В связи с неоднозначностью данного процесса Ю.В. Попков акцентирует внимание на эффектах как сближения и унификации культур, так и их относительного обособления. В действительности противоречие заключается в том, что в противовес унифицирующим тенденциям глобализации усиливается стремление представителей этнокультурных сообществ возрождать традиции и стремление сохранить свою самобытность.
Этносоциальные процессы - это изменения, касающиеся этносоциальных общностей (прежде всего их социально-экономических параметров). Такое разделение обусловлено, прежде всего, различиями в типах изменений собственно этнической и социально-экономической сфер деятельности общества. Во всей совокупности общественных явлений социально-экономические наиболее подвижны. Поэтому именно они являются определяющими в изменении этносоциальных систем. Что касаемо этнокультурных явлений, они, наоборот, отличаются большей стабильностью. В связи с чем этнические процессы менее динамичны по сравнению с социально-экономическими.
В последние годы гуманитарная наука внесла свой вклад в конкретное исследование и теоретическое осмысление современных этносоциальных процессов, роли в их национально-культурных объединений, проблем установления диалога цивилизаций и культур [<3].
Разработка современных фундаментальных положений зарубежной этнологии осуществляется в рамках трех основных методологических парадигм, первой по времени появления и ведущей среди которых является парадигма примордиализма (К. Гирц, Р. Гамбино, Р. Грили, У. Коннор, П. ванден Берге, Э. Смит).
Достаточно влиятельной в современной западной этнологии является конструктивистская парадигма, представленная работами Э. Геллнера, Б. Андерсона, Э. Хобсбаума и норвежской антропологической школы Ф. Барта. Основу этой парадигмы образует идея социальной конструируемости этноса.
Широкое распространение в последние десятилетия получает в этнологии парадигма инструментализма, возникшая под влиянием работ в области этнополитики (Д. Хоровитц, Дж. Ротшильд, М. Йингер, С. Олзак, Дж. Нейджл, М. Бэнтон, А. Клэн, Д. Белл, Дж. Окамура, М.П. Фишер, А. Коэн, К. Янг).
В отечественной науке (преимущественно в этнографии) разработка этнической проблематики активно ведется с 1960-х годов. Несмотря на некоторую политическую ангажированность исследований в области этнической проблематики, в результате многочисленных дискуссий формируется не имеющая аналогов в мировой науке оригинальная «теория этногенеза и этноса». Особая заслуга в создании этой теории принадлежит Ю.В. Бромлею, Л.Н. Гумилеву, С.А. Токареву, Н.Н. Чебоксарову, В.И. Козлову.
Ю.В. Бромлей выделяет два вида этносоциальных процессов, которые дифференциацируются в зависимости от последствий, происходящих с этносом в результате каких-либо изменений. Результатом первого вида этносоциальных процессов выступает изменение этнического самосознания у представителей данного этноса. Такие процессы ученый определяет как этнотрансформационные, так как они связаны с переходом из одного этнического состояния в другое. Второй вид - этноэволюционные процессы, выражающиеся в значительном изменении любого из основных параметров этноса, но не ведущие непосредственно к изменению этнического самосознания. Основным содержанием подобных этнических процессов является изменение культурной специфики этнических общностей [2].
На сегодняшний день постоянно меняющаяся социальная реальность детерминирует приоритет новых направлений этнологических исследований. Если на этапе формирования советской этнологической науки (1960-1980 гг.) предпочтение отдается социально-философским проблемам этногенеза и этноса (на основе методологии исторического материализма), то в последние два десятилетия исследователи обращают основное внимание на политические и социологические аспекты этнологии. Причиной этого стала необходимость в решении межэтнических конфликтов, потребность в их урегулировании. Такие науки, как социология и политология владеют методами решения межэтнических конфликтов. Тем не менее в связи с ростом количества межнациональных конфликтов потребность в конкретно-прикладных исследованиях этносоциальных процессов увеличивается [6].
В последние два десятилетия многие российские учёные, занимающиеся этнической проблематикой, активно переосмысливают идеи отечественной этнологии в контексте современного этнологического дискурса. В работах таких ученых, как Б.Е. Винер, И.Ю. Заринов, И.С. Кон, С.Е. Рыбаков, C.B. Соколовский, В.А. Тишков, В.Р. Филиппов, С.А. Шандыбин, отмечается особая сложность проблематики этносоциальных процессов, необходимость разработки новых социально-методологических оснований её анализа.
В современных отечественных этнологических исследованиях активно разрабатывается конструктивистский подход. С точки зрения данного подхода индивидуумы, относящиеся к единой этнической группе, являются носителями общей базовой системы ценностей, что, в свою очередь, приводит к созданию методологии конструирования прагматически ориентированной глобальной этики, а с позиции этносоциальных процессов данная парадигма становится основой для зарождения этики этносоциальных конфликтов. В основе данного подхода - общечеловеческие ценности.
В отличие от сторонников конструктивистского подхода, которые делают акцент на тематике договора и диалога, представители примордиалистского подхода актуализируют тему традиций и ценностей, приоритетны объединения традиционных культур. При этом в рамках данного подхода утверждается, что общечеловеческие ценности объективно существуют и зафиксированы в священных книгах разных религий, поэтому необходимо выделить набор такого рода ценностных установок, которые будут определять систему морали. Тем не менее в примордиалистском подходе не учтен факт различий между религиями, исторические и традиционные особенности, которые играют весьма значимую роль в этносоциальных процессах.
Синергетическое направление изучения этносоциальных процессов рассматривает их динамизм и противоречивость, связанных с различием целей, стремлений, желаний, интересов субъектов деятельности и их общностей, опосредованные внешними и внутренними социальными условиями, выступают как возможности формирования многообразия путей их дальнейшей эволюции. Тем не менее определение конкретного пути развития зависит от тех факторов, которые воздействуют на социальную систему, когда она находится в переходном (бифуркационном) состоянии. В состоянии бифуркации социальная система находится перед «выбором» как решением возникших альтернатив. Предугадать заранее (предсказать), какой именно фактор будет играть определяющую роль, из-за стохастичности социальной системы не представляется возможным [5].
Новое осмысление проблематики этноса и этнической идентичности вырабатывается в рамках современного российского этнопсихологического направления, этносоциологического направления, этнолингвистического направления в исследовании этноса.
Тенденции нарастания значимости этнического фактора позволяют нам считать данный вопрос немаловажным. При изучении этносоциальных процессов необходимо рассматривать как комплексное взаимодействие противоречивых явлений и тенденций, характеризующих, в частности, формирование тождества и различия этнических общностей, их сближения и обособления, взаимозависимости и автономии. Тенденции этносоциальных процессов в их демографических, экономических, культурных, политических аспектах исследуются в единстве объективных и субъективных сторон.
Рецензенты:
Коротеева Н.Н., д.и.н., профессор кафедры истории и социально-культурного сервиса, ФГБОУ ВПО «Юго-западный государственный университет», г. Курск;
Комов В.Г., д.э.н., профессор кафедры государственного и муниципального управления, Курский институт социального образования (филиал РГСУ), г. Курск.
Библиографическая ссылка
Севцова Е.Ю., Исайчева О.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭТНОСОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19003 (дата обращения: 11.10.2024).