Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НОВЕЙШАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ ДАГЕСТАНА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В 1951–1991 ГОДАХ

Муцалханов М.С. 1 Кадырова С.А. 1 Мугутдинова Н.Ш. 1
1 ФБГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Статья посвящена анализу отражения в отечественной историографии истории обеспечениятрудовой общеобразовательной школы Дагестана педагогическими кадрами со средним специальным образованием в 1951–1991 годах. Этот период в истории республики стал плодотворным в части развития высшего и среднего специального педагогического образования. Изучение и обобщение опыта подготовки, расстановки и повышения педагогического мастерства учителей начальной школы и начальных классов – самой массовой средней общеобразовательной школы Дагестана – представляет как научный, так и практический интерес. Проведенный анализ состояния историографии проблемы показывает её недостаточную разработанность. Вопросы обеспечения трудовой школы Дагестана выпускниками педучилищ в рассматриваемые годы нашли отражение, и то частичное, на страницах фундаментальных трудов по истории Дагестана ХХ в. и висследованиях истории развития образования в целом и школы в частности. Между тем, в связи с усилением со стороны Российского государства внимания к вопросам обеспечения народного хозяйства страны специалистами начального и среднего звена, анализ того, что достигнуто, и определение предстоящих задач актуализирует проблему историографического анализа данного вопроса.
подготовка кадров в педучилищах.
последние 40 лет советской трудовой школы
отечественная историография
Дагестан
1. Абуков К. Врожденный преобразователь // Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1998. – С. 3-9.
2. Алиев К. Преобразователь // Времена (Махачкала). – 2011. – 10 октября.
3. Гебеков Г., Абуков К. Патриоты родного города // Народы Дагестана. – 2001. – №2. – С.64-65.
4. История Дагестана с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Т.2 / отв. ред. А.И. Османов. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 2005. – 664 с.
5. Каймаразов Г.Ш. Образование и наука в Дагестане в ХХ веке. – Махачкала: Дагкнигоиздат, 2007. – 464 с.
6. Каймаразова Л.Г. Проблема подготовки и воспитания учительских кадров в дагестанской историографии (50-70-е гг.) // Вопросы историографии советской культуры народов Дагестана: сб. статей. – Махачкала, 1991. – С.95-104.
7. Каймаразова Л.Г. Подготовка, воспитание и использование учительских кадров в Дагестане, 1950-1965 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. – Махачкала, 1992. – 29 с.
8. Магидов ХалитГамидович // Кумыкский энциклопедический словарь. – 2-е изд., доп. – Махачкала: Изд-во «Дельта-пресс», 2012. – 400 с.
9. Магидов Х.Г. Разительные перемены // Нар.образование. – 1977. – №2. – С.13-16.
10. Магидов Х.Г. Очерки краткой истории развития образования в Дагестане. – Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1998. – 272 с.
11. Магидов Ш.Г., Муцалханов М.С. Подготовка квалифицированных кадров и повышение педагогического мастерства учителей трудового обучения Дагестана: достижения и нереализованные возможности // Концепция непрерывного образования и совершенствование учебного процесса: тезисы научной конференции. – Махачкала: Изд-во ДГПИ, 1991. – С.226-227.
12. Магомедов М. Рец. на кн.: Магидов Х.Г. «Очерки краткой истории развития образования Дагестане» // Народы Дагестана. – 1999. – №2. – С. 43-44.
13. Муцалханов М.С., Мугутдинова Н.Ш. Из истории кадрового обеспечения трудового обучения и воспитания школьников Дагестана в 1946-1991 гг. // Наука и школа. – 2011. – №1. – С.149-152.
14. Муцалханов М.С., Мугутдинова Н.Ш. Подготовка учителей трудового обучения в средних и высших учебных заведениях Дагестана в начале 70-х – сер. 80-х гг. ХХ в. // В мире научных открытий. – 2011. – №4.– С. 64-70.
15. Муцалханов М.С., Кадырова С.А., Мугутдинова Н.Ш. Общественно-государственное руководство подготовкой педучилищами Дагестана учителей для трудовой школы в годы послевоенного восстановления // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1; URL: www.science education.ru/121-17194 (дата обращения: 07.04.2015).
16. Османов А.И. Дагестан в ХХ веке: исторический опыт регионального развития. В 2 кн. Кн.2. – Махачкала: ООО «ДИНЕМ», 2007. – 622 с.
17. Османов Ахмед Ибрагимович // Кумыкский энциклопедический словарь / гл. ред. Алиев
К.М.; отв. ред. Ибрагимов М.А. – Махачкала: РГЖТ, 2009. – С.127-128.

