Каждая вторая российская компания сталкивается с отсутствием оперативной и достоверной информации. Возрастает сложность с ее пониманием и интерпретацией, от которых зависит деятельность компании и принятие тех или иных управленческих решений. Управление предприятием – это, по существу, совокупность мероприятий и решений на основе их подготовки и анализа и в соответствии со стратегическими и тактическими целями и задачами, планами деятельности. Управление финансами предприятия – это последовательная деятельность его работников по организации и управлению финансовыми отношениями, денежными фондами и денежными потоками [1].
Для управления финансами предприятий используется финансовый механизм, или финансовый менеджмент, который невозможен без финансового анализа. Но финансовый анализ за последнее время претерпел множество изменений и стал более громоздким, а некоторые его показатели и вовсе оказываются излишними и ненужными. Какие же показатели являются базовыми для того или иного предприятия и в чем их роль? Для ответа на этот вопрос следует рассмотреть, какие бывают показатели.
Обычно финансовый анализ начинается с расчета финансовых показателей предприятия. Показатели, полученные в ходе расчета, разделяют на категории. Финансовые коэффициенты каждой категории характеризуют два аспекта анализа: для целей ликвидации и для целей функционирования предприятия.
В каждой группе показателей имеются как основные общепринятые показатели, так и множество дополнительных, которые рассчитываются в зависимости от целей анализа и управления. Это может быть трудоемкий комплексный анализ хозяйственной деятельности или относительно простой анализ на базе основных аналитических финансовых коэффициентов, либо расчет одного из них [2].
Соотношение между различными статьями бухгалтерской (финансовой) отчетности показывают аналитические финансовые коэффициенты. К примеру, коэффициенты ликвидности и платежеспособности дают возможность сравнивать активы компании с имеющимися долговые обязательствами, а определить долю собственного капитала в совокупных активах позволяет коэффициент автономии.
Если рассматривать зарубежный опыт (европейские страны), то там активно применяется практика сопоставления коэффициентов со среднеотраслевыми их значениями. При обнаружении отклонения в значение коэффициента от среднеотраслевого предприятие проводит более детальный анализ финансового состояния фирмы [3].
В анализе обычно используют наиболее распространенные финансовые показатели, которые разбиты на пять групп. Первая группа включает в себя коэффициенты, характеризующие платежеспособность и ликвидность компании. Эти показатели отражают способность предприятия вовремя рассчитываться по своим обязательствам, т.е. своевременно оплачивать счета поставщиков, возвращать кредиты, осуществлять оплату труда рабочих, вносить платежи в бюджеты и во внебюджетные фонды. Если общие активы предприятия больше, чем его долгосрочные и краткосрочные обязательства, то оно считается платежеспособным. Высокий коэффициент платежеспособности свидетельствует о том, что у предприятия имеется возможность при минимальном финансовом риске привлечь дополнительные средства со стороны. Если предприятие не в состоянии выполнить внешние обязательства за счет всех активов, оно может быть признано неплатежеспособным [5].
Отсутствие денежных средств у предприятия на счету в банке в определенный момент времени может привести к кризисному финансовому состоянию, поэтому необходимо уделять должное внимание их наличию. Способность какого-либо актива трансформироваться в денежные средства есть не что иное, как ликвидность, а продолжительность временного периода, в течение которого эта трансформация может быть осуществлена, называется степенью ликвидности. Показатели ликвидности позволяют оценить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы (оборотные средства).
Ко второй группе относятся показатели финансовой устойчивости. Их также именуют показателями структуры капитала и платежеспособности либо коэффициентами управления источниками средств. Показатели характеризуют степень зависимости предприятия от внешних источников финансирования. Следует заметить, что если соотношение собственного капитала и заемных средств имеет значительное отклонение в сторону долгов, предприятие может легко обанкротиться, если в одно и то же время несколько кредиторов потребуют свои деньги обратно. Поэтому предприятию, заинтересованному в своих успехах, необходимо уделять особое внимание этому показателю, как одному из важнейших характеристик его финансовой деятельности. Финансовая устойчивость – это стабильность деятельности предприятия в долгосрочной перспективе.
Коэффициентами управления активами или показатели деловой активности составляют третью группу. Деловая активность проявляется в динамичности развития организации, достижении ею поставленных целей. Данные показатели относятся к показателям, дающим информацию об эффективности работы предприятия, об эффективности работы менеджмента. Показатели деловой активности характеризуют результаты и степень интенсивности текущей основной производственной деятельности, эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они рассчитываются в оборотах за период и в количестве дней, на которые активы отвлечены в оборот.
В четвертую группу входят показатели рентабельности. Являясь важнейшим обобщающим показателем экономической эффективности деятельности предприятия, рентабельность означает доходность, прибыльность предприятия. Показатели рентабельности отражают факторную среду формирования прибыли предприятий и могут применяться при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, а также использоваться как инструмент ценообразования и инвестиционной политики. На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие хозяйственные подразделения и какие виды продукции обеспечивают большую доходность. Этот фактор становится особенно важным в современных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства. Показатель рентабельности более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами [6].
