В современной историографии отсутствуют работы, посвященные анализу песенных и поэтических произведений, опубликованных на страницах нелегальной печати сибирских эсеров в дофевральский период. Предлагаемая статья, написанная на базе научно-исследовательской литературы и впервые вводимых в научный оборот архивных источников, восполняет существующий пробел.
В отличие от сибирских эсдеков, выпустивших накануне Первой российской революции 2 листовки с текстом «Гимна народовольцев» (1902, апр.) [15, С. 481], сторонники ПСР приступили к публикации песенных и поэтических произведений в своей нелегальной печати только в революционный период.
В эпоху Первой российской революции сибирскими эсерами в 11 листовках (2,9 % от общего числа изданных в 1905-1907 гг.) был опубликован ряд революционных песен [15, С. 486]. Сибирский союз ПСР издал 1 листовку с текстами революционных песен, Омская группа ПСР - 2, Мариинская группа ПСР - 5, Иркутский комитет ПСР - 1, Томский комитет ПСР - 1, Красноярский комитет ПСР- 1 [16, С. 46,47,50,69,76,82]. Среди опубликованных в виде листовок песен были самые популярные не только в сообществе революционеров, но и в широких народных массах, музыкальные произведения: «Похоронный марш. Вы жертвою пали в борьбе роковой...», «Марсельеза», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу!», «Замучен тяжелой неволей ("Последнее прости")», «Гимн народовольцев ("Песня социалистов")» и др. [21, С. 131,144,151,157,165,167].
Нередко выпуск таких листовок приурочивался к какому-нибудь заметному общественно-политическому событию. Так, сибирские эсеры, конкурировавшие с социал-демократами за влияние на местных рабочих, активизировали накануне пролетарского праздника 1 Мая свою печатную пропаганду. Например, Томский комитет ПСР в 1906 г. к празднику трудящихся выпустил тиражами по 5 тыс. экз. листовки «1-е Мая - 18 апреля» и «Первомайская песня Ивана Платоновича Каляева» (1906, 18 апр.) [10, Л. 1; 16, С. 69], в которых пропагандировались идеи пролетарского единения, имелись призывы к рабочим праздновать 1 Мая, бороться с самодержавием. В обеих листовках содержался текст «Первомайской песни Ивана Платоновича Каляева», в которой, в частности, имелись такие строки:
«Солнце - наш факел победный,
Правда - наш лозунг святой.
Рухнет пред нами бесследно
Дряхлый насилия строй:
Сгинут цари-кровопийцы,
Скоро их троны падут!
Всех вас, тираны-убийцы,
Мести народной ждет суд...
Ваш, кулаки-мироеды,
Также настигнет черед,
Близок час нашей победы,
Встанет на бой весь народ.
Барщины, цепи, налоги,
Фабрики, гнет крепостной,
Замки, казармы, остроги
Дружно снесем мы долой...
Грянем мы сомкнутым строем,
Царство насилья снесем!
Все на земле перестроим,
Все на свой лад заведем!».
Члены Омской Центральной Рабочей Группы (ЦРГ) ПСР в своей листовке «К товарищам рабочим» (1907, февр.), стремясь подбодрить рабочих после окончившейся поражением, массовыми арестами и увольнениями забастовки в местных железнодорожных мастерских и депо, поместили в тексте листовки четверостишие из «Гимна народовольцев»:
«Смело, друзья, не теряйте
Бодрость в неравном бою,
Родину-мать вы спасайте
Честь и свободу свою!» [17, С. 81].
