В настоящее время убедительно показано, что восприятие пространства имеет системный характер, т.е. деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других, участвующих в пространственном анализе. Отсюда является очевидным, что исследование вклада каждой сенсорной системы (зрительной, слуховой, вестибулярной, проприоцептивной, обонятельной) в процесс восприятия пространства имеет большое значение для понимания того, как протекают компенсаторные процессы при поражении любой из этих систем.
Исследование пространственного слуха у слепых и слабовидящих людей довольно широко распространено, хотя полученные результаты достаточно противоречивы. Так, с одной точки зрения, зрительная депривация ухудшает слуховые возможности индивидуумов, поскольку качественное развитие пространственного слуха возможно лишь при взаимодействии зрительной и слуховой систем [4]. По другой точке зрения считается, что слепые лучше «утилизируют» слуховую информацию, в том числе и ее пространственную составляющую [10].
Есть много способов для изучения механизмов пространственного слуха, но наиболее широко распространенный и доступный - метод дихотической стимуляции [1]. В настоящее время с его помощью подробно изучено большое количество психоакустических феноменов, возникающих у слушателя при прослушивании различных стимулов со статичными или меняющимися межушными амплитудными и (или) временными различиями (Δt, ΔI), у испытуемых самого разного возраста [6,9]. Использование метода дихотической стимуляции для исследования звуколокализационных возможностей слепых и слабовидящих и анализ латерометрических показателей у этой категории испытуемых даст дополнительные сведения о формировании пространственного слуха в условиях дефицита предметного зрения. При дихотической стимуляции все слушатели, независимо от состояния их зрительной функции, ставятся в равные условия, так как формирующийся слитный звуковой образ (ЗО) ощущается в пределах головы, в так называемом субъективном звуковом поле (СЗП), недоступном для зрительного контроля.
Методика
В экспериментах приняло участие 252 человека, из них 96 учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната III-IV вида Нижнего Новгорода в возрасте от 7 до 18 лет включительно. В группу контроля вошли 156 детей сопоставимых возрастов. Работа проводилась в первой половине дня. Все испытуемые имели нормальный слух.
Звуковыми сигналами служили дихотически предъявляемые серии щелчков с изменяющейся в автоматическом режиме интерауральной временной задержкой (шаг Δt=±23 мкс). Предъявляли серии звуковых щелчков с нарастающей от нуля Δt. Обычно в данных условиях стимуляции слушатель ощущает движение слитного ЗО от средней линии головы (центра СЗП) в правую или левую сторону. Определялась минимальная Δt, при которой испытуемый начинал чувствовать движение ЗО из центра СЗП (Δtmin-пр и Δtmin-лев). В какую сторону будет сдвигаться ЗО, испытуемому заранее не было известно, направление смещения чередовалось произвольно.
Для генерации звуковых щелчков использовали возможности ПЭВМ. Длительность электрического импульса составляла 46 мкс, частота импульсов в серии - 5 Гц, длительность серий щелчков - 5-30 сек. Интенсивность серий звуковых щелчков была постоянной и при монауральном предъявлении составляла около 40 дБ над порогом слышимости испытуемого.
Определение Δtmin-пр и Δtmin-лев проводили по три раза, полученные результаты усредняли. Статистическая обработка проводилась с использованием пакета компьютерных программ «Биостатистика». Использовался парный критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, критерий Стьюдента с поправкой Бонферрони.
Результаты и их обсуждение
Испытуемые были поделены по степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции на три группы. Группа слепых (тотально и парциально) с остротой зрения от 0 до 0.04 включительно (28 чел.). Группа слабовидящих с остротой зрения от 0.05 до 0.2 (31 чел.). Группа испытуемых с «недостаточной коррекцией зрения» с остротой зрения от 0.2 до 0.8 (37 чел.).
