Как известно, в современной лингвистике наблюдается значительный интерес к когнитивным, концептуальным штудиям, что продиктовано действующей в языке научной парадигмой - антропоцентризмом. Существенное внимание к проблемам изучения языка не «в себе и для себя» (Ф. де Соссюр), а во взаимосвязи с человеком приводит к возникновению новой отрасли знаний - лингвокультурологии, одним из базовых понятий которой является концепт, разнопланово эксплицируемый как зарубежными, так и отечественными учёными.
Для архитектоники предлагаемой статьи необходимо представить ключевые, на наш взгляд, дефиниции понятия концепт. Так, А. Вежбицкая определяет данную категорию как «объект из мира "Идеальное", имеющий имя и отражающий определенные культурно-обусловленные представления человека о мире "Действительность"» [по 8, 90]. Р.М. Фрумкина детерминирует концепт как «ментальные сущности» [8, 91], Ю.С. Степанов - как «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», «то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [7, 40]; Е.С. Кубрякова - как «термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; оперативная содержательная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике» [2, 90]. По мнению Е.В. Сергеевой, концептом называется «некая информационная целостность, присутствующая в национальном коллективном сознании, прошедшая первичный семиозис и осознаваемая языковой личностью как инвариантное значение семантического поля» [6, 129]. З.Д. Попова и И.А. Стернин предлагают следующее определение концепта: «Концепт есть комплексная мыслительная единица, которая в процессе мыслительной деятельности поворачивается разными сторонами, актуализируя в процессе мыслительной деятельности свои разные признаки и слои» [5, 56]. Таким образом, во всех рассмотренных дефинициях эксплицитно представлены необходимые составляющие концепта: сознание (мышление) - язык - действительность - культура (ментальность). Отсюда можно постулировать, что анализируемое понятие ориентируется на совокупность перцепций, интенций и экспликаций человека, вербально реализующихся в языковой картине мира.
Концепт как унитарная категория имеет свою структуру, которая включает в себя такие несводимые друг к другу начала, как понятие, этимология, история, современность, аксиология. Каждый из перечисленных выше компонентов, представляя самостоятельный слой, имея релевантные признаки и выполняя предназначенную ему функцию, служит одновременно и для создания концептуального единства. «В основном признаке, в актуальном, «активном» слое концепт актуально существует для всех пользующихся данным языком (языком данной культуры) как средство их взаимопонимания и общения... В дополнительных, «пассивных» признаках своего содержания концепт актуален лишь для некоторых социальных групп... Внутренняя форма, или этимологический признак, или этимология открывается лишь исследователям и исследователями <...> значит, что для пользующихся данным языком он существует опосредованно, как основа, на которой возникли и держатся остальные слои значений» [7, 45].
Концептуальный анализ, таким образом, предполагает «поиск общих концептов, которые подведены под один знак и предопределяют бытие знака как когнитивной структуры, что обеспечивает знание о мире» [2, 91].
Цель исследования - создать концептуальную схему понятия «речь / речевая деятельность», которая весьма ярко отражена в произведении «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова.
Материал и методы исследования
В качестве материала исследования послужил роман И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».
Основными методами исследования явились описательно-аналитический, сравнительно-сопоставительный методы, метод сплошной выборки, семантического и квантитативного анализа.
Следует остановиться и на раскрытии используемого нами в предлагаемом исследовании научного подхода к анализу концепта. Нам весьма импонирует точка зрения И.А. Стернина и Поповой З.Д., согласно которой структура концепта состоит из базового слоя и интерпретационного поля [4, 60-64]. Следовательно, безусловной прескрипцией является то, что концептуальная модель включает в себя присутствующие в сознании каждой личности языковые единицы, образующие ядро концепта, и незначительно представленные когнитивные сегменты, составляющие периферию концепта разных степеней. Средоточием ядра любого концепта выступает «чувственный образ, который мы называем кодирующим, поскольку с высокой долей вероятности можно утверждать, что именно этот образ кодирует концепт в универсально-предметном коде мозга» [4, 60-64]. Периферия же отражает «интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей» [4, 60].
