Интерес к проблеме становления личности в спорте имеет давнюю и достаточно противоречивую историю на всем протяжении развития физической культуры и спорта. Вызвано это как причинами прагматического характера, так и подходами в рамках психологических и социологических исследований.
В любой спортивно-игровой команде, в том числе и волейбольной, результат деятельности в условиях соревнований имеет свой социально-психологический аспект и связан с согласованностью действий игроков, взаимопониманием игроками друг друга. Деятельность волейбольной команды характеризуется групповым взаимодействием, где на передний план выступают отношения взаимопомощи, взаимной требовательности, контроля. В спортивной команде игроки обладают большой силой воспитательного воздействия. Это предполагает полное включение индивида в команду, что создаёт возможности для разностороннего проявления и развития его личности [2].
Изучение индивидуально-типологических особенностей может открыть новые перспективы как в воспитании личности юных спортсменов, так и в подготовке спортсменов высокого класса [6].
Современные технологические подходы в спортивной психодиагностике позволяют более детально проследить динамику отдельных характеристик спортсменов в процессе такой специфической деятельности, как спорт [5]. Причем необходимо отметить, что в отдельных видах спорта эта динамика имеет существенные отличия и может иметь разнонаправленный характер [1]. Необходимость обоснования этих различий обусловила актуальность нашего исследования.
Мы предположили, что систематические занятия волейболом оказывают определенное воздействие на основные характеристики личностного профиля юных спортсменов-волейболистов. Причем динамика изменения этих характеристик по отдельным параметрам может значительно расходиться с направленностью и темпами динамики аналогичных характеристик личностного профиля у детей, не занимающихся спортом.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Исследование проводилось на базе МБОУ ДОД СДЮШОР г. Саратова в период с сентября 2013 года по май 2014 года. В эксперименте приняли участие 28 подростков (12-13 лет). Были сформированы экспериментальная (волейболисты) и контрольная (школьники) группы. Экспериментальная группа посещала учебно-тренировочные занятия по волейболу три раза в неделю, а контрольная группа – не занималась никакими видами спорта.
На первом этапе при помощи индивидуально-типологического опросника [4] был определен исходный уровень свойств личности подростков в обеих группах. Индивидуально-типологические свойства представляют собой устойчивые индивидуальные особенности человека, характеризующие его как личность или индивидуальность и проявляющиеся в его поведении [3]. В основе методики индивидуально-типологического опросника лежит разработанная Л.Н. Собчик теория, согласно которой основу личностного фактора составляет одна или несколько ведущих тенденций, пронизывающие разные уровни развития личности. Данные уровни включают типологические свойства и качества личности ? от врожденных свойств темперамента, через характер, который формируется в процессе взаимодействия темперамента с социальной средой, ? к зрелой личности, в которой объединение осуществляется интегрированным «Я» (самосознание, самооценка, самоконтроль).
Исходные среднегрупповые показатели уровня типологических свойств подростков, занимающихся и не занимающихся волейболом, представлены в таблице 1. Анализ результатов тестирования, проведенного в начале исследования, показал отсутствие существенных различий у испытуемых обеих групп (р > 0,05).
Таблица 1
Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Группа
Свойства личности |
Контрольная (n=14) |
Экспериментальная (n=14) |
||
х |
±σ |
х |
±σ |
|
Экстраверсия |
4,1 * |
0,91 |
4,3 * |
0,82 |
Спонтанность |
1,9 * |
1,38 |
2,1 * |
1,29 |
Агрессия |
3,0* |
1,61 |
2,9 * |
0,94 |
Ригидность |
3,1 * |
0,91 |
2,5 * |
1,55 |
Интроверсия |
3,3 * |
1,06 |
3,6 * |
1,27 |
Сензитивность |
3,6 * |
1,08 |
3,9 * |
0,99 |
Тревожность |
4,1 * |
0,91 |
3,7 * |
0,99 |
Лабильность |
3,6 * |
0,93 |
3,1 * |
0,77 |
Примечание: * – достоверность различий (p > 0,05).
Сравнительный анализ показателей типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп на первом этапе показал, что у испытуемых обеих групп ортогональные признаки интроверсии-экстраверсии дополнены противопоставленными друг другу тревожностью – агрессивностью, ригидностью – лабильностью и сензитивностью – спонтанностью.
На диаграмме наглядно представлены показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента (рис. 1).
Рис. 1. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Полученные данные свидетельствуют о том, что у обеих групп все исследуемые показатели хорошо выражены. Количество полученных баллов варьирует от 1,9 до 4,3. При этом в контрольной группе отмечается превосходство по таким показателям, как тревожность, лабильность, ригидность (4,1 и 3,7; 3,6 и 3,1; 3,1 и 2,5 баллов соответственно). В то время как по шкалам экстраверсии, спонтанности, агрессии, интроверсии и сензитивности показатели обеих групп практически равны.
