В настоящее время в России наметилась тенденция к осмыслению объективного состояния и сущности воспитательной ситуации в стране, к возрождению духовности и утверждению нравственности, что выражается в образовательной политике государства. В этой связи обращение к идеям и практике нравственного воспитания в России в историко-педагогическом контексте является логичным и своевременным. В послереволюционный период в России и до начала 1930-х годов происходил переход от дореволюционной системы образования к советской, сопровождавшийся переосмыслением целей воспитания, активным поиском его новых методов и средств, что актуализирует изучение данного периода. Выбор региона - Приенисейской Сибири - связан с его обширной территорией, экономической значимостью для развития страны, а также спецификой исторической ситуации (Советская власть окончательно установилась только в января 1920 года).
Цель исследования - исторически реконструировать становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири, выявить теоретические предпосылки и педагогические условия данного становления. Исследование основано на изучении документов Наркомпроса и Сибоно, материалов фондов Архивного агентства администрации Красноярского края, трудов советских педагогов, педагогической периодики послереволюционного периода. В исследовании использованы историко-структурный, конструктивно-генетический, историко-ретроспективный, историко-типологический методы и метод контекстуального анализа.
Результатом исследования стало: 1) выявление теоретических предпосылок становления нравственного воспитания школьников в 1917-1931 гг. в Приенисейской Сибири; 2) выявление и обоснование педагогических условий становления исследуемого процесса.
Теоретические предпосылки разделены на предпосылки, выраженные эксплицитно и имплицитно, так как на исследуемый процесс оказывалось как явное влияние в виде идеологических установок советского государства, так и не явно выраженное - за счет географического, экономического и социального положения региона. К эксплицитным предпосылкам, на наш взгляд, необходимо отнести: 1) документы Наркомпроса, Сибоно и указания органов народного образования на их реализацию; 2) идеологические идеи представителей официальной педагогики и необходимость следования данным идеям. К первой предпосылке отнесены следующие группы документов: 1) определившие светскость нравственного воспитания («О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению», «О свободе совести, церковных и религиозных обществах»); 2) утверждавшие его общественный и трудовой смысл («Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе» и другие); 3) контекстно выражающие содержание нравственного воспитания школьников («Устав единой трудовой школы», «Сибирский вариант программ ГУСа» и другие) [8].
Идеологические идеи представителей официальной педагогики в послереволюционный период в России коренным образом изменили представление о нравственном воспитании. Если в 1917-1920 гг. еще наблюдалась дискуссионность в решении вопроса его о сущности, содержании и значимости (сибирская педагогическая публицистика), то после речи В.И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи» (1920 г.) понятия «коммунистическое воспитание», «нравственное воспитание» и «воспитание коммунистической нравственности» стали рассматриваться как однозначные или взаимодополняющие. Понятие «нравственное воспитание» начинает использоваться все реже как свойственное буржуазной педагогике. В свою очередь понятия «воспитание коммунистической нравственности» и «воспитание коммунистической морали» в 1920-е годы также не получили полного содержательного оформления, разрабатывались их отдельные аспекты: формирование коллективизма, сознательной дисциплины и коммунистического отношения к труду (Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, А.С.Макаренко и другие). Сибирские педагоги (Д.Е. Воронов, Н.Никулин и другие) поддерживали содержание нравственного воспитания школьников, соответствующее идеологическим установкам официальной педагогики [8].
Имплицитные предпосылки, с одной стороны, препятствовали становлению нравственного воспитания школьников в 1917-1931 гг. в Приенисейской Сибири в соответствии с принципами единой трудовой школы, определяли его недостаточную эффективность и неравномерный характер, с другой - способствовали его становлению в соответствии с новыми воспитательными принципами. Становлению исследуемого процесса препятствовали: 1) смена в середине 1918 года власти в Сибири, Советская власть окончательно установилась только в январе 1920 года; 2) удаленность Приенисейской Сибири от центра страны и большие расстояния между уездными отделами народного образования и окраинами исследуемого региона; 3) материальная необеспеченность органов народного образования в Сибири и региональных школ; 4) неприятие сельским населением новых принципов школьного воспитания, связанное с отменой преподавания Закона Божьего, с противоречием между религиозным семейным воспитанием и светским школьным, основанным на принципах коллективизма и сознательной дисциплины [5].
Недостаточная эффективность нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1917-1931 гг. была связана со: 1) снижением роли семьи в передаче традиционных нравственных ценностей подрастающему поколению; 2) стремительным ростом антиобщественных явлений в молодежной и детской среде [5]. Многонациональность исследуемого региона определяла неравномерный характер исследуемого процесса, так как, во-первых, большая часть национальных учебников была не приспособлена к комплексным программам, касавшимся вопросов нравственного воспитания школьников, во-вторых, процесс секуляризации национальных школ сопровождался большими сложностями, чем русских, что препятствовало внедрению «светскости» нравственного воспитания [5].
