Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ

Долинина И.Г. 1 Зернина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет»
Объективная потребность современного общества в подготовке конкурентоспособного выпускника вуза, обладающего достаточной мерой гражданского самосознания, и активного в дальнейшем личностном и профессиональном самопознании и развитии, реализуется в переосмыслении подходов к преподаванию. Статья рассматривает педагогический потенциал иностранного (английского) языка в формировании гражданственности как нравственного качества личности, основными элементами которого являются патриотизм, интернациональные чувства, нравственность, толерантность, ориентация на соблюдение прав человека, социальную справедливость, равенство перед законом и общественное благо. Используемые авторами методы и формы организации учебной и внеучебной деятельности студентов технического вуза подтверждают, что языковая среда способна инициировать интерес к иноязычной культуре, к ее пониманию и принятию, а также к обогащению гражданского самосознания обучающихся.
компетентностный подход.
высшая школа
английский язык
языковое образование
гражданственность
1. Алексеев В.М., Долинина И.Г. Сетевое взаимодействие – актуальная потребность современного образования [Текст] // Формирование гуманитарной среды в вузе: инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2013. Т. 2. – С. 256-261.
2. Гаврилюк В.В., Маленков В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социологические исследования. СОЦИС. – 2007. – № 4 (276). – С. 45-50.
3. Долинина И.Г. Гражданско-информационная парадигма российского образования [Текст] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Культура, история, философия, право. –2012. –№ 6. – С. 22-27.
4. Долинина И.Г. Методология конструирования образовательного пространства формирования политической культуры гражданского типа [Текст]: дис. … д-ра пед. наук. – Ижевск, 2011. – С. 366.
5. Зернина Е.В. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования аудитивной коммуникативной компетенции студентов неязыкового вуза [Текст] // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. – 2013. – № 7 (49). – С. 102-108.
6. Кротенко А. Понятие гражданственности и ее развитие через волонтёрство [Электронный ресурс] // Лаборатория социальных инноваций Cloudwatcher: сайт. – URL: http://www.cloudwatcher.ru/analytics/6/view/53/ (дата обращения: 20.04.2015).
7. Пекушкина Д.В. «Гражданственность»: философско-педагогический аспект [Электронный ресурс] // Язык и коммуникация в современном поликультурном социуме. –Сборник научных трудов. – М., 2014. – С. 202 (С. 195-203). – URL: http://elibrary.ru/download/55581948.pdf (дата обращения: 20.04.2015).
8. Самтакова А. А., Холопова Л. А. Гражданин и гражданственность [Электронный ресурс] // Концепт. – 2014. – Спецвыпуск № 9. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14614.htm (дата обращения 20.04.2015).
9. Сандакова Л.Г. Информационно-технологическая парадигма образования: гуманистическая сущность и концептуальные основы [текст]: дис. … д-ра филос. наук. –Улан-Удэ, 2003. – С. 214.

Для современного общества, в котором одной из основополагающих потребностей признается формирование нравственности, важно актуализировать забытые на протяжении последних десятилетий исследования в области изучения и развития гражданской идентичности молодежи.

Понятие «гражданственность», как и понятия «гражданская компетентность», «гражданское самосознание», «гражданская идентичность», трансформировались на протяжении последнего времени и продолжают развиваться.

Первоначально в философии гражданственность связывалась, прежде всего, с политической активностью, справедливостью и способностью действовать во благо государства и его интересов (Платон, Цицерон). Позднее российское образование понимало гражданственность как результат общественной деятельности, считая своей задачей воспитать всесторонне развитую, патриотически-настроенную и готовую выполнять гражданский долг личность.

Современные исследователи определяют гражданственность как «совокупность взглядов и убеждений, которая предполагает высокую степень независимости индивидуальных суждений в обществе» [6] , а также «приоритет нерушимой социальной солидарности, коллективизма, выражающийся в активном участии человека в жизни общества» [8]. Другое определение, рассматривающее гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в деятельности и отношениях человека, выполняющего основные социально-ролевые функции осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов своего Отечества» [7] акцентирует внимание на взаимосвязи гражданственности и патриотизма.

Социологи рассматривают гражданственность как «совокупность базовых, сложившихся на определенный момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец» [2; 145], подчеркивая возможность определения степени гражданственности путем сопоставления модели декларируемых характеристик человека и «реальным поведением индивида как исполнителя гражданских ролей» [2].

Принимая во внимание тот факт, что основополагающими компонентами гражданского самосознания выступают знаниевый (знания системы ценностей российской и мировой культуры), ценностный (обладание национальными традициями и общечеловеческими ценностями, толерантность и уважение прав и свобод личности) и поведенческий (умение мыслить критически, готовность к самореализации и самопознанию), предлагаем следующее понимание гражданственности: это нравственное качество личности, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотизм, интернациональные чувства, нравственность, толерантность, ориентация на соблюдение прав человека, равенство перед законом, социальную справедливость и общественное благо.

Формирование гражданственности как составной части общей культуры и нравственности студентов средствами не обществоведческих предметов развивает «социальный критицизм и способность к интерпретации и пониманию, ... формирует политическую культуру, причем наличие межпредметных связей препятствует изоляции и способствует интеграции интеллектуальных и социальных умений и навыков» [4]. Осмысление интегративности образовательной парадигмы позволяет прийти к выводу о том, что цель высшего образования, конкретизированная в целях изучения отдельных дисциплин, - «развить человеческое и помочь «запустить» механизмы самореализации, самосовершенствования, необходимые для становления самобытного личностного образа, диалогичного и безопасного взаимодействия с людьми» [9; 214] других культур и цивилизаций.