При введении нарастающей от нуля Δt большинство детей с нарушениями зрения (за исключением 2 слепых и 1 слабовидящего) и все испытуемые контрольной группы ощущали движение ЗО, а степень потери зрения не влияла на величину Δtmin. Поэтому мы сочли возможным объединить показатели всех больных детей 7-18 лет и сравнить их с группой контроля (табл.). Проведенные сравнения показали, что в группе контроля по сравнению с детьми с нарушениями зрения для возникновения у них ощущения смещения ЗО от центра СЗП требуются меньшие Δt (p<0,001) в среднем на 60-80 мкс. Также установлено, что у детей с глубокими нарушениями зрения наблюдалась более высокая чувствительность к вводимой Δt при моделировании движения ЗО от центра СЗП вправо (р=0,06).
Показатели латерометрии, характеризующие центральную зону СЗП
Группы испытуемых |
Порог смещения ЗО из центра СЗП, мкс |
|
Δtmin вправо |
Δtmin влево |
|
Слепые |
309±153 |
299±132 |
Слабовидящие |
284±145 |
257±105 |
С «плохой» коррекцией зрения |
281±96 |
270±122 |
Здоровые |
212±46 |
213±42 |
Таким образом, можно сделать заключение, что у всех детей с глубокими нарушениями зрения снижается чувствительность к вводимым межушным различиям по времени стимуляции. По всей вероятности, снижение чувствительности к Δt может быть обусловлено сразу несколькими причинами. Известно, что при глубоких нарушениях зрения в рамках общей закономерности компенсаторно повышается неспецифическая активность вестибулярных образований с вовлечением стволовой ретикулярной формации [2]. На фоне повышения общей возбудимости мозга и относительного ослабления тормозных процессов работа механизма трансформации интерауральных Δt в азимутальные характеристики ЗО становится менее эффективной [9]. В результате при введении межушной задержки преимущества контралатеральной звуковой стимуляции проявятся у слепых при бóльших значениях Δt.
Существует точка зрения, что для преобразования Δt в азимут ЗО требуется определенная зрелость ипсилатеральных слуховых путей, так как возможно, что они выполняют роль «модулятора» основного контралатерального возбуждения, идущего от слуховой периферии [6,9]. Также имеются данные о том, что сенсорная депривация в детском возрасте приводит в целом к более медленному созреванию мозговых структур [7], что, по-видимому, сказывается на формировании механизма трансформации интерауральных Δt в азимутальные характеристики ЗО.
Полученные результаты не согласуются с мнением тех авторов, которые считают, что пространственный слух у слепых и слабовидящих компенсаторно улучшается по сравнению с нормально видящими. Наоборот, полученные данные подтверждают противоположную точку зрения о том, что полное или частичное выключение из межанализаторного взаимодействия ведущей анализаторной системы - зрительной, приводит к ухудшению звуколокализационных способностей, особенно у детей [7]. Эти данные совпадают также с выводами работы, посвященной состоянию зрительных функций у лиц с глубокими нарушениями слуха. В ней авторы отмечают, что процент глазных патологий и нарушений зрения у глухих и слабослышащих больше, чем у лиц с нормальным слухом [3]. Проведенное исследование подтвердило, что полноценное развитие каждой анализаторной системы возможно лишь в условиях совместной работы зрительной и слуховой систем, а недостаточное поступления информации со стороны любой из них всегда будет отражаться на состоянии более сохранной.
Рецензенты:
Дмитриев А.И., д.б.н., профессор, зав. кафедрой биологии, химии и биолого-химического образования, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К.Минина, г. Нижний Новгород;
Ягин В.В., д.б.н., профессор кафедры физиологии и БЖ человека, ФГБОУ ВПО НГПУ им. К. Минина, г. Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Агеева Е.Л., Лекомцева А.А. ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ГЛУБОКИМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ К ВРЕМЕННЫМ ЗАДЕРЖКАМ В УСЛОВИЯХ ДИХОТИЧЕСКОЙ СТИМУЛЯЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18942 (дата обращения: 02.04.2025).