Необходимо, на наш взгляд, очертить границы анализируемого концепта выбором слов, которые интегрируют в себе денотативное, сигнификативное и коннотативное значения, непосредственно сопряжённые с концептом «речь». Частеречная принадлежность лексикализации исследуемого концептуального пространства не ограничивается.
Статья предполагает, как было указано выше, квантитативный анализ, что проявляется в графическом оформлении (после каждого примера в скобках даётся количественная помета его употребления в текстовом материале).
Результаты исследования и их обсуждение
Категоризацию речевой деятельности в рассматриваемом произведении условно можно подразделить на 10 классов в соответствии с семантической составляющей встречающихся предикатов. Причём целесообразно отметить, что базовый слой представлен только одним классом, а именно семой «процесс воспроизведения речи», интерпретационные части - девятью видами, характеризующимися индивидуальными семами.
Таким образом, ядром концепта «речь» выступают разновидовые предикаты с семой «процесс воспроизведения речи»: СКАЗАТЬ (слов с корневым аффиксом «сказ» - 410) и производные от него слова (сказывается, рассказать, рассказывать, рассказываться, подсказывать, высказывать; сказка, рассказ, иносказание; сказанное, сказано, рассказаны; сказав, рассказав); ГОВОРИТЬ (слов с корневым аффиксом «говор» - 269) и производные от него слова (уговорить, выговорить, поговорить, проговорить, заговорить, договорить, приговаривать, говорится, разговориться; разговор, разговорчик, договор, гендоговор, договорчик, договоренность, уговор, громкоговоритель, заговор, заговорщики, скороговорка; разговорчивый, заговорщицкая; говорившие, говорящего; переговорив, не договорив, говоря).
Интерпретационная часть концепта «речь», представленная ближней, дальней и крайней периферией, в анализируемом романе И. Ильфа и Е. Петрова, реализуется 9 семантическими классами.
В периферийный ближний слой первого порядка включаются единицы, кодирующиеся в анализируемом текстовом материале в виде синонимических предикатов, демонстрирующих «сам акт речевой деятельности» (1 класс): ЗАЯВИТЬ/ОБЪЯВИТЬ/ПРЕДЪЯВИТЬ (слов с корнем «яв/явл» - 40) и производные от них слова (заявлять; заявление, объявление; предъявлены); ЗАМЕТИТЬ / ЗАМЕЧАТЬ (26): замечание; ДОЛОЖИТЬ / ДОКЛАДЫВАТЬ (20): доклад, докладчик; МОЛВИТЬ (устар.) сказать, произнести (слов с корневым аффиксом «молв» - 11) и производные от него слова (вымолвить; недомолвка); ВЕЩАТЬ (6), производные от него слова (извещать, возвещать, чревовещать, совещаться; совещание); ВЕСТИ (6) и производные от него слова (возвестить, известить; известие; оповещены); ОТПУСКАТЬ (2); УРОНИТЬ (1).
Периферийный ближний слой второго порядка образуют единицы с семой «процесс реализации диалога» (2 класс): СПРОСИТЬ (слов с корневым аффиксом «спрос/спраш» - 162) и производные от него слова (переспросить, испросить, спрашивать, расспрашивать, выспрашивать, допрашивать; спрос, расспрос, вопрос; не спросясь, энергично спрашивая); ОТВЕТИТЬ/ОТВЕЧАТЬ (слов с корневым аффиксом «ответ/отвеч» - 87) и производные от него слова (ответствовать; ответ; не отвечая); ПРОДОЛЖАТЬ (23): продолжаться; продолжение; продолжая; ОСВЕДОМИТЬСЯ (9): осведомившись.
