Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Гапонова С.А. 1 Деветьярова И.Н. 2
1 ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина»
2 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Обсуждаются особенности личностных характеристик и поведения девиантных подростков, связанные с развитием искаженной системы саморегуляции. Обосновывается значимость формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков. Показано, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют у большинства из них низкий и средний уровень развития. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости разработки программы по формированию компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением. Содержание экспериментальной программы включает: личностно-развивающий (функциональный), информационно-познавательный, социально-деятельностный компоненты. Для каждого компонента разработаны задачи, содержание, методы и формы работы и критерии оценки. Анализ результатов итоговой диагностики после реализации экспериментальной программы показал её высокую эффективность в формировании необходимого и достаточного уровня компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.
саморегуляция
подростки с девиантным поведением
экспериментальная программа формирования компетенции саморегуляции
оценка эффективности
1. Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. Психологические компоненты компетенции саморегуляции у девиантных подростков // Известия Российской Академии Образования. – 2014. – № 2. – С. 124-134.
2. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. – СПб.: Речь, 2004. – 70 с.
3. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. – МПСИ, 2008. – 304 с.
4. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: социально-психологические и психиатрические аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988. – 204 с.
5. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). – М.: Смысл, 2000. – 18с.
6. Лишин О.В., Лишина А.К. Норма и патология личностного развития (Основы профилактики и коррекции): монография. – М.: АПК и ППРО, 2009. – 316 с.
7. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): руководство. – М.: Когито-Центр, 2004. – 44 с.
8. Петрынин А.Г., Печенюк А.М. Педагогическая реабилитация несовершеннолетних с девиантно-криминальным поведением: психолого-педагогическая и медико-социальная помощь. – М.: АПКиПРО, 2001. – 150 с.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста: учеб. пособие / Е.И. Рогов. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 383 с.
10. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: в 2 т. / Д.И. Фельдштейн. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. – Т. 1. – 568 с.
Социально-экономические изменения, происходящие в России на современном этапе развития, привели к необходимости модификации традиционного подхода к воспитанию подростков с девиантным поведением. Психолого-педагогическая поддержка подрастающего поколения со стороны общества становится приоритетной задачей. Основными «поддерживающими системами» являются социальные учреждения, ориентированные на организацию внешкольной деятельности с трудными подростками.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет отметить, что девиантные подростки обладают достаточно развитыми и противоречиво сформированными личностными характеристиками, что приводит к формированию специфической модели адаптации и жизнедеятельности. Особенности поведения тесно связаны с развитием искаженной системы саморегуляции. Внутренние регуляторы личности, такие как ценности, смысловая сфера жизнедеятельности, потребности, у девиантных подростков имеют тенденцию порочного гедонизма, индивидуализма, наживы и негативных пристрастий; способность к саморегуляции слабо развита [3, 4, 6, 8, 10] и др. Поэтому чрезвычайно значимой проблемой психолого-педагогической работы с девиантными подростками является формирование у них компетенции саморегуляции, так как степень ее сформированности влияет не только на результаты деятельности (поведения), но и на процесс социализации и развития личности в целом [1].

Однако, на наш взгляд, проблеме формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности уделяется недостаточное внимание. Современная наука и практика не имеют методических рекомендаций, не выявлены психолого-педагогические условия, которые определяли бы содержание и методы, направления работы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности.

Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется рядом противоречий:

- потребностью формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности и отсутствием научно-обоснованной психолого-педагогической модели этого процесса;

- необходимостью социально-образовательных учреждений проводить данную работу и неразработанностью организационных и психологических условий формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков;

- желанием психологов и педагогов помочь подросткам и неготовностью работать по экспериментальной программе формирования компетенции саморегуляции;

- необходимостью применения в воспитании трудных подростков новых, отвечающих современным условиям методов и приемов и отсутствием рекомендаций по их применению в исследуемом поле.

Целью настоящей работы является - разработка и апробация программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков.

В соответствии с поставленной целью исследования предусматривалось решение следующих задач:

1) изучить современное состояние проблемы формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков в психолого-педагогической теории и практике;

2) выявить и обосновать комплекс организационно-педагогических и психологических условий для разработки программы развития компетенции саморегуляции у девиантных подростков во внешкольной деятельности;

3) опытно-экспериментальным путем оценить эффективность реализации экспериментальной программы.

Экспериментальная группа и методы исследования

В исследовании участвовали 140 подростков, состоящих под патронатным контролем МКУ «Городской центр «Подросток». Для исследования был использован следующий диагностический комплекс: для выявления уровня функционального компонента компетенции саморегуляции использовался опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой [7]; для выявления личностного и деятельностного компонентов компетенции саморегуляции использовался тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [5], тест юмористических фраз А.Г. Шмелева, В.С. Болдыревой [9] и опросник по изучению ценностей личности Ш. Шварца [2].

Математическая обработка полученных данных осуществлялась с помощью непараметрических критериев: критерия Манна - Уитни (U), рангового критерия Вилкоксона для связанных выборок, критерия χ² Пирсона.

