Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ

Ишханова М.Г. 1 Оршанский А.Ю. 2
1 ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный лингвистический университет»
2 ФГФОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Среда современного информационного общества претерпевает изменения с каждым днем. Эти изменения отражаются и на образовании, основной целью которого является создание необходимых условий для эффективного формирования компетенций у будущих выпускников, которые в дальнейшем обеспечат им востребованность и успешность на рынке труда. Данного рода направление в образовании способствует внедрению в образовательный процесс новых педагогических технологий, основанных на использовании информационных средств обучения, формирующих информационную культуру студентов. Процесс обучения строится на основе принятых ФГОС образования с уклоном на развитие способности к самообучению, не только в период обучения в высшем профессиональном учреждении, но и на протяжении всей жизни.
самостоятельная работа
информационная культура студентов
формирование информационной культуры
педагогические технологии
информационное общество
1. Воробьёв Г.А. Веб-квесты в развитии социокультурной компетенции. Монография. –Пятигорск: ПГЛУ, 2007. – 168 с.
2. Воробьев Г.А. Виртуальная межкультурная среда // Высшее образование в России. – 2007. – № 9. – С. 98-101.
3. Найн А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн; Челяб. фил. ИПО МО РФ. – Челябинск, 1995. – 228 с.
4. Оршанский А.Ю., Очаков А.К. Анализ востребованности выпускников кафедры ИТ филиала РГЭУ (РИНХ) в г. Кисловодске за 2003–2013 гг. // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – Изд-во «Молодой ученый», 2014. – 1160 с.
5. Пидкасистый П.И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман, М.Г. Гарунов. – М.: Пед. о-во РФ, 1999. – 354 с.
6. Склярова И.В. Формирование ИКТ-компетенций старшеклассников при взаимодействии школы и вуза // Детство, отрочество и юность в контексте научного знания. Научно-издательский центр «Социосфера» Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, ШГПИ. Прага, 2013. – С.108-113.
7. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
8. Смирнов С.А. Технологии в обучении // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / С.А. Смирнов. – М., 1999. – 349 с.
Современное информационное общество ежегодно динамично развивается, постоянно предоставляя людям жизненно необходимую информацию. Становление информационного общества обусловлено рядом проблем по обработке и хранению обновляющейся информации, и, как следствие, ведет к широкому использованию новых информационных технологий. На сегодняшний день стимулируется внедрение информационно-коммуникационных социальных отношений в разные социальные сферы жизни людей: образование, медицину, экономику и т.д. Для создания условий продуктивной деятельности, реализуемой «в ногу со временем», требуется производство необходимых информационных продуктов и услуг, а также их применение в соответствующих областях.

Стремительно меняющаяся среда информационного общества напрямую затрагивает сферу образования, приоритетной целью которого является создание необходимых условий для успешного формирования компетенций у будущих выпускников, обеспечивающих им востребованность на рынке труда. Обществу необходимы профессиональные работники, владеющие не только знаниями, умениями и навыками в своей отрасли, но и способные вести непрерывный процесс самообучения на протяжении всей своей профессиональной деятельности. Учитывая тенденции информационного общества, основными инструментами для обеспечения такой деятельности служат информационные технологии. Только человек, обладающий достаточным уровнем информационной культуры, способен к саморазвитию в условиях информационного общества. Другими словами, можно сказать, что образовательный процесс в современном вузе должен быть направлен на решение проблемы формирования и повышения уровня информационной культуры студентов.

С целью повысить уровень компетентности будущих выпускников, в образовательный процесс внедряются новые педагогические технологии, направленные на формирование информационной культуры студентов. Достижение поставленных целей происходит на основе использования ИКТ и информационно-коммуникативных средств в процессе обучения.

Понятие «технология» в педагогической науке стало использоваться сравнительно недавно, и пришло оно из технической области. Этот термин содержит в себе комплекс приемов, способов и методов обучения и воспитания, которые системно реализуются в образовательном процессе. Разработка всего обучающего комплекса возможна только на основе установленных психолого-педагогических требований и всегда приводит к достижению планируемого педагогического результата, при этом допускается приемлемая норма отклонения.

