Знание и информация в современных условиях информатизации общества и производства являются наиболее востребованными ресурсами, что позволяет считать обладание выпускниками информационной компетентностью, как одной из составляющих профессиональной подготовки студентов, необходимым и многомерным результатом обучения в вузе [5].
Информационная компетентность студента нами рассматривается как многомерный результат профессионального образования, включающий когнитивный (Кг), технико-технологический (Тт), личностный (Лч), коммуникативный (Км) и рефлексивный (Рф) компоненты, характеризуется оперированием информацией разной природы как в индивидуальной, так и в профессиональной деятельности [10]. Формирование ИК осуществляется в трех направлениях: при изучении базового курса информатики; в рамках естественно-научных, гуманитарных, общепрофессиональных и специальных дисциплин; в научно-исследовательской работе студента [6].
Рассмотрим более детально формирование информационной компетентности студентов в процессе научно-исследовательской работы студентов при изучении дисциплин информационного цикла.
Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), встроенная в образовательный процесс и дополняющая его,является неотъемлемым элементом образовательного процесса, способствует профессиональному росту студента, а также его подготовке к послевузовскому образованию. К первому виду НИРС относят написание рефератов, выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, творческо-исследовательских заданий, выполняемых в рамках учебного занятия. Основная задача внеучебной НИРС − индивидуализация процесса обучения и выход за рамки учебных программ. Элементами НИРС, которые необходимо внедрять с младших курсов, являются: выполнение индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовка докладов для научно-практических конференций и конкурсов, написание научных статей, участие в олимпиадах [5].
С целью активизации НИРС в рамках студенческой Недели науки в филиале ежегодно проводится научно-практическая студенческая конференция, включающая в себя секции кафедры естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин. В 2012 году в рамках Недели науки работало 2 секции кафедры, на которых свои доклады представили 20 студентов филиала, в 2013 году – 3 секции с 37 докладами, в 2014 году – 5 секций с 36 докладами. Стоит отметить, что в 2014 году 75% докладов носило практико-ориентированный характер.
Студенты филиала принимают активное участие в научно-практических конференциях вузовского, регионального, всероссийского и международного уровня,публикуют статьи с результатами исследований, проведенных как индивидуально, так и совместно с преподавателями, в сборниках трудов конференций и в научных журналах (рисунок 1).
Рис. 1. Участие студентов в НИРС кафедры
При выполнении индивидуальных курсовых и творческих заданий, подготовке докладов на научно-практические конференции и конкурсы необходимо учитывать профессиональную направленность обучения, рассматриваемую в педагогических исследованиях с двух сторон. С одной стороны, под профессиональной направленностью понимается ориентация системы потребностей, мотивов, интересов и склонностей личности на положительное отношение к будущей профессии [2]. С другой, профессиональная направленность обучения реализуется через решение проблемы отбора и построения содержания образования на основе межпредметных связей общенаучных, общепрофессиональных и специальных дисциплин [3].
Профессиональная направленность и межпредметностьНИРС повышает практическую значимость дисциплин и мотивирует студентов на их изучение.Кроме того, в последнее время неотъемлемой частью ее выполнения является применение компьютерных и информационных технологий. Темы курсовых работ и докладов выступлений на научно-практических конференциях должны иметь практико-ориентированный характер испособствовать формированию обобщенных способов деятельности и развитию творческого потенциала выпускника.
При выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ возможна следующая тематика: структурный синтез гибких производственных систем (техническое предложение) с применением CAD/CAE-систем и метода конечных элементов [9]; выполнение конструкторской документации на сборочную единицу с использованием CAD-систем;проектирование и создание базы данных электрических двигателей или учет потребления электроэнергии машиностроительного предприятия с использованием настольных СУБД; определение значения скорости, при которой сила тяги двигателя летательного аппарата уравновешивается силой сопротивления воздуха; разработка экономических информационных систем.
При подготовке рефератов, докладов на научно-практические конференции предлагаются следующие темы: исследование вопросов использования компьютерных технологий или искусственного интеллекта в авиастроении, машиностроении; проектирование объектов параметрических библиотек CAD-систем; проблемы использования инновационного программного и аппаратного обеспечения в создании виртуальных (3D-геометрических) моделей и физических прототипов деталей авиа- и машиностроения; автоматизация образовательного процесса филиала (автоматизированное составление расписания учебных занятий, база данных для хранения расписания учебных занятий, мобильное и web-приложения для отображения расписания учебных занятий[7], создание приложений для автоматизации подведения итогов внутрисеместровой промежуточной аттестации студентов и результатов сессии[1]).
