Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРИМЕНЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Муртазина Л.Э. 1
1 ГОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств»
В работе рассмотрены вопросы художественно-эстетического воспитания студентов творческого вуза с точки зрения синергетической методологии. Указывается, что дополнение интерпретаторского подхода при музыкальном обучении синергетической методологией позволяет повысить эффективность воспитательного процесса. Рассматриваются влияние трех важнейших факторов синергетической методологии, таких как нелинейность взаимодействия в триаде учитель—произведение—учащийся — путем нахождения преподавателем личностных смыслов учащегося; введение учащегося в состояние неустойчивого равновесия для ускоренного освоения произведения от репродуктивного до творческого; резонансное взаимодействие учащийся—произведение и учащийся—слушатель. Сделан вывод, что обучение должно носить «резонансный характер» и осуществляться «малыми воздействиями» при ускоренных переходах к новым, модифицированным структурам знаний и поведенческим стереотипам. Синергетический подход делает образовательный процесс творческим, эвристическим, дарящим ученику радость открытия окружающего мира и самого себя.
эмоциональное переживание
резонансное взаимодействие
художественно-эстетическое воспитание
синергетический подход
1. Арановский М. Текст как междисциплинарная проблема [Электронный ресурс] – URL: http://www.opentextnn.ru/music/Perception/?id=1101 (дата обращения 27.04.2015).
2. Евин И.А. Синергетика мозга и синергетика искусства. – Москва—Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003. – 164 с.
3. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. — М.: КомКнига, 2007. — 232 с.
4. Муртазина Л.Э. Художественно-эстетическое воспитание студентов вузов культуры и искусств средствами музыкальной деятельности. — Казань, 2007. – 224 c.
5. Подрейко А.М. Синергетический подход к управлению образовательной деятельностью // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 100–102.

                        В образовании и воспитании получает развитие новое направление научных исследований - синергетика, которое является междисциплинарным, ориентированным на выявление законов самоорганизации и развитие сложных систем любой природы независимо от конкретной природы составляющих их элементов. Синергетический подход в образовании провозглашает приоритет личностных ценностей и ориентирован на обучение человека жить в состоянии неопределенности и нестабильности сложного мира. Данный подход основывается на превалировании в образовательной деятельности «самообразования, самоорганизации и заключается в стимулирующем или побуждающем воздействии на субъект с целью его самораскрытия и самосовершенствования в процессе сотрудничества с самим собой и другими людьми» [5]. При этом необходимо системы, связанные с художественным мышлением человека, такие как искусство и  художественное образование, дополнить с точки зрения синергетики рядом специфических свойств: это уникальность, неоднозначность, неисчерпаемость, субъективность и т.д.

                        Синергетические методы в образовании предполагают, по мнению Е.Н. Князевой, С.П. Курдюмова, следующие особенности [3]: а) нелинейный диалог - как «ситуацию открытого диалога, прямой и обратной связи, солидаристического образовательного приключения»; б) пробуждающее обучение, которое определяет «как управлять, не управляя, малым резонансным воздействием подтолкнуть систему на один из собственных и благоприятных для человека путей развития»; в) обучение - как резонансный процесс и фазовый переход, «осуществляющее ускоренный переход к новым, модифицированным структурам знания и поведения»; г) гештальт-образование - «как передача целостных блоков информации, качественную смену схем, паттернов мышления, перестройка самой конфигурации ситуации обучения». Научиться мыслить синергетически - значит научиться мыслить нелинейно, мыслить в альтернативах, предполагая возможность смены темпа развертывания событий и качественной ломки, фазовых переходов в сложных системах. Рассмотрим некоторые синергетические закономерности в музыкальном образовании и художественно-эстетическом воспитании.

                        Вся история человечества подтверждает, что искусство - это не только часть человеческой культуры, но и необходимая составляющая функционирования человеческого мозга. И.А. Евин утверждает [2], что «принцип неустойчивого равновесия является фундаментальным принципом композиции для всего искусства», а «искусство, как мозг и как вся живая природа, функционирует вблизи неустойчивого, критического состояния». Все новое возникает в мире в результате бифуркаций, как развитие неустойчивых состояний и процессов. Так, исследователи рассматривают мозг как сложную самоорганизующуюся структуру, находящуюся вблизи неустойчивого критического состояния, а все поведенческие функции человека описываются как неравновесные фазовые переходы. Такие функции мозга, как распознавание образов и музыкальное восприятие, являются распределенными среди огромного числа взаимосвязанных нейронов и происходят в виде параллельной обработки информации. Для художественных произведений «средой обитания» является психика человека, и именно соответствие структуры художественного произведения законам функционирования мозга определяет его жизнестойкость. Искусство пронизано операторами неустойчивости и критичности, поэтому, воспринимая художественное произведение, мозг человека поддерживается в критическом состоянии, благодаря чему существенно повышается адаптация человека к изменяющимся условиям внешней среды. В этом смысле художественное образование и его неоднозначность способствуют этой адаптации в превосходной степени.