В направлении изучения педагогических технологий работали такие ученные, как В.П. Беспалько, Э.Ф. Зеер, М.М. Левина, В.В. Сластенин. Анализируя их исследования, педагогическую технологию стоит понимать как модель учебно-воспитательного процесса, системно реализуемого в ежедневной учебной ситуации на практике, и позволяющего получать при этом прогнозируемые результаты.

С.А. Смирнов, проводя исследования в данной области, представляет педагогическую технологию в трех направлениях образования:

  • обучения;
  • воспитания;
  • развития [6].

Процесс обучения предполагает использование различных технологий, в то время как, процессы воспитания и развития, являясь частью педагогики, не имеют никакой технической основы. Автор придерживается мнения, что основной целью процесса формирования информационной культуры у учащихся является обучение студентов самоорганизации и индивидуальной культуре в условиях информационного общества.

Исследуя данный феномен педагогики, А.Я. Найн определяет педагогическую технологию методом, с помощью которого достигается результат в учебном процессе, обусловленный определенными нормами и требованиями образования и контролируемый комплексом разработанных образовательных программ, направленных на успешное достижение поставленных целей [3]. К основным признакам педагогической технологии автор относит нормативность, целенаправленность, конструктивность и опосредованность в окружающей среде.

Анализируя его работы, можно выделить ряд общих норм педагогической технологии:

  • единая концепция научного развития;
  • целостность структуры, которая основана на системном подходе;
  • контролируемый учебный процесс, состоящий из постановки целей и планирования образовательной деятельности;
  • успешные результаты образования, реализованные в практической деятельности, после внедрения в обучающие программы;
  • универсальность и практическая пригодность при использовании похожих образовательных программ.

Каждая педагогическая технология обучения направлена на научные идеи. На практике упомянутые идеи апробируются последовательным выполнением конкретных действий обучающего и обучающихся, представляя реально достигнутые результаты учебной деятельности.

Для полноценного представления о конструктивности педагогической технологии необходимо рассмотреть пять ключевых постулатов современной технологии обучения, которые заключаются в следующем [6]:

  • основой любой педагогической технологии является индивидуальный авторский подход к проблеме обучения в условиях современного образования;
  • алгоритм построения педагогической технологии нацелен на достижение ожидаемых учебных результатов. Содержание педагогической технологии выражается в виде коммуникации между обучающим и обучаемыми и организации условий выполнения субъектами учебного процесса определенных операций;
  • реализация задач педагогической технологии осуществляется путем использования современных компьютерных средств с учетом всех индивидуальных особенностей и возможностей обучающегося и предполагает наличие обратной связи между преподавателем и студентами;
  • построение педагогической технологии происходит поэтапно и должно последовательно реализовываться в процессе обучения, обеспечивая достижение всеми учащимися поставленных задач обучения;
  • любая педагогическая технология имеет в своем арсенале необходимый набор диагностических средств измерения результатов обучения, которые имеют свойственные им критерии и показатели полученных учащимися знаний [6].

Опосредованность любой педагогической технологии, формирующей информационную культуру студентов, отражается в овладении учащимися требуемыми образовательными стандартами общепрофессиональными и профессиональными компетенциями в сфере информационных технологий.

При профессиональной подготовке студентов в масштабах общегосударственного образования проблематика формирования информационной культуры постепенно стала занимать особое место.

Основные положения Указа Президента РФ от 20 января 1994 г. «Об основах государственной политики в сфере информатизации» состоят из:

  • Создания и использования системы массового информационного обеспечения населения в разных сферах жизнедеятельности;
  • Создания и развития базовых составных частей инфраструктуры информатизации;
  • Обеспечения информационной культуры и компьютерной грамотности населения».