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования процесса саморегуляции девиантных подростков  показали, что регуляторные процессы и общий уровень саморегуляции имеют средний и в основном низкий уровень развития.

Отсутствие жизненной перспективы, неудовлетворенность своей жизнью, потеря веры в свои силы - это результаты по тесту смысложизненных ориентаций. Несмотря на практически одинаковые результаты исследования по методике Ш. Шварца, как на уровне нормативных идеалов, так и на уровне индивидуальных приоритетов, мы можем наблюдать, что обозначенные ценности далеко не всегда находят свое отражение в социальной практике (например, ценность «гедонизм» - это может быть просто ничегонеделание или нахождение в неблагополучной среде).

Преобладание у девиантных подростков потребностей «организма», «социального индивида» (А.Г. Шмелев, В.С. Болдырева) продиктовано их образом жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, своей неполноценностью.

Таким образом, результаты первичной диагностики, проведенной на констатирующем этапе, подтвердили актуальность цели исследовательской работы - формирование компетенции саморегуляции у девиантных подростков и обусловили необходимость разработки опытно-экспериментальной программы.

Содержание программы представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержание экспериментальной программы по формированию компетенции саморегуляции у девиантных подростков

Компонент

Задачи

Содержание (блоки)

Методы, формы, средства

Критерии

Личностно-

развивающий

(функциональный)

Сформировать необходимый и достаточный уровень способности саморегуляции у девиантных подростков, через самопознание и активных форм взаимодействия с окружающими.

Организация ручного труда.

Организация участия детей в программе по личностному развитию.

Организация игровых площадок.

Организация дискуссионного клуба.

Организация индивидуальных консультаций для воспитанников.

Организация познавательных площадок.

Празднование дней рождений.

 

Методы: рассказ, беседа, упражнения, пример, поощрение, рекомендации, оценивание, рефлексия, самооценивание.

Форма: мастер-классы, игры, психолого-педагогические занятия, конкурс.

Средства: видеоматериалы, аудиоматериалы, материалы для ручного труда, буклеты, игровая территория.

1. Умеет ставить цели;

2. Умеет достигать результатов;

3. Умеет адекватно оценивать результаты деятельности;

4.Способен перестраивать поведение и при изменении внешних и внутренних условиях;

5.Способен выделять значимые условия и продумывать способы действия для достижения целей.

6.Умеет анализировать и оценивать себя и результаты своей деятельности (поведения).

Информационно-

Познавательный

(личностный)

Развить культурный потенциал (поведение) и познавательные потребности у трудных подростков.

Организация экскурсионных поездок по территории Удмуртской Республики.

Организация экскурсий на промышленные предприятия города Ижевска.

Организация посещения культурно-развлекательных, культурно-познавательных учреждений города.

Организация досуговых мероприятий, посвященных знаменательным датам.

Организация туристических походов.

Методы: рассказ, беседа, дискуссия, демонстрация фильмов, мультфильмов, роликов, картинок, упражнение, рефлексия, работа с текстами

Формы: экскурсия, мероприятие, игра, мастер-класс, соревнования, поход

Средства: наглядный материал, видеоматериал, презентация, туристическое снаряжение, музей, промышленные предприятия города.

1.Знает правила культурного поведения в общественных местах.

2.Понимает сущность ценностей..

3. Принимает необходимость развития потребностей высшего порядка.

4.Осознает необходимость приобретенного опыта (способов действий) в дальнейшем жизни.

5. Осмысливает себя и свои поступки в социокультурном пространстве (смысложизненная ориентация).

6.Сознает смысл своей жизни.

Социально-

деятельностный

(деятельностный)

Развить у девиантных подростков осознание социальных ценностей, норм и ориентация на них во взаимодействии с окружающей действительностью.

Организация трудоустройства несовершеннолетних (с познавательными элементами).

Организация обучения компьютерной грамотности.

Организация обучения в конноспортивной секции.

Организация дискуссионного клуба.

Организация участия в спортивных городских соревнованиях.

Организация участия трудных подростков в промоакциях.

Организация профильных краткосрочных смен на базе стационарного лагеря.

Методы: рассказ, беседа, упражнение, объяснение, пример, дискуссия, приказ, поощрение, приучение, поощрение, наказание, рефлексия, оценивание.

Формы: занятия, консультация, профессиональное дело, мастер-классы, соревнование, конкурс.

Средства: организации - Национальная библиотека УР, зоопарк, ипподром, цирк и т.д. Аудио и видеоматериалы, материал для мастер-классов и т.д.

1.Владеет практическими способами действий достигать положительных результатов.

2. Транслирует

способность соответствовать нормам в согласии со своей индивидуальностью.

3.Владеет опытом адаптации в различных условиях.

4.Демонстрирует самостоятельность в организации деятельности (поведения).

5.Несет ответственность за результаты своих достижений и неудач.