Анализ изучения состояния исследования общества на определенных исторических этапах или конкретного общественно-исторического явления представляет несомненный научный и практический интерес. Это позволяет уточнить степень изученности отдельных проблем, предложить исследователям новые направления поиска.

Особой страницей развития отечественной историографии стал, как нам представляется, период с 1992 г. по сегодняшние дни. В эти годы ученые страны получили возможность объективно, без навязанных свыше идеологических установок, изучать общественные явления и события.

Важнейшей составляющей деятельности государственных структур страны по руководству различными сторонами общественной жизни является кадровое обеспечение. Без подготовленных и квалифицированных специалистов невозможно разрешение сколько-нибудь серьезной задачи. 

 Авторы статьи ставят цель анализа состояния изучения в отечественной исторической науке 1992 - начальных месяцев 2015 годов проблемы обеспечения трудовой общеобразовательной школы Дагестана квалифицированными педагогическими кадрами среднего звена. В хронологическом плане работа охватывает последние 40 лет существования советской власти. 

Начало специальному историографическому исследованию проблем подготовки квалифицированных учителей для системы образования Дагестана советского периода положила статья Л.Г. Каймаразовой[6], написанная еще в советское время.

Первым специальным исследованием по истории подготовки квалифицированных учительских кадров трудового обучения за последнюю четверть века является доклад для научной конференции, написанный в 1992 г. одним из авторов данной статьи совместно с профессором Ш.Г. Магидовым[10]. В работе в основном рассматривается проблема подготовки учителей с высшим образованием для трудового воспитания на всех ступенях общеобразовательной школы Дагестана за 1971-1985 годы. Наряду с этим в указанном исследовании приведены цифры о численном составе учителей трудового обучения республики со средним образованием. Авторы правильно отметили, что, несмотря на острую потребность в учителях труда данного уровня квалификации, их подготовка в Дагестане началась лишь с 1975-76 учебного года вБуйнакском и Избербашском педучилищах. Основная масса «трудовиков» общеобразовательных школ республики ко времени открытия в 1979 г. специального факультета для подготовки педагогов данной специальности в Дагестанском государственном педагогическом институте  имела, в лучшем случае, начальное профессиональное образование. Они получали такое образование, как известно, после прохождения курсов с различными сроками обученияуказанных педучилищ республики и других регионов страны.Основная же масса учителей труда Дагестана имела общешкольное (законченное или законченное) образование.

Вкладом в изучение подготовки, воспитания и использования учителей в первые полтора десятка лет после восстановления народного хозяйства стала защищенная в 1992 г. диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук Л.Г. Каймаразовой [7]. При написании работы соискательница ввела в научный оборот большое количество мало- и вовсе неизвестных фактовпо исследуемой проблеме. Хронологически исследование Каймаразовой охватывает 50-70-е годы прошлого столетия. Масштабы и объем поставленных в диссертации задач, как нам представляется, не дали возможности соискательнице уделить достаточного внимания подготовке учителей средней квалификации.

Значительный вклад в изучение проблем развития среднего педагогического образования Дагестана и обеспечения общеобразовательной трудовой школы республики квалифицированными учителями в послевоенные десятилетия внес Х.Г. Магидов[10]. В 1998 г. после смерти автора увидела свет подготовленная им монография «Очерки краткой истории народов Дагестана». На страницах республиканской печати, у научной и педагогической общественности республики исследование Магидова получило положительный отзыв [12].