Для обеспечения реализации всех указанных государством направлений в сфере развития информационного общества, в первую очередь, требуется особенная организация современного учебного процесса. При разработке педагогической технологии обучения в высшей школе необходимо также учитывать, что на данном этапе развития современного образования большинство вузов России осуществили переход на систему подготовки бакалавров, что повлекло за собой изменения в создании педагогических условий. Академические часы были заменены часами для самостоятельной работы, требования к традиционным методам и формам обучения изменились соответственно социальному заказу.

Следует отметить, что одним из эффективных методов обучения студентов является формирование у них информационной культуры и повышения ее уровня на протяжении всего процесса обучения в вузе. Реализация педагогической технологии по формированию информационной культуры студентов предполагает самостоятельную работу учащихся, которая укрепляет их компетентность и мировоззрение в условиях современного информационного общества. Такого рода компетентность подразумевает опыт успешного взаимодействия студентов с источниками информации различных форм, наличие информационного мировоззрения, которое представляет собой общий комплекс взглядов на поток информации в мире и положение человека в этом потоке. Совокупность этих знаний выражается в убеждениях, мотивах, принципах познания и умениях перерабатывать информацию.

П. И. Пидкасистый и М. П. Сибирская рассматривают самостоятельную работу студентов в качестве структурированной деятельности, выстроенной и контролируемой учебными программами [4].

В педагогической технологии формирования информационной культуры наиболее предпочтительно совмещать процесс обучения и самостоятельной работы, увеличивая при этом нагрузку именно в области самостоятельной деятельности учащихся. Одной из главных причин выбранного приоритета в направлении увеличения самостоятельной работы студентов является ежедневное увеличение научной информации, при этом эффективность ее усвоения повышается при самостоятельном изучении и обработке, что приводит к развитию необходимых профессиональных способностей у будущих бакалавров. В процессе самостоятельной работы учащимися приобретается опыт научной деятельности при работе с информацией.

В связи с повсеместной компьютеризацией образования самостоятельная работа студентов, как правило, проводится в интерактивном режиме. В процессе такой деятельности у учащихся усиливается психолого-педагогический аспект, выраженный в осознанности выполняемых заданий. Они приобретают навык организации индивидуальной учебной деятельности, благодаря которому учатся самостоятельно планировать действия для достижения поставленных задач и прогнозировать ожидаемые результаты своих трудов.

Безусловно, самостоятельная образовательная деятельность будет проходить более эффективно с использованием глобальной сети Интернет и информационных технологий. Внедрение подобных педагогических методов в обучающий процесс подробно описывает в своей монографии Г.А. Воробьев. По мнению автора, использование сети Интернет и методически грамотных обучающих программ предоставляет весь необходимый объем контекстуальной информации при взаимодействии обучающего и обучающихся благодаря своей практичности и доступности, а внедрение мультимедийных средств создает вспомогательные аудио и видео условия, которые помогают студенту быстрее адаптироваться в смоделированной учебной ситуации [1].

Учитывая все вышеперечисленные условия разработки и внедрения педагогической технологии в учебный процесс, необходимо уделить внимание определенным педагогическим действиям, из которых будет складываться обучающая работа преподавателя. Целесообразно, в рамках образовательного процесса, с помощью специальных методов обеспечить необходимые условия для формирования информационной культуры учащихся, когда организация педагогических действий направлена на:

  1. выявление у студентов имеющихся способностей работать в сфере информационных технологий;
  2. максимально точную и конкретную количественную оценку выявленных способностей;
  3. грамотный подбор методов обучения, способствующих повышению уровня информационной культуры у студентов;
  4. обеспечение учебного процесса, с соблюдением всех образовательных требований и стандартов;
  5. обучение навыкам самостоятельной работы с информацией с помощью современных компьютерных технологий;
  6. закрепление полученных знаний на практике.

Для полноценного дифференцирования способностей студентов в информационной сфере необходимо определить уровень их знаний, умений и навыков. Уровень информационной культуры студента оценивается путем выявления у него умений и навыков работы с информацией и знания способов ее переработки.

