В современных социокультурных условиях проблемы сохранения и развития традиционной народной культуры русского и других народов России становятся все более актуальными. Особое внимание уделяется в нашей стране государственной поддержке традиционной народной культуры, повышению ее роли в современной культурной и образовательной политике Российской Федерации, развитию общего, дополнительного и профессионального этнокультурного образования как факторов патриотического, духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны. Для решения этих задач необходимо повышать роль этнокультурных дисциплин в подготовке кадров для сферы социально-культурной деятельности, обновлять их содержание с учетом внедрения в эту сферу маркетинговых и иных современных технологий.
Одним из важных факторов повышения качества этнокультурной подготовки бакалавров и магистров социально-культурной деятельности является отражение в содержании такой подготовки конкурентных условий будущей профессиональной деятельности студентов, требующей формирования у них, помимо традиционного набора компетенций, еще и маркетинговых компетенций в этнокультурной сфере.
С этой целью традиционное педагогическое содержание курса «Теория и история традиционной народной культуры», включенного в учебный план магистрантов, обучающихся по направления ВПО «Социально-культурная деятельность» в МГПУ на кафедре социально-культурной деятельности, дополнено новым разделом «Педагогический маркетинг в этнокультурной сфере». Таким образом, традиционный педагогический модуль программы курса «Теория и история традиционной народной культуры» в настоящее время дополнен инновационным маркетинговым модулем.
Модульный подход к разработке этнокультурных дисциплин впервые был применен Т. И. Баклановой в 1994 г., в программе курса «Народная художественная культура» для студентов, обучавшихся по специальности «Народное художественное творчество». Во введении к данной программе отмечено, что «структура и содержание курса могут варьироваться в зависимости от конкретизированных целей, задач и условий его преподавания в том или ином вузе. Поэтому каждая из предлагаемых в программе тем - это своеобразный модуль, трансформирующийся в процессе сотворчества преподавателей и студентов» [2, с. 3]. Проблемы общего и профессионального этнокультурного и этнохудожественного образования нашли отражение в публикациях Т. И. Баклановой [1-5 и др.], Э. И. Медведь [5 и др.], Н. М. Сокольниковой [4 и др.] и других авторов.
В программе курса «Теория и история традиционной народной культуры», разработанной Т. И. Баклановой для студентов Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета, была сформулирована следующая его педагогическая цель: формирование у студентов компетенций в области сохранения и развития традиционной народной культуры в современном социокультурном пространстве.
Задачи курса:
-
изучение и сравнительный анализ ключевых понятий и концепций традиционной народной культуры, представленных в трудах ведущих ученых;
- знакомство студентов с концептуальными, правовыми, нормативными, научно-методическими и организационными основами сохранения и развития традиционной народной в современных социокультурных условиях;
- освоение студентами теоретических основ и научно обоснованных технологий педагогического проектирования этнокультурных процессов и программ деятельности социально-культурных организаций по сохранению и развитию традиционной народной культуры.
Учебный курс «Теория и история традиционной народной культуры» относится к вариативной части цикла профессиональных дисциплин. Его содержание взаимосвязано с дисциплиной общенаучного цикла «Основы педагогической инноватики», с дисциплинами профессионального цикла «История и методология теории социально-культурной деятельности», «Теория и практика социально-культурного проектирования», «История форм культурно-досуговой деятельности», «Современные модели этнокультурного образования».
В результате освоения курса магистрант должен:
знать:
- сущность традиционной народной культуры, ее основные виды и формы;
- аксиологические основы традиционной народной культуры;
- источники и каналы информации о традиционной народной культуре, основные научные школы в данной сфере;
- роль и место традиционной народной культуры в современном российском социокультурном пространстве;
- задачи сохранения и развития традиционной народной культуры, отраженные в современной государственной культурной политике РФ;
- деятельность ЮНЕСКО по сохранению и развитию традиционной народной культуры в современном мировом социокультурном пространстве;
- правовые и нормативные основы сохранения и развития традиционной народной культуры в РФ:
- современные концепции и программы сохранения и развития традиционной народной культуры в РФ.