Проблеме подготовки и расстановки учителей в педучилищах Дагестана автор рассматриваемого исследования посвятил достаточно много страниц. Один из небольших очерков автор посвятил учителя трудового обучения, назвав его «Несколько слов об учителях труда»[10, с.191-196]. В нем автор монографии изучил проблему подготовки учителей труда в системевысшего и среднего специального образования в 70-80-е годы ХХ в.

Материалы указанного очерка показывают, что в 1960-х годах в трудовой школе Дагестана было очень мало квалифицированных учителей труда. В 1971 г. в республике учителями труда работали 664 человека,  из них 171 (25,6%) человек имел среднее образование по предмету и только 43 (6,5%) - высшее профессиональное образование. Квалификацию по специальности имели чуть больше 31 процента учителей труда [10, с. 192].

          Страницы монографии Магидова показывают, как в результате принятых мер количественный и качественный состав учителей трудового обучения Дагестана со временем значительно повысился. В 1977-78 учебном году число учителей, ведущих уроки труда, в школах республики увеличилось до 888 человек, из них средне-специальное образование имели 539 (60,7%) человек, а еще 70 человек, или 7,8%, - высшее педагогическое образование. Еще больше эти цифры возросли к началу 1980-1981 учебного года: уроки труда вели уже 1137 учителей, из которых 730 человек, или 64,2%, имел среднее специальное и еще 266 человек (23,4%) -  высшее педагогическое образование по профилю.

В начале 1980-1981 учебного года 87,6% учителей Дагестана имел среднее и высшее педагогическое образование, что говорит об увеличении доли квалифицированных учителей трудового обучения общеобразовательных школ республики за 10 лет на 56%.

По данным автора, в 1965 г. в системе заочного обучения пединститут закончил и получил диплом 81 человек, 1968 г. - 330 человек, а в 1970 г. еще  352 человека[3, с. 200]. Значительная часть учителей с общим средним и средним специальным образованием окончили за указанные и последующие годы заочные отделения педагогических факультетов Дагестанского госуниверситета.

Ценность рассматриваемого исследования заключена в том, что автор зналпроблемы образования не со стороны, а, как говорится, изнутри. С 1967 по 1985 годХ.Г. Магидов возглавлял Министерство просвещения Дагестана и приложил много усилий для разрешения проблем образования, в том числе подготовки учителей в педучилищах, расстановки  и повышения квалификации  педагогических кадров республики со средним специальным образованием.

Подтверждает сказанное намифакт, опубликованный в статье Х.Г. Магидовым в 1982 г. на страницах всесоюзного педагогического журнала«Народное образование»[9, с.16]. В 1976-1980 гг. в школы Дагестана намечалось направить 7500 учителей, в т. ч. 4500 (60,0%) - с высшим и 300 (40,0%) - со средним специальным образованием. Эти показатели говорили о месте, занимаемом педагогическими училищами республики в обеспечении трудовой общеобразовательной школы Дагестана квалифицированными учительским кадрами.  

В широком общественном мнении деятельность Магидова на посту министра просвещения республики получила высокую оценку: её назвали преобразовательской [2].Показателен в рассматриваемом отношении следующий факт: за годы руководства Х.Г. Магидовым, по основным показателям министерство просвещения Дагестана среди административных единиц РСФСР равного ранга поднялось с 72 (предпоследнего)до 48 места[1, с.7]. 

Много внимания уделено проблемам обеспечения общеобразовательной школы республики подготовленными педагогическими кадрами среднего звена в рассматриваемые годы авторами фундаментальных исследований по истории Дагестана ХХ в. Речь здесь, прежде всего, идет о монографиях, вышедших в свет в 2005 [4]и 2007гг. [16].