Пятую группу составляют показатели рыночной активности и положения на рынке ценных бумаг. Они характеризуют положение акций предприятия на этом рынке. Как известно, акции акционерного предприятия (корпоративные акции) представляют инвестиционную привлекательность для инвесторов и дают возможность при минимальном риске получить процентный и курсовой доход от владения ценной бумагой. Показатели рыночной активности предприятия являются одним из основных аспектов, который интересует владельцев хозяйствующего субъекта и потенциальных инвесторов. Прибыльность представляет главный интерес для собственника предприятия (держателя акций). В данном контексте имеется в виду прибыль, которая получена от инвестированных средств владельцев компаний благодаря усилиям руководства фирмы. Собственников интересует надлежащее распределение прибыли, т.е. какая ее часть реинвестируется, а какая доля выплачивается им в качестве дивидендов. Прибыль, направляемая на развитие, показывает, в какой мере предприятие сохраняет способность к самофинансированию, т.е. к росту собственного капитала за счет внутренних источников [4].
Рис. 1. Группы финансовых показателей
Каждый из вышеупомянутых показателей рассчитывается по определенной формуле, общий вид которой представляет собой отношение одного элемента, участвующего в расчетах к другому. Для лучшего понимания следует привести формулы этих показателей.
Так как в дальнейших расчетах участвуют только две группы, целесообразно представить показатели в таблицах и произвести их расчет на примере компаний.
Таблица 1
Показатели финансовой устойчивости
Показатель |
Формула |
Условные обозначения |
Коэффициент финансовой независимости |
СК/СА |
СК – собственный капитал |
Суммарные обязательства к суммарным активам |
(ДО+ТО)/СА |
ДО – долгосрочные обязательства |
Долгосрочные обязательства к активам |
ДО/СА |
ДО – долгосрочные обязательства |
Суммарные обязательства к собственному капиталу |
(ДО+ТО)/СК |
ДО – долгосрочные обязательства |
Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам |
ДО/ДА |
ДО – долгосрочные обязательства |
Коэффициент покрытия процентов |
П(до налогов)/Пр |
П(до налогов) – прибыль до налогов и процентов по кредитам |
Таблица 2
Показатели деловой активности
Показатель |
Формула |
Условные обозначения |
Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала |
ОП (чистый)/ ОК ( чистый) |
ОП (чистый) – чистый объем продаж |
Коэффициент оборачиваемости основных средств |
ОП (чистый)/ ДО |
ОП (чистый) – чистый объем продаж |
Коэффициент оборачиваемости активов |
ОП (чистый)/ СА |
ОП (чистый) – чистый объем продаж |
Коэффициент оборачиваемости запасов |
Сб/ТМЗ |
Сб – себестоимость реализованной продукции |
Показатель |
Формула |
Условные обозначения |
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
С/ОП (чистый) *365 |
С – счета к получению |
Был произведен расчет нескольких групп показателей на примере четырех российских нефтяных компаний. А именно на примере «Роснефти», «Лукойла», «Сургутнефтегаза» и «Газпрома». Расчет показателей представлен в таблицах.
Таблица 3
Значения показателей финансовой устойчивости
Показатели финансовой устойчивости |
Роснефть |
Лукойл |
Сургутнефтегаз |
Газпром |
1. Коэффициент финансовой независимости |
0,21 |
0,70 |
0,93 |
0,76 |
2. Суммарные обязательства к суммарным активам |
0,79 |
0,30 |
0,07 |
0,24 |
3. Долгосрочные обязательства к активам |
0,44 |
0,07 |
0,02 |
0,13 |
4. Суммарные обязательства к собственному капиталу |
3,77 |
0,43 |
0,07 |
0,32 |
5. Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам |
0,67 |
0,10 |
0,14 |
0,18 |
6. Коэффициент покрытия процентов |
0,32 |
18,75 |
42533056,20 |
2,82 |
Таблица 4
Значения показателей деловой активности
Показатели финансовой устойчивости |
Роснефть |
Лукойл |
Сургутнефтегаз |
Газпром |
1. Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала |
- |
3,29 |
1,03 |
1,49 |
2. Коэффициент оборачиваемости основных средств |
0,82 |
0,21 |
1,59 |
0,37 |
3. Коэффициент оборачиваемости активов |
0,53 |
0,15 |
0,28 |
0,26 |
4. Коэффициент оборачиваемости запасов |
18,04 |
69,67 |
7,29 |
3,02 |
5. Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
126,55 |
253,41 |
97,03 |
286,63 |
Следует заметить, что показатели финансовой устойчивости имеют нормативные значения. Коэффициент финансовой независимости – 0.5–0.8, суммарные обязательства к суммарным активам - 0.2 - 0.5, долгосрочные обязательства к активам – 0,1–0,3, суммарные обязательства к собственному капиталу – 0.25–1, 6, коэффициент покрытия процентов – должен быть больше 1. Для показателей деловой активности не существует нормативных значений, но чем выше значение коэффициентов, тем лучше.
