Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ

Юркина М.С. 1 Смирнов А.А. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова»
В данной статье описано влияние такой социально-демографической характеристики студентов первого курса, как место жительства до поступления в университет, на процесс адаптации студентов к вузу. В частности, рассматривается специфика протекания социальной, дидактической и профессиональной адаптации в группах студентов, не меняющих место жительства при поступлении, проживающих до поступления в университет в регионе обучения и в других регионах. Для оценки уровня адаптированности мы использовали стандартизированные методики, показатели сессионной успеваемости, а также данные аттестата обучающихся. Нами были выявлены различия на статистически значимом уровне между описанными группами. Проанализировав полученные данные, мы пришли к заключению, что студенты из области имеют более сформированный профессиональный и дидактический компонент адаптации, чем местные студенты и студенты из других регионов. Также был проведен корреляционный анализ структур личности обозначенных выше групп.
иногородние
социально-демографические характеристики
студенты
адаптация к ВУЗу
1. Карпов А.В., Орел В.Е., Тернопол В.Я. Психология профессиональной адаптации. - Ярославль : Аверс Пресс, 2003. – 161 с.
2. Поваренков Ю.П. Проблемы психологии профессионального становления личности. – Ярославль : Канцлер, 2008. - 400 с.
3. Смирнов А.А., Живаев Н.Г. Психология вузовской адаптации : учеб. пособие. – Ярославль : ЯрГУ, 2009. - 115 с.
4. Хасянова М.Г., Салтанова Е.В. Адаптация иногородних студентов как один из аспектов воспитательной работы в вузе // Сборник докладов Региональной научно-практической конференции «Современные проблемы воспитательного процесса в вузе». – Кемерово : КемГМА, 2010. - С. 165-169.
5. Сhарdеlаinе R.S. & Аlеxitсh L. Sосiаl skills diffiсulty: Mоdеl оf сulturе shосk fоr intеrnаtiоnаl grаduаtе studеnts // Jоurnаl оf Соllеgе Studеnt Dеvеlорmеnt. - 2004. - № 45. - P. 167-184.
6. Sсhmidt С.S. Аn еxрlоrаtiоn intо first gеnеrаtiоn аdult studеnt аdарtаtiоn tо соllеgе : Dis. ... Dосtоr оf Рhilоsорhy. - Kаnsаs, 2005. - 215 р.
7. Smith M.L. Thе Trаnsitiоn tо Univеrsity: Аdарtаtiоn аnd Аdjustmеnt : Dis. … Mаstеr оf Аrts. - Sаskаtсhеwаn, 2008. - 122 р.
8. Trосkеl M., Bаrnеs M. & Еggеt D. Hеаlth-rеlаtеd vаriаblеs аnd асаdеmiс реrfоrmаnсе аmоng first-yеаr соllеgе studеnts: Imрliсаtiоns fоr slеер аnd оthеr bеhаviоrs // Jоurnаl оf Аmеriсаn Соllеgе Hеаlth. - 2000. - № 49. - P. 125-131.
9. Ward C. Acculturation, identity and adaptation in dual heritage adolescents // International Journal of Intercultural Relations. – 2006. – № 30. – Р. 243-259.

На современном рынке труда требуются выпускники с высоким уровнем профессиональной подготовки и способностью быстро и эффективно адаптироваться. Основа для дальнейшего профессионального и личностного развития закладывается на первом курсе [2]. Именно поэтому важно, чтобы включение первокурсника в новую социальную, учебную и профессиональную среду произошло с минимальными затратами, как временными, так и личностными. Знание факторов, влияющих на процесс адаптации студентов, позволит прогнозировать и вносить коррективы, то есть появляется возможность управления этим процессом, что будет способствовать более быстрому и эффективному вхождению студента в новую среду [3].

Под вузовской адаптацией понимается выработка оптимального режима целенаправленного функционирования личности студента [1-3; 6; 7] В данной работе исследуется три компонента адаптации студентов в вузе: социальный, дидактический и профессиональный [3].

Учебные мигранты - особая категория студентов. Данная категория включает в себя обучающихся, вынужденных менять место жительства по причине поступления в университет [9]. В отличие от местных обучающихся у данной группы первокурсников изменения происходят практически во всех сферах: меняется не только географическое месторасположение учебного заведения и система обучения, но и бытовые условия, и социальное окружение [4; 8; 9]. Актуальность рассмотрения особенностей адаптации иногородних студентов вызвана стабильной тенденцией увеличения их числа среди обучающихся вузов.

При исследовании социальных факторов ученые установили, что условия проживания на начальном этапе обучения оказывают наиболее существенное влияние на характер адаптационного процесса [4; 6]. Доказано, что существует взаимосвязь места жительства и адаптации к вузу, в частности иногородние студенты испытывают больше трудностей, нежели местные [5; 6; 9].

Но в то же время большинство исследований, проводимых в этом направлении, в основном касается мигрантов и переселенцев [4; 6]. Малоизученным остается специфика адаптации именно учебных мигрантов. Следовательно, данная тема является актуальной и востребованной. Таким образом, важно рассмотреть специфику процесса вузовской адаптации учебных мигрантов, что и является целью данной работы.

