к реалиям профессиональной деятельности в новых условиях; снижение уровня подготовки как вновь приступивших к работе преподавательских кадров, так и нового поколения студентов и курсантов; обострил ситуацию снижения уровня образования переход на Болонскую систему подготовки (добавивший «вал» бумажной работы по оформлению новых учебных планов, программ и др.). Мы полагаем, что имеющиеся сложности следует использовать как новые возможности развития высшей школы. Важно, чтобы педагоги вуза сами заставили себя быть более «собранными и лаконичными», поскольку требования к выпускнику вуза выросли. Одно из решений этой ситуации – мотивирование профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов на самообразование в области преподавания и владения предметом. Таким «движителем» профессионального и личностного развития педагогов может стать рефлексия при разработке учебных материалов в соответствии с планируемыми компетенциями выпускника вуза.
Болонская система ввела в обиход значительное количество новых терминов, каждый из которых нередко по-разному трактуется преподавателями даже в одном вузе. Известно, что развитие всех областей научного знания связано с развитием понятий: каждое из них всегда отражает значимые свойства, связи и отношения предметов и явлений. Но ситуация осложняется тем, что многозначность понимания терминов ослабляет уровень контроля за качеством образования: проверяющие разного уровня могут ориентироваться только на показатели отметок курсантов, а для отдельной части ППС – это возможность «спрятаться» за сложность и многовариативность терминов. К таковым «новым» терминам следует отнести понятия «компетенция» и «компетентность», которые:
– признаны элементами системы оценки качества образования;
– диктуют основные подходы к оценке качества образования.Следовательно, чтобы избежать «разночтения», важно определиться, какое наполнение оба термина имеют.
Принятие ориентиров Болонской системы стимулировало высшее образование на пересмотр (чаще в изданиях разного формата упоминают как синоним этого процесса термин «модернизация») результатов подготовки выпускника: поставлена задача формирования компетенций (общекультурных – ОК, общепрофессиональных – ОПК и профессиональных – ПК; в военном образовании ещё и военно-профессиональных – ВПК). Не останавливаясь на «плюсах» и «минусах» перехода на термин «компетенция», мы рассматриваем введение этого понятия для оценки качества подготовки выпускника высшей школы как ресурс для стимулирования профессионального роста и самообразования ППС вузов. Многочисленные публикации за последнее десятилетие «выдали на гора» разнообразные варианты трактований термина «компетенция» и его «наполнение» как «полисоставное».
Мы рассматриваем компетенцию как результат образования, т.е. отчуждённое, наперёд заданное социальное требование («норма», отражённая в федеральных государственных образовательных стандартах – ФГОС) к образовательной подготовке личности, необходимой для её качественной продуктивной деятельности в определённой сфере.
Структура (составляющие элементы) понятия «компетенция» (рис. 1):
ü знания – набор фактов, требуемых для выполнения работы (знания представляют интеллектуальный контекст, в котором существует личность);
ü умения и навыки – владение средствами и методами выполнения определённой задачи (навыки как доведённые до автоматизма умения проявляются в широком диапазоне, от физической силы и сноровки до специализированного обучения);
ü способности – индивидуально-психологические особенности человека, которые обусловливают «успешность» или «не успешность» выполнения им той или иной деятельности, и при этом не сводятся к знаниям-умениям-навыкам субъекта. Установлено, что способности имеют органические предпосылки в виде задатков, развитие которых тесно связано с конкретными социокультурными условиями жизнедеятельности личности (в том числе влияние образовательной среды образовательной организации);
ü стереотипы поведения – видимые формы действий, предпринимаемых для выполнения задачи. Поведение включает в себя наследованные и приобретённые реакции личности на ситуации и ситуационные раздражители (поведение проявляет ценности, этику, убеждения и реакцию на окружающий мир; когда человек демонстрирует уверенность в себе, формирует из коллег команду, проявляет склонность к действиям, его поведение соответствует требованиям организации. Ключевым аспектом является возможность наблюдать это поведение);
ü усилия (волевые) – это сознательное приложение ментальных и физических ресурсов в определённом направлении (умение себя заставить – основа деятельности по достижению результата;отсутствие усилий как внутреннего цензора, заставляющего работать, «превращает» человека в «вагон без локомотива», который полон «способностей», но никуда не двигается и стоит на рельсах.