Рассмотрим предпосылки, способствовавшие становлению нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1917-1931 гг. в соответствии с принципами единой трудовой школы. В первой половине 20-х годов данному процессу способствовало: некоторое улучшение отношения населения к школе; стабилизация условий работы школ (главным образом, городских); организация по уездам районных съездов учителей, разъяснявших необходимость работы в соответствии с принципами единой трудовой школы; передача книг духовно-нравственного содержания из школьных библиотек в храмы [1. Д. 129. Л. 84-85; Д. 48. Л. 9]. Во второй половине 20-х годов становление исследуемого процесса было связано с: повышением уровня политической грамотности учителей; улучшением уровня обслуживания учителей методической помощью; ростом темпов самообразовательной работы учительства [2. Д. 40. Л. 27; 294; Д. 4. Л. 287-288]. Данные предпосылки, предположительно, обусловили более четкое понимание учительством идей советской трудовой школы, более сознательное отношение к работе, что сказывалось на исследуемом процессе. Таким образом, теоретические предпосылки исследуемого становления носили революционно-преобразовательный и противоречивый характер.
В середине 1918 года Временным Сибирским правительством были прекращены мероприятия по внедрению в жизнь советских постановлений в области школы, воспитание продолжило основываться на формировании религиозности. С января 1920 года с приходом Советской власти школьное образование, в частности, нравственное воспитание, начинает планомерно изменяться в соответствии с документами Наркомпроса и Сибоно, определившими в единстве с другими теоретическими предпосылками педагогические условия становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири.
Педагогические условия. Первое условие - усиление социального характера исследуемого процесса - было связано с генезисом школьного самоуправления и общественно-преобразовательной деятельностью пионерской организации. Ученическое самоуправление в контексте исследуемого процесса развивалось в три стадии. На первой (1920-1924 гг.) функции самоуправления, как правило, распространялись на поддержание дисциплины и порядка в школах, выполнение ряда административных и хозяйственных дел, проведение ученических судов, что поддерживало нравственную атмосферу школы, формировало чувства коллективной ответственности. На второй стадии (1925-1927 гг.) повышается авторитет самоуправления среди учеников, растет их общественная активность, расширяется круг обязанностей. В функции самоуправления стала вменяться выработка правил внутреннего распорядка и наблюдение за их исполнением, что поддерживало нравственную обстановку в школе. На третьей стадии (1928-1931 гг.) усиливается нравственный контекст самоуправления, активируется: взаимопомощь в учебе; борьба с ленью, хулиганством, курением, алкоголем, прогулами; внимание к выполнению учебных и общественных обязанностей и другое [4].
Общественно-преобразовательная деятельность пионерской организации в исследуемый период в Приенисейской Сибири осуществлялась в две стадии. На стадии ее зарождения (1923-1924 гг.) нравственное воспитание школьников-пионеров ограничивалось беседами, привлечением к участию в праздниках, в общественно-полезной работе (помощь крестьянам, детям-беспризорникам, общественным организациям и т.д.). Данные формы работы формировали нравственные качества, чувства и поведение, коммунистическое отношение к труду. Во многих отрядах нравственное воспитание было эффективным, пионеры показывали пример вежливости, дисциплинированности, организованности, коллективизма [3].
На рубеже 1925-1926 гг. у пионеров стал теряться интерес к работе, поскольку виды деятельности не расширялись, что приводило к «падению» нравственности, нарушению законов и обычаев. Этот кризис ознаменовал начало второй стадии (1925-1931 гг.), связанной с его преодолением. С 1927 года распространяется система конкретных заданий, носивших общественно-преобразовательный характер и часто направленных на разрешение нравственных вопросов (борьба с хулиганством, прогулами). Пионеры Приенисейской Сибири отличались от неорганизованных школьников большей воспитанностью, оказывали на них нравственное воздействие путем внедрения пионерских законов и обычаев, организации разумного досуга, принятия мер к повышению дисциплины, привлечения их к общественно-полезной работе. Однако данная деятельность была недостаточно эффективной в школах [3].
Второе педагогическое условие исследуемого процесса - контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием в школах - реализовывалось посредством содержания, целей, форм, методов и принципов учебного процесса. Первые сибирские учебные программы, комплексные программы и их сибирские варианты составлялись в целях воспитания коллективизма, коммунистического отношения к труду и других нравственно-коммунистических качеств. Однако в связи с недостаточной подготовленностью учительства Приенисейской Сибири к работе по комплексным программам их активное использование начиналось только в 1925-26 гг., при этом воспитательные задачи не всегда реализовались [7].
