Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛЕНД-ЛИЗ: ИРАНСКИЙ КОРИДОР В СССР И КУРДСКИЙ ВОПРОС

Магомедханов В.М. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет имени И. А. Бунина»
Нападение нацистской Германии на Советский Союз послужило отправной точкой для возникновения союза между тремя державами СССР, Великобританией и США. Новым союзникам не оставалось ничего другого, как искать способы и пути противодействия общему врагу, через налаживание политических и экономических отношений. На основании закона о ленд-лизе разработанного и принятого в США наибольшие объёмы поставок военных грузов и помощи направлялись в Великобританию и СССР. Такого масштабного опыта международного дипломатического, военного и экономического сотрудничества ещё не было в истории. Уже в ноябре 1941 г. начал работать южный транзитный путь, в котором Иран брал на себя обязательства оказывать всяческое содействие в обеспечении транзита между союзными державами, который проходил в т.ч. по территории населённой курдами и другими иранскими национальными меньшинствами.
Нацистская Германия
союзные державы
ленд-лиз
курды
Иран
Советский Союз
Вторая мировая война
1. Архив внешней политики Российской Федерации (АВП РФ).
2. Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. – М: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004.
3. Долгополов Н.М. Вартанян. – М: Молодая гвардия, 2014.
4. Жигалина О.И.Национальное движение курдов в Иране (1918-1947 гг.). – М.: Наука, 1988.
5. Оришев А.Б. В августе 1941-го. Сер. 1418 дней Великой войны. – М.: Вече, 2011.
6. Оришев А.Б. Иранский узел. Схватка разведок. 1936-1945 гг. Сер. Военные тайны XX века. – М.: Вече, 2009.
7. Оришев А.Б. Политика нацистской Германии в Иране. Сер. Теория и история государства и права / Ассоц. Юрид. Центр. – СПб., 2005.
8. Российский государственный военный архив (РГВА).
9. Центральный архив министерства обороны (ЦАМО).
10. Hawar Khalil Taher Nerwiy. The Republic of Kurdistan, 1946. Leiden University. 2012. – Р. 18-19, 109-110.
11. International Aid Statistics World War II. A Summary of War Department Lend Lease activities Reported Through. USA. 1945. – Р. 1-3.
22 июня 1941 г. Германия начала «крестовый поход» против Советского Союза ради «защиты западной цивилизации от азиатского большевизма». Адольф Гитлер планировал уничтожение своих противников поодиночке. Однако нацисты недооценили правительства и народы стран, объединившихся в коалицию против «коричневой» чумы, вынашивавшей планы порабощения всего мира. Одной из составных частей плана «Барбаросса» было наступление вермахта через Кавказ на Иран, при возможном вступлении в войну Анкары и Тегерана на стороне Германии, с последующим выходом в Среднюю Азию, к странам Ближнего и Среднего Востока, а также к Британской Индии. Для Советского Союза угроза нападения с юга послужила толчком к активизации политики на иранском направлении, равно как и возможность использования коммуникаций Ирана как одного из маршрутов доставки вооружений и помощи союзников.

Цель исследования: показав роль Ирана в военных поставках по ленд-лизу в СССР, раскрыть роль курдов в этом процессе.

Задачи исследования:

  1. Показать значение ленд-лиза для результатов Второй мировой войны.
  2. Продемонстрировать аспекты сотрудничества Ирана со странами Антигитлеровской коалиции в организации военных поставок.
  3. Охарактеризовать отношение курдов к военным поставкам.

Методы исследований

Важным методологическим принципом,  примененным в исследовании, стал принцип историзма в  анализе исторических процессов, происходивших в годы Второй мировой войны в Иране.

Результаты и обсуждение. Совсем недавно были рассекречены новые архивные данные рассказывающие о событиях того времени. Ещё 30 марта 1941 г., после совещания у Гитлера, начальник Генерального штаба сухопутных войск Германии Франц Гальдер, один из тех, кто принимал участие в планировании, подготовке и осуществлении агрессии против Польши, Франции, Англии, СССР и других стран, писал в своём дневнике: «Англия возлагает свои надежды на Америку и Россию. Максимальный уровень производства в Америке будет достигнут только через четыре года. Транспортная проблема в России. Наши задачи в отношении России - разбить вооружённые силы, уничтожить государство. Уничтожающий приговор большевизму, который равносилен социальному преступлению. Война будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом для будущего» [9, ф. 23, оп. 916345, д. 6]. Но  берлинские стратеги просчитались и всё, что произошло позднее, явилось ярким тому подтверждением.