Результаты, полученные в ходе обработки данных контрольной и экспериментальной групп, позволили составить психодиагностический профиль, характеризующий свойства личности (рис. 2). На диагностограмме в виде замкнутой ломаной линии показаны уровни выраженности у испытуемых определенных психических свойств. Возвышения и спады определяются в отношении осевой линии среднего уровня.
Рис. 2. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп до эксперимента
Далее проводился педагогический эксперимент, задачей которого было определение влияния занятий волейболом на свойства личности подростков. После его окончания было проведено повторное анкетирование.
Результаты анкетного опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Показатели уровня типологических свойств подростков контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Группа
Свойства личности |
Контрольная (n=14) |
Экспериментальная (n=14) |
p |
||
х |
±σ |
х |
±σ |
||
Экстраверсия |
4,0 |
1,40 |
3,2 |
1,15 |
> 0,05 |
Спонтанность |
2,1 |
1,20 |
1,6 |
0,74 |
> 0,05 |
Агрессия |
2,8 |
0,89 |
1,7 |
0,70 |
< 0,05 |
Ригидность |
3,2 |
1,54 |
2,1 |
1,35 |
< 0,05 |
Интроверсия |
3,0 |
1,18 |
4,1 |
0,99 |
< 0,05 |
Сензитивность |
3,4 |
1,55 |
2,2 |
0,99 |
< 0,05 |
Тревожность |
4,0 |
1,04 |
2,6 |
1,01 |
< 0,05 |
Лабильность |
3,8 |
0,89 |
3,2 |
0,80 |
> 0,05 |
В результате анализа полученных данных отмечаются существенные изменения у спортсменов экспериментальной группы. Так, показатель тревожности понизился на 30%, агрессия – на 41%, ригидность – на 16%, сензитивность – на 42%. В свою очередь интроверсия повысилась на 13%. Изменения по этим показателям являются статистически достоверными при 5%-ном уровне значимости. А такие показатели, как лабильность, экстраверсия, спонтанность, понизились на 3, 26 и 24% (р > 0,05) соответственно. Однако эти данные являются не достоверными.
Сравнительные результаты типологических свойств личности участников контрольной и экспериментальной групп по завершении эксперимента представлены в диаграмме на рисунке 3.
Рис. 3. Показатели типологических свойств личности контрольной и экспериментальной групп в конце исследования
При сравнении результатов до и после эксперимента следует отметить, что у волейболистов произошел значительный прирост (13%) по показателю интроверсия (р<0,05). Показатель тревожности снизился на 30%. Это способствовало тому, что спортсмены стали активнее и решительнее. В контрольной группе достоверных изменений по этому показателю не отмечено. Чем меньше тревожности, тем больше смелости. Показатели агрессии в экспериментальной группе уменьшились на 41%. Это указывает на то, что спортсмены стали лучше управлять собой. Ведь вся их энергия была потрачена на игру, что и подтвердили результаты педагогического наблюдения. Дети стали менее конфликтны и агрессивны. Изменения по шкале ригидности свидетельствуют о том, что спортсмены стали быстрее приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений, поскольку в тренировке очень часто меняются игровые ситуации. В результате этого спортсмены адекватнее себя ведут, уменьшается ригидность. Сензитивность в экспериментальной группе понизилась на 42%. Это говорит о снижении у занимающихся тревожности, боязни новых испытаний, ситуаций. Разнонаправленно изменились другие характеристики типологических свойств личности. Так, если чувствительность уменьшилась, то стрессоустойчивость наоборот – повысилась. По шкале спонтанности показатель в экспериментальной группе уменьшился на 24%. Это указывает на то, что спортсмены стали значительно организованнее.
По результатам полученных экспериментальных данных был повторно составлен психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп (рис. 4).
Рис. 4. Психодиагностический профиль контрольной и экспериментальной групп после эксперимента
Видно, что психодиагностический профиль экспериментальной группы значительно сместился по оси интроверсия-экстраверсия влево. Это можно объяснить влиянием вида спорта, т.к. сама специфика тренировки в волейболе на начальном этапе связана с освоением техники и направлена на сосредоточение ? дети во время занятий стали более внимательными, сосредоточенными.
Выводы. Проведенные исследования свидетельствуют о положительном влиянии занятий волейболом и способствуют формированию личности подростков, что характерно для командной игры. Эти свойства проявились в повышении внимания, активности, решительности, стрессоустойчивости, организованности, способности приспосабливаться к определенной системе взаимоотношений.
Рецензенты:
Сентябрев Н.Н., д.б.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград;
Анцыперов В.В., д.п.н., профессор ФГБОУ ВПО «Волгоградская академия физической культуры», г. Волгоград.
Библиографическая ссылка
Горячева Н.Л., Гурова И.В., Трифонов В.В., Милехин А.В. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛЕЙБОЛОМ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18915 (дата обращения: 05.10.2024).