Большой популярностью у населения Сибирского региона пользовались сборники революционных песен, поэтому в период революции местные формирования ПСР издали 2 подобного рода брошюры. Так, Красноярской группой ПСР в ноябре 1905 г. была опубликована тиражом 1300 экз. брошюра «Песни борьбы» [11, Л. 10; 16, С. 107]. Омский комитет ПСР не позднее 9 марта 1907 г. издал в количестве 3 тыс. экз. 16-страничную брошюру «Песни революции» с текстами 13 песен. Среди них были боевые, полные могучей, жизнеутверждающей силы гимны-марши («Интернационал», «Рабочая марсельеза», «На баррикады», «Варшавянка», «Смело, товарищи, в ногу», «Новый русский гимн», «Смело, друзья, не теряйте ("Песня социалистов", "Гимн народовольцев")», «Беснуйтесь, тираны»), траурные гимны («Похоронный марш», «Последнее прости»), солдатские песни («Солдатская марсельеза», «Казачья марсельеза»), крестьянские песни («Крестьянская марсельеза») [13, Л. 304-311; 16, С. 109]. В них звучал призыв к революции, воплощалась решимость ее участников свергнуть самодержавие, их непреклонная вера в победу.
Все песни, опубликованные в 1905-1907 гг. в нелегальных изданиях сибирских эсеров, типологически можно разделить на следующие группы: революционные, рабочие, солдатские, крестьянские. Среди этих песен выделялись песни, обращенные к солдатам. Наиболее распространенными являлись «Солдатская марсельеза (Отречемся от ложного долга)», «Памятка солдата», а также «Казачья марсельеза», написанная барнаульским рабочим- картонажником, талантливым поэтом-самоучкой, социал-демократом И.И. Тачаловым. В этих песнях, сочиненных революционерами-профессионалами в агитационных целях, разоблачался антинародный характер русско-японской войны 1904-1905 гг., в которой солдаты гибли не за Родину, а за интересы царя, помещиков и капиталистов. Их авторы верили в возможность пробуждения революционного сознания у солдат и казаков [22, С. 68-70].
Характерно в этом плане содержание популярной песни «Памятка солдата»:
«Стреляй, солдат, в кого велят,
Забудь отца, родного брата!
Забудь жену, детей и мать -
Лишь вспомни "Памятку солдата"
Попы тебя благословят,
Убьешь отца - греха не будет;
Они не врут, коль говорят:
Бог вашей службы не забудет.
В далекий край служить пошлют,
На родине вас не оставят;
Шинель, мундир вам там дадут
И быть машиною заставят.
Рабочих бить вас поведут,
Голодных убивать принудят;
По чарке водки вам дадут
И ею совесть вашу сгубят.
Стреляй, солдат, коли штыком,
Без сожаленья бей прикладом! -
Но в миг тот вспомни лишь о том,
Что бьешься ты с голодным братом.
Стреляй, солдат, в кого велят,
Стреляй, покуда ты в мундире!
Но, убивая, не забудь: -
В рабочей завтра будешь шкуре».
«Солдатские» песни, рожденные революцией, оказали заметное воздействие на процесс революционизирования армии и привлечения ее на сторону восставшего народа.
Отметим также «Крестьянскую Марсельезу (другое название "Крестьянская песня")» неизвестного автора. Эта песня, судя по ее содержанию, появилась в эпоху народников как реакция на Манифест 19 февраля 1861 г. В ней красочно и эмоционально описывалась тяжелая крестьянская доля:
«А чтоб с голоду нам не подохнуть,
Мы к дворянам работать идем,
И живет эта жадная свора,
Вся живет она нашим трудом.
Коровенку за подать продали,
Лошаденку за долг барин взял.
А без лошади как нам работать?
Поп твердит: "Это бог наказал"!
Донимает нас земский начальник,
И урядник дохнуть не дает,
Поп нас адом кромешным стращает,
Сам последний кусочек он рвет».
Исследователи справедливо заметили, что эта песня излагала традиционную крестьянскую «утопию». По сути, в ней обрисован стихийный крестьянский социализм, т.е. идеальный, вольный мир без жестоких правителей, налогов, карательных органов, попов, тяжелого наемного труда. Целый ряд поколений русских революционеров, начиная от петрашевцев, народников и заканчивая эсерами, мечтал о таком общественном устройстве [20].
