Учитывая текущую реформу российского здравоохранения, автор считает полезным обратиться к опыту Японии. При различиях в площадях территорий, плотности населения, этнического состава населения, структуры ВВП и других, в обеих странах быстро стареет население, есть ресурсные ограничения разной специфики, при этом наиболее эффективное преодоление ограничений со стороны России, возможно с использованием японского опыта привлечения традиционных ценностей для построения и поддержания социальных связей.
В здравоохранении и предоставлении социальных услуг в Японии в 2009 году было занято 6 210 000 человек [6] против 4 572 000 в Германии, около 6 000 000 в России, 18 632 000 в США (19 562 000 в 2013 году) [2]. Более 140 тыс. медицинских учреждений, из них 81 тыс. поликлиник (учреждение с количеством коек не более 20, из них 23,6 тыс. оснащены больничными койками); больниц около 10 000 [4] (против 5500 - 6200 (расхождение 700, так мы точно считаем!) в результате безумного на 30 % за два года сокращения на 2012 год в РФ) [3], 50 крупнейших стоматологических клиник и 52 тыс. стоматологических кабинетов [2], что, при разнице населения в 20 млн, близко к российской статистике. Частным терапевтом или семейным врачом может стать только тот, что прошел 6-летнее обучение в медицинской школе при университете, сдав после 4 курса серьезный экзамен (сдают успешно 0,5 % учащихся), по результатам которого студенты допускаются на 5 курс, а не сдавшие становятся высококвалифицированными медсестрами, формально на уровне российского высшего сестринского диплома, что составляет 71 % медсестер (4 % составляют обучавшиеся на двухлетних курсах и 25 % - выпускницы трехлетних профессиональных школ), затем сдал выпускной квалификационный экзамен и затем двухлетнюю специализацию с последующей не менее чем трехлетней практикой по нескольким специальностям: хирургия, педиатрия, терапия, неотложная помощь, психиатрия. Полученная квалификация позволяет одному специалисту оказывать многопрофильную медицинскую помощь, и затраты, связанные со строительством и эксплуатацией крупных поликлиник, снижаются. Осмотр и опрос по специальным утвержденным методикам позволяет успешно диагностировать заболевания в среднем за 6 минут амбулаторного и 4 минуты больничного приема против 20 мин в США, с точностью 70-80 % без дополнительных исследований, и в случае необходимости обеспечивает почти безошибочное (в 96 % случаев) направление к профильному специалисту [6].
Прибыль частных (около 80 %) медицинских учреждений идет на развитие, а не на получение доходов на вложенный капитал. Из стационаров более 30 % принадлежат частным лицам, 42 % - юридическим. Закупки необходимого оборудования ведутся обычно за счет банковского кредитования [6].
Врач государственного или частного учреждения в Японии всегда государственный служащий, чей труд оплачивается по единым для всех медицинских учреждений по всей стране тарифам, определяемым по балльной системе, и фиксированная стоимость балла - предмет переговоров между ассоциацией врачей, комиссией Министерства здравоохранения и страховщиками, проходящих каждые два года, и регулируется исходя из многих факторов, в основном в сторону понижения, для снижения растущей финансовой нагрузки, которую испытывает японское здравоохранение в связи с демографическими проблемами. Фонды, контролируемые Министерством здравоохранения, труда и социальной защиты, проверяют счета, по которым страховщики затем платят фондам, а фонды - медицинским учреждениям за оказанные услуги, в течение 2 месяцев с момента оказания услуги [4].
Государственные и частные расходы на здравоохранение разделены практически поровну, с ростом доли государственных расходов примерно на 1,0-0,5 % в год с 2008 по 2010 г. [2].
Компании с 700 или более сотрудников обязательно предоставляют страховку по одной из 1800 схем, управляемых страховым обществом, учрежденным работниками, ответственность за собственность которого несет компания-учредитель; 15 % схем отраслевые, остальные касаются компании. Обычно 45 % отчислений (в среднем 8,5 % от зарплаты) выплачивает работник, и его зарплата уменьшается на сумму платежа [3]. Доля в 55 % не обременяет компании, т.к. трудоспособное население Японии обладает относительно хорошим здоровьем.
