Научный интерес к анализу проблемы поколений обнаружился во второй половине XIX века. В указанный период сложились следующие подходы к определению понятия «поколение»: биолого-генетический, позитивистско-натуралистический, романтико-гуманитарный и историко-политический. В данных подходах отмечалось, что поколению присуща, с одной стороны, прерывность, а с другой стороны - преемственность и сосуществование.
В целях исследования будем опираться на работы К. Маннгейма, в которых он показал связь взаимоотношений поколений с культурой общества. По его мнению, смена поколений - естественный процесс, который основан на биологическом ритме жизни человека, в результате которого: а) в культурном процессе появляются новые участники, а б) старые участники постепенно исчезают; в) члены любого поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса и г) необходимо постоянно передавать накопленное культурное наследство; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс [1].
Перечисленные закономерности оказали влияние на формирование авторской позиции. Анализ нарративных интервью, проведенный автором, подтверждает их. Представители возрастной категории 70 лет и старше, согласно анализу интервью, не имели возможности сохранять и развивать традиционную культуру татарского населения в полном объеме. Это касалось посещения мечетей, соблюдения традиционных обрядов, поддержания мусульманских обычаев. Мечетей практически не было, служителей культа насчитывались единицы, мусульманская литература не распространялась, что затрудняло процесс изучения и развития обычаев, традиций татарского народа. Информант Шарифа Ханум (78 лет, татарка) рассказывает, что в период с 1960 по 1985 гг. в Тюмени только единственный мулла Василь бабай мог провести некоторые обряды, например, имянаречения, обрезания, Никаха, похоронного и др. «Помню, пишет она, как Василь бабай переезжал из одной татарскую деревни в другую деревню и всем мальчикам совершал обрезание. Поскольку никто другой этого в деревнях не умел совершать, то на обрезание соглашались родители не только малолетник мальчиков, но и уже взрослых юношей. Бывали случаи, когда и взрослые мужчины соглашались». Во время работы, указывают другие информанты, нельзя было не то чтобы отпроситься для совершения ежедневных намазов, а даже признаваться в том, что ты читаешь пятикратный намаз дома.
За последние два десятилетия картина изменилась. Самые старшие представители среднего поколения только помнят об этом, при жизни этого поколения ситуация изменилась. Молодые люди получили возможность уезжать в ОАЭ, в Казань, Уфу для получения профессионального исламского образования. По возвращению они стали занимать исламские должности в мечетях, по строенных за последнее десятилетие практически во всех более или менее крупных населенных мусульманами поселках и деревнях. Они стали каналами распространения мусульманской литературы, источниками распространения знаний об исламе, центрами обучения религиозных обычаев и обрядов. В настоящее время молодежь с трудом может поверить, что эти события были в прошлом реальностью. Современная молодежь не испытывает каких-либо ограничений в развитии своей традиционной культуры и имеет возможность изучать, сохранять и развивать традиционную культуру своего народа. В связи с этим отметим, что не вся татарская молодежь стремится к изучению, сохранению и развитию традиций и культуры своего народа. Эти аспекты подробно рассмотрены во втором параграфе следующей главы монографии.
«Одно поколение функционирует, - отмечает X. Ортега-и-Гассет, - около 30 лет и делится на два периода. Первый период позволяет новому поколению распространить свои идеи, склонности и вкусы, а второй период утверждает их господство. При этом, поколение, выросшее под их влиянием, обладает и своими идеями, склонностями и вкусы, постепенно распространяя их в обществе. В случае, если превалируют крайние взгляды и представители предыдущего поколения имеют революционный настрой, то представители нового поколения будут стремиться к обратному. Реставрация, считает ученый, не означает простого возврата к старому и никогда им не бывает» [3, С. 331].
С высказанной позицией следует согласиться. Если представители старшего поколения не были знакомы с современными компьютерными технологиями, а среднего поколения только стали свидетелями их внедрения, то не все из них смогли к ним адаптироваться и тем более их использовать в повседневной жизни. Напротив, современная молодежь выросли на компьютерных технологиях, с малолетнего возраста у них проявляются склонности и потребности к их использованию, поэтому в жизни этого поколения компьютерные технологии стали господствующими. По мнению наших информантов, «у молодежи наблюдается компьютерная зависимость, из-за которой они отказываются зачастую от общения не только с бабушками и дедушками, но и с родителями. Они готовы день и ночь проводить в Интернете». Другой информант Шамиль (татарин, 34 года) отмечает, что у него, благодаря информационным технологиям, появилась возможность вовремя совершать намаз: «я закачал в телефон программу с расписанием намазов с учетом тюменского времени. Мне больше не стоит беспокоиться, что я задержу время его чтения. По сигналу телефона, я отодвигаю свои дела и читаю намаз».
