследования, связанные с применением математики в экономике, а именно прогнозированием цены на нефть.

Напомним основные положения «Электронного студенческого правительства» по части науки и образования.

Министерство науки и технологии электронного студенческого правительства под руководством членов Наблюдательного совета, в том числе и представителей организаций-работодателей, формирует План перспективных исследований и проектов, ориентированных прежде всего на решение насущных проблем и на возможность объективного отбора наиболее подготовленных студентов. В тематику Плана перспективных исследований и проектов целесообразно включение тем выпускных квалификационных и магистерских работ. План перспективных исследований и проектов выкладывается в компьютерную систему управления проектами и электронным документооборотом и становится доступным всем участникам электронного студенческого правительства. Помимо этого, выкладываются информация о научных руководителях проектов и их контактные данные.

После того как за каждым проектом будут закреплены студент и научный руководитель, в рамках деятельности профильного министерства начинается реализация выбранного проекта. Причем научный руководитель, используя возможности компьютерной системы управления проектами и электронным документооборотом, может дистанционно ставить конкретные промежуточные задачи, контролировать качество и сроки их выполнения. При этом сама компьютерная системы управления проектами и электронным документооборотом напоминает научному руководителю и студенту о приближении сроков выполнения отдельных заданий в рамках проекта, что является немаловажным, учитывая, что научный руководитель является, как правило, очень занятым человеком.

Компьютерная система управления проектами и электронным документооборотом имеет в своем составе электронный архив, и это позволяет руководителю объективно оценивать динамику роста качества и обоснованности предлагаемых студентом предложений в течение всего периода реализации проекта, что является весьма важным при оценке потенциала того или иного студента. Исходя из сегодняшней политической обстановки в мире эта задача является наиболее актуальной, тем более, что решается она в рамках финансового университета, т.е. при правильной разработке и формировании принципов деловой игры результаты можно довольно успешно использовать на практике.

Принцип игры заключается в том, что все студенты делятся на две группы. Первая группа занимается аналитическими исследованиями поставленной задачи, а вторая группа занимается конкретными расчетами с применением соответствующего инструментария. Очевидно, в игре участвуют студенты старших курсов, изучившие основы математики, теории вероятностей и других математических дисциплин, т. е. они владеют необходимыми знаниями при проведении исследований. Очевидно также, что в игре должны принимать участие преподаватели- консультанты. Это должны быть экономисты и математики.

Итак, аналитики деловой игры должны решить задачу прогнозирования цены на нефть. Учебная программа, рассчитанная на студентов экономического направления и студентов факультета бизнес-информатики, предполагает наличие ряда дисциплин, дающих достаточно глубокие знания по моделированию экономических процессов, а также проблем прогнозирования экономических задач.

С помощью консультантов-преподавателей студентам, сотрудникам «Министерства науки и инноваций» аналитической группы «Электронного студенческого правительства» удалось построить математическую модель задачи прогнозирования цены на нефть. Более подробно аналитические и расчетные исследования по данной задаче планируется вынести в отдельную публикацию и дать возможность ознакомиться с проделанным анализом, построением математической модели.

Вторая группа студентов переходит к расчетной части исследований. В целях практического применения математических расчетов на примере прогнозирование цен на нефть студенты получают практику расчетов, а деловая игра позволяет дать навыки в проведении научно-исследовательской работы и деловой коммуникации.

В целях эффективного управления необходимо получать информацию по «фактическим ценам за баррель нефти», содержащую два показателя — временной, ценовой.

Первый показатель отражает фактическую временную ситуацию, а второй – изменения цен в соответствующий временной период с учетом тех или иных рыночных ситуаций.

Входной оперативной информацией служит ежегодная динамика цен и статистическая отчетность по реализации нефти Brent (рис. 1).

Снимок экрана 2014-12-23 в 22.15.04.png

Рис. 1. Динамика цен на Нефть Brent (ICE.Brent), USD/баррель

В целях краткосрочного прогнозирования решается экономическая задача построения модели хаотической компоненты ряда, для которой индекс фрактальности равен приближенно 0,72.

Экономическая сущность задачи заключается в составлении модели построения прогноза с учетом сложившихся экономических ситуаций, которые в той или иной мере влияют на изменения мировых цен.

Приведенные далее графики дают возможность прокомментировать те исследования, которые были проведены аналитической группой студентов. Доскональное изложение исследований будет проведено в последующей статье.

Рис. 2. Прогноз, полученный с помощью нелинейной модели

Рис. 3. Аппроксимация АКФ

Стандартным инструментом прогнозирования подобных временных рядов являются эконометрические модели. В классе авторегрессионных моделей скользящего среднего (АРСС) для данного ряда наиболее близким к оптимальному оказался процесс АРСС с параметрами (2,1):

При этом

,

Таким образом, для данного временного ряда нелинейная модель дает ошибку прогнозирования в 2 раза меньше, чем при использовании модели АРСС, несмотря на то, что ошибка аппроксимации АКФ во втором случае оказалась меньше.

Рис. 4. Аппроксимация АКФ

Учет изменения экономических ситуаций в различных разрезах необходим для контроля динамики ценообразования, выявления отклонений от плановой цены по реализации нефтепродукта. На основании получаемых результатов данной задачи принимаются управленческие решения, касающиеся изменения цены в тот или иной период. Ожидаемые результаты

Цель решения задачи — спланировать максимально реальную цену за баррель нефти в среднесрочном периоде, обеспечив снижение ценовых рисков. Решение поставленной задачи предназначено для соответствующих департаментов по составлению проектов бюджетов.

Аналитические исследования, проведенные группой студентов, позволили записать логистические уравнения для отображения рассматриваемых процессов и провести сравнительный анализ применения статистических методов.

Заключение

В рамках деловой игры «Электронное студенческое правительство» была рассмотрена задача прогнозирования цены на нефть, которая проводилась студентами направления бизнес-информатики Владикавказского филиала финансового университета при Президенте РФ. В ней на базе «Министерства науки и инноваций» планируется поставить педагогический эксперимент. Были сформированы две группы — одна занималась аналитическими исследованиями, другая проводила статистический эксперимент. Цель его заключается в показе одного из вариантов более глубокого восприятия студентами учебного материала и умения проводить научные исследования. Дается обоснование актуальности экономической задачи – прогнозирования цены на нефть. Эксперимент направлен на вовлечение в процесс познания группы студентов, имеющих возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

Рецензенты:

Зембатова Л.Т., д.п.н., доцент кафедры начального образования Северо-Осетинского государственного университета, г. Владикавказ;

Киргуева Ф.А., д.п.н., профессор кафедры начального образования Северо-Осетинского государственного университета, г. Владикавказ.


Библиографическая ссылка

Казарян М.Л., Казарян М.Л., Нартикоева А.О., Абаева И.Н. ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ФОРМА ПРИ РАБОТЕ СО СТУДЕНТАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19344 (дата обращения: 18.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074