Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Арланова О.И. 1 Гаврилова М.О. 1 Щукина А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова»
Автономное учреждение – новый вид учреждений, введено в экономику согласно Федеральному закону от 3 марта 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». Они не являются чисто государственными учреждениями. Автономные учреждения открывают лицевые счета в кредитных организациях. Они могут привлекать внебюджетные средства, расширяя спектр предоставляемых услуг, тем самым повышая качество и эффективность предоставления услуг при снижении бюджетных расходов. Главная финансовая задача состоит в полном обеспечении учреждения необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения задания. Управление финансовыми ресурсами автономного учреждения осуществляется посредством формирования оперативного бюджета доходов и расходов. Автономные учреждения обладают большей экономической самостоятельностью. Это порождает формирование четкой системы управления денежными потоками на основе расчета реальной стоимости денежных средств. Прерогативой автономного учреждения является возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами. Образование новой формы учреждений становится выгодным и для государства, например, для повышения эффективности использования государственных затрат и для повышения качества предоставляемых учреждением услуг.
денежные потоки.
финансовые ресурсы
перевод образовательного бюджетного учреждения в автономное
финансирование
бюджетные учреждения
автономные учреждения
Арланова О.И., Щукина А.А. Организация бухгалтерского учета в автономных учреждениях высшего профессионального образования / О.И. Арланова, А.А. Щукина // Налогово-бюджетный механизм и его влияние на экономику региона: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 2014. – С. 36-39.
2. Арланова О.И., Гаврилова М.О. Эффективное управление денежными потоками/ О.И. Арланова, М.О. Гаврилова // Актуальные проблемы адаптации региональных организаций к условиям глобализации правовых и экономических отношений: сборник статей Всероссийской науч.-практ. конф. (Чебоксары, 17-18 июня 2014 г.) / редкол.: Н. В. Тумаланов [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс, 2014. – С. 62-68.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015).
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015).
5. Постановление администрации г. Чебоксары ЧР от 24.07.2008 N 192 (ред. от 24.12.2010) «О реализации Федерального закона ”Об автономных учреждениях”».
6. Постановление Кабинета Министров ЧР от 30.10.2007 N 281 (ред. от 22.01.2014) «О мерах по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях».
7. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 04.11.2014) «Об автономных учреждениях».
8. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций».
9. Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

С появлением Федерального закона от 3 марта 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» появился новый тип бюджетного учреждения, ставший более финансово независимым от бюджета государства, который называется автономным учреждением. Данный тип учреждений получил возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, в том числе привлеченными, это послужило расширению его финансово-хозяйственной самостоятельности.

Автономное учреждение является новым видом учреждений, которое введено в современную экономику согласно Федеральному закону от 3 марта 2006 года № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее Федеральный закон № 174-ФЗ) [7]. Такой тип учреждений существует только в России, поскольку это нечто среднее между государственным (муниципальным) и негосударственным (частным) учреждением. Оно не является чисто государственным учреждением, несмотря на то, что частично его затраты покрываются за счет средств бюджетного финансирования (в форме субсидий). Эти дотации направляются исключительно на выполнение муниципального задания, а вся деятельность вне его финансируется за счет доходов автономного учреждения от коммерческой деятельности (платные работы и услуги) [1].

Увеличение числа автономных учреждений в России обеспечивает уменьшение финансовой нагрузки на государственный бюджет путем привлечения частных средств, коммерческих услуг, создания штата управленческих кадров, обладающих высокой квалификацией, использования новых технологий, в том числе управленческих. Успешный переход бюджетной организации в автономное учреждение связано с рядом условий и факторов, которые должны предусматривать меры, оценивающие и предотвращающие риски, минимизирующие их. Прежде всего, учреждению необходимо принять решение о выгодности перевода его в автономное, после чего или взять инициативу на себя и направить обращение в государственные или муниципальные органы власти, или отказать в согласии на изменение типа.

Механизм перевода бюджетного учреждения в автономное в Чувашской Республике начался с утверждения Постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2007 г. № 281 «О мерах по реализации Федерального закона «Об автономных учреждениях» [6]. В ходе чего был запущен процесс перехода бюджетных учреждений в автономные, предполагающий высокую долю доходов от предпринимательской и иной деятельности, а также востребованность  социальных услуг населением.

В соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», автономные учреждения отличаются от бюджетных тем, что бюджетные открывают лицевые счета в органах Казначейства, а автономные учреждения - в кредитных организациях [9]. Помимо этого, автономные учреждения обладают возможностью предоставления и получения кредитов, у бюджетного учреждения такого права нет. Бюджетные учреждения финансируются по смете, это наделяет их правом использовать денежные средства, не выходящие за рамки сметы, в строгом соответствии с их целевым назначением, а финансирование деятельности автономных учреждений производится в виде субсидий из государственного бюджета и других источников. Это означает, что финансовое обеспечение в виде субсидий и право открывать счета в банках в совокупности повышает уровень финансовой независимости автономных учреждений в отличие от бюджетных.

Еще одной отличительной особенностью автономных учреждений согласно пункту 4 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации является то, что не использованные остатки бюджетных средств на их счетах полностью остаются в распоряжении этих учреждений [3]. В бюджетных же учреждениях средства, которые находятся не на едином счете бюджета, подлежат возврату на единый счет бюджета не позднее чем через два последних рабочих дня текущего финансового года.

Также необходимо отметить, что автономное учреждение, с разрешения своего учредителя, может вкладывать денежные средства и иное имущество в уставный капитал коммерческих организаций. В связи с этим автономное учреждение выступает учредителем коммерческих организаций, так, к примеру, опытно-конструкторских, проектных предприятий, научно-исследовательских центров, организаций по внедрению в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и других, благодаря этому появляются новые перспективы развития инноваций.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, у учреждений автономного типа появляется мотивация оказывать качественные услуги в большом количестве. Автономные учреждения получили финансовую самостоятельность: у них появилась возможность привлекать внебюджетные средства, расширяя спектр предоставляемых услуг, тем самым повышая качество и эффективность предоставления услуг при  снижении бюджетных расходов.

Уменьшение рисков перехода бюджетных учреждений в автономные обеспечивается выбором грамотного руководства и созданием системы экономической деятельности, которая включает планирование, учет, отчет и контроль движения финансовых ресурсов.

Структуру управления автономного учреждения г. Чебоксары возглавляет наблюдательный совет, в состав которого входят представитель учредителя,  представители органов исполнительной власти Чувашской Республики, представители общественности, представитель работников учреждения.

Формирование задания учредителя автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города Чебоксары, осуществляется органом местного самоуправления, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующем виде экономической деятельности, в соответствии с основной деятельностью, предусмотренной Уставом автономного учреждения [5].

Финансирование выполнения задания обеспечивает учредитель за счет средств бюджета города Чебоксары. Исполнение задания контролирует учредитель автономного учреждения.

Главная финансовая задача любого автономного учреждения состоит в своевременном и полном обеспечении учреждения необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения задания и удовлетворения текущих потребностей, а также для реализации инвестиционной деятельности.

Автономное учреждение в рамках планирования финансовой деятельности осуществляет составление плана финансово-хозяйственной деятельности и плана предоставления коммерческих услуг. В план финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения входят три части:

1.   Вступительные положения;

2.   Планируемые показатели деятельности в натуральном и стоимостном выражении;

3.   Доходные статьи, отражающие целевое и нецелевое финансирование, а также расходные статьи в соответствии с выполняемыми заданиями.

Ежегодное составление трехлетнего финансового плана обеспечивает стабильность финансовой деятельности автономного учреждения, обеспечивая соблюдение принципа сквозного финансового прогнозирования. План первого года из трех является годовым финансовым планом. В ходе трехлетнего финансового планирования выполняется корректировка плановых показателей на последующие два года предыдущего плана.

Управление финансовыми ресурсами автономного учреждения осуществляется посредством формирования оперативного бюджета доходов и расходов, а утвержденный платежный календарь обеспечивает точное соблюдение графика движения денежных потоков.

В ходе анализа и контроля финансовых отношений автономного учреждения используются следующие категории финансового менеджмента: рентабельность, операционный и финансовый рычаг, показатели ликвидности и платежеспособности. В качестве экономического показателя оценки эффективности работы автономных учреждений используют показатель добавленной стоимости (EVA), при положительном значении величины которого прослеживается возможность учреждения не только оплачивать заработную плату сотрудникам и амортизировать собственное (не муниципальное) имущество, но и погашать займы, необходимые для развития уставной деятельности.

