Эффективность функционирования бюджетной системыво многом зависит от степени его сбалансированности. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда налоговые и неналоговые доходы не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.
В сложившейся экономической ситуации субъекты Российской Федерации четко разделились на регионы-доноры и регионы реципиенты. Последниево многом зависят от безвозмездных перечислений из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.
Согласно ст. 6 БК РФ дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратнойоснове без установления направлений и (или) условий их использования.[1]
Межбюджетная субсидия - это межбюджетный трансферт, предоставляемый из бюджета публично-правового образования на условиях софинансирования целевых расходов,осуществляемых в рамках исполнения расходных обязательств другого публично-правового образования.
Под субсидиями бюджетам субъектов РФ из федеральногобюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочийорганов государственнойвласти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектовРФ, и расходных обязательств по выполнению полномочийорганов местного самоуправления по вопросам местногозначения.
В ст. 6 БК РФ, где закреплен понятийный аппарат, понятие субвенции отсутствует.
На наш взгляд, наиболее точно это понятие отражено О.В. Болтиновой«субвенция - это межбюджетный трансферт, предоставляемый уполномоченным органом из бюджетов бюджетной системы РФ в целях финансового обеспечениярасходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, субъекта РФ в установленномпорядке». [2]
Субвенция как форма межбюджетных трансфертов предоставляется бюджетам субъектов РФ, местным бюджетам,бюджетам автономных округов, бюджетам муниципальныхрайонов, а также бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Законодатель использует в БК РФ термин «иные межбюджетные трансферты». Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Кроме того, в федеральном бюджете предусматриваютсямежбюджетные трансферты региональным бюджетам дляпредоставления межбюджетных трансфертов бюджетам отдельных муниципальных образований.
С середины 2000-х гг. благодаря высоким ценам на мировом рынке энергоносителей и соотсветственно притоку в страну значительных сумм в виде валютной выручки федеральные монетарные власти имели возможность перечислять необходимые средства в нижестоящие бюджеты. Ввследствии этого региональные бюджеты в целом были сбалансированными, динамика их доходов с учетом федеральных трансфертов соответствовала динамике расходов. Исключением стал кризисный 2009 год, когда мировой финансовый кризис и резкое падение цен на нефть привело к сокращению доходов федерального бюджета, а следовательно к сокращению финансирования региональных бюджетов и образованию дефицита в размере 0,8% ВВП. Нормализовавшись после кризиса, ситуация вновь ухудшилась в 2012 г., когда начавшееся замедление роста экономики и стагнация в ряде отраслей совпали с появлением у регионов дополнительных социальных обязательств, связанных с необходимостью выполнения указов Президента от 7мая2012года.
В этих условиях перечисленные выше виды безвозмездных перечислений играют важную роль при формировании доходной части региональных бюджетов.
Причем в ряде регионов, которые принято называть эти поступления занимают наибольший удельный вес в структуре доходов. К таким регионам относится и Республика Северная Осетия -Алания. В таблице 1 представлена структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах.[6]
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Республики Северная Осетия - Алания в 2011-2013 годах, млн. рублей
Наименование показателей |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
|||
факт |
уд.вес, % |
факт |
уд.вес, % |
факт |
уд.вес, % |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Налоговые и неналоговые доходы - всего, в том числе: |
8 178,7 |
41,2 |
9209,0 |
40,7 |
10640,2 |
43,7 |
Налоговые доходы |
7 527,8 |
37,9 |
8 682,9 |
38,4 |
9986,7 |
41,0 |
Неналоговые доходы |
650,9 |
3,3 |
526,1 |
2,3 |
653,5 |
2,7 |
Доходы от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет(с учетом возврата) |
-149,1 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Безвозмездные перечисления |
11 681,9 |
58,8 |
13392,0 |
59,3 |
13710,8 |
56,3 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
19 860,6 |
100,0 |
22601,0 |
100,0 |
24351,0 |
100,0 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
21 228,8 |
Х |
21905,5 |
Х |
26321,9 |
Х |
Дефицит (-), профицит (+) |
-1 368,1 |
6,4 |
695,6 |
-3,2 |
-1 970,9 |
7,5 |
Источник: Минфин Республики Северная Осетия-Алания
Показатели таблицы наглядно свидетельствуют о том, что безвозмездные поступлению в бюджет республики занимают более половины ее доходов.
