Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ НЕПРЕРЫВНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ

Якубовский К.И. 1
1 «Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»
В работе рассматривается задача статистической обработки результатов тестирования. Для анализа используется теория IRT (Item Response Theory). Рассматриваются значения исследуемой случайной величины, взвешенные средние значения и весовые коэффициенты. Используется специфика хранения и обработки знаний в системах автоматизации обучения. Значения оценок латентных переменных обладают свойствами нормального распределения и отражают взаимное расположение уровней подготовленности испытуемых и мер трудностей тестовых заданий на единой интервальной прямой. С помощью функций, задающих плотности распределения вероятностей, по найденным значениям рассчитываются вероятности решения испытуемыми тестовых заданий. Для отслеживания динамики некоторого показателя используются диаграммы статистического контроля. Предложенный алгоритм анализа данных результатов тестирований и отслеживания динамики с помощью накопленных сумм может применяться в системах по контролю и оценке знаний и компетенций в процессе обучения.
дистанционные образовательные технологии
алгоритм анализа данных результатов тестирований
тестирование
ItemResponseTheory
Система тестирования
1. Попов Д.И. Проектирование интеллектуальных систем дистанционного образования; Известия Южного федерального университета. Технические науки. — 2001. — № 4 (22). — С. 325–332.
2. Попов Д.И., Демидов Д.Г. Адаптивная стратегия обучения персонала предприятий;
В мире научных открытий. — 2011. — № 9. — С. 65–71.
3. Попов Д.И., Комолова Т.И., Попова Е.Д., Якубовский К.И. Особенности формализации компетентностного подхода при обучении в области полиграфии и издательского дела;
Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2013. — № 3. — С. 106–112.
4. Попов Д.И., Якубовский К.И., Демидов Д.Г. Нечеткая модель выбора тестовых заданий для аттестации персонала полиграфических предприятий; Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. — 2014. — № 3. — С. 3–9.
5. Hambleton, R. K. Application of Item Response Theory. Vancouver : Educ. Res. Inst. B. C., 1983.
6. Linacre, J.M. Many-faceted Rasch measurement. Chicago: MESA. 1989.
7. Popov D.I. Adaptive testing algorithm based on fuzzy logic; International Journal of Advanced Studies. — 2013. — Т. 3. № 4. — С. 23–27.
8. Popov D.I. Designing the intelligent distance learning systems. Proceedings of South federal university; Engineering in Life Sciences. — 2001. — Т. 22. № 4. — С. 325.
9. Wright, B.D., & Masters, G.N. Rating scale analysis. Chicago: MESA Press. 1982

Для создания развитой образовательной среды необходимо значительное количество разнообразных тестов. Однако разработка тестов, в полной мере отвечающих требованиям теории IRT(ItemResponseTheory) [5], является весьма трудоемким процессом. Их разработка требует от учебного заведения больших временных и финансовых затрат. Вновь созданный тест, прежде чем быть допущенным к контрольным тестированиям, должен пройти стадию апробации. Только после достаточного количества пробных тестирований, проводимых на значительном количестве испытуемых, тест переводится в разряд корректных. Количество заданий в тесте также должно быть достаточно большим.

В то же время в процессе обучения постоянно требуется проведение текущего контроля небольших групп учащихся [2, 7], разработка тестов для которого вполне по силам небольшому преподавательскому составу. Особенно актуально это для интенсивно развивающегося в последнее время дистанционного образования, где количество тестируемых может быть равно одному [1, 8].

Постановка задачи

Рассмотрим кратко задачу статистической обработки результатов тестирования. Построим согласование оценок на основе одного часто используемого алгоритма обработки эмпирических данных современной теории тестирования с учетом специфики хранения и обработки знаний в системах автоматизации обучения. Будем также использовать методику и терминологию современной теории обработки тестирований IRT и достаточно известную модель Раша [6, 9].

Пусть в группе из  обучаемых проводится проверка успеваемости тестом, содержащим  заданий. Символ  обозначает результат выполнения i-м испытуемым j-го задания.

Вычисляются индивидуальные баллы каждого испытуемого  и каждого задания , как суммы правильно данных ответов

Предварительная оценка значений параметра , характеризующая уровень подготовки i-го ученика, вычисляется по формуле

(1)    

 — доля правильных ответов i-го ученика. Аналогично предварительная оценка значений параметра , характеризующая трудность j-го задания

 — доля правильных ответов на j-ое задание теста. После этого применяется дальнейшая обработка статистического тестового материала с использованием метода наибольшего правдоподобия. Составляется функция правдоподобия для i-го испытуемого

(2)    

Где  — вероятность правильного выполнения i-м испытуемым j-го задания теста.  – вероятность неправильного выполнения i-м испытуемым j-го задания теста.  — результат выполнения задания 1 или 0. В качестве вероятностной функции берется функция конкретной модели IRT, например логистическая для однопараметрической модели Раша

