Успех этих мероприятий, их желаемая эффективность во многом зависят от компетентности соответствующих специалистов, и, конечно, фармацевтического профиля, особенно их высшего достойного звена - провизоров.
Те вполне правомерные акценты, которые сделаны в отношении развития отечественной фармацевтической промышленности, отражённые в федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (Фарма-2020), служат надёжным стимулятором модернизации фармацевтического образования на всех его этапах [8].
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается около 380 тысяч фармацевтических работников [9], занятых в фармацевтических организациях, и от 14 до 17 тысяч специалистов с фармацевтическим образованием, работающих в сфере фармацевтического производства, исследовательских организациях, в представительствах зарубежных компаний в различных областях деятельности: от разработки до продвижения продукта на рынке. Ежегодно вузы Российской Федерации готовят около 7,5 тысяч провизоров, однако, дефицит специалистов с высшим фармацевтическим образованием по-прежнему высок. Тем более, что лица с фармацевтическим образованием заняты и в других сферах деятельности фармацевтической отрасли: промышленном производстве лекарственных средств, их разработке и государственной регистрации, контроле качества лекарственных средств, маркетинге, научно-исследовательской и педагогической деятельности, государственной экспертизе качества, эффективности и безопасности лекарственных препаратов, клинических и лабораторных анализах, а также в судебно-химической и токсикологической экспертизе и других узкоспециализированных областях профессиональной деятельности.
В связи с этим изменился характер фармацевтического научно-практического знания - оно стало специализированным.
Специализация фармации является следствием сложившихся функциональных областей фармацевтической деятельности, в основном соответствующих законодательно установленным этапам обращения лекарственных средств, начиная от их создания и заканчивая использованием.
Анализ отечественных и зарубежных источников информации показал, что специалисты в области фармации занимаются разнообразными видами деятельности, связанными с обращением лекарственных средств, которые можно условно разделить на три основных направления: «Аптечная (социальная) фармация», «Госпитальная фармация» и «Промышленная фармация», в зависимости от основных целей и задач профессиональной деятельности специалиста и вида экономической деятельности организации [2], где эти специалисты, как правило, работают (таблица 1).
Таблица 1
Основные направления профессиональной деятельности в фармации
«Аптечная (социальная) фармация» |
«Госпитальная фармация» |
«Промышленная фармация» |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг: деятельность в области здравоохранения |
Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями |
Оптовая торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, изделиями медицинской техники и ортопедическими изделиями |
|
Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами |
Производство фармацевтической продукции |
|
Научные исследования и разработки в области естественных и технических нужд |
Учитывая существенные различия в характере деятельности специалистов, работающих в фармацевтических организациях, и специалистов, занятых в фармацевтической промышленности, имеет смысл подключить к этой позиции магистерскую подготовку. Поэтому мы предлагаем две основные магистерские программы: «Социальная и госпитальная фармация» и «Промышленная фармация», которые будут востребованы работодателями. Для этого варианта составлены необходимые профессиональные компетенции, которые частично совпадают, что обусловлено совпадением областей деятельности: обращение лекарственных средств, и объектов деятельности - лекарственные средства.
Разнообразие видов деятельности и их специализации обуславливает разнообразие специальностей работников, занятых в фармацевтической отрасли, и их разнообразное образование. Междисциплинарный характер выполняемых работ и тесная связь с научными разработками в области биологии, биофизики, генетики и других наук приводят к достаточно быстрому развитию новых трудовых функций, целых областей деятельности и, соответственно, новым компетенциям, которые осваиваются специалистами посредством внутреннего обучения, самообучения, дополнительных профессиональных образовательных программ и магистратур.
Компетенция - это формирование творческих активных и самостоятельных методов работы, а компетентность - это часть будущей профессиональной деятельности и возможность включиться в эту профессиональную деятельность [1, 5].
Компетентностный подход проявляется в обновлении содержания образования, рассматривается как обобщённое условие способности будущего специалиста эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций, при этом он ставит ряд серьёзных проблем для высшей школы. Одной из важнейших проблем в рамках модернизации образования является повышение компетентности преподавателя, которая, прежде всего, заключается в компетентностном подходе к развитию творческих способностей обучающихся, в формировании их общечеловеческих ценностей.
Компетентностная модель высшего медицинского и фармацевтического образования предполагает ориентацию на такие базовые позиции, как: обучаемость, самораспределение, социализацию и развитие индивидуальности [1]. В связи с этим внедрение компетентностного подхода в высшее образование, в том числе и фармацевтическое, позволит оптимизировать учебный процесс.
Наиболее значимыми, оптимальными компетенциями для выпускников фармацевтических вузов - провизоров являются следующие:
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента (ТАА), и трудовым законодательством;
- осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными стандартами качества;
- работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия коллег, других работников здравоохранения, пациентов и потребителей.
Примеры их оформления и расшифровки по содержанию приведены в таблице 2.
Таблица 2
Модель специалиста (сотрудника) фармацевтической организации: основные общепрофессиональные компетенции
Компетенции |
Действия/умения |
Предметные знания |
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с законодательством, регулирующим обращение лекарственных средств и ТАА, и трудовым законодательством (ОПК-1). |
Интерпретировать положения законодательных актов и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и ТАА. Соблюдать санитарный режим, правила охраны труда, техники безопасности, противопожарной безопасности. Вести документацию по фармацевтической деятельности, предусмотренную правовыми актами. |
Нормативно-правовая база профессиональной деятельности специалиста. Положения законодательных актов и других нормативно-правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и ТАА. Требования по санитарному режиму, охране труда, технике безопасности, противопожарной безопасности, экологии окружающей среды. Правила надлежащих практик GMP |
Осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с морально-этическими нормами и принятыми профессиональными стандартами качества (ОПК-2). |
Решать профессиональные задачи на основе принципов фармацевтической деонтологии. Уважать и соблюдать права потребителей, включая их участие в принятии решения и выбора, защиты персональной информации. Применять различные формы оказания качественной лекарственной помощи населению и медицинским организациям с целью удовлетворения их потребностей. |
Медико-фармацевтическая деонтология. Профессиональные стандарты качества (надлежащая аптечная практика). Основы фармацевтического менеджмента и делового общения. |
Этими компетенциями должны владеть все специалисты, занимающиеся фармацевтической деятельностью, в том числе и молодые специалисты, только что закончившие ВУЗ [4, 6].
Что касается профессиональных компетенций специалиста, работающего в фармацевтической организации, то основные из них касаются работы в аптечных организациях в полном объёме, а также работы в области промышленной фармации. Кроме того, для фармацевтической отрасли характерно широкое использование методологии научного исследования в практической деятельности.
Таким образом, разработка компетентностных моделей, особенно компетенций профессиональных, потребует для их обеспечения дальнейшей специализации и соответствующей активной вузовской подготовки, интенсификации учебного процесса на основе совершенствования учебно-методических приёмов и внедрения инновационных образовательных технологий.
Рецензенты:
Сливкин А.И., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической химии и технологии Воронежского государственного университета Минобрнауки РФ, г. Воронеж;
Сампиев А.М., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармации Кубанского государственного медицинского университета Минздрава РФ, г. Краснодар.
Библиографическая ссылка
Пятигорская Н.В., Степанова Э.Ф., Аладышева Ж.И., Верниковский В.В., Король Л.А. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К ВЫСШЕМУ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: ФОРМИРОВАНИЕ И РОЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18987 (дата обращения: 30.05.2023).