                        Можно сказать, что главной функцией искусства является внедрение в сознание индивида норм и правил, которые не могут быть обоснованы логически, но жизненно необходимы для выживания человека и общества. Причина такого необычайного воздействия искусства заключается в его образном и эмоциональном характере. Образ обладает способностью к высокой концентрации информации. «Типичный образ» выступает в роли представителя и заместителя множества близких образов (ассимилирует близкие образы) и позволяет любому из близких представлений работать на увеличение его вероятности (эффект воронки) [1].

При анализе художественных произведений необходимо учитывать  очень важные моменты, связанные с явлениями устойчивости и неустойчивости. Если проанализировать любой пример с неустойчивым состоянием в художественных произведениях, можно убедиться, что эти неустойчивости выполняют функции параметра порядка (являются главной переменной, обобщающей функционально другие переменные системы) и подчиняют себе всю композицию произведения. В музыкальном произведении параметр порядка сопоставим с понятием доминанты. Сложное целое составлено из различных элементов различной соподчиненности и связи. Смысл компонентов целого, их построения, назначение каждой части определяет доминирующий господствующий момент. Это могут быть одна музыкальная тема в полифонических произведениях Баха, система лейтмотивов (главных мотивов произведения, повторяющихся в различных частях композиции) в оперных и симфонических произведениях. Часто неустойчивость состояния в музыкальных произведениях создает ощущения напряженной ситуации, которые можно сравнить с критическими режимами, характеризующимися резкими переходами, колебаниями, хаотичностью. Такое описание можно сопоставить с трансформацией музыкального материала в разработочных частях сонатных циклов, в кульминационных моментах развития малых музыкальных форм.

Одним из способов исследования музыкального искусства становится рассмотрение его с точки зрения интерпретаторской, или исполнительской. Исполнительство как вид музыкально-творческой деятельности - это специфически выстроенное воплощение духовно значимого содержания в формах, обеспечивающих его адекватное восприятие слушателями.  

Дополнение интерпретаторского подхода синергетической методологией позволяет повысить эффективность воспитательного процесса. Это реализуется при учете трех важнейших факторов синергетической методологии: 1) нелинейность взаимодействия в триаде учитель-произведение-учащийся - путем нахождения преподавателем личностных смыслов учащегося; 2) введение учащегося в состояние неопределенности - неустойчивого равновесия, с целью ускоренного освоения произведения через бифуркационные точки (в искусстве «инсайты»), от репродуктивного освоения произведения до творческого; 3) резонансное взаимодействие учащийся-произведение и учащийся-слушатель.

Нелинейность в художественном воспитании проявляется в «резонансном» характере его воздействия [4]. Резонансное воздействие происходит в случае совпадения внутренней характеристики среды с характеристикой воздействия. Рассматривая воспитанника как субъект обучения, обладающий своими внутренними характеристиками (такими как характер, образование, уровень культуры, возраст и т.д.), мы можем добиться резонанса (исполнительского отклика) только на «частотах», свойственных внутренним характеристикам объекта (ученика). Преподаватель обычно осуществляет техническую диагностику учащегося, включающую в себя уровень обученности, музыкальный тезаурус, возрастную психологию. Данная диагностика позволяет эффективно осуществить музыкальное обучение, но не художественное воспитание. Выявление личностных «резонансов» нуждается в диагностике иного рода, она всегда осуществляется приблизительно и интуитивно, «на ощупь». При исполнительстве это всегда адаптация к предложенному в произведении культурно-историческому типу мышления и авторскому мироощущению.

