Формирование институционально-инфраструктурного каркаса несырьевого развития национальной экономики определяется, во-первых, наличием соответствующих условий (социально-экономических, институциональных и пр.), а во-вторых — наличием у субъектов предпринимательской деятельности стимулов к проявлению инновационной активности. В связи с этим возникает задача разработки механизмов, обеспечивающих инициацию инноваций «изнутри». Как показывает анализ многочисленных исследований проблематики активизации инновационной активности субъектов предпринимательства, уровень инновационной активности предприятия определяется уровнем его восприимчивости к инновационным изменениям (рис. 1).
Рис. 1. Соответствие уровня инновационной активности предприятий уровням его восприимчивости к инновационным изменениям [1]
Очевидно, что основой для проявления инновационной активности предприятия является наличие у него соответствующего ресурсного потенциала (финансового, кадрового, материально-технического, информационного и пр.). Однако для того, чтобы данные ресурсы были ориентированы на реализацию конкретных инновационных технологий, необходимо, чтобы предприятие обладало способностью эффективно использовать данные ресурсы. В определенной мере такая способность может быть обеспечена посредством организационно-управленческих воздействий, а также на основе реализации экономических, финансовых и институциональных механизмов. Причем важно отметить, что наибольший уровень инновационной активности предприятий отмечается в том случае, когда наличие благоприятных социально-экономических и институциональных условий сочетается с самоорганизационными инновационными процессами в экономической системе, а также при наличии внутренних стимулов у субъектов предпринимательства к осуществлению инноваций. К внутренним стимулам ряд авторов относит внутренние возможности предприятия, что, на наш взгляд, является неверным. Внутренние возможности – потенциал предприятия (ресурсный, организационный и др.) – формируют базу для реализации инновационных изменений, однако побудить к реализации данного потенциала могут такие мотивации, как мораль, формирование статуса, альтруизм и пр. [5]
Анализ показателей инновационной активности предприятий как в целом по России, так и в разрезе отдельных федеральных округов (рис. 2) демонстрирует низкую эффективность существующих механизмов стимулирования проявления инновационной деятельности.
Рис. 2. Показатели инновационной активности предприятий в регионах России [2], %
Причем особо сложная ситуация характерна для предприятий несырьевого сектора российской экономики, где состояние применяемого оборудования не позволяет реализовать инновационные технологии. Так, например, степень износа основных фондов в обрабатывающих производствах составляет 43,5%, причем в производстве машин и оборудования – 44,9%, в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 46,9%, производстве транспортных средств и оборудования – 47,4% [3].
Наиболее распространенными стимулами инновационной активности предприятий, как показывает отечественный и мировой опыт, являются следующие: прямое финансирование инновационных разработок, предоставление беспроцентных ссуд и дотаций, снижение государственных пошлин, отсрочка или полное освобождение от них, а также предоставление ряда других льгот и преференций экономического характера [1-3]. Так, например, в России прямое финансирование инновационных проектов является основным механизмов стимулирования инноваций. Как показывают данные таблицы 1, расходы на гражданскую науку в последние годы имеют устойчивую тенденцию роста.
Таблица 1
Расходы на научные исследования и разработки в Российской Федерации (из средств федерального бюджета) [4]
|
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета, млн руб. |
162115,9 |
219057,6 |
237644,0 |
313899,3 |
355920,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
На фундаментальные исследования |
69735,8 |
83198,1 |
82172,0 |
91684,5 |
86623,2 |
на прикладные научные исследования |
92380,1 |
135859,5 |
155472,0 |
222214,8 |
269296,9 |
Исходя из данных таблицы можно увидеть, что в исследуемый период расходы на гражданскую науку увеличились в 2,2 раза. При этом существенно выросли затраты на прикладные исследования (2,9 раза), а вот показатель расходов на фундаментальные разработки демонстрировал менее заметную положительную динамику и вырос лишь в 1,2 раза. Это обусловливается тем, что прикладные исследования менее затратны по временному и финансовому аспектам, однако коммерциализация фундаментальных разработок более прибыльна (по статистике в американской экономике — успешность 10% фундаментальных исследований полностью окупает затраты 90% «провальных»).
