Самостоятельная работа позволяет обеспечить продуктивную деятельность студента с учетом его индивидуальных особенностей и способствует познавательной активности студента на протяжении всего процесса обучения.
Для современного общества нужны всесторонне развитые люди, профессионалы, не нуждающиеся в постоянном руководстве, способные действовать в условиях неопределённости, вести самостоятельный поиск решения сложных проблем [5].
Непрерывное образование, качественное повышение квалификации, отвечающее современным требованиям развивающегося информационного общества, необходимо вести в информационной образовательной среде с использованием информационно-коммуникационных технологий. Поэтому при организации самостоятельной деятельности студентов необходимо опираться на средства, основанные на современных информационно-коммуникационных технологиях.
В современном образовании Web-технологии предоставляют возможность получать информационные ресурсы для личного самообразования студентов. В современном обществе от студента, профессионала любой сферы деятельности требуется не столько умение пользоваться приобретенными знаниями в решении проблем, а возможность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать ранее полученные знания в реальной и конкретной учебной ситуации [3].
Большинство преподавателей не имеют достоверных представлений о возможностях web-технологий как средства развития самостоятельности студентов.
Нами было выдвинуто предположение о том, что web-технологии способствуют развитию web-самостоятельности студентов вузов и позволяют повысить эффективность и самостоятельность учебной деятельности.
Цель исследования –выявление возможностей web-технологий для развития самостоятельности студентов.
Материал и методы исследования.Многие исследователи отмечают, что web-технологии позволяют развивать самостоятельную деятельность студентов. Однако использование всех преимуществ, предоставляемых современными web-технологиями, невозможно без наличия, как у студента, так и у преподавателя, такого качества как web-самостоятельность.
Web-самостоятельность подразумевает умение любого участника образовательного процесса ориентироваться в информационном пространстве, иметь информационную культуруи быть готовым к овладению новейшими технологиями, что позволит всегда оставаться конкурентоспособным на рынке труда.
Сложившаяся к настоящему моменту система обучения вуза не направлена на развитие способностей студентов к самообучению[4]. Формирование у студентов способностей к самообразованию на основе Web-технологий происходит интуитивно и неорганизованно. В первую очередь это происходит из-за недостаточного уровня компетентности преподавателей о возможностях предоставляемых web-технологиями и их видов.Вследствие этого возникает проблема интеграции таких технологий в учебный процесс.
Для повышения уровня компетентности преподавателей в применении Web-технологий в учебном процессе было разработано методическое пособие «Web-технологии как средство развития самостоятельности студентов вузов». В пособии находятся сведения об актуальности и значении самостоятельной работы в учебно-профессиональной деятельности студентов, основные принципы организации самостоятельной работы студентов, виды и формы самостоятельной работы. Описаны сведения о современных средствах самостоятельного обучения, таких, как web-технологии, средства дистанционного обучения и образовательные web-ресурсы. Пособие имеет следующую структуру:
- Введение;
- Что это такое, основоположники, принципы, формы и методы;
- Требования к самостоятельности конкурентоспособного специалиста;
- Средства самостоятельного обучения;
- Возможности Web-технологий;
- Системы дистанционного обучения;
- Требования к электронным ресурсам образовательного назначения;
- Разработка индивидуального плана профессионального роста.
Такой порядок следования тем в пособии позволяет всесторонне рассмотреть изучаемый вопрос. Начиная от простых понятий и постепенно двигаясь к возможностям web-технологий применительно к учебной деятельности. При этом затрагиваются также вопросы соответствия тех или иных Web-ресурсов конкретным образовательным задачам. К примеру, возможность доступа к электронным образовательным ресурсам (ЭОР) с различных технических средств (смартфоны, планшеты, ноутбуки и т.д.) в любое удобное время позволяет повысить качество обучения [1].
Для определения уровня компетентности преподавателей по использованию web-технологий как средства организации самостоятельности студентов вузов использовался опрос, в котором принимали участие преподаватели Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета.
В ходе опроса были выявлены следующие результаты. Он показал, что более 80% опрошенных преподавателей считают уровень самостоятельности студентов в использовании web-технологий высоким. 66% преподавателей считают, что студенты часто находят актуальную и научно-учебную информацию. Все преподаватели предоставляют методические рекомендации по предмету, однако лишь 50 % опрошенных предоставляют рекомендации по использованию Web-технологий по изучаемой дисциплине. При этом была выявлена следующая закономерность: преподаватели, которые предоставляют методические рекомендации по использованию Web-технологий, студенты подписаны на библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания, участвуют в тематических форумах. Соответственно, преподаватели, не предоставляющие данные рекомендации, студенты не используют в своей учебной деятельности библиотечные сервисы и профессиональные периодические издания.
Результаты исследования и их обсуждение
Для успешной организации самостоятельной работы студентов преподаватель должен быть компетентен в следующих вопросах:
- Знать средства, которые будут действенны при организации самостоятельной работы студента;
- Знать возможности, предоставляемые при использовании WEB-технологий в обучении;
- Уметь применять WEB-технологии, как средства организации самостоятельной деятельности студентов.
