Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО

Петрова Л.А. 1 Берестнева Е.В. 2 Бригадин А.А. 2
1 Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт»
2 ФГБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет»
В статье раскрывается понятие самостоятельной работы студентов. Сформулирована дидактическая цель организации самостоятельной работы студентов. Рассмотрены основные характеристики самостоятельной работы студентов. Обозначены типичные трудности в организации и проведении самостоятельной работы студентов, с которыми приходится сталкиваться и студентам, и преподавателям. Определены критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов. Названы основные условия, способствующие повышению эффективности организации самостоятельной работы обучающихся. Обращается внимание на то, что активная самостоятельная работа студентов возможна прежде всего при наличии устойчивой мотивации. Обращается внимание на необходимость учитывать в организации самостоятельной работы уровень подготовленности студентов к выполнению самостоятельной работы, их личностные характеристики, такие как ответственность, любознательность, желание добиться карьерного роста в будущей профессиональной деятельности.
организация работы студентов
самостоятельная работа студентов
студенты
1. Берестнева О.Г. Моделирование развития интеллектуальной компетентности студентов // Известия Томского политехнического университета. — 2005. — Т. 308. — № 2. — С. 152–156.
2. Берестнева О.Г., Марухина О.В. Критерии качества обучения в высшей школе //Стандарты и качество. — 2004. — № 8. — С. 84–86.
3. Берестнева О.Г., Иванкина Л.И., Марухина О.В. Компетентностно-ориентированное образование: от технологии обучения к технологии развития человека // Известия Томского политехнического университета. — 2011. — Т. 319. — № 6. — С. 172–176.
4. Вадутова Ф.А., Шевелев Г.Е., Берестнева О.Г. Совершенствование магистерской подготовки в национальном исследовательском томском политехническом университете // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 2.
5. Герасименко К.М. Организация самостоятельной работы студентов-заочников педагогических специальностей. — URL: http://vestnik.yspu.org/releases/2010_pp4/34.pdf
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология — М.: Логос, 2003.
7. Козлова Н.В., Берестнева О.Г. Высшая техническая школа и инженерное образование в современных условиях. Психолого-акмеологический подход // Известия Томского политехнического университета. — 2006. — Т. 309. — № 2. — С. 229–233.
8. Митин И.В. Кредитная система оценки содержания и качества освоения образовательных программ. — URL: www.edit.muh.ru/content/mag/trudy/07_2010/07.
9. Петрова Л.А., Носкова Н.В. Педагогика: Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов бакалавров по направлению подготовки «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование». — Орехово-Зуево: МГОГИ, 2013. — 28 с.
10. Силласте Г.Г., Письменная Е.Е., Белгарокова Н.М. Самостоятельная работа студентов. — URL: http://www.fa.ru/chair/socio/pps/Documents/metod_self_work.pdf
11. Тельтевская Н.В. Оптимизация самостоятельной работы студентов с позиций компетентностного подхода. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/3-013_filosofiya_118.pdf (дата обращения 21.03.2015г.)
12. Управление самостоятельной работой студентов. URL:http://charko.narod.ru/tekst/an4/3.html
Современные реалии, происходящие в обществе перемены диктуют изменение модели специалиста любого профиля. Социально-экономические перспективы развития профессионального образования предъявляют новые повышенные требования к подготовке современных конкурентоспособных специалистов. Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г., определяющая необходимость перехода страны на инновационную модель развития, указывает на необходимость изменений в системе профессионального образования. Одной из наиболее важных задач в условиях перехода на ФГОС в системе высшего образования и среднего профессионального образования является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности согласно требованиям ФГОС ВО является важнейшим элементом образовательного процесса. Предметно и содержательно самостоятельная работа студентов (СРС) определяется государственным образовательным стандартом, действующими учебными планами по образовательным программам различных форм обучения, рабочими программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС: учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.

Переход на новые учебные планы и программы с одновременным сокращением часов, отведенных на аудиторные занятия, предопределил увеличение доли самостоятельной работы студентов при изучении многих разделов и тем учебных дисциплин и обусловил необходимость поиска новых подходов к организации их учебной деятельности, контроля не только их знаний, но и процесса самостоятельной работы.

Несмотря на различие подходов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают ее как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение. Все чаще в публикациях вопросов о профессиональном образовании появляются понятия «самостоятельность», «познавательная самостоятельность», «профессиональная самостоятельность», «самостоятельная работа» и обращается внимание на то, что самостоятельность становится одним из тех свойств личности, которое обеспечивает успешность на протяжении всего жизненного пути.

В условиях роста значимости самостоятельной работы студентов деятельность преподавателя и обучающегося наполняется новым содержанием. Роль преподавателя заключается в организации самостоятельной работы с целью приобретения студентом общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе самостоятельной работы под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь ее решения.