В ряде листовок эсеров были помещены стихотворные произведения. Так, Иркутский комитет ПСР выпустил листовку № 25 (1905, 13 нояб.) с текстом стихотворения, воспевающего печальную судьбу борца за народную свободу. Стихотворение состоит из 7 строф (всего 28 строк) [4]. Нередко стихотворные четверостишия публиковались и в текстах листовок, адресованных ко всем гражданам. Так, в гектографированной прокламации Тобольской группы ПСР № 2 «Товарищи! Уже более тысячи лет...» (1906, 7 апр.), призывавшей к свержению самодержавия, к борьбе за Учредительное собрание, в конце текста помещено следующее стихотворение:
«Не довольно ли вечного горя!
Встанем, братья, отвсюду за раз!
От Днепра и до Белого моря,
И Поволжье и Дальний Кавказ,
На воров, на собак, на богатых,
Да на злого вампира-царя!
Бей, дави их, злодеев проклятых!
И зажгись лучшей жизни заря!» [2, Л. 328].
Нелегальные газеты эсеров, увидевшие свет в революционные годы, также на своих страницах помещали стихи, посвященные злободневным темам. Так, в № 1 газеты Иркутского комитета ПСР «Революционное слово» (1906, 14 янв.), было опубликовано стихотворение революционного содержания «С Новым годом» [6, Л. 55-56; 16, С. 111]. В № 3 нелегальной газеты Красноярского комитета ПСР «Голос революции» (1906, нояб.) тоже было напечатано стихотворение. Их авторами, как правило, являлись местные эсеры [1; 16, С. 112].
В 1905-1907 гг. революционные песни в России впервые стали подлинно массовыми, народными. Отметим, что в эти годы песенный репертуар революционеров заметно пополнился новыми песнями. Нередко стихотворения, появившиеся на страницах нелегальных изданий, становились широко известными песнями. Легальная пресса Сибири часто сообщала об исполнении революционных песен на митингах, маевках и демонстрациях, во время встреч на вокзалах поездов, везущих на каторгу и в ссылку политзаключённых, в солдатских казармах, тюрьмах, учебных заведениях, театрах и т.д. В революционный период в Сибирском регионе расширилась география изданий листовок с текстами революционных песен и стихов, сборников песен, выросли тиражи этих изданий. Благодаря постоянной пропаганде революционная песня прочно вошла в быт сибиряков. А ее исполнение воспринималось эсерами как свидетельство боевого настроения масс, их готовности к активным действиям.
Выпуск нелегальных изданий сибирских эсеров, содержащих тексты революционных песен и стихов, продолжился и после поражения Первой революции. В межреволюционный период, по нашим данным, свет увидели 2 листовки эсеров с текстами песен [15, С. 506]. Это листовки Барнаульской группы ПСР «Марсельеза» (1907, окт.-нояб.) и Читинского комитета ПСР «Революционные песни» (1909, февр.). В них помещены известные сибирякам со времен революции тексты популярных революционных песен [7, Л. 19; 16, С. 92,97; 19, Л. 28].
Кроме того, сибирскими эсерами было издано 3 сборника с текстами революционных песен. Это брошюры Иркутской ЦРГ ПСР «Песни» (1907, ранее 22 июня), Тюменской группы ПСР «Революционные песни» (1910, ранее 10 апр.), Верхнеудинской частной группы ПСР «Песни революции» (1910, ранее 16 июля) [3, Л. 81; 4, Л. 33 об.; 5, Л. 39; 8, Л. 10; 9, Л. 28-29; 14, С. 108; 16, С. 109,110]. Песни в указанных сборниках напечатаны без нот. За исключением брошюры Иркутской ЦРГ ПСР, отпечатанной типографским способом, остальные были изготовлены гектографическим способом и имели небольшой тираж.