При таком подходе справедливо утверждение о том, что изучение языковых реалий - политической системы, социальных и экономических аспектов жизни, культурного наследия других наций - позволяет формировать гражданскую идентичность молодого человека, принадлежащего определенной политической и социально-экономической среде.

Развитие методики преподавания отдельных предметов, в частности методики преподавания иностранного языка, связано с актуальным социальным заказом подготовки специалистов для профессиональной деятельности в иноязычной среде в условиях открытого социально-экономического пространства. Независимо от формулировок отдельно взятых федеральных государственных образовательных стандартов в отношении изучения иностранного языка, среди унифицированных знаний, умений и владений как результирующих показателей уровня овладения дисциплиной выделяются ключевые, в том числе владение иностранным языком как средством межкультурной коммуникации и как средством письменного и устного профессионального общения в иноязычной среде. Очевидно, что формирование осознанных навыков и умений, понимание и принятие лингвокультурных ценностей невозможно без постоянного развития гражданского самосознания в учебном процессе.

Во многом содержание и уровень языковой компетентности определяются уровнем развития самосознания обучающегося, которое пополняется и качественно изменяется в процессе познания окружающего мира, разнообразия его культур и языков. В этом контексте формирование гражданственности и гражданской идентичности студента - управляемый процесс, эффективность которого значительно повышается в условиях применения современных информационно-коммуникативных технологий и интерактивных форм обучения, которые способствуют приобретению навыков и умений самостоятельно осуществлять поиск, накопление и расширение объема личностно и профессионально значимых умений.

Развитие гражданственности может осуществляться системно путем сравнительного анализа ключевых аспектов социального и политического развития России и англоговорящих стран. Так, на занятиях первого раздела «Высшее образование в России и за рубежом» студенты обсуждают особенности обучения в университетах и колледжах Великобритании и США, и сопоставляют формы и методы обучения с личным опытом, узнавая при этом не так давно появившиеся в российской системе образования термины (бакалавриат, тьюторство, мониторинг и др.). Профессионально обусловленная тематика предполагает изучение истории развития науки и техники и включает подготовку сопровождаемых мультимедийными презентациями индивидуальных сообщений об известных ученых и изобретателях в изучаемой сфере: информатика, электроэнергетика, экономика, автомобильный транспорт или технология машиностроения. Уже на этапе выбора темы индивидуального сообщения происходит исследование этапов развития профессиональной сферы знаний, что способствует введению в специальность и осознанию ее значимости в общей системе политехнических знаний. Подготовка задания, предполагающая как поиск необходимых аутентичных источников (что является обязательным требованием данного вида задания), их перевод, реферирование и оформление сопровождающей доклад презентации готовит первокурсников к дальнейшей активной деятельности по сознательному развитию профессиональных знаний и учебно-исследовательских умений. Последующая работа по изучению терминологии профессионально ориентированных текстов дает возможность соотнести уровень развития технологий за рубежом с соответствующим на предприятиях в своей стране, что также способствует профессиональному самоопределению и гражданской активности.

 Важным средством формирования интереса к англоязычной культуре становится проводимая в Лысьвенском филиале ПНИПУ ежегодная «Неделя английского языка», формат которой предполагает различные формы организации коллективной и индивидуальной (аудиторной и внеаудиторной) деятельности студентов филиала. Участие в мероприятиях «Недели английского языка» принимают студенты всех групп, изучающих английский язык на факультетах высшего и среднего профессионального образования (от 60 до 120 человек). Каждый год организаторы «Недели...» делают акцент на изучение культурных особенностей одной из англоговорящих стран или ее составной части (Австралия, Шотландия, Новая Зеландия, Ирландия, Канада и др.). Программа мероприятия включает просмотр видеофильмов с их обсуждением; подготовку и защиту презентаций по выбранным аспектам лингвострановедческой тематики; изучение языковых явлений (пословиц, идиом), связанных с культурными особенностями стран; выступления студентов с докладами, подготовленными в рамках научно-исследовательской деятельности и связанными с обсуждаемой лингвострановедческой тематикой; конкурс коллажей и фотографий; беседы с очевидцами, посетившими изучаемые страны; викторины и конкурсы разной тематики. В процессе обучения молодые люди осмысляют свою социальную идентичность, ценности, знания и возможности - ключевые характеристики структуры индивидуального гражданского самосознания.

Научно-исследовательская деятельность в области лингвистики обычно ограничена тем объемом знаний, которым обладают студенты младших курсов неязыкового вуза (в рамках действующих учебных планов изучение иностранного языка осуществляется на 1-м и 2-м курсах), однако и она дает видимые результаты: порядка 6-8 % обучающихся проводят исследования и выступают с докладами на региональных конференциях, демонстрируя активный интерес к межкультурной коммуникации и анализу взаимовлияния языков и культур.

Такое целенаправленное взаи­модействие оказывает управляемый пе­дагогический процесс организации деятельности обучающихся по овладению языковыми компетенциями, и одновременно процесс формирования гражданственности, способствующий приобретению гражданского опыта, необходимого для самореализации в обществе.

Рецензенты:

Вилесов Ю. Ф., д.фил.н., профессор кафедры технических дисциплин, научный сотрудник ЛФ ПНИПУ, г. Лысьва;

Калашникова Е. М., д.фил.н., профессор кафедры философии и общественных наук, ПГГПУ, г. Пермь.

 


Библиографическая ссылка

Долинина И.Г., Зернина Е.В. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19133 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674