Из вышеизложенного автономные учреждения обладают большей экономической самостоятельностью, нежели бюджетные, и это порождает формирование четкой системы управления финансовыми потоками на основе расчета реальной стоимости денежных средств. Так как привлекаемыми средствами могут быть не только кредиты и займы, но и задолженность по расчетам с организациями, оказывая отсрочку клиентам, автономное учреждение будет устанавливать на свои услуги ценовую политику, учитывая платности денежных ресурсов, например, принимая во внимание ставку рефинансирования Центрального банка.

Автономное учреждение, используя заемные финансовые ресурсы, вызывает появление эффекта финансового рычага, который характеризуется изменением рентабельности собственного капитала, полученного от использования заемных средств. Однако собственник не задается целью повысить рентабельность собственного капитала из-за отсутствия возможности использовать доходы от коммерческой деятельности. Поэтому можно говорить о том, что использование займов не приводит к достижению главной цели автономного учреждения, так как доходами, получаемыми от реализации коммерческих услуг, распоряжаются сами автономные учреждения, а риски не возврата кредитов могут негативно повлиять на выполнении задания учредителя. Исходя из этого, возможность самостоятельно распоряжаться финансовыми ресурсами, в том числе привлеченными, является главной прерогативой автономного учреждения в области расширения финансово-хозяйственной самостоятельности.

В отличие от предыдущего финансового инструмента эффект операционного рычага проявляется иначе из-за наличия в структуре себестоимости оказываемых услуг постоянных и переменных расходов. Так как переданное в пользование автономного учреждения имущество находится в обеспечении учредителя, в связи с чем постоянные расходы от коммерческой деятельности невелики. Проще говоря, автономное учреждение на имеющихся площадях, оказывая платные услуги, практически не имеет в составе  себестоимости постоянных расходов. А значит, автономное учреждение имеет большие финансовые выгоды, чем коммерческая организация, кроме того, в части страхования риска получения убытка.

Разновидностью притока денежных средств в капитал автономного учреждения является благотворительность в его пользу в качестве некоммерческой организации. Данный источник финансирования может принести автономному учреждению дополнительные средства для осуществления его деятельности. Так, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации пожертвование предусматривает льготы для благотворителей, в особенности физическим лицам. Но для юридических лиц благотворительность является менее выгодным, так как осуществляется за счет чистой прибыли (согласно п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ). Однако передача товаров автономному учреждению для осуществления деятельности в соответствии с его уставом не подлежит налогообложению в рамках пп. 3 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса Российской Федерации. А также действуют льготы для автономного учреждения, суть которых в том, что с полученных средств от благотворительности налог на прибыль уплате не подлежит (пп. 1 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ) [4].

Суть Федерального закона от 30 декабря 2006 года № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» состоит в том, что благотворители передают свои денежные средства на образование целевого капитала некоммерческой организации, далее капитал передают в доверительное управление профессиональной управляющей компании, а выгодоприобретателю по доверительному управлению поступает постоянный доход [8]. В данном законе автономные учреждения не могут быть собственниками целевого капитала, однако им предоставляется право быть получателями доходов от доверительного управления средствами целевого капитала. Тогда благотворитель передает свои денежные ресурсы в целевой капитал некоммерческой организации (например, фонда) и указывает в качестве получателя доходов автономное учреждение. Благодаря этому автономное учреждение в течение долгих лет может иметь регулярный доход, который в соответствии с пп. 15 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации налогом на прибыль облагаться не будет.

Практика перехода бюджетного учреждения в автономное является длительным и ответственным процессом, который требует тщательной подготовки при принятии решения и применения современных инструментов финансового менеджмента на протяжении функционирования деятельности учреждения. Современная форма автономного образования позволяет увеличить объем и качество оказываемых услуг и подготовить сотрудников к освоению новых навыков самостоятельной работы.

В заключение хотелось бы отметить, что образование новой формы учреждений становится выгодным и для государства, например, для повышения эффективности использования государственных затрат и для повышения качества предоставляемых учреждением услуг. Экономическая самостоятельность автономного учреждения позволяет увеличить существенность грамотного управления, в том числе и его финансовыми ресурсами.

Рецензенты:

Цапулина Ф.Х., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова», г. Чебоксары;

Серебрякова Т.Ю., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Чебоксарского кооперативного института, г. Чебоксары.


Библиографическая ссылка

Арланова О.И., Гаврилова М.О., Щукина А.А. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВЫМИ РЕСУРСАМИ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19149 (дата обращения: 03.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674