Далее ищется значение , при котором функция правдоподобия достигает максимума. Это значение будет объективной оценкой искомого параметра. Его удобнее определять для логарифмической функции правдоподобия, решая следующее уравнение

Аналогично составляется функция правдоподобия для получения оценки  — уровня трудности j-го задания. И далее итерационным методом по очереди ищется решение этих систем, пока изменения оцениваемых параметров не станут меньше некоторого

Полученные таким способом значения оценок латентных переменных обладают свойствами нормального распределения и отражают взаимное расположение уровней подготовленности испытуемых и мер трудностей тестовых заданий на единой интервальной прямой. С помощью функций задающих плотности распределения вероятностей, например указанной выше функции Раша, по найденным значениям рассчитываются вероятности решения испытуемыми тестовых заданий.

Модификация алгоритма анализа данных

Использование цифровых технологий и автоматизированных систем в производстве позволяет усовершенствовать технологические процессы и приводит к их существенным качественным изменениям. В сфере образования значительный выигрыш приносит автоматизация контроля успеваемости в целом и результатов тестирований как его частной формы. При наличии достаточного количества вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения проверка успеваемости проводится быстро и качественно. В современном образовании эти изменения в технологии образования оказываются весьма востребованными, так как позволяют быстро диагностировать появляющиеся проблемы и оперативно реагировать на них.

Регулярное проведение тестирований порождает процесс получения разнообразных данных. В дистанционном образовании он практически непрерывный. Для очной формы обучения тестирование имеет более дискретный характер, но, учитывая масштаб всего учебного заведения и необходимость отслеживания текущего и промежуточного контроля, данный процесс также можно рассматривать как непрерывный.

Каждое отдельное тестирование формирует набор характеристик. Из них основными являются оценки за тест, дополнительными – уровни сложности заданий, качество ответов, время выполнения и др. Некоторые характеристики относятся к конкретному тестированию, другие оказываются общими для многих тестирований. Некоторые подлежат точному измерению, другие имеют приближенный или оценочный характер. Исследуя процесс в динамике, можно оценивать погрешности, выявлять грубые ошибки измерений и отслеживать тренды. Ниже описано получение указанных показателей для произвольного параметра тестирования.

Будем рассматривать три последовательности: значения исследуемой случайной величины, взвешенные средние значения и весовые коэффициенты. Обозначим их . Начальные значения . На шаге  элементы последовательностей будут вычисляться по рекуррентным формулам

Соотношение (1) можно представить в другом виде

(3)    

Для взвешенного среднего значения ряда нормально распределенной случайной величины существует более 20 оценок. Предпочтительно использовать простое среднее, для которого

Эта оценка является состоятельной, несмещенной, эффективной и достаточной, использует весь массив статистической информации и является оценкой максимального правдоподобия. Стандартная ошибка среднего в этом случае

Ввиду возможных случайно возникающих грубых ошибок измерений некоторые значения  лучше не учитывать в общей сумме. Простейшим критерием выявления ошибки может служить сравнение текущего значения со среднеквадратическим отклонением .

Можно использовать либо теоретическое значение  либо с увеличением статистической информации по случайной величине вычислять оценочное значение

Оценка среднеквадратического отклонения будет приемлемой для .

Для отслеживания динамики некоторого показателя обычно используют диаграммы статистического контроля. Воспользуемся этим подходом и построим последовательности нарастающих сумм:  – для отслеживания тенденции роста,  – для отслеживания тенденции снижения, . Элементы последовательностей определяются на каждом шаге:

Положим . При превышении величин некоторого заданного порогового значения  можно утверждать, что обнаруживается устойчивый тренд к изменению средневзвешенного значения ряда

Другие полезные динамические характеристики: статистическое отклонение из (3),  и сдвиг средневзвешенной суммы (2), .

В последнем случае вместо константы  нужно использовать асимптотическую функцию вида . Превышение порога укажет тренд и смещения, и разброса значений.

Заключение

Предложенный алгоритм анализа данных результатов тестирований и отслеживания динамики с помощью накопленных сумм обладает преимуществами простоты компьютерной реализации и устойчивостью. Этот алгоритм может  применяться в системах по контролю и оценке знаний и компетенций в процессе обучения [3]. Использование указанного алгоритма в автоматизированной системе поддержки образовательного процесса позволит осуществлять непрерывный контроль [4] и существенно повышать характеристики качества образовательного процесса.


Рецензенты:

Майков К.А., д.т.н., профессор кафедры программного обеспечения ЭВМ и информационных технологий МГТУ имени Н.Э.Баумана, г. Москва;

Николаев А.Б., д.т.н., профессор, декан факультета «Управление», заведующий кафедрой «Автоматизированные системы управления» ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», г. Москва.


Библиографическая ссылка

Якубовский К.И. МОНИТОРИНГ ДИНАМИКИ НЕПРЕРЫВНЫХ ПРОЦЕССОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19145 (дата обращения: 07.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674