Решение поставленных задач предполагает прохождение трех последовательных этапов. Первый этап строится на обеспечении условий для накопления студентами теоретического материала и практического опыта, полученного в ходе решения поставленных перед ними задач с использованием ресурсов современных компьютерных технологий. На данном этапе происходят разработка и систематизация способов обучающей деятельности по поиску информации и ее обработки - обучение навыку работы с электронными справочно-поисковыми аппаратами библиотек, «википедий», образовательных и научных сайтов и т.д. В результате педагогический воздействий у учащихся происходит формирование навыков поиска, оценки значимости найденной информации, систематизации и схематизации, умения сформулировать запрос поисковым информационным системам в соответствии с условиями задания.

Второй этап формирования информационной культуры предполагает выработку у студентов схем профессионального мышления, развитие опыта работы с электронными ресурсами и информационно-коммуникативными технологиями, предназначенными для анализа и решения возможных проблемных профессиональных ситуаций. Модели ситуаций преподносятся в возрастающем порядке от простых, не требующих специальных навыков работы, к усложняющимся, которые решаются путем комбинированных действий. Достигнутым педагогическим результатом данного этапа является увеличение числа активных действий субъекта обучения в ходе самостоятельной работы. Деятельность студента состоит из: использования и анализа найденной информации, разработки учащимися IT-стратегий своей работы, и последующая апробация их в практических заданиях.

Заключительный этап формирует становление профессионального опыта у учащихся, ориентированного на коммуникацию студентов с помощью осмысленного применения способов презентации информации и самопрезентации с максимальной эффективностью. Подобная работа проводится в рамках возможных профессиональных ситуаций, путем проигрывания предполагаемых статусных ролей.

Все вышеперечисленные этапы педагогической технологии формирования информационной культуры реализуются в учебном процессе в строгой очередности, обеспечивая студентам последовательное усвоение получаемых знаний, и создают все условия для закрепления необходимых навыков и умений работы на практике.

Подводя итоги проведенного исследования, отметим, что каждая педагогическая технология, опирающаяся на стандарты современного образования, находится в прямой зависимости от педагогических условий образовательного процесса. Педагогические условия формирования информационной культуры студентов представляют собой комплекс внутренних и внешних факторов обучающего процесса, которые также являются необходимым основанием для профессиональной подготовки бакалавров. От педагогических условий, созданных вузом, зависит, насколько продуктивно и успешно пройдет процесс обучения и приобретения студентами знаний, умений и навыков будущей профессии.

При разработке педагогической технологии формирования информационной культуры необходимо учитывать заказ общества на подготовку компетентного профессионала. Большое влияние на определение особенностей педагогической технологии оказывает специфика вуза и особенности обучения в нем. Отметим, что для успешного процесса формирования информационной культуры учащихся вуз должен быть оснащен необходимыми средствами массовой коммуникации, которые находятся в общей доступности.

Отметим, что главной целью формирования информационной культуры студентов в процессе обучения в вузе является научить учащихся грамотно работать с информацией, самостоятельно использовать полученные в вузе знания, умения и навыки в своей повседневной жизни и дальнейшей профессиональной деятельности. Студенты должны строить свою деятельность, опираясь на ежедневное использование информационно-коммуникационных средств. Педагогическая технология направлена на стимулирование становления и развития способности будущего выпускника выстраивать содержательный диалог как с самим собой (рефлексия), так и в социуме. Наличие всех условий успешного усвоения учебного материала и полноценного раскрытия индивидуального потенциала каждого студента остается основным принципом создания педагогической технологии.

Рецензенты:

Паштаев Б.Д., д.п.н., заведующий кафедрой высшей математики, «Дагестанский государственный аграрный университет», г. Махачкала;

Узденова С.Б., д.п.н., зав. кафедрой сервиса, туризма и рекреации ФГФОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске, г. Пятигорск.


Библиографическая ссылка

Ишханова М.Г., Оршанский А.Ю. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ПРИЕМЫ, МЕТОДЫ) ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=18880 (дата обращения: 04.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674