В ряде нелегальных изданий эсеров, как и ранее, были опубликованы стихотворные произведения. Их тематика отличалась разнообразием, но в большинстве случаев они являлись живыми откликами на события местной общественно-политической жизни. Например, в № 1 нелегальной газеты Военно-революционного союза при Омском комитете ПСР «Солнышко»(1907, 12 авг.) было помещено революционное стихотворение. В № 2 газеты «Солнышко» (1907, 27 сент.) вошло 3 стихотворения на злобу дня. Одно из них посвящалось памяти видного члена Иркутского комитета ПСР Павла Исаевича Файнберга, убитого надсмотрщиками 10 октября 1906 г. в местной тюрьме. Другие стихотворения «Под Красное знамя» и «Велик и страшен гнев народный» призывали читателей к активной борьбе с самодержавием. Типично в этом отношении содержание стихотворения «Велик и страшен гнев народный». В нем имелось такое обращение к солдату, принимавшему непосредственное участие в расправе над восставшим народом:
«Друг! Коль тебя отец и брат
Объявят злым врагом,
Куда пойдешь ты, друг-солдат,
И где твой будет дом?» [1; 16, C. 114].
В № 1 и № 2 нелегального гектографированного журнала Туринской группы ПСР «Сеятель» (1909 г.), предназначенного для уездного сельского учительства, было помещено несколько разноплановых по своему содержанию стихотворений. Их авторами являлись читатели этого журнала - сторонники ПСР. Так, в № 2 была опубликована целая подборка стихотворений авторов, скрывшихся под псевдонимами: «Русская песня», К. Бестужева «К Т.Л.» и «Песни мои - слезы земли», Альфы «Все дальше, все вперед!», «Им». Это лирические, социальные и революционные по своему содержанию стихотворения [12, Л. 118об.-132об.]. Судя по всему, и в других нелегальных газетах и журналах, изданных сибирскими социалистами-революционерами, публиковались стихи.
Всего сибирскими эсерами в течение 1905-1910 гг., по нашим подсчетам, было издано не менее 13 наименований листовок с текстами популярных революционных песен (2,3 % от общего количества, выпущенных в эти годы), 5 наименований песенных сборников (14,3 % от общего количества брошюр). Кроме того, в ряде текстов листовок эсеров, а также в их нелегальных газетах и журналах были напечатаны тексты песен и стихов [15, С. 507].
Для сравнения: в течение 1901 г. - февраля 1917 г. сибирскими формированиями РСДРП, по нашим подсчетам, было выпущено не менее 29 наименований листовок (1,8 % от общего количества, выпущенных в эти годы) с текстами революционных песен, 9 песенных сборников (20 %). В ряде текстов листовок, а также в их нелегальных газетах и журналах также публиковались песенные и стихотворные тексты [15, С. 508; 18].
В Сибирском регионе в начале XX в., как и в стране в целом, политическая песня вышла за рамки организаций профессиональных революционеров, а также оппозиционно настроенных общественных групп. Песенные и поэтические произведения с политическим содержанием расширили свои социальные границы. Имевшие общероссийское и региональное звучание, революционные песни и стихотворения передавались из уст в уста, расходились в списках по рукам, разучивались сибиряками на митингах, маевках и демонстрациях. Подпольные печатные издания сибирских формирований ПСР, содержавшие тексты политических песен и стихов, сыграли огромную роль в распространении и пропаганде революционных идей среди местного населения.
Рецензенты:Куценко И.Я., д.и.н., профессор кафедры истории, политологии и социальных коммуникаций, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар;
Штырбул А.А., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории, социологии и политологии, Омский государственный педагогический университет, г. Омск.
Библиографическая ссылка
Курусканова Н.П. ПЕСЕННЫЕ И ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ В НЕЛЕГАЛЬНОЙ ПЕЧАТИ СИБИРСКИХ ЭСЕРОВ (1905–1910 гг.) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19153 (дата обращения: 11.10.2024).