Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ

Балберова О.В. 1
1 Стерлитамакский институт физической культуры (филиал) УралГУФК
Одной из важнейших задач современной науки является решение проблемы специального обучения, коррекционного физического воспитания, реабилитации и социальной адаптации в обществе глухих и слабослышащих детей. Своевременное использование корригирующих приемов и движений в водной среде позволяет избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и открывает больше возможностей для полноценного роста и развития детей с нарушением слуха. Сравнительный анализ данных, полученных в начале и в конце исследования, выявил достоверное улучшение адаптационных свойств кардиореспираторной системы у детей младшего школьного возраста с тугоухостью I-II степени в результате проведения занятий оздоровительным плаванием. Было установлено, что использование упражнений в водной среде значительно снижает уровень тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
тугоухость.
уровень тревожности
кардиореспираторная система
уровень физического развития
оздоровительное плавание
1. Белова O.A. Психофизиологические характеристики учащихся, депривированных по слуху // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 3. - С. 35-39.
2. Голозубец Т.С. Сравнительный анализ психофизического развития глухих и слышащих детей младшего школьного возраста // Современные проблемы ФКиС : материалы VIII науч. конф. молодых ученых Дальнего Востока. - Хабаровск, 2005. - С. 88-89.
3. Диагностика и оздоровительная коррекция морфофункционального статуса, физической подготовленности школьников с патологией слуха : монография / под. ред. JI.Г. Харитоновой. - Омск, 2003. - 220 с.
4. Капустин E.H. Современные направления организации адаптивной физической культуры для учащихся с нарушением слуха // Физическая культура, спорт, наука и практика. - 2004. - № 1-4. - С. 88-93.
5. Медведева О.А. Особенности функционального состояния центральной нервной системы у детей младшего школьного возраста общеобразовательной и специальной коррекционной школ // Физиология и спортивная медицина. - 2010. - № 4. - С. 36-40.
6. Петрова H.H. Сенсоневральная тугоухость: распространенность и основные этиопатогенетические факторы // Медицинский академический журнал. - 2010. - Т. 10. - № 3. - С. 118-128.
7. Федорова Т.А. Психофизиологические особенности школьников 10-12 лет с нарушением слуха, занимающихся спортивным ориентированием // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2009. - № 3. - С. 44-46.
8. Swimming. Research, training, hydrorehabilitation: Materials of the 2nd International Scientific Conference SPbNIIFK / Edited by A.V. Petryaeva, I.V. Kleshneva. – St. Peterburg : Plavin, 2003. – 312 p.

В настоящее время патология слуховой сенсорной системы представляет важнейшую медико-социальную проблему. По данным ряда авторов, различной степенью слуховой депривации страдают от 6,0 до 8,0% населения планеты, из них примерно 80,0% имеют сенсоневральные нарушения слуха [2; 5; 6].

Слуховая сенсорная система является одним из важнейших дистантных анализаторов организма, обеспечивающих центральную нервную систему информацией об окружающей среде. Это определяет существенную роль слуха в психической и физической деятельности человека [1].

Снижение слуховой функции является причиной ограничения способности к обучению, трудовой деятельности, полноценной социальной жизни [3].

Исследованиями ряда российских и зарубежных авторов [4; 7; 8] показано, что у детей со слуховой депривацией отмечаются функциональные нарушения в деятельности различных систем организма, на фоне которых наблюдаются вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. В то же время своевременное использование корригирующих приемов и движений в водной среде позволяет избежать дальнейших нарушений в физическом развитии и открывает больше возможностей для полноценного роста и развития детей с нарушением слуха.

Таким образом, целью исследования явилось изучение роли занятий оздоровительным плаванием в коррекции психофизиологического состояния детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи.

1. Определить влияние занятий оздоровительным плаванием на уровень физического развития детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

2. Выявить влияние занятий оздоровительным плаванием на функциональное состояние кардиореспираторной системы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

3. Исследовать влияние занятий оздоровительным плаванием на уровень тревожности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

В работе были использованы следующие методы исследования.