Около 30 % работников компаний со штатом менее 700 человек (относятся к малому бизнесу), застрахованы по программе, финансируемой смешанным образом за счет государственных ассигнований и за счет обязательных взносов (8,2 % от зарплаты), которых недостаточно, 14 % покрывают государственные субсидии [6].
Страхование пенсионеров, безработных, мелких индивидуальных предпринимателей, не использующих наемный труд, финансируется из средств налога на индивидуальную трудовую деятельность, общих доходов госбюджета, программ общественного страхования и страхования малого бизнеса. Эти средства поступают в местные страховые компании под управлением муниципалитетов. Все, кто не застрахован по какой-либо иной схеме, обязаны платить в местные СК ежегодно не более $4800 с домохозяйства (из них в среднем 55 % возмещается, таким образом, ежегодные семейные расходы в среднем $2300, что составляет 17 % финансирования, при 10-30 % оплате услуг), но бедные семьи безнаказанно не платят, и попытки ввести ответственность за неплатежи отвергаются обществом [6].
Медицинское обслуживание безработных оплачивается программами, принятыми на последнем месте работы. Граждане, занимающиеся стратегически важными видами деятельности (крестьяне, рыбаки, некоторые ремесленники), приравнены к государственным служащим, и их медицинское обслуживание оплачивается по соответствующим программам. Таким образом, 99 % медицинских расходов приходится на долю около 3000 публичных страховых организаций [3].
Страховое покрытие по всем четырем основным схемам распространяется, без ограничения выбора учреждения и специалиста, на любую медицинскую помощь, уход, в том числе по болезни, беременности, декрету, инвалидности; медицинскую технику, лекарственные средства, расходы на транспорт, без которых невозможно предоставление медицинской помощи (например, ежедневная транспортировка больного на процедуры в специализированное медицинское учреждение, в том числе оплата транспортных расходов сопровождающего лица, или оплата проезда на ежеквартальное обследование и/или лечение в медицинское учреждение, расположенное на климатическом курорте).
При общей численности в 2012 году 292 039 [2],[4], в Японии 23 врача на 10 000 населения [2] против 639 303 и 43,9 в России [3], со средним доходом $ 150 000/год (в среднем $ 100 000 в государственных и $ 200 000 в частных медучреждениях, что второе выше зарплаты рабочего[3]) и 1 344 388 [2], [4] (106 на 10 000 населения) медсестер против 92,3 в России (по другим оценкам, в России м/с 1518500, 105,7 на 10 000; врачей 702 600, т.е 48,9 на 10 000, что соответствует населению в 147 млн).
Таким образом, отношение численности врачей к численности среднего медперсонала в России 0,5 против 0,22 в Японии. Это соотношение является одним из показателей загруженности врача и престижности врачебного труда: чем показатель меньше, тем больше медсестер работают на одного врача, тем меньше его загруженность и тем выше престиж труда. В США и ведущих европейских странах этот показатель выше 0,25, при этом наилучшие показатели в Швейцарии и Норвегии [2], что коррелирует с величиной общих расходов на здраво-охранение по ППП и в % к ВВП [2] . Средний доход медицинской сестры в Японии через 10 лет работы в одном учреждении до $ 36000/год, что немного по японским меркам, но гарантирует уважение в обществе и финансовую стабильность.
В 2012 году в Японии младенческая смертность составила 2,2 случая на 1000 живорожденных. Ниже лишь в Исландии (1,1), Гонконге (1,3), Словении (1,6); в Германии - 3,3, в США - 6,1[2], в России - 7,5 по данным 2012 г [4]. Коэффициент суммарной рождаемости в Японии 1,4 на 2012 год [4]. Коэффициент естественного прироста населения -0,2 против -0,1 в России до 2014 года, показавшего рост.