Различные формы учебной работы в школах исследуемого региона были распространены уже в начале 1920-х гг., однако без достаточно выраженного коллективного начала. Во второй половине 1920-х гг. коллективное начало усиливалось за счет распространения «звеньевой проработки» учебного материала, с 1929 года - организации школьных трудовых артелей и метода социалистического соревнования. Введение комплексно-проектной системы обучения (1930 г.) сопровождалось заменой ученических групп звеньями и бригадами. Коллективное начало в организации учебного процесса в 1920-е гг. не получило развития в татарских сельских школах Приенисейской Сибири, что свидетельствует о неравномерном характере становления нравственного воспитания [7]. Немалую роль в становлении исследуемого процесса играла внеклассная работа, направленная на формирование нравственных чувств (литературные кружки), коммунистического отношения к труду (сельскохозяйственные, электротехнические), на приобщение к коммунистической нравственности (политграмоты, агитационные). Эффективным средством формирования коллективизма и общественности школьников являлись межшкольные ученические конференции, организовывавшиеся уже в начале 20-х годов и на которых среди других вопросов обсуждались вопросы нравственного характера [7].
Широкое распространение в сибирских школах получил экскурсионный метод, формировавший коллективизм, «местный» патриотизм, ценностное отношение к миру. Социалистическое соревнование в Приенисейской Сибири в 1929-1931 гг. также было эффективным методом, способствующим повышению уровня нравственной воспитанности школьников, формированию коммунистического отношения к труду [7]. Становление нравственного воспитания также было связано с распространением принципа сознательной дисциплины. Методы «внешнего» воздействия (вызов родителей, наказание) постепенно вытеснялись методами, направленными на сознание учеников (внушение, нравственное руководство, общественное мнение и т.д.). Однако еще в конце 1920-х гг. в ряде школ практиковались наказания, в том числе и физические. В целом, принцип сознательной дисциплины в школах региона не реализовался в полной мере [7].
Третьим педагогическим условием становления нравственного воспитания школьников в 1920-1931 гг. в Приенисейской Сибири явилось приобщение школьников к общественно-полезному труду, являвшемся, по сути, нравственной деятельностью во благо других людей и общества. Общественно-полезный труд в школе развивался в две стадии. На начальной стадии (1920-1924 гг.) самообслуживание преобладало над другими видами общественно-полезной работы и организовывалось, как правило, без учета его воспитательного потенциала. Общественно-необходимый труд, направленный на оказание материальной помощи школам, нуждающимся детям, различным организациям, воспитывал в школьниках социально-нравственные и интернационалистические чувства [6].
На следующей стадии (1925-1931 гг.) самообслуживание дополняется разнообразными видами общественно-полезной деятельности, выходящей за школьные рамки: благоустройство школы, города и деревни; участие в культурном строительстве, различных политических мероприятиях; школьная кооперация; оказание трудовой помощи нуждающимся людям и другие виды. Данная деятельность способствовала формированию коммунистического отношения к труду, нравственных чувств, общественной активности. В 1930 году в школах региона распространился метода проектов, часть инициативы в выдвижении, планировании, проведении и учете общественно-полезной работы была передана ученикам, что развивало у них ответственность и дисциплинированность. Приобщение школьников к общественно-полезному труду в национальных школах проходило менее интенсивно, что свидетельствует о неравномерности становления нравственного воспитания в исследуемом регионе [6].
Систематизация полученных знаний о педагогических условиях становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1920-1931 гг. и их реализациях позволяет выделить два этапа исследуемого становления. Для первого, «организационно-преобразовательного» этапа (1920-1924 гг.), характерно воплощение в школьную практику новых идей нравственного воспитания без их глубокого педагогического осмысления. Для второго, «социально-деятельностного» этапа (1925-1931 гг.), характерно обогащение содержания, форм, методов и средств нравственного воспитания с учетом их воспитательного потенциала. Выделение этапов основано на общих тенденциях становления исследуемого процесса, получивших широкое, но не повсеместное распространение.
Выводы. Становление нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири в 1917-1931 гг. определялось предпосылками революционно-преобразовательного и противоречивого характера: эксплицитными в виде политических установок советского государства на развитие единой трудовой школы и имплицитными, связанными с географическим, социальным и экономическим положением региона.
Педагогические условия исследуемого процесса складываются только с 1920 года (после окончательного установления Советской власти в Сибири): усиление социального характера нравственного воспитания школьников; контекстное насыщение учебного процесса нравственным содержанием; приобщение школьников. Анализ данных педагогических условий позволяет выделить «организационно-преобразовательный» (1920-1924 гг.) и «социально-деятельностный» (1925-1931 гг.) этап становления нравственного воспитания школьников в Приенисейской Сибири. Положительной тенденцией исследуемого процесса являлось его устойчивое развитие, негативным последствием - идеологическая детерминированность в ущерб формированию духовности, что необходимо учитывать при разработке современной модели нравственного воспитания школьников.
Рецензенты:
Игнатова В.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;
Шилов А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей педагогики и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Белых И.Н. СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРИЕНИСЕЙСКОЙ СИБИРИ В ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД (1917-1931 ГГ. ) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19328 (дата обращения: 06.10.2024).