В качестве диагностического инструментария были использованы: методика «Социально-психологическая адаптированность личности (СПА)»; «Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ)»; методика «Мотивация обучения в вузе (МОВ)»; методика оценки копинг-поведения WCQ (копинг-тест); опросник «Уровень субъективного контроля» (Е.Ф. Бажин, А.М. Эткинд). Объективные данные изучались через анализ документации: личных карточек, сессионной успеваемости, данных аттестата; субъективные данные изучались посредством разработанной нами анкеты. Данная анкета позволяет выявить причины выбора вуза, факультета, уровень удовлетворенности условиями проживания, тип трудностей, испытываемых первокурсником, а также отражает каких навыков, по личному мнению студента, ему не хватает для успешного обучения.

Анализ эмпирических данных проведен с использованием методов параметрической статистики: проверка нормальности распределения (по критерию ), определение достоверности и значимости различий по Т-критерию Стьюдента, корреляционный анализ по ρ-критерию Пирсона. Для оценки уровня адаптированности к каждому компоненту вузовской адаптации и соответственно к шкалам авторской методики мы отнесли показатели (шкалы) из используемых методик.

Выборку мы разделили на три группы: студенты, не меняющие места жительства до поступления (местные), учебных мигрантов мы разделили по признаку удаленности места жительства до поступления на студентов из Ярославской области (домашний регион) и студентов из других регионов. Выборку составили студенты первого курса Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова факультета психологии. В исследовании приняли участие 103 студента. В частности, 33 местных студентов, 32 первокурсника из домашнего региона, 38 – из другого региона. Данное соотношение студентов в группах соответствует соотношению студентов первого курса на данных факультетах, что говорит о репрезентативности данной выборки. Возраст испытуемых от 17 до 22 лет. В таблице 1 представлены различия по параметру уровень адаптированности, являющиеся статистически значимыми, между местными студентами и студентами из домашнего региона.

Таблица 1

Различия в показателях адаптированности между местными студентами (М) и студентами из области (ЯО)

Параметр

Среднее

T-Стьюдента

p

М

ЯО

Активные социальные контакты

33.29

34.84

1.80

p<0.05

Духовное удовлетворение

36.91

38.30

1.88

p<0.05

Адаптация

57.71

55.72

1.77

p<0.05

Принятие других

57.82

54.06

1.73

p<0.05

Интернальность

58.24

55.11

1.98

p<0.05

Оценка по логике

3.59

3.84

2.02

p<0.05

Оценка по общей психологии

3.93

4.18

2.04

p<0.05

Средний балл аттестата

4.32

4.49

2.22

p<0.05

Студенты из области имеют выше оценки как по среднему баллу аттестата и отдельным дисциплинам, так и профессионально значимым дисциплинам, на уровне значимости p<0,05, что может свидетельствовать о более высокой мотивации на обучение. Также эта группа студентов имеет более высокие показатели по параметру духовного удовлетворения (таблица 1), это является свидетельством того, что ожидания при выборе университета, факультета в большей степени соответствуют реальности. Местные студенты имеют более высокие показатели по параметрам общего уровня адаптации и принятия других (таблица 1), мы это связываем с адаптационным шоком первого года обучения [5], когда у иногороднего студента появляется много других проблем, не связанных с обучением, например бытовых, социокультурных. Таким образом, можно сделать вывод, что местные студенты имеют более высокий уровень общей адаптации, а студенты из области имеют более сформированный дидактический и профессиональный компонент.

Далее мы рассмотрим группу местных обучающихся и учебных мигрантов из других регионов, данные представлены в таблице 2.

Таблица 2

Различия в показателях адаптированности между местными студентами (М) и студентами из других регионов (ДР)

Параметр

Среднее

T-Стьюдента

p

М

ДР

Интернальность

58.24

54.05

1.56

p<0.1

Эмоциональная комфортность

54.39

57.49

1.38

p<0.1

Различия между местными студентами и студентами из других регионов наблюдаются только на уровне тенденции. Местные студенты имеют более высокий уровень интернальности как по сравнению со студентами из других регионов (таблица 2), так и по сравнению со студентами из области (таблица 1), это свидетельствует о высокой ответственности данной группы за события, происходящие в их жизни. Низкие показатели у обеих групп иногородних студентов, возможно, являются следствием множества новых проблем и неумения их решать. Студенты из других регионов имеют более высокие показатели по параметру эмоционального комфорта (таблица 2), что свидетельствует о более адекватной мотивации при выборе университета, факультета при поступлении.

Далее был проведен сравнительный анализ обозначенных групп иногородних студентов, данные представлены в таблице 3.