Авторы «Истории Дагестана» отмечают, что к середине 1960-х годов, благодаря усилиям директивных органов, в республике удалось подготовить большой отряд специалистов с высшим и средне-специальным образованием,  и львиную долю их составляла педагогическая интеллигенция. По приводимым в исследовании данным, в 1965 г. в народном хозяйстве Дагестана трудилось 48 тысяч специалистов, из них 17,5тысяч имели высшее и 30,3 тысяч  среднее специальное образование. Больше половины специалистов республики была с дипломом об окончании высшего(8,9 тысяч человек) и одна треть- средне-специального  учебного заведения. 10 тысяч квалифицированных специалистов Дагестана трудились в системе просвещения и в основной своей массе - трудовой общеобразовательной школе[4, с.419].

Материалы монографии убеждают читателя в том, что перевод в начале 1960-х годов школ республики на обучение на русском языке с 3 класса потребовал дополнительного количества подготовленных учителей, в т. ч. со средне-специальным образованием, но местные 6 педучилищ не могли удовлетворить эти резко возросшие запросы школы на квалифицированные педагогические кадры. Поэтому дефицит учителей со специальным трудовой школы Дагестана покрывался за счет выпускников высших и средних педагогических учебных заведений других регионов страны. Большую часть присылаемых в республику педагогов составляли выпускники педучилищ. Приводимые в исследовании данные подтверждают высказанную мысль. За период с 1966 по 1970 год  Дагестан получил извне 2034 учителей, из них 636(31,3%) имели высшее и 1398 (68,7%) среднееспециальное образование [4, с.416].  Присылка недостающей части подготовленных учительских кадров извне в Дагестан продолжалась и в последующие годы, хотя и не в таких количествах, как это имело место в 60-70-е годы прошлого столетия.

Автор другого фундаментального исследования по истории Дагестана ХХ в. А.И. Османов отмечает, что улучшению работы педагогических учебных заведений Дагестана способствовали принятые руководящими органами республики меры развитию трудовой школы начального звена, где в основной своей массе были заняты обучением и воспитанием подрастающего поколения выпускники педучилищ.

Исследователь обратил внимание проблемеразвития женского педагогического образования в послевоенные десятилетия. О возросшем внимании со стороны властных структур Дагестана к данной проблеме говорят факты относительно увеличения числа  вовлекаемых в педагогические училища и вузы девушек. В доказательство сказанному автором приведены убедительные данные, согласно которым число выпускниц педучилищ со 127 в 1953 г. выросло до 270 человек в 1960 г. [16, с. 457]. Эту тенденцию автор исследования справедливо рассматривает положительной.

Ив последующие годы, несмотря на рост числа учителей с высшим образованием, выпускники педучилищ в общеобразовательной трудовой школе Дагестана продолжали занимать значительное место. Как уточнил автор исследования, за 1971-1975 годы в школы республики было направленно 8842 квалифицированных учителя, из 4298(48,6%) с высшим и 4545(51,4%) средним специальным образованием[15, с. 487].

Профессор А.И. Османов, как и Х.Г. Магидов, о котором сказано выше, имел непосредственное отношение к проблемам подготовки квалифицированных кадров из молодежи республики, в т. ч. в педагогических училищах, т.к. в период с 1958 по 1966 г. работал секретарем Дагобком ВЛКСМ, а с 1966 г. по настоящее время работает в Институте истории археологии и этнографии ДНЦ РАН иизбран членом-корреспондентом РАН[17]. В круг научных интересов Османова входят проблемы истории культурного развития республики, молодежной политики и т.д.   

В изучении проблем образования и науки Дагестана ХХ в. шагом вперед стало издание в 2007 г. монографии проф. Г.Ш. Каймаразова на данную тему[5]. В разделах книги, где рассматриваются вопросы развития образования на различных этапах истории, автор уделил внимание состоянию и развитию среднего педагогического образования в республике. Каймаразов справедливо отметил, что при бурном росте количества средних специальных учебных заведений Дагестана в послевоенные годы, число педучилищ сокращается до 6, против 8 довоенного периода[5, с.286], и что в то же время увеличивается набор в педучилища и выпуск учителей из них. Как уточнил исследователь, в 1960 г. в распоряжение Минпроса республики педучилища Дагестана направили 613 своих выпускников[11, с.286].