Подушевые медицинские расходы на пожилых (с 2007 г старше 75 лет) граждан составили, за 2009 год, 885000 йен (100 йен=1 USD) в год, из них 438000, или 49,49 %, расходы на стационарное лечение, и 407000 на амбулаторное. За 2009 год подушевые расходы на медицинскую помощь гражданам моложе 75 лет составили 191000 йен (61000 или 31,94 % на стационарное, 108000 или 56,54 % на амбулаторное лечение [4]. Разница в 4,6 раза, что превосходит аналогичный показатель в США (3,7 на 2004 год ) [3], Германии и Франции (соответственно 3,7 и 3,3 по данным за 2006 год) [6]. Согласно данным Таблицы 1, занимая в 2011 году 8 место по доле медицинских расходов в ВВП и 16 место по медицинским расходам на душу населения, против, соответственно, 24 и 21 мест в 2009 году, Япония имеет четвертую в мире систему здравоохранения [1].
Таблица 1Национальные медицинские расходы стран ОЭСР за 2011 год
Страна |
Общие расходы здравоохранения, % от ВВП |
Подушевые расходы здравоохранения, в $ по ППП |
||
($) |
Место |
($) |
Место |
|
США |
16,3 |
1 |
8135,6 |
1 |
Франция |
11,1 |
4 |
4025,6 |
11 |
Германия |
10,9 |
5 |
4455,4 |
5 |
Швейцария |
11,1 |
4 |
5670,9 |
2 |
Норвегия |
8,9 |
14 |
5531,4 |
3 |
Япония |
10 |
8 |
3428,3 |
16 |
В 2014 году общие расходы здравоохранения в Японии составили 10,2 % ВВП, подушевые расходы здравоохранения по ППП - $ 4752 [1].
В Японии и России роль государственного регулирования в экономике значительна, закреплена на законодательном уровне, но практика правоприменения различна. В России блокируется коррупционным сговором различных групп. В Японии указания государственных чиновников принимаются бизнесом к исполнению в силу корпоративистского государства.
Норма прибыли в японской промышленности невысока, на европейском и американском рынках японские компании стремятся, прежде всего, к увеличению доли рынка. Отсюда невысокий, а иногда и отрицательный темп роста ВВП, скорее вынужденный, но необходимый для поддержания технологического уровня и качества жизни. Территориальные и ресурсные ограничения не позволяют расти ни населению, ни экономике, отсюда демографический тупик и, в перспективе, усталость нации и безусловное грядущее снижение всех показателей развития, если Япония не интегрируется в большой региональный союз с участием России, будет ли он одной из существующих структур или некой новой. Такое сотрудничество может уравновесить перекос российско-китайского экономического и политического взаимодействия в дальневосточном регионе.
Государственно-частное партнерство в условиях корпоративистского государства может стать примером для России в связи с, в перспективе, продолжительной ожидаемой ролью естественных монополий и госкорпораций.
Эффективность японских государственных программ в области здравоохранения уступает лишь Сингапуру, российских - в среднем 3%, и специалисты, способные разрабатывать критерии эффективности и управлять в соответствии с ними, не могут реализовать свои профессиональные возможности из-за саботажа. В Японии государственные чиновники и главы корпораций, не оправдавшие ожиданий, приносят публичные извинения народу и покидают посты, помимо готовности отвечать перед законом; в России со времен Смуты такой опыт забыт, но должен, обязан вернуться, иначе не преодолеть недоверие к властям.
Особенности японского здравоохранения являются своеобразной отдачей властью долга своему народу. Кстати, в официальных документах встречаются порой такие формулы! Возможный успех России, в том числе в развитии здравоохранения, также основан на понятиях служения, долга, ответственности, благодарности, единства, явленных в действии, в повседневной деятельности, в правовых нормах, налоговой политике, хозяйственной деятельности.
Рецензенты:Клевцов В.В., д.э.н., профессор кафедры экономической теории и инвестирования ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет экономики, статистики и информатики», г.Москва;
Хазанович Э.С., д.э.н., профессор кафедры экономики и финансов АНО ВПО «Евразийский открытый институт» , г. Москва.
Библиографическая ссылка
Массальский Р.И. РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ЯПОНСКИЙ ОПЫТ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19197 (дата обращения: 04.10.2024).