В рамках данного исследования наиболее важными являются качественные характеристики определенных поколений (дети - родители, например), позволяющие изучить, как меняется культура родителей в условиях межнациональных браков и как дети, рожденные в этих семьях, усваивают, сохраняют или отторгают элементы культуры своих родителей. Это связано, по мнению автора, с социально-психологическим климатом, складывающимся в первую очередь между самими супругами, между ними и родителями, а также между ними и детьми в межнациональной семье.
Анализ научной литературы о влиянии межнациональных браков на культуру татар Тюменской области, предпринятый автором, выявил возникшую при этом проблему конфликта поколений. Многие утверждают, что объективной причиной данного конфликта является нестабильность современного российского общества, а субъективными причинами: утрата нравственности, недостатки семейного и школьного воспитания, преднамеренное противопоставление поколений представителями средств массовой информации. Соглашаясь с такой оценкой, автор считает необходимым добавить, что современная татарская молодежь зачастую соблюдает традиции и обычаи татарского народа гораздо полнее, чем их родители и бабушки. Не секрет, что в советский период времени бабушки и дедушки не могли открыто соблюдать и передавать традиции и обычаи своего народа. Современные татарские девушки и юноши, в силу возрастных особенностей, осваивают традиции быстрее и готовы делиться своими знаниями не только со своими родителями, но и дедушками и бабушками.
Конфликт представителей различных поколений (как правило, отцов и детей) автор рассматривает как разновидность социального конфликта, обусловленный объективными условиями и субъективными факторами межличностного (например, сын, дочь - отец, дочь, сын - мать) и группового (сын, дочь - родители, родственники) взаимодействия их представителей. Конфликт поколений, как правило, провоцируют противоположные идеалы, взгляды, ориентации, интересы, потребности. Например, информант Зульфия (татарка, 55 лет) в эссе написала, что «несмотря на то что с детства настраивали дочь выйти замуж за татарина, несмотря на то что отец соблюдает все религиозные обряды, дочь рожает детей от мужей разных национальностей и объясняет нам, что каждого мужчину любит и хочет иметь от него желанного ребенка». Конфликт поколений протекают скрыто или открыто. Как правило, на уровне семьи происходят скрытые конфликты из-за различий в отношении к нравственным ценностям (как в случае, описанном выше с Зульфией) и сглаживаются семейными традициями. Открытые конфликты происходят, когда представители поколений расходятся и сталкиваются из-за взглядов, идей, идеологий. Другой информант Фарид (татарин, 56 лет) пишет, что «мой сын придерживается вахаббитских взглядов на ислам, например, планирует иметь четырех жен, при этом женщины не должны работать, а должны воспитывать детей, не выходить из дома без разрешения супруга, ходить в хиджабе».
Замечено, что конфликты чаще возникают между представителями молодежи и взрослыми (например, между детьми и родителями), реже между отдаленными поколениями, например, между детьми и пожилыми. По мнению автора работы, межпоколенные конфликты возникают чаще из-за психофизиологических особенностей представителей различных поколений, их разными ценностными ориентациями. Анализ результатов социологических исследований автора показал, что конфликты у супругов, состоящих в смешанном браке, могут возникать из-за особенностей религиозных традиций, обычаев, разногласий в вопросах воспитания детей, распределения домашних обязанностей и др. Анализ нарративных интервью показал, что конфликт возникает и у подростков в таких семьях, поскольку родители - представители различных национальностей - каждый в отдельности обладает собственной системой ценностных ориентаций.
Анализ работ, посвященных исследованию проблем преемственности поколений, позволил выделить несколько подходов: экономический, антропологический, антропо-культурологический (М. Мид) [2]. Согласно данной концепции, различают три типа культур. При постфигуративной культуре представители молодого поколения перенимают знания и опыт главным образом у своих предков. В условиях кофигуративной культуры представители молодого и взрослого поколений учатся и перенимают опыт, как правило, у равных по возрасту и опыту людей, а в условиях префигуративной культур представители взрослого поколения учатся и перенимают знания у молодых.
При разработке социологического инструментария, автор закладывал вопрос о типе культуры, которая будет складываться в будущем в отношениях между старшим поколениями. Согласно данным исследования, каждый четвертый респондент ответил, что «Молодые люди будут активно использовать опыт отцов» (23,7%) (сторонники постфигуративной культуры), а чуть более трети опрошенных (37,3%) полагают, что «Ввиду быстрых изменений старшему поколению придется учиться у молодежи» (сторонники префигуративной культуры) [4].