Ученый справедливо отмечает, что успехи в подготовке кадров педучилищами во многом зависели от опыта и компетентности руководителей этих учреждений. В числе передовых директоров педучилищ послевоенных десятилетий в монографии названы В. Балковая (Буйнакское), А. Гусейнов (Хасавюртовское) А. Насиров (Дербентское)[5, с.288].

Последние 3-4 года ознаменовались появлением в серьезных изданиях  небольших по объему научных работ. В 2011 г. на страницах научных журналов «Наука и Школа»[13] и «В мире научных открытий»[14] увидели свет статьи двух авторов данной работы.

В этих работах обобщен опыт подготовки педагогическими учебными заведениями Дагестана учителей труда с высшим и средним специальным образованием в послевоенное сорокалетие. Авторами обращено внимание на то, что, несмотря на объявление советской общеобразовательной школы трудовой политехнической, подготовка квалифицированных специалистов трудового обучения в учебных заведениях Дагестана началась в середине 70-х годов прошлого столетия. Успешней шла работа в первой половине 1970-х годов подготовка учителей труда в системе высшего образования на базе открытых при Даггоспединституте (с 1 сентября 1994 г. - педуниверситет) в 1971 г. художественно-графического факультета (1971 г.)и факультета начальных классов (1974 г.). Открытие в 1979 г. в Дагпединституте индустриально-педагогического факультета завершило формирование системы подготовки высококвалифицированных учителей труда для всех звеньев общеобразовательной школы.

И наконец, в январском номере текущего года опубликована совместная статья авторов данной работы[15], которая посвящена обобщению опыта общественно-государствен-ного руководства подготовкой педучилищами квалифицированных учителей трудового обучения в 1945-1953 гг.В основу статьи легли как опубликованные работы, так и архивные материалы, вводимые в научный оборот впервые. Вместе с тем  вне пределов внимания авторов, в силу заявленной темы, остались проблемы подготовки в педучилища специалистов по другим предметам школьного курса.   

В заключение отметим, что, согласно данным проанализированных исследований, в послевоенные десятилетия специалисты со средним специальным образованием в системе школьного образования Дагестана продолжали играть значительную роль.За счет выпускников педучилищ проводилась замена людей, работающих учителями преимущественно в начальной школе, что приводило к поднятию уровня обучения учащихся, организации с ними воспитательной работы, а, в конечном счете, показателей работы народного образования Дагестана в целом. 

В отношении состояния историографии проблемы укажем на то, что в научной литературе по истории Дагестана 1951-1991 годов вопросы обеспечения трудовой школы республики квалифицированными учительскими кадрами среднего звена получили определенное освещение. Однако полагаем, что достигнутый уровень исследования является явно недостаточным для выявления имеющихся проблем в данном направлении деятельности властных структур республики и что  есть необходимость в посвящении специальногоисследованияистории развития среднего педагогического образования Дагестана.

Рецензенты:

Акбиев А.С., д.и.н., профессор кафедры всеобщей истории Дагестанского государственного педагогического университета, г. Махачкала;

Искендеров Г.А., д.и.н., профессор, главный научный сотрудник отдела новой и новейшей истории Дагестана ИИАЭ ДНЦ РАН, г. Махачкала.

 


Библиографическая ссылка

Муцалханов М.С., Кадырова С.А., Мугутдинова Н.Ш. НОВЕЙШАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О ПРОБЛЕМАХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДОВОЙ ШКОЛЫ ДАГЕСТАНА ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ СО СРЕДНИМ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В 1951–1991 ГОДАХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19103 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674