В ходе исследования было выявлено, что использование WEB-технологий предоставляет принципиально новые дидактические возможности, имеющие значительный потенциал для развития образования и, прежде всего, самообразования.
Одним из путей осуществления индивидуализации образовательного процесса в вузе, следовательно, повышения эффективности самостоятельной работы, является включение студентов в планирование и реализацию индивидуальной учебно-профессиональной деятельности.
Планирование учебно-профессиональной деятельности позволяет создать условия для удовлетворения образовательных потребностей будущего выпускника в качественном образовании, посредством осуществления подготовки студента к разработке и реализации индивидуальной образовательной деятельности.
Как и любому другому плану, индивидуальному плану профессионального роста свойственны (и обязательно должны выполняться) следующие действия: постоянный мониторинг и оценка, сравнение фактических результатов с планируемыми, своевременное внесение корректировок, доработка, постоянное углубление и детализация и т. д.
Этапы составления плана:
1. Подготовительным этапом является постановка цели и выполнение самоанализа. Этот шаг является достаточно важным, так как неправильно сформулированная цель приведет к ошибочным результатам и разочарованиям, а, следовательно, и неверному планированию.
Самооценка представляет собой процесс сбора и анализа информации о себе, которая включает знания и навыки, интересы, сильные и слабые стороны. Одним из средств являются анкеты для самоанализа.
Полученную в результате самооценки информацию необходимо соотнести с поставленной целью. Итогом является определение верности выбранной цели. При несовпадении результатов необходимо провести корректировку.
2. Выбор задач на намеченный период. Задачи плавно вытекают из целей. Они в данном случае выступают средством достижения цели.
Решение поставленных задач должно каждый раз приближать к цели, сформулированной на 1 этапе. Формулировка задач должна быть конкретной, с понятными результатами и временными характеристиками. Например, неверная постановка: ознакомиться с существующими публикациями, верная формулировка: к 1 июня прочитать книгу «Как стать настоящим профессионалом?».
3. Конструирование деятельности по выполнению плана. Суть этапа заключается в дальнейшей детализации созданного плана. Данный этап занимает основную часть индивидуального плана, поэтому его необходимо разделить на несколько последовательных и взаимосвязанных частей. Это позволит своевременно находить причины неуспеха.
- Ознакомительный. Производится сбор необходимых исходных данных. Знакомство с условиями, в которых будет происходить выполнение деятельности, спецификой выполнения.
- Аналитический. Проведение анализа возможностей, необходимых методов и средств по выполнению работы.
- Учебно-профессиональный. Непосредственное исполнение, т.е. перечисление всех выполняемых действий и использованных методов и средств.
- Теоретико-рефлексивный. Проведение рефлексии своих учебно-профессиональных действий с учетом полученных результатов. Анализ эффективности и затруднений при выполнении действия.
Таким образом, достижение каждой из целей и связанных с ней задач, описанных в планировании, необходимо осуществлять на основе схемы предложенной ниже:
Схема 1. Этапы достижения задач
Исходя из этого, можно сделать вывод, что индивидуальный план профессионального роста имеет циклическую структуру. Но при каждом выполнении итерации он будет совершенствоваться, а результаты деятельности будут более качественными.
При составлении и выполнении плана профессионального роста следует учитывать также качества личности, необходимые любому человеку для успешного профессионально-личностного роста.
План профессионального роста, составленный самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так и собственной жизни. Такой подход позволит стать организованным, принимать ответственные взвешенные решения, обрести навыки, которые будут необходимы в дальнейшей профессиональной деятельности. При условии, что студент будет серьезно относиться к составлению плана и его дальнейшей реализации. Несомненным преимуществом является также и то, что такое планирование является мощным средством организации самостоятельной деятельности.
Стоит отметить, что любой индивидуальный план профессионального роста должен быть гибким, т.е. перестраиваемым в зависимости от тех или иных ситуаций.
Выводы и заключение. Обучение с использованием WEB-технологий повышает эффективность учебного процесса. Все это позволяет применять новые формы обучения, расширить возможности традиционных форм, повысить эффективность учебного процесса, индивидуализировать обучение.
Разработанное методическое пособие позволит преподавателям:
- Получить возможность грамотного использования WEB-технологий при организации самостоятельной деятельности студентов;
- Повысить качество обучения за счет применения современных интерактивных, электронных средств;
- Повысить контроль над оценкой знаний и навыков, полученных в процессе обучения.
Применение индивидуального плана, составленного самим студентом с соучастием преподавателя, позволит приобрести опыт, который будет необходим в дальнейшей жизни, как при планировании профессиональной деятельности, так и собственной жизни.
Индивидуальный план профессионального роста позволит студенту:
- Решать актуальные образовательные проблемы;
- Ориентироваться на достижения и личностно-профессиональные устремления;
- Принимать ответственные взвешенные решения.
Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики обучениятехнологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ,г.Елабуга;
Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.
Библиографическая ссылка
Любимова Е.М., Хисамиева Р.М. WEB-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19097 (дата обращения: 02.04.2025).