Следующим компонентом периферийного ближнего яруса третьего порядка концепта «речь», на наш взгляд, являются лексемы с эксплицирующим значением «способ реализации речи» (3 класс):
- предикаты с релевантным признаком - «воспроизведение посредством голоса»: ЧИТАТЬ (слов с корневым аффиксом «чит/чт» - 41) и производные от него слова (прочитать, прочесть, прочитывать; читатель, чтение; вычитанный, прочитана; прочитав, читая); ПРОИЗНОСИТЬ (слов с «произнос/произнёс» - 19) и производные от него слова (произноситься; произношение, произнесение; не произнесенных, произнесено, произнесены; произнося, произнесши); СООБЩИТЬ (слов с корневым аффиксом «общ» - 18) и производные слова (сообщать, общаться; сообщение); БЕСЕДОВАТЬ (15): побеседовать; беседа, собеседник, собеседница; беседуя; ПЕТЬ (в переносном значении (7), в прямом значении (34) и производные от него слова (пропеть, запеть); РАЗДАВАТЬСЯ (4); ДИКТОВАТЬ (2); ЗАДЕКЛАМИРОВАТЬ (1);
- лексемы с признаком «мысленное или письменное воспроизведение»: ВСПОМИНАТЬ (1) и ПИСАТЬ (41): записать, написать, подписать, писаться.
Представителями 4 класса периферийного слоя анализируемого концепта являются слова с семой «процесс воплощения речи»: лексические единицы с корневым аффиксом «ГЛАС» - «ГОЛОС» (143): согласиться, соглашаться, возгласить, огласить, пригласить, голосить, голосовать; согласие, оглашение, возглас, приглашение, голос, голосок, отголосок, разноголосица, голосование; пригласительные; согласен; единогласно, в один голос; МЫСЛИТЬ (слов с корневым аффиксом «мысл» / «мышл» - 51) и производные от него слова (замыслить, размышлять; мысль, мыслишко, замысел; смыслящие; мысленно, осмысленно; размышляя); ДУМАТЬ (35) и производные от него слова (ПОДУМАТЬ, ЗАДУМАТЬ); СЛОВО (23).
В периферийный дальний уровень концепта «речь» включаются глаголы с семой «начало и конец речевой деятельности» (5 класс): НАЧАТЬ / НАЧИНАТЬ (20); ПРИСТУПИТЬ (1); ЗАКОНЧИТЬ / ОКОНЧИТЬ (9): окончание; окончив; ЗАКЛЮЧИТЬ (1).
Языковая объективация 6 класса периферийного дальнего яруса исследуемого концепта происходит посредством использования глаголов с семой «процесс образования звуков»: ВЫДАВИТЬ (1); ВЫДОХНУТЬ (1); ВЫРАБАТЫВАТЬ (1).
7 концептуальный периферийный дальний каркас «речи» составляют лексемы с семантикой «способ произношения»: КРИЧАТЬ (слов с корневым аффиксом «крич/крик» - 183) и производные от него слова (закричать, прокричать, крикнуть, вскрикивать, вскрикнуть, выкрикивать, покрикивать; крик; прокричав, крича); ШЕПТАТЬ (38): зашептать, прошептать, шепнуть, шептаться, пошептаться; шёпот; шёпотом; СТОНАТЬ / СТЕНАТЬ (24): застонать, простонать; стон; БОРМОТАТЬ (24): забормотать, пробормотать; бормоча; ВОПИТЬ (15): завопить, возопить; вопль; ОРАТЬ (8): заорать; оратор; ЛЕПЕТАТЬ (7): пролепетать, залопотать; МЫЧАТЬ (6): замычать, промычать; ПИСКНУТЬ (5): попискивать; писк; ВИЗЖАТЬ (5): визгнуть, взвизгнуть, завизжать; визг; ГОМОНИТЬ (5): загомонить; гомон; неугомонный; КИПЕТЬ / КИПЯТИТЬСЯ (5): вскипеть, закипать; закипая; БАСИТЬ (4): забасить, пробасить; бас; ГРЕМЕТЬ (4): загреметь, прогреметь; ГАЛДЕТЬ (3): загалдеть; галдёж; РОКОТАТЬ (3): пророкотать, рокот; ГАРКНУТЬ (3); ПИКНУТЬ (3): пиканье; ТОРОПИТЬ (3): заторопиться; ПРОТЯНУТЬ (3); РЕВЕТЬ (3); ГРЯНУТЬ (2); ЦЕДИТЬ (2): процедить; КУКОВАТЬ (2): кукование; ЗАКЛЕКОТАТЬ (2); БОЛТАТЬ (2): разболтать; РЯВКНУТЬ (1); ПРОСКРЕЖЕТАТЬ (1); ЗАВЕРЕЩАТЬ (1); ЗАМЯМЛИТЬ (1); ЗАЛЕБЕЗИТЬ (1); ЗАЧАСТИТЬ (1); РЕЗВИТЬСЯ (1); КАТИТЬСЯ (1).