1. Уровень физического развития определяли с помощью метода антропометрических стандартов.

2.    Функциональное состояние кардиореспираторной системы слабослышащих детей исследовали с помощью индекса Скибинской.

3.    Уровень тревожности с помощью рисуночного теста (Р. Тэмл, М. Дорки и В. Амен).

4.     Математическая обработка данных: критерий знаков.

Организация исследования. Исследование проводилось в течение 2013-2014 годов на базе Стерлитамакской специальной коррекционной школы-интерната для глухих и слабослышащих детей. В исследовании приняли участие 26 детей в возрасте 8-10 лет, с тугоухостью I-II степени. С целью оценки влияния занятий оздоровительным плаванием на физическое и психическое состояние слабослышащих детей все они были разделены на 2 группы: контрольную и основную, по 13 детей в каждой. Все дети ежедневно посещали занятия с логопедом, дефектологом, ЛФК. С детьми основной группы дополнительно проводили занятия оздоровительным плаванием 2 раза в неделю по 45 минут. Занятия включают в себя лечебную гимнастику в воде, дыхательные упражнения, посильное обучение плаванию, физические упражнения и подвижные игры в бассейне как с опорой, так и без. Дети контрольной группы занимались в бассейне с инструктором по плаванию 2 раза в неделю по 45 минут. В начале и в конце учебного года у всех участников эксперимента были исследованы: уровень физического развития, функциональное состояние кардиореспираторной системы и уровень тревожности.

Результаты исследования. Проведенное исследование показало, что у детей с нарушением слуха, которые в течение года регулярно занимались гимнастикой в воде, наблюдалось улучшение показателей, характеризующих уровень и гармоничность физического развития. Однако достоверных изменений зарегистрировано не было.

Исследование функционального состояния кадиореспираторной системы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха показало, что занятия оздоровительным плаванием достоверно улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем (табл. 1). У детей основной группы индекс Скибинской существенно улучшился по сравнению с исходными данными. Так, детей с «плохим» уровнем функционирования кардиореспираторной системы зарегистрировано не было, с «неудовлетворительным» - сократилось на 2 человека (15%), с «удовлетворительным» - увеличилось на 3 ребенка (23%), и с результатом «хорошо» возросло на 2 ребенка (15%). В группе контроля достоверных изменений данного показателя не выявлено.

Таблица 1

Влияние оздоровительного плавания на адаптационные свойства кардиореспираторной системы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

 

Этап обследования

Значение индекса Скибинской, в баллах

Плохо (менее 5)

Неудовлет.

(5-10)

Удовлетв.

(10-30)

Хорошо

(30-60)

Отлично

(более 60)

Контрольная группа (n=13)

В начале исследования

2

6

5

-

-

В конце исследования

1

8

4

-

-

Достоверность, Z

Z> Z 0,05

Основная группа (n=13)

В начале исследования

3

6

4

-

-

В конце исследования

0

4

7

2

-

Достоверность, Z

Z< Z 0,05

 

Значительное улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей основной группы может быть обусловлено следующими факторами. Сердечно-сосудистая система ребенка хорошо приспособлена к потребностям растущего организма. Объем крови у ребенка (на 1 кг массы) относительно больше, чем у взрослого, но пути передвижения ее по сосудам короче, и скорость кровообращения выше. Сосуды относительно широкие, и ток крови по ним от сердца не затруднен. Ток крови по направлению к сердцу облегчается большой подвижностью ребенка: мышцы во время движения проталкивают венозную кровь по сосудам. Но надо иметь в виду, что сердце ребенка быстро утомляется при напряжении, легко возбуждается и не сразу приспосабливается к изменившейся нагрузке, ритмичность его сокращений легко нарушается. Отсюда необходимость частого отдыха для детского организма. Эти особенности сердечно-сосудистой системы ребенка надо учитывать при выборе физических упражнений.

