Концепция исследования. Перед постановкой задачи управления формированием контингента сформулирована концепция управления контингентом вуза. Как известно, обобщенное понятие управления подразумевает совокупность процессов, осуществляющих или поддержание объекта управления в заданном состоянии, или его перевод в состояние, необходимое для достижения поставленной цели. При этом как поддержание объекта в заданном состоянии, так и его перевод в новое целевое состояние осуществляется посредством принятия управляющих решений. В научной литературе существует два толкования понятия «управление». Первое относится к теории автоматического управления и трактуется как генерация некоторого управляющего решения, т.е. воздействия, которое направлено на объект управления в виде сигнала и целенаправленно изменяет его состояние. Второе толкование относится к теории систем и подразумевает не только выработку управляющего решения, оказывающего влияние на объект управления путем изменения величины некоторого параметра в нужных пределах, но и имеет в виду реализацию этого решения посредством выполнения совокупности целенаправленных, логически связанных актов, регламентированных информационно-распорядительными воздействиями (приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и т.д.), которые проходят определенную траекторию в структуре организации.
В связи с этим под управлением контингентом вуза понимается целенаправленный, системно организованный процесс информационного поведения вузовских структур в аспекте формирования контингента, осуществляющийся под действием информационно-распорядительных актов, включающих соответствующие управленческие решения, принимаемые в условиях неопределенности влияний факторов внешней и внутренней среды и направленные на достижение целей образовательного учреждения.
Под информационным поведением понимаются цепочка действий по принятию решений с последующим составлением, утверждением и исполнением распорядительной информации о формировании контингента, а также порядок обработки оперативных данных о его движении.
Методы и результаты исследования. Принятая концепция нацелила процесс исследований на разработку нового подхода к созданию модельного инструментария поддержки принятия решений, заключающегося в постановке и решении двух задач. Первая задача касается разработки и внедрения информационной технологии для поддержки динамичной информационной модели предметной области как инструментария решения задач информационного обеспечения и удовлетворения информационных потребностей управленческого персонала вуза. В связи с тем, что в настоящее время наблюдается значительный рост количества зарубежных и отечественных программных продуктов, позволяющих автоматизировать различные аспекты деятельности образовательных учреждений и отличающихся набором функций, производительностью, используемыми техническими средствами, перед разработчиком системы управления встает проблема выбора программных средств в соответствии с функциональными потребностями управленческого персонала. Таким образом, первая задача заключается в разработке инструментария многокритериального выбора программных продуктов из множества имеющихся на рынке программных средств с целью комплексной автоматизации процессов обработки оперативной информации о движении контингента. Вторая задача состоит в применении экономико-математических методов для создания модельного инструментария, поддерживающего процесс принятия решений о движении контингента студентов в условиях неопределенности влияний внешней среды. Для осуществления устойчивости развития образовательного учреждения в условиях растущей конкуренции такой инструментарий должен обладать свойством своевременного реагирования на изменение процессов, происходящих во внешней и внутренней среде, на базе моделирования динамики контингента обучающихся. При решении этой задачи ключевым вопросом является создание модели, позволяющей в заданных условиях воздействий внешней и внутренней среды осуществлять прогнозирование сохранности контингента студентов. Эта задача относится к числу стратегических задач управления вузом, так как сохранность студентов – это фактор выживаемости и конкурентного преимущества любого образовательного учреждения.
Концептуальная модель постановки первой задачи управления схематично приведена на рисунке 1.
На рисунке 1. переменными , обозначено множество имеющихся на рынке программных продуктов, осуществляющих автоматизированную обработку информации о движении контингента. Переменными , обозначены множества функций, выполняемых программным продуктом под номером : . Множество функций, интересующих исследователя для управления формированием контингента, обозначено на рисунке через , . Задача многокритериального выбора состоит в том, чтобы из множества программных продуктов выбрать такое программное средство , для которого выполняется критерий функциональной полноты. Формально задача может быть описана следующей высказывательной формой: .
Для решения поставленной задачи предлагается применение метода, основанного на использовании критерия функциональной полноты [3, 5, 6, 9, 10] и позволяющего дать количественную оценку степени соответствия программного продукта для решения проблемы обработки информации о движении контингента образовательного учреждения.
Концептуальная модель постановки второй задачи, заключающейся в создании инструментария прогнозирования динамики контингента студентов и оценки степени его сохранности, схематично представлена на рисунке 2.