Языковыми репрезентантами изучаемого концепта на 8 периферийном дальнем уровне являются предикаты с семой «целеустановка говорящего»: ПРОСИТЬ (слов с корневым аффиксом «прос» - 50) и производные от него слова (попросить, выпросить, запросить; проситель, просьба; просительно; попросив); МОЛИТЬ (слов с корневым аффиксом «мол» - 31) и производные от него слова (молиться, помолиться, взмолиться, вымолить, умолять; молитва; умоляющее, неумолим; молитвенно, умоляюще); КЛИКАТЬ (слов с корневым аффиксом «клик/клиц» - 28) и производные от него слова (воскликнуть, восклицать, окликнуть, откликаться; клик); ЗВАТЬ (27): воззвать, взывать, назвать, отозваться, позвать, созвать, призывать; призыв; зовущая; ПОВТОРИТЬ (слов с «повтор» - 25) и производные от него слова (повторять, повторяться; повторяя); ТВЕРДИТЬ (слов с корневым аффиксом «тверд/твержд» - 24) и производные от него слова (затвердить, подтвердить, подтверждать, утверждать; твёрдо; утверждённый); ОБЪЯСНЯТЬ / ОБЪЯСНИТЬ (16): объясниться; объяснение; объяснившее; объясняя, объяснив; РЕШИТЬ (12); СОВЕТОВАТЬ (12); УКАЗАТЬ / ПРИКАЗАТЬ (9): приказывать; указание, приказ, приказчик; ВОЗРАЗИТЬ / ВОЗРАЖАТЬ (9): возражение; ОБРАТИТЬСЯ / ОБРАЩАТЬСЯ (9): обращаясь; ДОБАВИТЬ (8); ОДОБРИТЬ (8): одобрять; одобрение; одобрено; НЕСТИ / НОСИТЬ (7): нестись, донести, доносить, доноситься; доносившийся; КОМАНДОВАТЬ (5): скомандовать; команда; покомандовавши; СОЗНАТЬСЯ (4): сознаваться; ТОЛКОВАТЬ (4): втолковывать; толк; ПРЕДЛОЖИТЬ (4); ПРОТЕСТОВАТЬ (3): запротестовать; ПОДДЕРЖАТЬ (3); ХВАЛИТЬ (3): похвала; ПОЖЕЛАТЬ (3); ЗАЩИЩАТЬСЯ (2); УБЕЖДАТЬ (2); ВМЕШАТЬСЯ (2); ПОПРАВИТЬ (2); ВДАЛБЛИВАТЬ (1); ПРЕДОСТЕРЕГАТЬ (1); ПОМОЧЬ (1); ДОБИВАТЬ (1).