Отметим, что структура компетенции обязательно включает «ЗУНовскую» парадигму (знания-умения-навыки). Не следует «выбрасывать» из педагогического багажа основы (ЗУНы), именно этот незыблемый блок определяет суть подготовки выпускника как в средней (общей и профессиональной), так и высшей профессиональной школе, в том числе и военной. В военном образовании все эти сущностные характеристики компетенций достаточно чётко можно выявить и наметить пути овладения ими (как непосредственно в аудиторной работе, так и во всех иных формах подготовки военнослужащего – самоподготовке, работе в военно-научном обществе, спортивной и культурно-массовой работе и др.). Таким образом, без ЗУНов компетенция сформирована быть не может; в то же время, «просто ЗУНЫ» (без «лепки» в образовательном пространстве вуза поведенческой модели выпускника и «наполнения» самих ЗУНОВ соответствующим опытом) – ещё не гаранты готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Вслед за этим рассматриваем понятие «компетентность» как:
ü владение, обладание личностью соответствующей компетенцией, включающее её личностное отношение к ней и предмету деятельности;
ü
состоявшееся
личностное качество (совокупность качеств) человека
и минимальныйопыт деятельностив заданной
сфере, способность и готовность субъекта со-организовать внутренние
и внешние ресурсы для постановки и достижения цели (рис. 1).
Рис. 1. Поэлементный состав понятий «компетенция» и «компетентность»
Обозначения:
ОК – общекультурные компетенции; ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции; ВПК – военно-профессиональные компетенции.
Разработка паспортов компетенций в ОУ МО РФ вызывает много неоднозначных вопросов и уточнений, особенно это касается аспектов методики оценки уровня сформированности компетенцийу выпускника ВУЗа.
В Пензенском артиллерийском инженерном институте в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 170400 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» подготовлены паспорта компетенций для выпускников (специалист, нормативный срок обучения – 5,5 лет). Предлагаем для ознакомления фрагменты паспорта и программы формирования и оценки у курсантов института общекультурной компетенцииОК – 4: «Демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии».
1. Предназначение общекультурной компетенции ОК – 4: применение знаний исторического опыта и закономерностей, усвоенных при изучении общественно-политических дисциплин; проявление активной жизненной позиции гражданина России, разделяющего гуманистические и демократические ценности цивилизованного общества (участие в социально-культурных и научных аспектах жизни страны, созидательной направленности).
2. Сущностные, реально измеряемые характеристики компетенции построены с учётом целей, задач и требований к результатам освоение дисциплин «История», «Политология», «Военная история». В результате овладения компетенцией обучающиеся должны:
- знать этапы исторического развития России, роль России в мировой истории;
- знать военно-исторические аспекты развития России;
- знать социально-политическую ситуацию в мире;
- демонстрировать знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социальной ситуации;
- демонстрировать навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества;
- демонстрировать толерантность, политическую культуру, активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности;
- демонстрировать гражданское самосознание и социальную активность;
- уметь устанавливать диалог на основе ценностей гражданского демократического общества.
3. Дисциплины, формирующие компетенцию, и нормативная трудоёмкость
№ |
Учебные дисциплины, разделы ООП |
Семестры обучения/зачётные единицы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||
1. |
История |
x/3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
Политология |
|
|
|
х/2 |
x/2 |
|
|
|
|
|
3. |
Военная история |
|
|
|
|
|
|
х/3 |
|
|
|
4. Методы обучения, необходимые для формирования компетенции.
Ø словесные (рассказ, беседа, лекция и др.);
Ø работа с книгой (учебник, учебное пособие, практикум, атлас, хрестоматия, исторические источники, исторические и нормативные документы и др.);
Ø наглядные (разнообразные иллюстрации – статические и динамические, кино и видеофрагменты, мультимедийные презентации, исторические и политические карты, атласы, военно-историческая энциклопедия, модели, схемы, символы и др.);
Ø практические (сравнение, упражнение, построение и интерпретация таблиц и др.);
Ø интерактивные:
¯ игровые (ролевые, сюжетные, дидактические и др.);
¯ неигровые (дискуссии, дебаты, анализ ситуации, в том числе «кейс-стади» /«casestudy» через «мозговой штурм», «аквариум», «обратную связь»);
Ø методы контроля (устный, письменный, программированный; метод рецензий).
5. Характеристики уровней сформированности компетенции.