В современной литературе освещались вопросы создания моделей дискретно-непрерывных систем управления при управлении социально-экономическими системами. Так, в [6, 7, 8] предложены экономико-математические модели для стратегического управления финансовыми потоками на уровне региона на базе применения агентно-ориентированного подхода. Вопросам межрегионального ресурсного обмена посвящены работы [1, 2], в которых авторы предлагают модельный инструментарий для управления ресурсными потоками. Моделирование движения такого стратегического ресурса образовательных учреждений, как контингент студентов, требует учета условий неопределенности, вызванных различными социально-экономическими процессами.
Процесс прогнозирования сохранности контингента студентов представлен как последовательность взаимодействующих динамических систем , которые под действием внешней и внутренней среды меняют свои состояния.
Состояния динамических систем , характеризуются количеством студентов, успешно закончивших курс с номером и переведенных на курс . В начальный момент времени динамическая система находится в состоянии и под действием случайно изменяющихся величин , , , , , играющих роль возмущений, переходит в состояние , где: − количество студентов, переведенных на курс номер , из других вузов; − количество студентов, отчисленных с курса номер , ; − количество студентов, ушедших в академический отпуск в течение курса номер , ; − количество студентов, восстановленных после отчисления на курс номер . Состояние системы количественно определяется выражением:
.
Естественно, что состояние системы в начальный момент времени характеризуется величиной , отражающей количество абитуриентов, поступивших на первый курс образовательного учреждения по плану.
В качестве выходных сигналов систем , рассматриваются величины, представляющие собой соответственно оценки вероятности потери и сохранности контингента:
; .
В связи с тем, что величины , , , , изменяются случайным образом, управление контингентом образовательного учреждения осуществляется в условиях стохастической неопределенности. Руководству вуза в процессе принятия решений необходимо своевременно отреагировать на случайные колебания, поскольку внедрение нормативно-подушевого финансирования ставит вопросы устойчивого развития образовательного учреждения в прямую зависимость от эффективности управления формированием контингента обучающихся. В этих условиях особое значение приобретают вопросы исследования динамики контингента как основы для прогнозирования его сохранности в условиях стохастической неопределенности. Моделирование динамики контингента студентов вуза с целью последующего прогнозирования его сохранности в диссертационной работе осуществляется в классе имитационных моделей. Предложенный подход к созданию архитектуры системы управления контингентом нацелен на осуществление принятия обоснованных управленческих решений по формированию контингента обучающихся, опирающихся на количественную их оценку исходя из соотношения между прогнозируемым уровнем риска и необходимыми для развития вуза финансовыми ресурсами.
Выводы
1. Управление контингентом вуза рассматривается не только как выбор управляющего решения, оказывающего влияние на объект управления путем изменения величины некоторого параметра в нужных пределах, но и как процесс реализации этого решения посредством выполнения совокупности целенаправленных, логически связанных актов, регламентированных информационно-распорядительными воздействиями (приказами, распоряжениями, указаниями, инструкциями и т.д.), которые проходят определенную траекторию в структуре организации.
2. Сформулирована концепция управления формированием контингента образовательного учреждения, отличающаяся от существующих рассмотрением управления как целенаправленного, системно организованного процесса информационного поведения вузовских структур в аспекте формирования контингента студентов, осуществляющегося под действием информационно-распорядительных актов, включающих управленческие решения, принимаемые в условиях неопределенности влияния факторов внешней и внутренней среды. Преимущество предложенной трактовки состоит в рассмотрении задачи принятия управленческих решений в едином комплексе с созданием информационно-распорядительных документов, содержащих эти решения, и последующим программированием жизненного цикла документации, начиная с момента инициирования и заканчивая подписанием и доведением до исполнителя.
3. Предложен подход к созданию модельного инструментария поддержки принятия решений при управлении формированием контингента, отличающийся от существующего постановкой и формальным описанием единого комплекса взаимосвязанных задач: задачи количественного анализа потребительского качества программных средств и задачи создания экономико-математической модели прогнозирования сохранности и потери контингента в условиях неопределенности воздействий внешней среды. Преимущество подхода заключается в повышении эффективности управления в результате интеграции разноплановых частей деятельности в единую систему за счет эмерджентности.
Рецензенты:Чернова О.А., д.э.н., профессор кафедры «Информационная экономика» Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону;
Матвеева Л.Г., д.э.н., профессор, зав. каф. «Информационная экономика» Южного Федерального университета, г. Ростов-на-Дону.
Библиографическая ссылка
Стрельцова Е.Д., Петросян Л.Э. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ СОЗДАНИЯ МОДЕЛЬНОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ КОНТИНГЕНТА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19148 (дата обращения: 10.10.2024).