Концептосфера «речь» вербализуется на 9 периферийном крайнем ярусе с помощью единиц с семой «эмоциональная компонента», которые условно также целесообразно разбить на 4 эмотива:
1 эмотив - мелиоративная окраска: ОЖИВИТЬСЯ (6): оживлённый; оживлённо; УМИЛИТЬСЯ (2); ЗАИНТЕРЕСОВАТЬСЯ (2); ПОСОЧУВСТВОВАТЬ (2); РАСТРОГАТЬСЯ (1);
2 эмотив - пейоративная коннотация: ЖАЛОВАТЬСЯ (6): пожаловаться; ОСТРИТЬ (5); УЖАСАТЬСЯ (5): ужаснуться; ужасаясь; СЕРДИТЬСЯ (4): рассердиться; сердито; НАБРОСИТЬСЯ (4); БРАНИТЬ (3): перебранка; РУГАТЬ (3): ругая; БУРЧАТЬ (3): буркнуть; УСМЕХНУТЬСЯ (3): усмехаясь, усмехнувшись; ШИПЕТЬ (3): зашипеть; шипя; ЯЗВИТЬ (3); ЕХИДСТВОВАТЬ (2); ИЗМЫВАТЬСЯ (1); ПЕРЕДРАЗНИТЬ (1); ОГРЫЗАТЬСЯ (1); ОКРЫСИТЬСЯ (1); НЕИСТОВСТВОВАТЬ (1); ОБИДЕТЬСЯ (1); ИСПУГАТЬСЯ (1); СТРАДАТЬ (1);
3 эмотив - волнение, возмущение: ВОЛНОВАТЬСЯ (слов с корнем «волн» - 8) и производные от него слова (заволноваться; волнующие, волнующийся); ТРЕВОЖИТЬСЯ (3): встревожиться; тревожно, встревоженно; ВОЗМУТИТЬСЯ (1);
4 эмотив - удивление: АХАТЬ (3): ахнуть; ах (существительное); УДИВИТЬСЯ (3).
Выводы
Таким образом, исследование, проведённое в настоящей статье, позволяет констатировать, во-первых, что концепт «речь» в романе «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова представлен формализованным семантическим языком весьма разнообразно - наблюдается регулярная реализация разносистемных предикатов, обозначающих речевую деятельность как сегмент действия вообще. Базовый слой анализируемого в статье концепта составляют предикаты с семой «процесс воспроизведения речи». Ближнюю периферию демонстрируют единицы с семами «сам акт речевой деятельности», «процесс реализации диалога», «способ реализации речи» и «процесс воплощения речи». В дальний периферийный ярус исследуемой языковой категории включены лексемы со значениями «начало и конец речевой деятельности», «процесс образования звуков», «способ произношения» и «целеустановка говорящего», а в крайний - знаки с семой «эмоциональная компонента». Во-вторых, приоритет процессуальности в структуре концептуальной модели «речь», созданной советскими писателями в своём произведении, подтверждается ещё одним фактом: концепт «речь» наиболее ярко проявляется в текстовом материале через глаголы. Из 2330 проанализированных лексем 1749 слов были представлены глаголами (75 %), а 581 слово (25 %) - другими частями речи: существительные - 464 (20 %), деепричастия - 55 (2,4 %), причастия - 31 (1,3%), наречия - 25 (1 %) и прилагательные - 6 (0,3 %).
Следовательно, наша работа - подтверждение высказывания Ю.С. Степанова о том, что концепты существуют по-разному в разных своих слоях, и в этих слоях они по-разному реальны для людей данной культуры [7, 45].
Рецензенты:Балова И.М., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик;
Щербань Г.Е., д.ф.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», г. Нальчик.
Библиографическая ссылка
Дохова З.Р., Урусов Р.Х. ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «РЕЧЬ» В ПРОИЗВЕДЕНИИ «ДВЕНАДЦАТЬ СТУЛЬЕВ» И. ИЛЬФА И Е. ПЕТРОВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19080 (дата обращения: 05.10.2024).