В триединой воспитательной ситуации «учитель-произведение-ученик» важно, чтобы педагог, являясь вынуждающей силой, не был силой принуждающей. Чем ближе «резонансы» объекта (произведения) к внутренним резонансам самого субъекта, тем менее необходимо воздействие «вынуждающей» силы. Воздействие педагога в результате должно быть сведено к минимуму, как во всякой самоорганизующейся системе. В случае с художественным воплощением музыкального произведения необходимо сведение воедино личностной характеристики исполняющего и сущностной характеристики музыкального произведения, которое обладает известной интерпретационной многоликостью. В отличие от механической системы, внутриличностные «резонансы» способны смещаться, и это качество можно воспитать. Чем ближе частота воздействующего параметра к внутренней частоте характеризуемой системы, тем сильнее их взаимодействие. Другими словами, чем ближе музыкальное произведение совпадает с внутренним состоянием исполняющего, тем меньше требуется усилий со стороны вынуждающей силы (педагога).

Модуляционные воздействия резонансов различного рода - суть междисциплинарного взаимодействия в художественном воспитании. Здесь можно привести пример нелинейного воздействия вокальной методологии на фортепианную и наоборот. Наличие обратных связей в художественном воспитании заключается в том, что педагог, диагностируя систему на выходе (исполнение музыкального произведения), изменяет входные воздействия на объект (ученика).

В восприятии учащегося, не знакомого с проявлением данного подхода в художественном воспитании, часто возникают непонимание и протест. Это естественно, так как постоянная методологическая разориентация, которая вводит его в состояние неустойчивого равновесия, сопровождающаяся ощущением «риска», вызывает защитную реакцию. Также можно говорить и о другой негативной стороне данного подхода - это опасность полного подчинения учащегося преподавателем, которая подкрепляется катарсическими всплесками, характерными для удачного сценического претворения музыкального произведения. Педагог приобретает в глазах такого ученика статус всемогущего мага. Здесь важно вовремя остановиться и осуществлять лишь векторное воздействие на учащегося, не форсируя его волевых устремлений. Под воздействием резонанса восприятие учащегося и исполнительский отклик не должны превышать его собственного, эмоционально-чувственного «порога».

Действенной силой в процессе музыкального воспитания являются эмоциональное переживание и мотивация, придающая ему необходимый вектор саморазвития, так как они включают в себя комплекс таких сущностных компонентов, как предощущение кризиса (неустойчивое состояние), событие - ситуация (травма), в результате которой происходит деформация привычного состояния, мгновенный целостный эмоциональный анализ, мотивация будущего действия (бифуркационное состояние) и собственно акт действия - приспособление к новым условиям (переход в новое состояние организма, сопровождающегося переживанием и оценкой его индивидом). Такое направление развития личности должно осуществляться не стихийно, а при должной поддержке и целесообразном руководстве педагога.

Пользуясь терминологией синергетики, можно утверждать, что процесс музыкального воспитания личности происходит не только эволюционным путем, а носит взрывной, нелинейным характер, мгновенно преобразуя личность, выводя ее на качественно новый уровень внешних и внутренних ощущений.

Достижение внутреннего резонанса в психологии искусства называют катарсисом. Это явление происходит на уровне эмоционального открытия, ощущения свободы, очищения. Оно имеет глубокое воспитательное значение уже потому, что, испытав его, каждый стремится к его повторению.

Один из приемов достижения резонансного воздействия - создание условий неустойчивого равновесия. Задача учителя музыки заключается в том, чтобы вводить в исполнительскую систему обучаемого дополнительные параметры преодоления, разрешение которых требует  значительных усилий. Например, для исполнения технически сложного пассажа в правой руке преподаватель переключает внимание учащегося на более простые элементы фактуры в левой руке (пример из практики фортепианного обучения). Возникающее в процессе образовательной деятельности возможное отторжение учащимся педагогической инициативы необходимо не подавить, а изменить его направляющий вектор.

Таким образом, обучение должно носить «резонансный характер», т. е. осуществляться «малыми воздействиями», при ускоренных переходах к новым, модифицированным структурам знаний и поведенческим стереотипам. В идеале образовательный процесс должен строиться как увлекательная игра, что позволяет включить у обучаемого внутренние механизмы переработки и продуцирования новых знаний. Синергетический подход делает образовательный процесс творческим, эвристическим, дарящим учащемуся радость открытия окружающего мира и самого себя.

Рецензенты:

Терехов П.П., д.п.н., профессор, Казанский государственный университет культуры и искусств, г. Казань;

Бухмин В.С., д.п.н., профессор, Казанский федеральный университет, г. Казань.

 


Библиографическая ссылка

Муртазина Л.Э. ПРИМЕНЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИИ ДЛЯ ЗАДАЧ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19117 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674