Социально-психологический подход к здоровью по своему теоретическому содержанию и направленности эмпирических исследований наиболее адекватен саноцентрической парадигме современной медицины, приходящей на смену патоцентрической парадигме [8].
Социально-психологические теории вносят существенный вклад в изучение здоровья. Интеграция психосоциальных факторов в объяснение болезней в значительной мере связана с работами G.L. Engel [18, 19], которым была предложена биопсихосоциальная модель.
На основе этого подхода, в частности, развивается одна из наиболее популярных концепций - концепция «качества жизни», которая во многих исследованиях рассматривается релевантной здоровью [11].
В качестве анализа социальных факторов в процессе формирования здоровья и отношения к нему обычно рассматривают такие как: возраст [8], пол [5, 12, 21], семейное влияние [12], влияние профессиональной деятельности [12], социально-классовые позиции [20], образование [8], уровнь дохода [16].
Исследования социальных факторов здоровья проводятся с использованием понятий образа жизни, уровня жизни, качества жизни, стиля жизни, субъективного благополучия.
В социокультурном аспекте здоровье рассматривается как составляющая удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия. Многие современные исследователи относят здоровье к наиболее важным факторам, определяющим субъективное благополучие [1] и позволяющим рассматривать качество жизни как интегральную характеристику жизнедеятельности субъекта и социума [2].
Проблема определения и измерения качества жизни, по мнению Л.А. Фиглина, сводится «к определению и измерению одновременно качества жизни социума в терминах «индивидуалистических» и качества жизни субъекта в терминах социума» [14].
Качество жизни в связи со здоровьем впервые рассмотрел J. Elkinton [17]. В контексте изучения здоровья оно определяется как способность индивидуума функционировать в обществе соответственно своему положению и получать удовлетворение от этого [10].
Т.В. Рогачева считает, что оценка качества жизни - это субъективная оценка благополучия [13].
К психологическим механизмам формирования уровня качества жизни принадлежит соотношение между ожиданиями субъекта и его реальными возможностями, связь с индивидуальными мотивами жизнедеятельности [9].
Е.А. Трифонова рассматривает понятие качества жизни на основе концепции психической адаптации и биопсихосоциальной трактовки здоровья и болезни [6].
Оценка качества жизни больными, на наш взгляд, должна анализироваться как субъективная составляющая ситуации болезни, связанная с субъективным оцениванием ситуации.
Рассмотрение качества жизни как проявление механизма социализации связано как с внешними (нормы, традиции, социальные ожидания, выраженные в системе социальных представлений), так и внутренними (структура ценностей) детерминантами, что определяет ее субъектность. В контексте системы отношений оценку качества жизни можно соотнести с понятием удовлетворенности личности [15].
Согласно современным взглядам, основными сферами социализации являются деятельность, общение и самосознание, поскольку основу социализации составляет взаимодействие человека с социальной средой. Это требует изучения оценки качества жизни, включенной в различные системы отношений и взаимоотношений в процессе ее активной деятельности.
Для исследований социализации значима опора на работы С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева. В работах С.Л. Рубинштейна подчеркивается важный вывод о становлении личности в единстве с переживанием и отношением, которые находят свое воплощение в удовлетворенности собой, жизнью, трудом. Б.Г. Ананьев рассматривает проблему личности с точки зрения жизненного пути [4] в контексте комплексного подхода к изучению человека. В целом личность можно рассматривать как единство, становление которого связано с активным включением человека в различные социальные связи. К основным механизмам социализации относятся: механизм сдвига мотива на цель, механизм идентификации, механизм принятия и освоения социальных ролей.
Шамионов Р.М. определяет удовлетворенность как сложное динамичное социально-психологическое образование, основанное на интеграции когнитивных и эмоционально-волевых процессов, которое характеризуется субъективным эмоционально-оценочным отношением (к себе, социальным отношениям, жизни, труду) и обладающее побудительной силой, способствующей действию, поиску, управлению внутренними и внешними объектами [15].
Нам представляется, что в процессе адаптации к болезни механизмы социализации играют значимую роль, определяя необходимость адаптации к новой социальной роли больного и инвалида. Это приводит к трансформации характера социальных взаимодействий и самоотношения.
В данном исследовании мы рассмотрели особенности оценки качества жизни пульманологических больных и связи этой оценки со структурой идентичности, адаптационными стратегиями, характером семейных отношений.
Были исследованы больные пневмонией (24 человека), больные бронхиальной астмой средней степени тяжести (76 человек) и больные бронхиальной астмой средней и тяжелой степенью тяжести - инвалиды 2 группы (58 человек).
Был использован комплекс методов: методика «Кто Я» М. Куна-Т. Макпартленда, анкета «Представления о здоровом и больном человеке», методика «Незаконченные предложения», методика МИС С.Р. Пантилеева, опросник психологических защит Келлермана - Плутчика - Конте, «Исследование копинг-стратегий» Лазаруса, методика МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина, методика «Шкала семейных отношений», авторская методика ретроспективной оценки переживания здоровья и болезни.