При плавании органы кровообращения ребенка находятся в облегченных условиях деятельности благодаря положению тела, близкому к горизонтальному, работе крупных мышечных групп по большим дугам, механическому воздействию давления воды на поверхность тела, помогающему оттоку крови от периферии и облегчающему передвижение ее к сердцу. Правильный ритм работы мышц и дыхательных органов также оказывает благоприятное влияние на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной системы. Так как физическую нагрузку во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях. При систематических занятиях плаванием развивается дыхательная мускулатура и органы дыхания, наблюдается хорошая согласованность дыхания с движениями. При плавании человек дышит чистым, лишенным пыли и достаточно увлажненным воздухом. При вдохе во время плавания дыхательные мышцы несут дополнительную нагрузку в связи с необходимостью преодолевать сопротивление воды, необходимое усилие совершается и при выдохе в воду. Вследствие усиленной деятельности дыхательные мышцы укрепляются и развиваются, улучшается подвижность грудной клетки, увеличивается жизненная емкость легких.

При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что в начале исследования уровень тревожности у детей основной и контрольной группы существенно не отличался (табл. 2). Высокий уровень тревожности был зафиксирован у 5 детей из группы контроля (38%) и у 6 детей основной группы (46%). Детей со средним уровнем тревожности выявлено по 6 человек в каждой группе (46%). И низкий уровень тревожности выявлен у 2 и 1 ребенка в контрольной и основной группе соответственно (15 и 8%).

Результаты исследования уровня тревожности, проведенные в конце учебного года, показали, что у детей основной группы уровень тревожности значительно снизился. С высоким уровнем тревожности выявлено 2 ребенка (снизилось на 15%), а средний уровень тревожности увеличился на 15%. В контрольной группе достоверных различий по данному показателю зарегистрировано не было (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей уровня тревожности у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

 

Контрольная группа (n=13)

Уровень тревожности,

в баллах

В начале исследования

В конце исследования

Низкий (0-20)

2 (15%)

1 (8%)

Средний (20-50)

6 (46%)

8 (62%)

Высокий (более 50)

5 (39%)

4 (30%)

Достоверность, Z

Z ≥ Z 0,05

Основная группа (n=13)

Низкий (0-20)

1 (8%)

2 (15%)

Средний (20-50)

6 (46%)

9 (70%)

Высокий (более 50)

6 (46%)

2 (15%)

Достоверность, Z

Z < Z 0,05

 

Таким образом, занятия в водной среде сопровождались снижением уровня тревожности у детей основной группы, что свидетельствует об эффективности реабилитационных мероприятий.

Занятия в водной среде являются мощным фактором воздействия не только на физическое, но и на психическое состояние человека. Действие температуры воды уравновешивает процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе, улучшает кровоснабжение мозга. Вода, мягко обтекая тело, массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, благоприятно воздействует на центральную нервную систему, успокаивает, снимает утомление. После плавания человек легче засыпает, крепче спит, у него улучшаются внимание, память. Следует отметить, что приятные ассоциации, связанные с плаванием, положительно сказываются на состоянии психики, способствуют формированию положительного эмоционального фона, так необходимого в повседневной жизни.

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы.

1.  Занятия оздоровительным плаванием не оказали существенного влияния на антропометрические показатели детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

2.  Результаты исследования выявили достоверное улучшение адаптационных свойств кардиореспираторной системы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха в результате проведения занятий оздоровительным плаванием.

3.  Применение оздоровительного плавания у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха значительно снижает уровень тревожности.

Рецензенты:

Волкова Е.С., д.б.н., зав. кафедрой морфологии и физиологии человека Башкирского института физической культуры (филиал) УралГУФК, г. Челябинск;

Румянцева Э.Р., д.б.н., профессор, зам. директора по инновационной и научной работе Башкирского института физической культуры (филиал) УралГУФК, г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Балберова О.В. КОРРЕКЦИЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СРЕДСТВАМИ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ПЛАВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19129 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674