уметь:
- выявлять и обосновывать роль традиционной народной культуры в современном российском социокультурном пространстве, тенденции ее развития;
- участвовать в разработке и реализации муниципальных, региональных, федеральных и международных этнокультурных проектов и программ;
- разрабатывать перспективные модели и проекты этнокультурной деятельности социально-культурных учреждений.
владеть:
- современными методами и технологиями этнокультурной деятельности культурно-досуговых учреждений;
- современными методами и технологиями проектирования этнокультурного развития регионов и других субъектов федерации.
В программное содержание курса были включены следующие вопросы: сущность, структура, функции традиционной народной культуры, ее исторические формы, тенденции развития; педагогический потенциал традиционной народной культуры и его реализация в современных социокультурных условиях; роль традиционной народной культуры в сохранении и развитии духовно-нравственных ценностей и идеалов народов России, в патриотическом и этнокультурном воспитании граждан России; задачи сохранения и развития традиционной народной культуры в современной государственной национально-культурной политике российского государства; государственная поддержка традиционных культур народов России; региональные и муниципальные программы сохранения и развития традиционной народной культуры; деятельность международного сообщества (ЮНЕСКО и др. международных организаций) по сохранению этнокультурного наследия, фольклора народов мира, выявлению и сохранению шедевров народного художественного творчества; деятельность социально-культурных учреждений, негосударственных организаций, общественных объединений и движений по сохранению и развитию традиционной народной культуры в России и зарубежных странах; становление и развитие научных исследований традиционной народной культуры в России; актуальные направления и проблемы дальнейших исследований традиционной народной культуры; научно-методические основы разработки и реализации этнокультурных проектов и программ в современных социокультурных условиях. В процессе изучения данного курса магистрантам предлагается разработать, обосновать и защитить свои этнокультурные проекты, сопровождаемые компьютерными презентациями.
Рассмотренное выше традиционное программное содержание курса «Теория и история традиционной народной культуры» было трансформировано в новой программе данного курса в один из двух ее модулей (автор модуля Т. И. Бакланова). Этот традиционный педагогический модуль дополнен новым модулем - «Маркетинг в этнокультурной сфере» (автор модуля О. И. Киселева). Основы содержания данного модуля отражены в нескольких публикациях О. И. Киселевой, посвященных педагогическому маркетингу [7-10 и др.].
Целью нового модуля «Маркетинг в этнокультурной сфере» является подготовка магистрантов, обучающихся по направлению «Социально-культурная деятельность», к применению педагогического маркетинга в этнокультурной сфере как одного из факторов повышения их конкурентоспособности в современной российской культурно-образовательной среде.
На достижение этой цели направлены следующие задачи: формирование у магистрантов общих представлений о педагогическом маркетинге и возможностях его применения в этнокультурной сфере; формирование у студентов мотивации к применению педагогического маркетинга в этнокультурной сфере; подготовка студентов к практическому применению современных методов и технологий педагогического маркетинга при решении актуальных этнокультурных организационно-управленческих задач.
В данном модуле основы педагогического маркетинга конкретизированы применительно к сфере этнокультурной деятельности. В нем отражены такие темы, как принципы маркетинга в этнокультурной деятельности, маркетинговые исследования, маркетинговые коммуникации и др.
В процессе преподавания педагогического маркетинга О. И. Киселева организует работу студентов в малых группах, с использованием элементов педагогических технологий сотрудничества и сотворчества. Каждой малой группе предоставляются отличающиеся от других задания и список рекомендованной литературы, в который входят статьи ведущих специалистов в сфере некоммерческого маркетинга. На практических занятиях широко используются метод проектов и кейс-метод, проводятся дискуссии, просмотр и групповое обсуждение учебных фильмов.