Анализ научно-методической литературы и собственной педагогической практики позволяет выделить типичные трудности в организации и проведении самостоятельной работы студентов. Трудности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям:

1) поиск способов ликвидации нехватки аудиторного фонда, компьютерной техники;

2) осуществление невероятно большого объема работы по созданию подходящих форм и методов организации индивидуальной работы студентов для успешного решения дидактических задач;

3) необходимость получать информацию о реальных затратах времени студентов на выполнение домашних работ по различным учебным дисциплинам;

4) разработка заданий, которые были бы интересны по содержанию и одновременно позволяли бы студентам работать самостоятельно.

В свою очередь у студентов также возникают некоторые трудности в выполнении самостоятельной работы из-за:

1) недостатка навыков самостоятельного учебного труда (неумение рационально работать с книгой, вести конспектирование лекций, анализировать и обобщать прочитанное, делать краткие записи и обоснованные выводы);

2) недооценки роли самостоятельной работы в учебно-воспитательном процессе, восприятия ее как вспомогательного элемента, в отличие лекций, практических и других занятий. К основным причинам такого явления следует отнести недостаток соответствующих мотивов, установок на серьезную самостоятельную работу;

3) неумения планировать и организовывать свою самостоятельную работу («забывают» планировать все время, отведенное им на самоподготовку, или относятся к этому формально, что ведет к «штурмовщине»). В конечном итоге формируются неаккуратность и неорганизованность в работе;

4) недостаточного проявления умственного напряжения для правильного и наилучшего выполнения того или иного действия;

5) отсутствия познавательного интереса и психологической готовности к выполнению самостоятельной работы;

6) недостаточного проявления сознательности, самостоятельности и активности в процессе решения поставленных задач, придания им личностного смысла.

Практика показывает, что существует и ряд общих проблем для преподавателей и студентов [9]: необходимость оптимизации сочетания времени на аудиторные занятия и на выполнение самостоятельной работы по различным дисциплинам; значительный объем заданий, предполагаемых для самостоятельного изучения, не выполняется вообще, выполняется формально или просто списывается.

Для решения возникнувших проблем должны быть определены критерии эффективности организации самостоятельной работы студентов. Ими могут послужить следующие [8]:

1) содержание самостоятельной работы связано с формированием компетенций;

2) самостоятельная работа целенаправленна, контролируема как студентами, так и преподавателями;

3) задания дифференцированы и вариативны, т. е. учитывают индивидуальные возможности, потребности и интересы студентов;

4) использована кредитно-зачетная система, включающая накопительную систему оценивания самостоятельной работы студентов;

5) самостоятельная работа студентов обеспечена информационно-методическими средствами и материалами.

Таким образом, эффективно организованная самостоятельная работа не только способствует формированию профессиональной компетентности, но и обеспечивает процесс развития методической зрелости, навыков самоорганизации и самоконтроля образовательной деятельности. Это является особенно важным, так как предполагает становление будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, способного к саморазвитию, проектированию и преобразованию своих действий.

В педагогической науке существуют различные подходы в понимании самостоятельной работы студентов. И, несмотря на различие подходов к пониманию сущности и значения самостоятельной работы, практически все исследователи рассматривают ее как многостороннее и полифункциональное явление, имеющее не только учебное, но и личностное и общественное значение. Самостоятельную работу принято делить на учебную, научную и социальную. Все эти виды взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В аспекте нашего исследования самостоятельная работа рассматривается как «организуемая самим человеком в силу его внутренних познавательных мотивов и осуществляемая им в наиболее удобное время, контролируемая им самим в процессе и по результату деятельность, осуществляемая на основе внешнего опосредованного системного управления ею со стороны преподавателя или обучающей программы, компьютера» [6].

Организация самостоятельной работы студентов (СРС) направлена на осознанное включение студентов в самостоятельную работу как в процесс своей профессиональной подготовки. Она должна способствовать переводу студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность; научить студента осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией, заложить основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы привить умение в дальнейшем непрерывно повышать свою квалификацию.

В зависимости от места и времени проведения СРС, характера руководства ею со стороны преподавателя и способа контроля за ее результатами эта работа подразделяется на:

  • самостоятельную работу во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
  • самостоятельную работу под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов, зачетов и экзаменов;
  • внеаудиторную самостоятельную работу при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Содержание аудиторной и внеаудиторной СРС определяется в соответствии с рекомендуемыми видами учебных заданий, предусмотренными в рабочей программе учебной дисциплины.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности и уровня умений студентов.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов должен осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия и внеаудиторную самостоятельную работу студентов по дисциплине, может проходить в письменной, устной или смешанной форме [5].

Формы самостоятельной работы студента могут различаться в зависимости от цели, характера, дисциплины, объема часов, определенных учебным планом: подготовка к лекциям, семинарским, практическим и лабораторным занятиям; изучение учебных пособий; изучение и конспектирование хрестоматий и сборников документов; изучение в рамках программы курса тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия; написание тематических докладов, рефератов и эссе на проблемные темы; аннотирование монографий или их отдельных глав, статей; выполнение исследовательских и творческих заданий; написание контрольных и лабораторных работ; составление библиографии и реферирование по заданной теме.

Аналитики Российского научно-исследовательского института высшего образования (НИИВО) выделяют следующие основные характеристики СРС.