Таблица 3

Различия в показателях адаптированности между студентами из области (ЯО) и студентами из других регионов (ДР)

Параметр

Среднее

T-Стьюдента

p

ЯО

ДР

Эмоциональная комфортность

52.63

57.49

2.19

p<0.05

Стремление к доминированию

53.45

49.08

1.07

p<0.1

Оценка по общей психологии

4.18

3.85

1.59

p<0.05

Средний балл аттестата

4.49

4.31

1.35

p<0.1

У студентов из других регионов статистически выше значение по параметру эмоционального комфорта, чем у студентов из области (таблица 3), и на уровне тенденции у местных студентов (таблица 2), что свидетельствует о более адекватной мотивации при выборе университета, факультета при поступлении. Средний балл оценки по профессиональной дисциплине на статистически значимом уровне выше у студентов из области (таблица 3). Причиной данного факта является более сложная и длительная адаптация к новым бытовым и социокультурным условиям студентов из других регионов, студенты из области зачастую лучше знакомы с городом, в который переехали для обучения, и имеют возможность чаще ездить домой и поддерживать контакт с прежним социальным окружением. На уровне тенденции у студентов из области выше стремление к доминированию и средний балл по аттестату (таблица 3).

Далее мы провели корреляционный анализ внутри каждой обозначенной группы.

В структуре личности местных студентов наблюдается положительная взаимосвязь показателя адаптированности и успеваемости по профессиональному предмету – общая психология (r=0.28; р<0.01), и средней успеваемости по итогам сессии за 1 семестр 1 курса (r=0.26; р<0.01). Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень адаптированности местных студентов зависит от их академической успеваемости, и чем выше показатели учебной деятельности, тем лучше они адаптированы, и соответственно наоборот. Это говорит о положительной взаимосвязи всех трех компонентов адаптации – социально-психологического, дидактического и профессионального у местных студентов, то есть при работе с местными студентами можно делать упор на один из компонентов, остальные будут изменяться в соответствии с изменением первого. Также наблюдается интересная отрицательная взаимосвязь между эмоциональным комфортом и креативностью (r= -0.19; р<0.05), то есть чем больше местные студенты стараются реализовывать свой творческий потенциал, тем более преобладают негативные эмоции, и соответственно наоборот. Таким образом, если они предпочитают спокойную и размеренную жизнь, то эмоциональный фон у них более положительный. В целом можно сказать, что структура местных студентов базируется на положительных взаимосвязях.

В структуре личности студентов из области наблюдается множество отрицательных взаимосвязей. Например, параметр адаптация отрицательно взаимосвязан с уровнем материального положения (r= -0.48; р<0.001) и уровнем социальных контактов (r= -0.32; р<0.01). То есть чем более значим для них уровень материальных ценностей, тем менее они адаптированы, и соответственно наоборот, а также чем выше стремление устанавливать социальные контакты, тем также ниже уровень адаптации, и соответственно наоборот. Но при увеличении значимости социальных контактов повышается средняя успеваемость по итогам сессии за 1 семестр 1 курса (r= 0.24; р<0.05), то есть наблюдается косвенная отрицательная взаимосвязь между уровнем адаптации и средней успеваемостью по итогам сессии за 1 семестр 1 курса. Таким образом, можно сделать вывод, что при повышении уровня дидактической адаптации снижается уровень социальной, и соответственно наоборот.

В структуре личности студентов из других регионов параметры успеваемости, то есть показатели дидактической адаптации, имеют только две положительные взаимосвязи с психологическими показателями: оценка по анатомии положительно коррелирует с показателем активные социальные контакты (r=0.38; р<0.05) и средняя успеваемость по итогам сессии за 1 семестр 1 курса с показателем собственный престиж (r=0.40; р<0.05). Можно сделать вывод о том, что дидактическая адаптация положительно взаимосвязана с социальной адаптацией у студентов из других регионов, это является важным аспектом, иногородние студенты менее социально адаптированы по сравнению с местными. Таким образом, важно работать над социальным аспектом адаптации у студентов из других регионов и влиять через него на повышение дидактического аспекта. Также наблюдается положительная взаимосвязь между уровнем эмоционального комфорта и значимостью сферы семейной жизни (r=0.55; р<0.01), то есть чем большую ценность для них имеет семья, тем более положительный эмоциональный фон у них наблюдается, и наоборот.

Проанализировав и обобщив полученные данные, мы пришли к выводу, что студенты из области имеют более сформированный профессиональный и дидактический компонент адаптации, чем местные студенты и студенты из других регионов, что проявляется в более высоких оценках по общим предметам и профессионально важным дисциплинам. В структуре личности местных студентов три компонента вузовской адаптации положительно взаимосвязаны, как и в структуре личности студентов из других регионов. В структуре же личности студентов из области наблюдается отрицательная взаимосвязь дидактического и социального компонента вузовской адаптации.

Работа выполнена при финансовой поддержке проекта № 25.2356.2014К в рамках проектной части государственного задания на НИР вузу.

Рецензенты:

Кашапов М.М., д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль;

Субботина Л.Ю., д.псх.н., профессор, кафедра психологии труда и организационной психологии, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, г. Ярославль.


Библиографическая ссылка

Юркина М.С., Смирнов А.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВУЗОВСКОЙ АДАПТАЦИИ УЧЕБНЫХ МИГРАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18911 (дата обращения: 10.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674