Задача полеводов состоит в совершенствовании соответствующего производства, управление трудом работников и специалистов - полеводов и инженеров лесного хозяйства. Характер профессии требует от специалистов полеводов таких важных прикладных качеств, как: общая выносливость, закаленность, сила отдельных групп мышц, умение ориентироваться на местности и др. В связи с этим ППФП полеводов должна включать развитие данных прикладных качеств, с помощью таких видов спорта, как бег на средние и длинные дистанции, бег на лыжах, туризм и ориентирование, спортивные игры, пулевая стрельба, силовые упражнения.
В группе животноводов имеются значительные различия в условиях и характере труда. Так, работа одних (зоотехников и ветеринаров) связана с большими переходами и переездами, других (кормление и разведение домашних животных) проходит на скотных дворах, фермах. Значит и ППФП животноводов отличается. Первым необходимо уметь управлять различными транспортными средствами, обладать хорошей закалкой, общей выносливостью и силой. Ветеринарам необходимо обладать большой физической нагрузкой и сложной координацией движений. Вторым необходимо с утра до вечера стоять на ногах, быть закаленными, устойчивыми к заболеваниям, обладать силовой выносливостью. Поэтому ППФП животноводов должна включать такие виды спорта, как тяжелая атлетика, легкая атлетика, гимнастика, лыжный спорт, конный спорт, спортивные игры, гребля и т.д.
Труд специалистов управленческого аппарата считается легким физическим, в то же время управленцы испытывают значительную гиподинамию, что требует от ППФП разнообразной общей физической подготовки. Им подходят все виды спорта и упражнения, а также гимнастика для глаз и позвоночника.
Специалисты механизаторы также подразделяются на 2 группы: водители самоходных агрегатов и машин (шоферы, трактористы) и специалисты стационарных установок (мотористы, слесари, электрификаторы). Поэтому работа одних связана с управлением транспорта, с большой психофизической нагрузкой, а других - со сложной координацией движений и работой в непростых условиях (на высоте, в узких помещениях и т.д.). Это требует выносливости, силы отдельных мышц, специальной координации движений. ППФП механизаторов должна включать: тяжелую атлетику, борьбу, гимнастику, спортивные игры, вело и мотоспорт, туризм и т.д.
В последние годы в связи со структурной перестройкой сельскохозяйственного производства (возникновение фермерских хозяйств, СХПП, ООО, а также и наличие колхозов и др.) в сельскохозяйственных коллективах значительно уменьшилось количество специалистов. Порой один специалист выполняет несколько функций (например: зоотехник и ветеринар, электрик и энергетик). Это особенно характерно для фермерских хозяйств. В связи с этим ППФП будущих специалистов должна быть универсальной. Каждый специалист должен обладать профессионально-прикладной физической подготовкой и полевода, и животновода, и механизатора. Поэтому и в вузе эта подготовка должна носить универсальный характер. На наш взгляд, широкий спектр воздействия занятий многоборьем ГТО делает эффективным средством воспитания основных физических качеств и жизненно необходимых прикладных навыков для всех 4-х групп профессий в сельском хозяйстве.
Введенный в 1930 г. комплекс ГТО сыграл важную роль в привлечении молодежи к занятиям физической культурой и спортом, в повышении их физической, спортивной и прикладной подготовки. В течение ряда десятилетий комплекс ГТО являлся программно-нормативной основой, на которой строилось физическое воспитание в стране. С течением времени работа по ГТО стала терять былое значение и в 80-ые годы была практически прекращена. В связи со значительным снижением уровня здоровья и мотивации к занятиям физической культурой и спортом среди молодежи, Правительством РФ принято достаточно много решений по созданию системы оздоровления и улучшения физической подготовленности населения страны («Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 г.», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» и др.), а также утверждено Положение о возрождении Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [5].