Хотя 26 июня 1941 г. иранское правительство заявило о своём полном нейтралитете [1, ф. 94, оп. 26, п. 68а, д. 7, л. 1], у СССР и союзников было достаточно оснований полагать, что Берлин намерен использовать Иран, особенно его северные провинции, где находилось несколько тысяч германских агентов, в своих коварных планах. Развязка наступила 25 августа 1941 г., когда ранним утром, в 3 ч. 30 мин., В. Молотов вызвав иранского посла в Москве М. Саеда, вручил ему ноту советского правительства, извещавшую о вводе Красной Армии в Иран [6, с. 165]. Одновременно с юга на Иран начали наступление британские войска. В приказе штаба 47 армии решение Советского Союза значилось так: «В целях обеспечения Закавказья от диверсий со стороны немцев, работающих под покровительством иранского правительства, а также чтобы предупредить вылазку иранских войск против наших границ, советское правительство на основании ст.6 советско-иранского договора 1921 г., в силу которого СССР имеет право ввести войска в Иран» [9, ф. 209, оп. 1089, д. 118, л. 39].

Несмотря на все сложности, Красная Армия триумфальным маршем прошла по иранской территории. Одна из причин этого кроется в том, то советские части продвигались в основном по территории, занятой национальными меньшинствами Ирана - курдами, армянами и азербайджанцами, а они, как известно, не испытывали симпатий к шахскому режиму. Так, курды помогали продвижению Красной Армии - предоставляли проводников, разоружали жандармские посты и армейские подразделения [7, с. 45]. В донесениях Пограничных войск Азербайджанского округа на имя секретаря ЦК КП (б) Азербайджанской ССР М.Дж. Багирова сообщалось: «В период выполнения боевых задач пограничниками, не зарегистрировано ни одного случая проявления враждебных отношений со стороны жителей иранской территории. В честь прихода Красной Армии, в селении Хумар, что в 25 км юго-западнее Джебраиля, выражая свою теплоту, крестьяне собрались на митинг. В селении Ван, после того как пограничники выполнили боевую задачу, к ним подошёл местный гражданин и начал их благодарить за то, что они освободили его дом от сарбазов» [8, ф. 40930, оп. 2, д. 3, л. 3].

С началом Второй мировой войны в США был разработан и принят закон о ленд-лизе, основной целью которого было предоставление странам-союзникам военной и гражданской помощи на принципах взаимовыгодного сотрудничества [12]. В отношениях США с Великобританией и Советским Союзом поставки осуществлялись на основе закона о ленд-лизе, в тоже время между Великобританией и СССР они претворялись в жизнь в соответствии с взаимными договорённостями - Соглашением о совместных действиях в войне от 12 июля 1941 г.; Соглашением о товарообороте, кредите и клиринге от 16 августа 1941 г.; Программой обратного ленд-лиза [2, с. 8].

В ноябре 1941 г. через иранский транзитный путь в СССР была переправлена первая партия из 12 американских самолётов. Летом 1942 г. в Иране было создано Советское транспортное управление, которое осуществляло комплексное руководство поставками всеми видами транспорта - по Трансиранской железной дороге, автомобильным дорогам (Захедан - Мешхед) и через Каспийское море. Установление контактов между США, Англией и СССР через Иран сыграло важную роль в бесперебойной доставке в Советский Союз материалов и вооружений. Это было особенно важно в переломный момент Великой отечественной войны  на стыке 1942 - 1943 гг., когда происходили решающие сражения: Сталинградская битва, битва за Кавказ и Курская битва. В 1942 г. южным путём было доставлено 28,8 % всех грузов, полученных СССР по ленд-лизу, а в 1943 г. - 33,5 %. Всего за годы войны почти четверть всех грузов (23,8 %) поступила в Советский Союз этим маршрутом [5, с. 150].

Успешное выполнение всех поставленных задач советскими дипломатическими и военными представителями не могло состояться без взаимодействия с  властями Ирана, а, равно как и с иранским населением, в т.ч. с национальными меньшинствами. Часть Иранского Курдистана находилась в зоне ответственности советских войск, где широко использовались железные дороги и коммуникации, особенно в период Сталинградской битвы. В мае 1942 г. в г. Урмия было проведено совещание, на котором присутствовали: начальник полиции, советский генеральный консул в Тебризе, офицеры Красной Армии и лидеры нескольких курдских племён. Одним из решений совещания стало то, что курды обязались защищать дороги и автомагистрали, проходящие по их районам своими силами [10].

Интересно будет привести заметку корреспондента газеты «Бедер - минир» от 9 ноября 1942 г., в которой он рассказывает о ленд-лизе: «Заслуживает внимание взаимоотношение шофёров военных машин «Ирансовтранса». Одновременно строго соблюдается график отправки машин из Казвина и прибытие их в Пехлеви. Каждый старается совершить рейс в установленное время и не задержать груз. Количество проходимых машин не поддаётся подсчёту. Движение ещё больше увеличилось с тех пор, как иранское правительство объявило войну Германии. Иранцы проявляют свою преданность в борьбе против агрессора» [1, ф. 174, оп.26, п.116, д.42, л.130].