Для анализа данных были взяты среднеарифметические значения, рассчитаны стандартные отклонения, выявлена достоверность различий между группами согласно Т-критерию Стьюдента с достоверностью 0,05 и 0,01, а также использован метод корреляционного анализа Пирсона с применением компьютерной программы SPSS-19 с достоверностью 0,05.
Анализ выраженности параметров качества жизни показал, что в группе больных пневмонией было выявлено более высокое качество жизни в сфере социального взаимодействия (16,1/14,9; Т=2,2; р<0,05). Возможно, это свидетельствует о наличии мобилизационного процесса, который заключается в поиске ресурсов для сохранения возможностей преодоления болезни.
У больных пневмонией повышение социального взаимодействия сочетается со значимостью переживания здоровья (0,430), саморуководством (0,438) и самоуважением (0,454), положительной переоценкой событий (0,466) и ориентацией семьи на достижения (0,635), а также повышением других факторов качества жизни. При этом снижается значимость представлений о здоровье как возможности работать (-0,570). То есть, у больных пневмонией социальное взаимодействие связано с самоотношением, опорой на семейные ресурсы и значимостью переживания здоровья и может рассматриваться как дополнительный ресурс выздоровления. Можно сказать, что ситуация острого заболевания у больных пневмонией воспринимается как ситуация особой потребности в отношениях с другими людьми, реализация которой позволяет чувствовать себя здоровым и управляющим событиями.
Анализ выраженности показателей качества жизни у больных бронхиальной астмой по сравнению со здоровыми людьми показал, что у больных бронхиальной астмой достоверно меньше выраженность качества жизни по факторам физического качества жизни (12,1/14,1; Т=5,6; р<0,01), уровня независимости (15,1/16,2; Т=3,5; р<0,01), социального взаимодействия (13,7/14,9; Т=3,1; р<0,01) и общего качества жизни (83,7/88,4; Т=3; р<0,01).
Снижение качества жизни в физической сфере повышают значимость лекарств в сохранении здоровья (0,279) и представления о том, что хотеть быть здоровым неудобно, поскольку в мире много больных (0,230), представление, что на занятия здоровьем не хватает времени (-0,252), усиливает внутренний конфликт (0,230), сочетается со снижением адаптивности (-0,368), отрицания (-0,278) и самоконтроля (-0,293), экспрессивности (-0,330) и ориентацией на активный отдых в семье (-0,273) и других факторов качества жизни, а также негативных аспектов деятельного Я в структуре идентичности (-0,229), повышением замещения (0,236).
То есть повышение качества жизни в физической сфере сочетается с общим оздоровлением отношения к себе, адаптивности и отношения к семье. Меняется отношение к здоровью, они носят характер оправдания нездоровья. Эта же тенденция реализуется в отношении претензий к своей активности.
Снижение качество жизни по фактору уровня независимости сочетается со снижением представления о значимости семейной поддержки для сохранения здоровья (-0,249), внутреннего конфликта (-0,231), самоконтроля (-0,277), возможности позитивно воспринимать происходящее (-0,285), адаптивности (-0,307), экспрессивности проявлений чувств в семье (-0,482), других факторов качества жизни, негативных самоописаний в отношении собственной активности (-0,244) и значимости преодоления болезни, как перспективы больного человека (-0,298) и повышением субъективного неблагополучия (0,311). По-видимому, у больных бронхиальной астмой снижение удовлетворенности в отношении независимости уменьшает значимость представлений о своих возможностях в преодолении болезни и вместе с тем снижает претензии к себе, что выражается в ослаблении внутреннего конфликта, связанного с недостаточностью активности.
У больных бронхиальной астмой общая удовлетворенность жизнью повышает позитивное самоотношение, субъективное благополучие, возможность переоценивать события, снижает психологические защиты, адаптивность, значимость семейных отношений, другие факторы качества жизни и негативные самоописания себя как деятельного человека и значимости лекарств. То есть удовлетворенность жизнью оздоровляет ситуацию.
Таким образом, восприятие ситуации как позитивной в отношении физического самочувствия, независимости и суицидального взаимодействия является оздоровляющим как в группе здоровых, так и больных бронхиальной астмой. Вместе с тем у больных бронхиальной астмой такое восприятие снижено, и больные не могут во всей полноте воспользоваться этой возможностью. Кроме того, удовлетворенность жизнью в группе больных бронхиальной астмой провоцирует претензии к собственной активности. По-видимому, это значимая ценность, которая рассматривается утраченной в связи с болезнью. Можно сделать вывод, что восприятие ситуации хронического заболевания у больных бронхиальной астмой характеризуется снижением удовлетворенности в физическом благополучии, ощущении своей зависимости и ухудшении качества отношений с социумом.
Анализ различий по факторам качества жизни у больных бронхиальной астмой по сравнению с больными пневмонией обнаруживает снижение качества жизни по тем же характеристикам. Так, у больных бронхиальной астмой значимо меньше выражено качество жизни в физической сфере (12,1/13,9; Т=2,6; р<0,05), сфере независимости (15,1/16,8; Т=2,6; р<0,05), сфере социального взаимодействия (13,7/16,1; Т=3,4; р<0,01), общее качество жизни (83,7/90,9; Т=2,3; р<0,05). Данный анализ выявляет закономерности, сходные с полученными при сравнении показателей в группе больных бронхиальной астмой со здоровыми людьми.