В ряде случаев финансирование инновационных проектов осуществляется не напрямую, а через стимулирование исследовательской деятельности в научно-образовательных учреждениях. Так, в период с 2005 по 2008 гг. на финансовую поддержку инновационных программ 57 вузов было выделено 30 млрд рублей. На основании проведенного конкурса 29 университетам присвоен статус национальных исследовательских университетов, а на реализацию программ развития данных вузов, включая создание инновационной инфраструктуры и развитие исследовательской деятельности, в 2009–2010 гг. было выделено 8,42 млрд рублей. Результатами реализации программ данной финансовой поддержки явились: модернизация лабораторий вузов-победителей, повышение квалификации и стажировки тысяч преподавателей, закупка уникального оборудования. В частности, приобретено оборудование для клинический практики виртуальной лаборатории Московской медицинской академии, в Московском государственном институте электронной техники запущен многофункциональный нанотехнологический комплекс «Нанофаб-5», оборудованы полигоны для проведения полевых практик в Санкт-Петербургском государственном горном институте, создан Центр компетенции в области высокопроизводительных вычислений в Нижегородском государственном университете.
Достаточно эффективным механизмом стимулирования инновационной активности предприятий является развитие системы патентования инновационной продукции. Это обусловлено тем, что применение данной системы позволяет патентообладателю закрепить право на распоряжение изобретением на определенный срок, а также в случае продажи получить финансовые средства, тем самым обеспечивая снижение предпринимательских рисков.
Следует отметить, что, несмотря на явно выраженный экономический характер указанных механизмов, все они в той или иной мере оказываются связаны с институциональными механизмами. С одной стороны, представленные меры можно рассматривать как механизмы финансовой поддержки субъектов, с другой стороны — как установление формальных норм и правил налогового и финансового характера [4].
В настоящее время можно сказать о достаточно развитой институциональной основе для реализации инновационных процессов в России. Так, на федеральном уровне разработаны и утверждены следующие законодательные акты, определяющие «правила игры» хозяйствующих субъектов, вовлеченных в инновационную среду (таблица 2).
Таблица 2
Институциональные основы регулирования инновационной деятельности в России [5]
Законодательный акт |
Сфера регулирования |
Федеральный закон «О науке и государственной научно- технической политике» от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ |
Определяет основные функции государственных управленческих структур в научно- технической сфере |
«Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» |
Определяет основные направления реализации инновационной политики в России |
«Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» |
|
Федеральный закон «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» от 23 декабря 1999 г. № 535-ФЗ |
Определяет формы государственной поддержки инновационной деятельности, включая также стимулирование субъектов инновационной деятельности посредством предоставления льгот и т.д. |
Федеральный закон «О статусе наукограда» |
Регламентирует основные вопросы, связанные с порядком присвоения статуса наукограда, осуществлением государственного стимулирования научно-технической деятельности в наукоградах |
Патентный закон Российской Федерации |
Описывает порядок и возможные условия правовой охраны для объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), а также определяет права и обязанности патентообладателей |
Закон об авторском праве и смежных правах |
Регламентирует вопросы, связанные с защитой прав на результаты творческой деятельности |
Указ Президента Российской Федерации «О государственных научных центрах РФ»; |
Определяют меры поддержки развития науки и научно-технических разработок |
Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу», «Об использовании результатов научно-технической деятельности». |
Дальнейшая институционализация механизмов стимулирования инновационной активности предприятий связана с формированием ряда финансовых институтов, призванных стимулировать процессы коммерциализации новшеств. Среди таких институтов, в частности, следует отметить Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. По данным на 01.08.2014 г. в Фонд поступило 20 000 проектов, из которых поддержано более 7500. В 2013 г. бюджет Фонда составил 3,5 млрд руб., а Минэкономики рассчитывало увеличить его до 5 млрд руб. Результатами деятельности Фонда являлась поддержка свыше 11 000 проектов из 75 субъектов Российской Федерации. Партнерами Фонда являются Государственные учреждения и Институты развития: ОАО «Российская венчурная компания», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) и Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк).