В сложившейся военно-политической ситуации не только Советский Союз был кровно заинтересован в безопасности южных границ, транзите грузов, контролируя иранскую территорию. Это было важно и для Великобритании, которая стремилась не допустить нападения Германии и на Британские острова, и на Британскую Индию - «жемчужину империи». По этому, помощь, шедшая в СССР через «персидский коридор» была увеличена, особенно во время наступления вермахта на Кавказ. Союзники опасались не только прорыва германской армии, но и утраты влияния в этом регионе. В газете «Ирак Таймс» от 18 января 1943 г. было опубликовано интервью начальника генерального штаба Персидско-иракского округа Бейтона, в котором он заявил: «Имеется устойчивое и прогрессивное увеличение размера помощи России через порты Персидского залива. Помощь России является теперь первостепенным по важности заданием для 10-й армии, вызванной к существованию в августе прошлого года для предупреждения возможного вторжения Германии в Персию и Ирак через Россию. Наше долговременное планирование поставок России включает строительство новых портов, причалов, железных дорог и грунтовых путей от Персидского залива на протяжении сотен миль через страну к Тегерану - персидской столице» [1, ф. 174, оп. 26, п. 116, д. 43, л. 52].

Не оставались в стороне и органы государственной безопасности, которыми был внесён существенный вклад в обеспечение безопасности Трансиранской железнодорожной магистрали, по которой в СССР доставлялись военные грузы по ленд-лизу. Легендарный советский разведчик Г. А. Вартанян так вспоминал о руководителе советской резидентуры в Иране И.И. Агаянце: «Созданный Агаянцем агентурный аппарат позволил обеспечить безопасность и сохранность стратегических поставок олова, каучука и других материалов, следовавших в Советский Союз из района Персидского залива через местные порты. Надёжный контроль был установлен над всеми ключевыми пунктами на границах Ирана с СССР, Турцией и Афганистаном. Он наладил взаимоотношения и с иранскими курдами. В горных селениях "советник Авалов" появлялся в национальной одежде, в чалме, в разношенных старых башмаках. Разнообразие в методах работы поразительное» [3, с. 92-93, 104].

Благодаря своевременному вступлению в Иран союзных войск опасность перенесения войны на Ближний и Средний Восток, равно как и в Иранский Курдистан, миновала. Но экономика Ирана была переключена на военные рельсы. На полную мощность работала вся иранская промышленность, давая работу десяткам, сотням тысяч безработных. На транспортировке через Иран военных грузов союзников были заняты десятки тысяч иранских курдов. Союзники закупали на выгодных условиях значительную часть сельскохозяйственной продукции Ирана (хлеб, кожи, скот, лошадей, овец и пр.), в том числе Иранского Курдистана. Во внешнеполитической ориентации иранские курды, в особенности-курды Северо-Западного Ирана, проживавшие на территории контролируемой Красной Армией, сразу же после вступления союзных войск в Иран заняли чёткие антифашистские позиции, многие выражали дружественное отношение к Советскому Союзу [4, с . 105-106].

Особо стоит отметить тот факт, что благодаря поставкам по ленд-лизу удалось высвободить из производства не менее 584 - 690 тыс. квалифицированных работников. За счёт этого можно было бы полностью укомплектовать 39-46 стрелковых дивизий или 10-12 общевойсковых армий [2, с. 233].

Германия, привлекаемая естественными богатствами Ирана, а равно его географическим положением, отводила Тегерану особую роль в геостратегической войне с союзными державами. Иран стал ареной борьбы, где сошлись интересы Берлина, с одной стороны, и Москвы, Лондона и Вашингтона, с другой. Благодаря объединению, взаимной помощи, союзникам удалось переломить ход Второй мировой войны, на начальном этапе складывавшейся для них неудачно.

Выводы: одним из залогов победы над странами «оси» можно назвать  ленд-лиз, ставший проверкой на прочность достигнутых союзных договорённостей. Это победа союзной дипломатии над мировым злом, героизм и мужество советского народа помноженный на самоотверженность англичан и американцев, успешная операция,  проведённая яркими политиками И.В. Сталиным, У. Черчиллем и Ф. Рузвельтом. Планам нацистов разделаться со своими противниками поодиночке не суждено было сбыться. Отчасти этому способствовало курдское население Ирана, которое можно отнести к нашим союзникам на Ближнем и Среднем Востоке, воспринявшее приход Красной Армии как освобождение от притеснений со стороны Тегерана и  подарившей им надежду на достойное будущее своего народа.

Рецензенты:

Оришев А.Б., д.и.н., профессор, заведующий кафедрой истории РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва;

Маловичко С.И., д.и.н., профессор,  РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Магомедханов В.М. ЛЕНД-ЛИЗ: ИРАНСКИЙ КОРИДОР В СССР И КУРДСКИЙ ВОПРОС // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18891 (дата обращения: 07.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674