1. Психологические условия успешности СРС. Прежде всего это формирование устойчивого интереса к избранной профессии и методам овладения ее особенностями, которые зависят от таких параметров, как: взаимоотношения между преподавателями и студентами в образовательном процессе; уровень сложности заданий для самостоятельной работы; включенность студентов в формируемую деятельность будущей профессии.

2. Профессиональная ориентация дисциплин. Глубина профилирования тех или иных дисциплин должна учитывать психологические закономерности многоуровневого деления будущих профессионалов: бакалавры, специалисты, магистры.

3. Ограниченный бюджет времени студента. Преподаватель должен учитывать общую суммарную нагрузку студентов. Интенсификация образовательного процесса предполагает ритмичность СРС за счет уменьшения рутинной работы студента в семестрах.

4. Индивидуализация СРС, которая включает: увеличение удельного веса интенсивной работы с более подготовленными студентами; деление занятия на обязательную и творческую части; регулярность консультаций с обучаемыми; исчерпывающее и своевременное информирование о тематическом содержании самостоятельной работы, сроках выполнения, потребности во вспомогательных средствах, формах, способах контроля и оценке итоговых результатов.

Главное в стратегической линии организации самостоятельной работы студентов в вузе заключается не в оптимизации ее отдельных видов, а в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе всех видов учебной деятельности. К.М. Герасименко [2] выделяет ряд условий, способствующих повышению эффективности организации самостоятельной работы: обеспечение разумного сочетания видов самостоятельной работы: обеспечение студента необходимыми методическими материалами по выполнению самостоятельной работы, разработка четких методических указаний; проведение индивидуальных консультаций; знание алгоритма, методов выполнения самостоятельной работы, способов ее выполнения; устойчивая мотивация деятельности (наличие заинтересованности); использование ситуаций успеха на занятиях, способствующих развитию у студентов уверенности в своих силах, формированию адекватной самооценки, раскрытию индивидуальных способностей обучаемых; разработка системы заданий для самостоятельной работы, основанной на развитии профессиональных компетенций студента; включение в задания обязательной для всех базовой части и вариативной - для более подготовленных; осуществление контроля за ходом самостоятельной работы, определение преподавателем объема работы и сроков ее представления. Таким образом, можно говорить о том, что обоснованное руководство самостоятельной работой студентов при соблюдении данных условий позволяет достигнуть необходимого уровня профессиональной подготовки выпускника. При этом студент сам учится оперировать учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, развиваются компетенции, формируются способность к самообучению, самообразованию, самоорганизации, высокий уровень поисковой активности.

Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии устойчивой мотивации. Самый сильный мотивирующий фактор - подготовка к дальнейшей эффективной профессиональной деятельности. Анализ результатов исследований в данной области [1-7] показал, что факторами, способствующими активизации самостоятельной работы студентов, являются: полезность выполняемой работы (участие студентов в творческой, научно-методической деятельности под руководством преподавателя); участие в олимпиадах по учебным дисциплинам; использование мотивирующих факторов контроля знаний (это накопительные оценки, рейтинг, тесты, нестандартные экзаменационные процедуры); поощрение студентов за успехи в учебе и творческой деятельности (стипендии, премирование, поощрительные баллы); индивидуализация всех видов учебных заданий, постоянное их обновление.

Мотивационным фактором в учебной работе, в том числе самостоятельной, является личность преподавателя [3]. Преподаватель может быть примером для студента как профессионал, как творческая личность. Он может и должен помочь студенту раскрыть свой творческий потенциал, определить перспективы своего внутреннего роста.

Формирование познавательной самостоятельности обучающихся будет эффективным при выполнении ряда требований [8, 9], как то:

  1. диагностика уровня самостоятельной деятельности обучающегося и прогнозирование ее развития с учетом психолого-педагогических и возрастных особенностей каждой группы, образовательного ценза каждого входящего в нее индивида и других показателей;
  2. обучение самоорганизации деятельности обучающегося, предусматривающее вооружение умениями самостоятельно формулировать цели и выбор ее ориентировочной основы, планировать работу и находить пути реализации своего плана, анализировать собственную деятельность и вносить в нее коррективы.

Учет того фактора, что студенты обладают разным уровнем подготовленности, предполагает предъявление им различных по характеру деятельности заданий, которые могут быть: воспроизводящими (работы по образцу); реконструктивными; эвристическими (работы, в которых задаются нестандартные ситуации или нетиповые задачи), квалификационными, творческими заданиями в рамках курса по выбору и др.

Таким образом, педагогические аспекты обеспечения самостоятельной работы студентов вуза включают не только дидактические, но и собственно педагогические задачи, такие как развитие личностных качеств у студентов. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать мотивации к познавательной работе, умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.

Рецензенты:

Иванкина Л. И., д.ф.н., профессор кафедры менеджмента, Институт социально-гуманитарных технологий Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск;

Романенко С.В., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой экологии и безопасности жизнедеятельности. Институт природных ресурсов Национального исследовательского Томского политехнического университета, г. Томск.


Библиографическая ссылка

Петрова Л.А., Берестнева Е.В., Бригадин А.А. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19211 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674