Из расчетов видно, что «Роснефть» имеет отклонения по всем показателям финансовой устойчивости, это связано с тем, что компания работает на повышение эффективности своего бизнеса, подготавливается к запуску новых проектов и планирует обеспечить доходность для своих акционеров (нацеленность на повышение таких показателей, как показатели деловой активности и рыночной активности). Кроме того, в стратегии компании до 2020 года планируется предусмотреть удвоение перерабатывающих мощностей в России за счет модернизации и строительства завода на Дальнем Востоке. А для выполнения данной задачи необходимо привлечение дополнительных средств, т.е. долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов. В отличие от «Роснефти», у остальных рассматриваемых предприятий показатели находятся в пределах нормы или чуть ниже, это объясняется тем, что долгосрочных и краткосрочных обязательств у них существенно меньше.
Стратегической целью «Лукойл» является усиление позиции в отрасли, а приоритетами в деятельности – сохранение финансовой устойчивости. Компания учитывает пик инвестиционной активности, поэтому постепенно наращивает долю заемного капитала, сохраняя при этом финансовую независимость и легкий доступ к рынкам капитала, тем самым подтверждая свою высокую надежность. Об этом и свидетельствуют рассчитанные показатели.
Среди всех показателей особенно выделяется коэффициент покрытия процентов Сургутнефтегаза. Такое большое значение вызвано тем, что у предприятия прибыль до налогов и процентов по кредитам сравнительно больше, чем у других организаций, а также практически отсутствуют проценты по кредитам. Чем меньше коэффициент покрытия процентов, тем выше кредитное бремя организации и, следовательно, высока вероятность наступления банкротства. Коэффициент ниже 1 ставит под вопрос возможность организации обслуживать свой долг (Роснефть). Критическим считается коэффициент менее 1, который означает, что у предприятия недостаточный приток денежных средств для выплаты процентов кредиторам. Чем больше значение коэффициента покрытия процентов, тем более устойчивое финансовое положении организации. Слишком высокий коэффициент Сургутнефтегаза говорит о слишком осторожном подходе к привлечению заемных средств, что может привести к пониженной отдаче от собственного капитала.
Что касается показателей деловой активности, то у всех четырех компаний они примерно на одинаковом уровне. У «Роснефти» отсутствует коэффициент оборачиваемости рабочего капитала, это связано с тем, что компания имеет отрицательный чистый оборотный капитал, который участвует в расчетах. Отрицательное значение чистого оборотного капитала свидетельствует о нарушении одного из основополагающих принципов финансового менеджмента: за счет собственных средств должны финансироваться постоянные активы и часть оборотных средств. Отрицательное значение показывает, что за счет заемного капитала финансируется не только весь оборотный капитал, но и часть постоянных активов [7].
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности высок у всех предприятий, но лидером является «Газпром». Чем выше значение этого коэффициента, тем меньший период времени проходит между отгрузкой продукции потребителям и моментом её оплаты. Значение данного показателя перекликается со стратегическими целями предприятия, а именно – обеспечения надежности поставок роста и повышение эффективности деятельности.
Убедившись, что стратегия развития компании оказывает влияние на значения тех или иных показателей, можно сделать вывод, что организации должны более внимательно подходить к вопросу формирования данных показателей или отдавать предпочтение только тем, которые важны для них в настоящее время.
Исходя из расчетов по данным организациям, можно порекомендовать им следующие меры по оптимизации показателей финансовой устойчивости и показателей деловой активности:
- для приведения показателя долгосрочные обязательства к активам «Лукойлу» и «Сургутнефтегазу» следует увеличить долгосрочные обязательства или сократить суммарные активы;
- уменьшение собственного капитала или увеличение долгосрочных и краткосрочных обязательств поможет улучшить такой показатель, как суммарные обязательства к собственному капиталу;
- уменьшение суммарных активов или увеличение долгосрочных и текущих обязательств приведет к норме показатель суммарных обязательств к суммарным активам.
Показатели деловой активности у всех предприятий на допустимом уровне, кроме «Роснефти», у которой коэффициент оборачиваемости рабочего капитала отсутствует. Для улучшения этого показателя компании следует увеличить оборотные активы или сократить краткосрочные пассивы.
Необходимо понимать, что финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одного из них может повлечь ухудшение других. Повышение оборачиваемости влечет за собой уменьшение величины оборотных активов, а значит, ухудшает ликвидность. Привлечение заемного капитала увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость кампании. Привлечение долгосрочного кредита дает возможность отказаться от краткосрочного кредитования, следовательно, улучшается ликвидность за счет падения долгосрочной устойчивости.
Важность финансовых показателей состоит в том, что они являются основой для определения дальнейшей стратегии развития компании, помогают принимать правильные управленческие решения, отражают результаты деятельности предприятия и помогают выяснить причины отклонения от тех или иных норм, а также осуществить корректировку стратегии, если она необходима и возможна в той или иной ситуации.
Рецензенты:
Масюк Н.Н., д.э.н., профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО «Владивостокского государственного университета экономики и сервиса», г. Владивосток;
Мазелис Л.С., д.э.н., профессор кафедры математики и моделирования ФГБОУ ВПО «Владивостокского государственного университета экономики и сервиса», г. Владивосток.
Библиографическая ссылка
Исаева Н.А., Митина О.В. ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18925 (дата обращения: 07.10.2024).