В рамках научно-исследовательской работы научного руководителя студенты проводят следующие исследования: использование свободно распространяемого программного обеспечения в учебном процессе; выявление состава и сформированности информационной компетентности студентов филиала[6], автоматизация организации образовательного процесса филиала (управление кафедрой, студенческий отдел кадров)[4]; автоматизация проектирования модельных комплектов для отливок базовых деталей мехатронного станочного оборудования[8].
Одним из решений формирования информационной и профессиональной компетентности студентов также является вовлечение студентов в соревновательный процесс студенческих олимпиад и конкурсов вузовского, регионального, всероссийского и международного уровней. Это позволит развить не только творческий потенциал студента, но и объективно оценить его компетентность, а также наметить пути ее совершенствования.
Силами нашей кафедры организуются: 1-й отборочный тур Международной олимпиады по истории авиации и воздухоплавания им. А.Ф. Можайского, победители которого принимают участие в региональном туре, проводимом на базе головного вуза; Региональная олимпиада по физике среди учащихся средних школ и студентов вуза южного региона Республики Башкортостан. Студенты нашего филиала принимают участие в одном из авторитетных и масштабных проектов в области научно-технического творчества молодежи ‑международной студенческой олимпиаде CAD-OLYMP, проводимой под эгидой Всемирной недели предпринимательства и при поддержке Министерства образования РФ, ведущих компаний разработчиков САПР-систем. Основная цель проведения направлена на улучшение взаимодействия науки, образования и промышленного комплекса, создание условий повышения престижа инженерных специальностей конструкторско-технологического профиля.С 2012 г. студенты ФГБОУ ВПО «УГАТУ» и его филиала в г. Стерлитамаке активно участвуют в олимпиаде CAD-OLYMP как в личном, так и в командном зачетах (таблица 1), с 2013 г. кафедра проводит региональный отборочный тур.
Таблица 1
Результаты участия студентов УГАТУ в олимпиадах CAD-OLYMP в номинации «Трехмерное проектирование»
Год проведения олимпиады |
Количество участников |
Количество участников, представлявших УГАТУ |
Максимально достигнутый результат (место) |
2012 |
32 |
1 |
4 |
2013 |
50 |
2 |
15 |
2014 |
159 |
4 |
5 |
Следует отметить, чтонаучно-исследовательская работа студентовпредполагает:
‑ формирование способности к углублению, обобщению, систематизации знаний;
‑ развитие организаторских, информационных, исследовательских и коммуникативныхумений, способствующих успешной адаптации современной молодежи в изменяющейся социально-экономической сфере страны;
‑ повышение мотивации к изучению дисциплин информационного цикла, осознание значимости информации в современном обществе и необходимости соблюдать законы информационной безопасности;
‑ развитие инновационного, креативного мышления будущих специалистов;
‑ формирование способности к саморазвитию и самореализации;
‑ готовность будущих специалистов к творческой реализации полученных знаний, умений и навыков, методологии научного поиска и опытаисследовательской работы в дальнейшей профессиональной и индивидуальной деятельности;
‑ осознанное применение информационных и компьютерных технологий, технических средств при решении научных, учебных и профессиональных задач.
Влияние НИРС на формирование компонентов информационной компетентности представлено на рисунке 2.
Рис.2. Формирование информационной компетентности в процессе НИРС.
Таким образом,научно-исследовательская работа студентов,проводимая в различных формах коммуникативных ситуаций и содержании профессиональной подготовки, реализующаяся с опорой на совместную работу преподавателя и студента и направленная на осуществление дальнейшей учебной, научно-исследовательской и профессиональной деятельности, является условием формирования информационной компетентности.
Рецензенты:Гималтдинов И.К, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой прикладной информатики и программирования, СФ ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Муравьева Е.А., д.т.н.,доцент, заведующая кафедрой «Автоматизированные технологические и информационные системы», СФ ФГБОУ «Уфимский государственный нефтяной технический университет», г. Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Карасева Л.М., Карасев Е.М., Виноградов П.В. ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19041 (дата обращения: 02.04.2025).