Динамика преемственности поколений в условиях межэтнической брачности должна проявляется не только в том, что супруги разных национальностей отдают или хотят отдать друг другу или своим детям, но и в том, что супруги активно знакомятся и осваивают культуру другого, внося вклад в дальнейшее развитие культуры татарского этноса. При объяснении преемственности поколений одни ученые акцентируют внимание на сохранении и развитии положительного содержания традиций, обычаев, культуры татарского населения и приращения их последующими поколениями, в этом случае достигается бесконфликтность поколений. Другие подчеркивают момент отрицания традиций, обычаев, культуры супругами и детьми в условиях смешанных браков, в результате происходит конфликт поколений, о чем речь шла выше. Согласно полученным автором данным, по мнению четверти респондентов, «Субкультурные ценности представителей молодого поколения могут в ближайшие десять лет создать основу межпоколенческого конфликта» [7, 8, 11, 12].
Преемственность поколений в межнациональных семьях обеспечивается через социализацию личности. На процесс формирования поколения оказывает влияние усвоение знаний, полученных другими поколениями, приобретение жизненного опыта и ценностных ориентаций, характерных для других поколений и освоение знаний, умений и навыков, присущих другим поколениям. По данным исследований автора, 15,6% опрошенных полагают, что «Молодые будут транслировать культуру не «отцов», а «дедов» [9].
В смешанных семьях передача культурных традиций происходит в совместной деятельности представителей разных национальностей, относящихся к разным поколениям, и одновременно освоения ими традиций других поколений. При этом различают два направления преемственности поколений: вертикальный - от представителей старших поколений к младшим и горизонтальный - от сосуществующих поколений, когда молодежь учится у старших, а представители старшего поколения одновременно перенимают опыт молодых [10]. Содержание наследуемого (родной язык, обычаи, традиции, традиционная одежда, фольклор и т.д.) определяется различными условиями жизнедеятельности представителей различных поколений. Главным социальным институтом социализации, регулирующим процесс передачи знаний и опыта от поколения к поколению, является, по мнению автора, семья [5, 6]. Стабильное функционирование общества способствует трансляции жизненного опыта от поколения к поколению, нестабильное - трансформации жизненного опыта предыдущих поколений последующим.
На основе анализа эмпирических данных Садыкова Х.Н. обнаружила и сформулировала следующие закономерности, важные для выстраивания авторской концепции: во-первых, проблемы социальной жизнедеятельности воспринимаются всеми поколениями практически идентично, а расхождения обусловлены молодым максимализмом и ностальгическими воспоминаниями старшего поколения. Во-вторых, наибольший пессимизм наблюдается у лиц средней возрастной группы, т.е. профессионально социализированной частью населения. В-третьих, автор подтверждает выдвинутую гипотезу о цикличности ценностей и установок, что характеризует проблематику межпоколенного взаимодействия с позиции коммуникативных затруднений, а не возрастных противоречий, как то принято обозначать в пресловутой формуле: «конфликт отцов и детей». В-четвертых, автор фиксирует базовые ценности, которые априори воспринимаются всеми поколениями как «осевые» (стержневые) ценности пусть даже и меняющие ранг приоритета в той или иной возрастной группе. В числе таких ценностей - семья, которая отнюдь не утратила свои позиции, но приобрела новые роли, в т.ч. связанные с символизацией успешной социализации индивида. В-пятых, попытки «синхронизации» темпов жизни всех поколений изначально обречены на неуспех. Именно поэтому актуальным направлением совершенствования (корректировки) межпоколенного взаимодействия автор считает функциональную специализацию поколений [4, 10].
Обобщая теоретические и практические подходы в исследование, автор формулирует следующие выводы. В современной России процесс преемственности поколений, во-первых, происходит в условиях не только смены поколений, но и в условиях глобализации современного мирового сообщества в целом и российского общества в частности, трансформации политической, социально-экономической и этнокультурной структур. Во-вторых, приоритетное значение приобретает внутрипоколенное заимствование, в первую очередь, как показали авторские исследования, элементов субкультур западных стран. В-третьих, отрицание ценностей советских поколений приводит к снижению авторитета представителей старшего поколения в глазах молодого. В-четвертых, развитие информационных технологий приводит к девальвации духовных ценностей и норм предыдущих поколений, затрудняя передачу их последующим поколениям.
Рецензенты:
Силин А.Н., д.соц..н., профессор кафедры маркетинга и муниципального управления. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень;
Хайруллина Н.Г., д.соц.н., профессор кафедры социологии. ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный нефтегазовый университет», г. Тюмень.
Библиографическая ссылка
Сайфуллин Ф.Ф. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ КАК УСЛОВИЕ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ В МЕЖЭТНИЧЕСКИХ БРАКАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19340 (дата обращения: 05.10.2024).