Введение нового физкультурно-спортивного комплекса ГТО создало благоприятные условия для дальнейшей работы по ППФП в целом и для специалистов сельхозвузов в особенности. Во-первых, возникло повышенное внимание к пропаганде занятий физической культурой и спортом. Во-вторых, благодаря подготовке к сдаче (и в целом в работе по комплексу) ГТО возможно улучшится ОФП специалистов. В-третьих, большое внимание будет уделяться прикладным видам спорта, которые входят в структуру ГТО: бег на лыжах, плавание, стрельба, силовые виды физических упражнений.
Учитывая сказанное, мы провели эксперимент со студентами, занимающимися по программе ППФП, суть которого состоит в том, какое влияние может оказать работа по комплексу ГТО, в частности, сдача нормативов при оценке уровня ОФП, которые характеризуются, в свою очередь степенью ППФП студентов - будущих специалистов сельскохозяйственного профиля.
Нами были внедрены так называемые современные нормы ГТО (2014 г.). В эксперименте проучаствовали 352 девушки и 157 юношей. Студенты академии сдавали следующие нормативы: бег на 100 м и 2 км, бег на лыжах 3 и 5 км, сгибание разгибание рук в упоре лежа, подтягивание на низкой и высокой перекладине, поднимание и опускание туловища из положения лежа на спине, рывок гири, прыжок в длину с места. Нормативы включали показатели на определение уровня силы, скорости и выносливости студентов. Нас интересует, прежде всего, VI ступень комплекса (возраст 18-24 года), к которой относится большинство студентов.
У девушек сравнивались результаты выполнения бега на 100 м и 2 км, поднимания туловища из положения лежа на спине, подтягивания на низкой перекладине, сгибания разгибания рук в упоре лежа, бега на лыжах 3 км, прыжков в длину с места. Комплекс ГТО - VI ступень (женщины 18-24) представлен в таблице 1.
Таблица 1
VI ступень (женщины, 18-24 лет)
№ |
Виды испытаний |
Золотой знак |
Серебряный знак |
Бронзовый знак |
1. |
Бег 100 м (сек) |
16,5 |
17,0 |
17,5 |
2. |
Бег 2000 м (мин., сек) |
10.30 |
11.15 |
11.35 |
3. |
Прыжок в длину с места (см) |
195 |
180 |
170 |
4. |
Подтягивание на низкой перекладине (кол-во раз) |
20 |
15 |
10 |
5. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз) |
60 |
50 |
40 |
6. |
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз) |
14 |
12 |
10 |
7. |
Бег на лыжах 3 км (мин., сек) |
18.00 |
19.30 |
20.20 |
У юношей сравнивались данные результатов выполнения норм ГТО в беге на 100 м и 2 км, подтягивание на высокой перекладине, рывок гири, прыжок в длину с места и бег на лыжах 5 км. Комплекс ГТО - VI ступень (мужчины 18-24) представлен в таблице 2.
Таблица 2
VI ступень (мужчины, 18-24 лет)
№ |
Виды испытаний |
Золотой знак |
Серебряный знак |
Бронзовый знак |
1. |
Бег 100 м (сек) |
13,5 |
14,8 |
15,1 |
2. |
Бег 3000 м (мин., сек) |
12.30 |
13.30 |
14.00 |
3. |
Прыжок в длину с места (см) |
240 |
230 |
215 |
4. |
Подтягивание на высокой перекладине (кол-во раз) |
13 |
10 |
7 |
5. |
Рывок гири (кол-во раз) |
40 |
30 |
20 |
6. |
Бег на лыжах 5 км (мин., сек) |
23.30 |
25.30 |
26.30 |
Следует отметить, что данные нормативы комплекса ГТО являются несколько заниженными, по сравнению со стандартными нормами для студентов вузов как у девушек, так и у юношей, а значит, становятся более доступными для них.
Итак, студенты приняли участие в эксперименте, и мы получили определенные результаты. Проведя математико-статистическую обработку данных, мы представляем результаты норм комплекса ГТО девушек в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительные данные результатов выполнения норм комплекса ГТО девушками (в %).