Подготовка студентов к применению педагогического маркетинга в этнокультурной деятельности затрагивает такие сферы, как:
- креативная (проявление творческих способностей в теоретической и практической профессиональной деятельности);
- имиджевая (создание личностного профессионального бренда, соответствующего бренду того учреждения, в котором осуществляется профессиональная деятельность);
- коммуникативная (эффективность партнерских взаимоотношений);
- информационно-технологическая (умение пользоваться современными техническими средствами);
- репрезентативная (умение представлять себя и продукты своей профессиональной деятельности в привлекательном, четком, профессиональном виде);
- мотивационная (способность повышения заинтересованности партнеров в продукте своей профессиональной деятельности);
- диверсификационная (способность к изменению, разнообразию своей деятельности);
- работа в команде (умение соотносить личную профессиональную деятельность с деятельностью учреждения).
Модульный подход к разработке программы учебного курса «Теория и история традиционной народной культуры» позволил актуализировать его содержание, повысить практическую значимость данного курса, усилить практико-ориентированную направленность этнокультурной подготовки магистрантов, адаптировать эту подготовку к современным задачам и условиям этнокультурной деятельности.
Аналогичные инновационные маркетинговые модули разработаны О. И. Киселевой для других этнокультурных дисциплин, которые изучают магистранты кафедры социально-культурной деятельности: «Народное художественное творчество», «Современные модели этнокультурного образования» и др.
Результаты проектной и научно-исследовательской работы магистрантов по проблематике педагогических и маркетинговых модулей этнокультурных учебных дисциплин нашли отражение в их статьях, включенных в сборники материалов международных научно-практических конференций «Этнокультурные процессы в современном мире» (МГПУ, ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (МГПУ, апрель 2015 г.), организованных кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.
Особенность модульного подхода к разработке программ вузовских этнокультурных учебных дисциплин состоит в том, что они могут дополняться все новыми и новыми модулями, отражающими специфику этнокультурной деятельности и ее педагогического маркетинга в тех или иных видах учреждений культуры. Один из таких перспективных модулей разработан аспиранткой кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ Е. М. Жуковой применительно к этнокультурной деятельности детской библиотеки. Он включает такие темы, как: роль детской библиотеки в развитии интереса школьников к русскому народному творчеству (пословицам, поговоркам, сказкам, былинам, фольклорному театру, народной музыке и др.); особенности организации и проведения в детской библиотеке русских традиционных народных календарных праздников; организационно-педагогические условия повышения интереса читателей к изучению русской традиционной культуры; разработка и реализация в детской библиотеке этнокультурных проектов и программ, и др.
В содержании этого модуля отражены современные направления деятельности Российской государственной детской библиотеки по удовлетворению и развитию этнокультурных интересов и запросов школьников - посетителей библиотеки. Первое направление - организация и проведение народных календарных праздников на основе заданий для внеурочной деятельности, разработанных в новом учебном пособии Т. И. Баклановой «Основы духовно-нравственной культуры народов России: Русские традиционные народные календарные праздники» для 4 класса (М.: АСТ.Астрель, 2014). Второе направление - деятельность библиотеки, направленная на удовлетворение и развитие читательских интересов к различным видам народного художественного творчества в рамках Недели детской книги и других мероприятий. Оба эти направления стали основой экспериментальной работы Е. М. Жуковой, аспирантки кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ.
Таким образом, современные условия, виды и тенденции развития профессиональной этнокультурной деятельности в современном российском обществе обуславливают необходимость дополнения традиционного содержания этнокультурной подготовки студентов, обучающихся по направлению ВПО «Социально-культурная деятельность» новыми содержательными модулями.
Рецензенты:
Сергеева В. С., д.п.н., профессор Московского городского педагогического университета, г. Москва;
Сокольникова Н. М., д.п.н., профессор Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И., Жукова Е.М., Киселева О.И. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И МАРКЕТИНГОВОГО МОДУЛЕЙ В ПРОГРАММАХ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ДИСЦИПЛИН ПО НАПРАВЛЕНИЮ ВПО «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18892 (дата обращения: 04.10.2024).