Не менее значимой является деятельность «Российской венчурной компании» (РВК), число проинвестированных фондов РВК инновационных компаний в 2014 г. достигло 27, а совокупный объем инвестиций — 4,413 мрлд руб.
В то же время можно отметить, что за период действия данных институтов поддержки инновационного бизнеса не произошли заметные изменения в уровне патентной активности российских предприятий (табл. 3). Положительная динамика отмечается только в изменении удельного веса инновационной продукции в общем объеме производства товаров и услуг, что, однако, может быть обусловлено ростом собственных затрат предприятий на проведение НИОКР и коммерциализацией разработок, но не является результатом деятельности Фондов.
Таблица 3
Патентная активность в России
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
Выдано патентов, шт. |
42138 |
50509 |
44469 |
44567 |
47932 |
Наконец, еще одним стимулирующим механизмом инновационной активности предприятий является применение налоговых льгот. Сегодня в России действуют следующие преференции для субъектов, осуществляющих инновационную деятельность: снижение ставки налога на прибыль, освобождение от налога на прибыль средств целевого финансирования, освобождение от налога на имущество, снижение совокупного тарифа страховых взносов, применение специальных коэффициентов при начислении амортизации и т.д. Также практикуется мера по освобождению от налога на прибыль средств целевого финансирования, т. е. при «определении налоговой базы по данному налогу не учитываются доходы в виде средств целевого финансирования, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций, а также иных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, зарегистрированных в порядке, предусмотренном Законом о науке» [6, 7]. Для плательщиков страховых взносов, которые являются резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, также предусматриваются льготы по снижению совокупного тарифа страховых взносов.
Несмотря на достаточно развитую систему поддержки инновационной деятельности предприятий, как показывают данные статистики, она является малоэффективной по причине низкого спроса на инновационную продукцию в российских регионах. Невысокий спрос промышленников на передовые технологии удовлетворяется за счет импорта. Таким образом, мы видим взаимосвязь и взаимообусловленность мер, методов и механизмов стимулирования инновационной активности предприятий с основными направлениями стратегии импортозамещения.
В целом, обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что эффективность механизмов стимулирования инновационной активности российских предприятий (в особенности предприятий несырьевого сектора экономики) во многом определяется комплексностью применяемых механизмов. Принимая во внимание, что уровень инновационной активности предприятий определяется не только внешними факторами и условиями, но и внутренними мотивациями, необходимо гибкое сочетание формальных и неформальных воздействий на предпринимателей с учетом не только показателей социально-экономических показателей развития региона, но и специфических факторов, определяющих мотивацию инновационной активности его населения.
Рецензенты:
Стрельцова Е.Д., д.э.н., профессор кафедры «Информационная безопасность, телекоммуникационные системы и информатика» Южно-Российского государственного политехнического университета (НПИ) им. М.И. Платова, г. Ростов-на-Дону;
Тарасенко Л.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой региональной социологии и моделирования социальных процессов ЮФУ, г. Ростов-на-Дону.
[1] Разработано авторами.
[2] Составлено по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели: Стат.сб. / Росстат.2014. М.: 2014.
[3] Источник: Промышленность России. 2014: Стат.сб. / Росстат. М., 2014.
[4] Источник: Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru. (дата обращения: 3.04.2015).
[5] Разработано автором на основе материалов исследования.
Библиографическая ссылка
Чернова О.А., Садовников А.С. МЕХАНИЗМЫ АКТИВИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19212 (дата обращения: 11.10.2024).