№ |
Виды испытаний |
Золотой знак |
Серебряный знак |
Бронзовый знак |
Выполнили нормы |
1. |
Бег 100 м |
21,9 |
14 |
24,2 |
60,1 |
2. |
Бег 2000 м |
5,6 |
11,2 |
18,2 |
35 |
3. |
Прыжок в длину с места |
24,7 |
29,3 |
15,4 |
69,4 |
4. |
Подтягивание на низкой перекладине |
23,9 |
6,5 |
1,4 |
31,8 |
5. |
Поднимание туловища из положения лежа на спине |
22,7 |
23,6 |
12,2 |
58,5 |
6. |
Сгибание-разгибание рук в упоре лежа |
2,3 |
0,8 |
6,2 |
9,3 |
7. |
Бег на лыжах 3 км |
1,9 |
4,8 |
3,7 |
10,4 |
Из таблицы 3 видно, что девушки 2-го курса выполнили нормы ГТО, и лучший результат среди видов испытаний показан в прыжках в длину (выполнили 69,4 %). Особенно низкие результаты показаны в сгибании-разгибании рук в упоре лежа (выполнили 9,3 %) и в беге на лыжах - выполнили 10,4 %. Значительно хуже показатели в беге на выносливость 2000 м - 35 % выполнивших, и подтягивании на низкой перекладине, которое выполнили лишь 31,8 % испытуемых.
Дадим анализ выполнения нормативов комплекса ГТО юношами в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительные данные результатов выполнения норм комплекса ГТО юношами (в %)
№ |
Виды испытаний |
Золотой знак |
Серебряный знак |
Бронзовый знак |
Выполнили нормы |
1. |
Бег 100 м |
7,5 |
44,8 |
44,8 |
97,1 |
2. |
Бег 3000 м |
6,3 |
20,2 |
21,5 |
48 |
3. |
Прыжок в длину с места |
21 |
29,3 |
38,8 |
89,1 |
4. |
Подтягивание на высокой перекладине |
14 |
26,1 |
45,8 |
85,9 |
5. |
Рывок гири |
18,5 |
15,9 |
47,1 |
81,5 |
6. |
Бег на лыжах 5 км |
10,8 |
14,6 |
17,2 |
42,6 |
Как видно из таблицы 4, у юношей результаты выполнения норм ГТО значительно лучше, особенно в беге на скорость и скоростно-силовую подготовленность. Но проблемными остаются результаты на выносливость (в беге на лыжах 5 км) - 42,6 % выполнивших, а также в беге на 3000 м - 48 % испытуемых справились с нормами.
Подводя итог, мы пришли к следующим выводам, что девушки имеют слабые результаты в упражнениях на силу рук и в беге на лыжах, как и юноши. Хуже справились с выполнением нормативов девушки, по сравнению с юношами. Что говорит о недостаточном развитии важнейших прикладных качеств выносливости и силы у специалистов аграрного профиля. Это обстоятельство требует повышения уровня физической подготовки и необходимости уделять особенное внимание на занятиях по физической культуре разносторонней подготовке студентов, делая упор на силу и выносливость.
Таким образом, мы ответили на вопрос - какое влияние может оказать введение физкультурно-спортивного комплекса ГТО на организацию и методику профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов вузов аграрного профиля. Проведенный нами эксперимент показал, что виды испытаний и нормы комплекса ГТО для студентов значительно совпадают с задачами по организации и методике ППФП будущих специалистов. Можно сделать вывод, что комплекс ГТО всецело содействует задачам профессионально-прикладной подготовки специалистов аграрного профиля.
Рецензенты:
Гибадуллин И.Г., д.п.н., профессор, директор института ФК и С им. Тихонова ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск;
Новокрещенов В.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «ИжГТУ им. М.Т. Калашникова», г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Воротова М.С. ВЛИЯНИЕ НОРМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ АГРАРНОГО ПРОФИЛЯ, ПРОХОДЯЩИХ КУРС ППФП // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18978 (дата обращения: 11.10.2024).