Анализ различий в показателях качества жизни больных бронхиальной астмой -инвалидов 2 группы - выявил снижение показателей в физической сфере (11,5/14,1; Т=4; р<0,01), психической сфере (12,8/14,6; Т=3,2; р<0,01), уровне независимости (13,7/16,2; Т=4,3; р<0,01), уровне благополучия в социальных взаимодействиях (13,2/14,9; Т=2,4; р<0,05) и общем качестве жизни (78,7/88,4; Т=3,5; р<0,01). Это свидетельствует о значимости фактора инвалидизации в оценке своего благополучия больными.
Корреляционный анализ показал, что снижение удовлетворенности физическим самочувствием в группе инвалидов сочетается со снижением представления, что здоровье - это полноценность (-0,496), которой помогает образ жизни (-0,718), значимости перспектив больного человека (-0,517) и с повышением субъективного неблагополучия (0,599), других факторов качества жизни. Связь физического качества жизни с личностными факторами инвалида значительно снижается по сравнению с больными пневмонией и бронхиальной астмой без инвалидности, прежде всего, за счет отсутствия связи с самоотношением, идентичностью, адаптационными механизмами. Снижение удовлетворенности в сфере физического качества жизни уменьшает значимость здоровья.
Аналогично снижаются корреляционные связи с фактором качества жизни в психической сфере, уровне независимости, социальном взаимодействии и общим качеством жизни.
Снижение качества жизни в психической сфере снижает представление о значимости образа жизни (-0,514) и повышает чувство субъективного неблагополучия (0,572).
Снижение качества жизни в сфере независимости снижает значимость представления об образе жизни как о средстве сохранения здоровья (-0,541) и повышает субъективное неблагополучие (0,531).
Снижение качества жизни в сфере социального взаимодействия снижает представление о значимости работы (-0,481) и образа жизни (-0,643) как средства сохранения здоровья, повышает внутреннюю неустроенность (0,497), субъективное неблагополучие (0,598). Обращает внимание то, что представление о значимости образа жизни снижается при всех видах неудовлетворенности, возможно, это свидетельствует о разочаровании в возможности контролировать свое здоровье.
Снижение общего качества жизни имеет корреляции со снижением значимости социально-психологических проблем больного (-0,489) и его перспектив (-0,470) и значимости представлений об образе жизни для сохранения здоровья (-0,591), а также повышением значимости переживания болезни (0,481).
Таким образом, удовлетворенность жизнью для больных бронхиальной астмой -инвалидов не имеет отношения к восприятию себя и не стимулирует адаптационные механизмы, но при этом связано со значимостью болезни. Снижение качества жизни в этой группе свидетельствует о том, что инвалиды воспринимают ситуацию, как связанную с утратой внутреннего (физического и психического) и внешнего (социального) благополучия и формируют зависимый тип отношений в связи с болезнью.
Сравнительный анализ качества жизни больных бронхиальной астмой, имеющих и не имеющих инвалидность, показал более низкие показатели у инвалидов в психической сфере (12,8/14,2; Т=2; р<0,05). То есть инвалидность присоединяет к имеющимся проблемам снижение качества жизни в психической сфере, что может рассматриваться как результат восприятия утраты своей полноценности.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что ситуация острого заболевания может рассматриваться как ситуация мобилизации за счет активизации отношений с другими людьми, что позволяет чувствовать себя контролирующим происходящее.
Ситуация хронического заболевания характеризуется снижением удовлетворенности в физическом благополучии, ощущением своей зависимости и ухудшением качества отношений с социумом. Следовательно, ее можно рассматривать как ситуацию утраты контроля над качеством своей жизни и свободы проявления своей активности.
Ситуация инвалидизации рассматривается как ситуация разрушения связи самоотношения и адаптации с оценкой качества жизни. В этом случае оценка качества жизни становится декларативной, имеющей коммуникативный характер, который связан с перенесением ответственности за свою жизнь на других людей, что определяется зависимым способом адаптации.
Можно сделать вывод о том, что процесс социализации в ситуациях болезни у пульмонологических больных выступает как механизм трансформации идентичности, обеспечивающий адаптационную функцию. При остром заболевании это выражается в стремлении сохранить идентичность здорового человека, при хронических и особенно инвалидизирующих, в принятии роли больного и инвалида.
Рецензенты:
Кром И.Л., д.соц.н., профессор Института социального образования (филиал) РГСУ в г. Саратове, руководитель Центра медико-социологических исследований, г. Саратов;
Аксеновская Л.Н., д.псх.н., доцент, декан факультета психологии, ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», г. Саратов.
Библиографическая ссылка
Орлова М.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ИЗУЧЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ БОЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ЛЕГКИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19099 (дата обращения: 04.10.2024).