Более детальную характеристику безвозмездным поступлениям дает таблица 2. [4]
Таблица 2
Структура и динамика безвозмездных поступлений в бюджет
РСО-Алания за 2011-2013 годы
2011 |
2012 |
2013 |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
11976280,41 |
13 629 588,20 |
13 731 477,0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
11754487,31 |
13 522 228,19 |
13 609 243,9 |
Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
6287116,7 |
7 687 982,30 |
9 130 484,3 |
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) |
2661365,2 |
3 595 986,98 |
3 092 803,5 |
Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований |
1610713,8 |
1 511 720,45 |
1 195 142,9 |
Иные межбюджетные трансферты |
1195154,7 |
723 636,67 |
179 515,8 |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
136,8 |
2 901,79 |
11 297,4 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ОРГАНИЗАЦИЙ |
221793,1 |
431 361,83 |
321 509,5 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ |
- |
11 740,40 |
20 800,7 |
По данным таблицы наглядно видно, что наибольший удельный вес в структуре занимают дотации из федерального бюджета и, хотя их доля в 2013 году несколько снижается, преобладание данной статьи доходов является негативным фактором, снижающим экономическую безопасность республики.
В противовес этому как положительный фактор можно отметить рост объемов субсидий, которые напрямую зависят от уровня софинансирования из регионального бюджета и направлены на реализацию различных программ социально-экономического развития региона. Соответственно рост субсидий из вышестоящего бюджета теоретически означает увеличение возможностей нижестоящих бюджетов.
По логике вещей каждый бюджет должен стремиться к минимальной дотационности, а то и вовсе стать независимым от дотаций. Однако на практике это является труднодостижимым, так как регионы различаются наличием ресурсной базы, геополитическим положением и многими другими факторами. В этой связи в последние два десятилетия распространен термин «депрессивный регион». Что же подразумевается под этим термином? Приведем определение Фетисова и Орешина, которые дают следующую трактовку: «Депрессивный регион - регион, в котором производственно-ресурсная база перешла в фазу устойчивого спада, исключающеговозникновение новых стимулов развития»[6] В данном определении, на наш взгляд, довольно спорной представляется последняя часть.Стимулы развития должны разрабатываться государственной региональной политикой.
Основным предложением специалистов по данной проблематике является увеличение налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов. В этой связи предлагается увеличение доли федеральных (регулирующих) налогов, зачисляемых в региональный бюджет, а то вовсе построить налоговую систему по американскому принципу «один бюджет -одинналог» с передачей большей части налогов в ведение регионов. Данную позицию не разделяет Поляк, справедливо утверждая, что нестабильность отечественной экономики порождает нестабильность налоговой базы, и замена дотаций дополнительными налоговыми полномочиями может способствовать недополучению в определенные периоды значительных поступлений в доходную часть региональных бюджетов.
Решение проблемы снижения дотационности во многом лежит в самой структуре безвозмездных поступлений. Выше нами отмечалась положительная роль субсидий, поступающих в региональный бюджет. Необходимо повысить уровень эффективности программных мероприятий, на которые направлены эти субсидии, так как именно эффективная реализация целевых программ позволит создать новые производства и увеличить налоговую базу.
Рецензенты:Хубаев Т.А., д.э.н., профессор, зав. кафедрой налогов и налогообложения ФГБОУ ВПО «Горский государственный аграрный университет», г. Владикавказ;
Лазарова Л.Б., д.э.н., доцент, зав. кафедрой экономики и финансов Владикавказского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Харебов Е.Ю., Битиева М.Г. РЕГУЛИРУЮЩАЯ РОЛЬ БЕЗВОЗМЕЗДНЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТЫ ДОТАЦИОННЫХ РЕГИОНОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19073 (дата обращения: 06.10.2024).