Ступени уровней освоения компетенции |
Отличительные признаки |
Пороговый (удовлетворительно) |
- демонстрирует: * поверхностное владение (перечисляет) отдельные факты исторического и военно-исторического развития России и фрагментарность характеристик о роли России в мире; * поверхностное владение (ориентирование без аргументации) социально-политической ситуацией в мире; * бессистемные знания закономерностей общественного развития; - демонстрирует поверхностное владение (применяет без обоснования, «методом проб и ошибок») навыками критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества; * элементы политической культуры и гражданской позиции по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности; * отдельные проявления гражданского самосознания и социальной активности; * фрагментарность умений диалоговых форм общения, осуществляемых на основе ценностей гражданского демократического общества; |
Продвинутый (хорошо) |
- демонстрирует знания: * исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире; * законов и закономерностей общественного развития и ориентируется в социально-политической ситуации в мире; - демонстрируетнавыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества; - демонстрирует элементы политической культуры и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности; - демонстрирует умения по ведению диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества; - проявляет энергично гражданские чувства и социальную активность; |
Высокий (отлично) |
- демонстрирует знания: * исторического и военно-исторического развития России и роль России в мире, приводя весомые аргументы своей точки зрения, апеллируя к конкретным примерам из исторического наследия; * знания законов и закономерностей общественного развития, подкрепляя аргументацией из текущей социально-экономической и политической ситуации; - демонстрирует навыки критического восприятия информации по состоянию и тенденциям развития общества; - демонстрирует высокую политическую культуру и активную гражданскую позицию по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому и современности; - проявляет энергично гражданское самосознание и высокую социальную активность; - знает и владеет умениями организации диалога, построенного на основе ценностей гражданского демократического общества. |
Учебные дисциплины, формирующие ОК-4 по основной образовательной программе (ООП), не имеют учебных и производственных практик, однаковключают модуль внеаудиторной работы (самостоятельная работа курсантов, работа курсантов в военно-научном обществе). Важно учесть, что в образовательном процессе есть феномен «перекрываемости» воспитательных воздействий. Все общекультурныекомпетенции выпускника – результат освоения целостной ООП, поэтому при уточнении «вклада» конкретной дисциплины учитывать, что какая-то её доля может быть продолжена в последующих семестрах обучения (т.е. 2–3, 6, 8–10 семестрах).
6.Методики и процедуры измерения компетенции ОК-4и её компонентов:
Процедура оценивания реализуется по комплекту материалов из фонда оценочных средств службы оценивания в структурном подразделении института.
Базовый уровень (минимально допустимый, обязательный для всех курсантов –выпускников вуза по завершении освоения ООП ВПО): оценка устного опроса на практическом занятии и семинаре; оценка контрольной работы; оценка тестовых заданий закрытого и открытого типа; кейс-задания; рецензирование, оппонирование.
Продвинутый уровень (для курсантов, успевающих на «отлично»): всё то же, что и для базового уровня + успешное выполнение учебных заданий повышенной сложности (выступления по соответствующим направлениям работы военно-научного общества– доклады на конференциях, публикации).
Профессиональный уровень (для курсантов с исключительными способностями: одарённых, талантов, гениев): всё то же, что и для продвинутого уровня + успешное выполнение творческих заданий (выступления по соответствующим направлениям работывоенно-научного общества, т.е. доклады на конференциях, публикации, в т.ч. в журналах по списку ВАК + патенты,награды, дипломы за успехи в деятельности; поощрения в приказах и постановлениях руководства Военной академии, округа, Министра обороны РФ и др.).
Учебно-воспитательный процесс как основа функционирования образовательного учреждения (ОУ) высшего профессионального образования Министерства обороны РФ:
– динамичен (быстрая коррекция – ответ на изменение ситуации);
– конструируется с опорой на творческую Личность преподавателя (высокий уровень требовательности к профессионализму);
– выстраивается на учебно-методических материалах (комплексах),ориентированных на конечный результат подготовки выпускника в соответствии с требованиями ФГОС ВПО и чётко регламентированную алгоритмическую систему действий, описанную в паспортах компетенций, учитывающих цели, задачи и требования к результатам освоения учебных дисциплин. По-нашему мнению, квалиметрические процедуры по отслеживанию формирования компетенций могут быть обеспечены:
- необходимостью оценивания компетенции в квазиреальной деятельности при условии максимального приближения к ситуации будущей профессии курсанта (организации общественно-государственной подготовки, информирования, бесед с личным составом);
- разновариативностью контрольно-измерительных материалов (содержанием заданий контрольных работ, открытых и закрытых тестовых заданий, «casestudy»-заданий, собеседований и др.) по этапам учебно-воспитательного процесса;
- использованием группового и индивидуального контроля, взаимооценки курсантов в структурном подразделении (рецензирование, оппонирование и т.д.);
- анализом достижений курсантов с выявлением динамики результатов;
- автоматизированной обработкой данных оценивания компетенции с использованием программно-инструментальных средств.
Рецензенты:Овчинникова А.Ж.,д.п.н., профессор института «Психологии и педагогики» ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им.И.А.Бунина»,г.Елец;
Влазнев А.И., д.п.н., профессор кафедры «Общая физика и методика обучения физики» ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»,г. Пенза.
Библиографическая ссылка
Грачёв И.И., Пономарёва О.Н., Евдокимова О.В., Грачёв И.И. РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВВ ВЫСШЕЙ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ В СООТВЕТСТВИИ С ПАСПОРТОМ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19233 (дата обращения: 10.10.2024).