После проведения работы по экспериментальной программе была проведена итоговая диагностика уровня сформированности компетенции саморегуляции у девиантных подростков, показавшая, что удалось сформировать необходимый и достаточный уровень компетенции саморегуляции в экспериментальной выборке. Так, после формирующего эксперимента количество испытуемых с высоким уровнем регуляции возросло с 13,6 % до 31,4 %, положительная динамика составила 17,8 %. В подгруппе со средним общим уровнем саморегуляции количество трудных подростков увеличилось с 41,4 % до 57,9 %, положительная динамика составила 16,5 %. Количество трудных подростков с низким общим уровнем саморегуляции значительно сократилось: с 45 % до 10,7 %. Данные исследования частных регуляторных процессов в ЭГ позволили проследить позитивную динамику их развития. Значимые изменения произошли по 5 показателям: «планирование», «моделирование», «программирование», «гибкость», «общий уровень саморегуляции»    (табл. 2).

Таблица 2

Уровень развития процесса саморегуляции на констатирующем и формирующем этапах эксперимента (в %)

Регуляторные

шкалы

Констатирующий этап

Формирующий этап

Вероятн. ошибки

(р)

ЭГ (n = 140 респондентов)

ЭГ (n = 140 респондентов)

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

Планирование

11,4

45,7

42,9

20,7

50,7

28,6

р≤0,05

Моделирование

2,1

42,9

55

11,4

55,8

32,8

р≤0,01

Программирование

2,9

45,7

51,4

10,7

58,6

30,7

р≤0,01

Оценивание результатов

5,7

54,3

40

7,8

57,2

35

р≥0,05

Гибкость

8,6

42,9

48,6

20,7

61,4

17,9

р≤0,01

Самостоятельность

37,1

45,7

17,1

45

35

20

р≥0,05

Общий уровень саморегуляции

9,3

20

70,7

13,6

41,4

45

р≤0,01

По методике «Тест смысложизненных ориентаций» также были выявлены положительные сдвиги развития собственно смысложизненных ориентаций у подростков после проведения формирующего эксперимента (табл. 3).

Таблица 3

Динамика показателей по тесту СЖО до и после эксперимента

Показатели (субшкалы)

Среднее значение

Уровень значимости

до

после

1.Цели

21,74

29,57

р ≤ 0,01

2.Процесс

23,89

32,97

р ≤ 0,01

3.Результат

20,40

26,69

р ≤ 0,01

4.Локус контроля Я

15,34

21,57

р ≤ 0,01

5.Локус контроля Жизнь

23,03

31,60

р ≤ 0,01

7.Общий результат

79,0

104,09

р ≤ 0,01

По результатам исследования ценностей можно сделать вывод о том, что приоритеты в выборе ценностей до и после эксперимента имеют определённые особенности. Так на уровне нормативных идеалов и на констатирующем, и на формирующем этапах эксперимента наиболее значимыми являлись ценности «безопасность», «самостоятельность», «доброта». Однако на уровне индивидуальных приоритетов в констатирующем эксперименте наиболее важными ценностями были отмечены «гедонизм», «самостоятельность», «стимуляция», а после работы по программе актуальными ценностями стали «стимуляция», «доброта», «самостоятельность». Достоверно значимые сдвиги выявлены на уровне нормативных идеалов по показателям «конформность», «доброта», «универсализм», «достижения», на уровне индивидуальных приоритетов «доброта» и «стимуляция» (р ≤ 0,05).

По тесту юмористических фраз на констатирующем этапе эксперимента значимыми потребностями у девиантных подростков являлись «взаимоотношения полов», «деньги» и «пагубные пристрастия». После работы по экспериментальной программе среди значимых потребностей появилась «потребность личности» - «человеческая глупость», которая характеризуется как потребность в познании, стремлении к истине как самостоятельной ценности, самоутверждение в обладании истинным знанием, преграда - невежество, ограниченность окружающих. На первый план вышла «потребность социального индивида» - «карьера» и «семейные неурядицы». Наиболее значимой потребностью остаются: «потребность организма» - «пагубные пристрастия», но здесь наметилась тенденция снижения в количестве выборов этой потребности у подростков.

Выводы:

1. Анализ результатов проведения опытно-экспериментальной работы по программе формирования компетенции саморегуляции у девиантных подростков показывает её высокую эффективность.

2. Сравнение данных, полученных в контрольной и экспериментальной выборках,  свидетельствует о том, что, создавая продуктивную среду вокруг девиантного подростка, расширяя круг его деятельности, опираясь на его лучшие качества и видя в нем активного преобразователя своей жизни, можно существенно повысить сформированность компетенции саморегуляции у подростков с девиантным поведением.

3. Полученные результаты позволяют рекомендовать предлагаемую программу формирования компетенции саморегуляции к использованию во внешкольной деятельности девиантных подростков в рамках образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания детей и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении; учреждений, подведомственных органам по делам молодежи.

Рецензенты:

Кручинин В.А., д.псх.,  профессор, зав кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород;

Минькова Е.С., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики Нижегородского филиала Московского гуманитарного института, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Гапонова С.А., Деветьярова И.Н. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19322 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674